
Петер (Питер/Педер) Янсен Вессель Торденшельд (28 октября 1690 – 12 ноября 1720 гг.), обычно называемый Торденшельдом («Громовой щит») – норвежский дворянин и флаг-офицер, состоявший на службе в Королевском датско-норвежском военно-морском флоте
Он с малых лет решил сам строить свою судьбу, и в 1704 г. тайком пробрался на корабль, державший путь в Копенгаген, столицу Датско-норвежского королевства. Петер был активным и коммуникабельным подростком. На корабле он познакомился с капелланом, который помог оплатить учебу юноши в мореходной школе. Дальше он устроился юнгой на купеческих судах, курсировавших между Европой и заморскими колониями (в Гвинею и на Карибы).
К 1711 г. Петер накопил достаточно опыта, чтобы его перевели в Королевский флот Дании в звании лейтенанта. Служил он на фрегате («Постильон»), добился признания датского адмирала. Последний заметил его талант и доверил командовать 4-пушечным шлюпом, а после – 6-пушечным, а потом и 18-пушечным гребным фрегатом «Левандальс Галлей». На нем он участвовал в Северной войне против шведов. Ему поручали задачи разведки у вражеских берегов ... учитывая его неуемный и дерзкий характер …
Вессель был импульсивным человеком, который никогда не задумывался о последствиях своих действий, чем часто вызывал неудовольствие начальства. Так, в 1713 г. он начал донимать оскорбительными письмами губернатора шведского Гетеборг, в которых высмеивал шведов, обвиняя их в том, что они только и умеют, что нападать на торговые суда, а сразиться с настоящим военным кораблём – слабо. Затем он дерзко призвал шведского губернатора прислать за ним корабль, поскольку слышал, что за его голову назначена награда, а к месту расчёта привык прибывать с комфортом. В итоге разъярённый губернатор написал жалобу старшему генералу в Норвегию, который переправил кляузу сразу королю Дании Фредерику IV. Весселю было объявлено королевское внушение – воевать воюй, но противника недостойными словами больше не оскорблять.
Дальнейшему продвижению по службе помогло очередное знакомство: молодого Весселя как-то доставили на палубу флагмана адмирала Нильса Барфоеда, ожидавшего данных разведки. И Петер так уверенно и красноречиво отчитался перед начальством, что находившийся там генерал-губернатор Норвегии Вальдемар Лёвендаль заинтересовался им.
Благодаря протекции Лёвендаля Петер получил под управление фрегат с 18 орудиями на борту. Воевал он дерзко, хорошо ориентируясь во фьордах (шведы вообще не любят вспоминать имя этого храброго датчанина с норвежскими корнями). Особенно интересен случай, когда в 1714 г. (26 июля 1715 г. недалеко от Линдеснеса (Норвегия) Вессель, идя под голландским флагом (собственно, это был единственный способ маскировки, доступный в ту пору), обнаружил фрегат «Ольбинг Галлей») Петер Вессель, ходивший под голландским флагом, наткнулся на 28-пушечный корабль (капитана Бактманна) под английским флагом. Ни один, ни второй друг другу не поверили и, сблизившись, подняли датский и шведский флаги ... Бой продолжался около 14 часов, пока на фрегате Весселя не закончились боеприпасы. После чего он отправил гонца к своему противнику с сообщением, что стрельбу прекращает не по причине трусости, а ввиду не зависящих от него обстоятельств. И между делом попросил (по другой версии попросил продать) немного пороха и ядер, чтобы продолжить бой. Противник делиться ценным ресурсом не стал – на том и разошлись ...
Об этом случае Вессель отчитался начальству в Копенгагене, адмиралы углядели в его действиях как минимум два нарушения. Во-первых, лейтенант пошел на неоправданный риск, вступая в бой с куда более мощным по вооружению кораблем. Во-вторых, он передал врагу секретные военные сведения, не подлежащие разглашению. Весселю вспоминали и прошлые его нарушения. Считается, что характер молодого моряка нажил своему владельцу немало врагов в Королевском флоте Дании. В конце 1714 г. военный трибунал принял решение по его делу: оправдан – так решили 10 из 14 членов судейской коллегии. Все же, несмотря на своенравие Петера, нельзя было не признать его профессионализм.
Сразу после суда он пробился на прием к датскому королю Фредерику IV. Идя к Его Величеству, он держал в руке два документа: оправдательный приговор и личное прошение повысить его до капитана.
В 1715 г. капитан Вессель поддерживал с моря осаду города Штральзунд в Шведской Померании. Эту землю, захваченную еще в прошлом веке (в ходе Тридцатилетней войны), шведы использовали как плацдарм для военных походов против Саксонии, Польши и России. В это время Вессель стал «бичом шведов». Он разбил небольшой шведский флот в Каттегате и захватил фрегат под названием «Белый орел», который сделал своим флагманом. 8 августа 1715 г. он снова отличился при Райгене, где сражался с другим шведским отрядом. Несмотря на значительно меньшее количество орудий, Весселю, благодаря мужеству, изобретательности и мастерству, удалось обратить вражеские корабли в бегство.
За успешные действия в борьбе с вражескими кораблями, пытавшимися деблокировать Штральзунд, Весселя (24 февраля 1716 г.) возвели в дворянское достоинство (он был посвящен королем в рыцари). Вместе с титулом он получил имя Торденшельд («Громовой щит»).
В следующем году шведы вторглись в Норвегию (в то время она принадлежала Дании) и осадили Фредрикстад. При этом снабжалась их военная кампания с моря. Шведские транспортники прятались во фьордах, будучи уверенными, что датские корабли не обнаружат их. Но от Торденшельда они спастись не смогли. Его 4 фрегата и 3 галеры зажали в Дюнекилен-фьорде около 20 транспортных судов при эскорте в 15 военных кораблей (от 5 до 24 пушек каждый) и разгромили их, захватив много призов. За эту операцию Петера повысили до звания командора.
8 июля 1716 г. Петер Торденшельд имея всего шесть кораблей одержал свою величайшую победу в битве при Дюнекилене. Датско-норвежская флотилия нанесла поражение шведам, расположившим свои боевые корабли и другие суда в оборонительном порядке, а также разрушила на острове небольшой форт, вооружённый несколькими орудиями. После того как самый крупный из шведских кораблей «Стенбок» спустил флаг, лёгкие суда выбросились на берег и были покинуты экипажами. За эту победу Торденшельд обрёл всенародное признание, был повышен в звании до командора и получил под начало Каттегатскую эскадру.
В дальнейшем он продолжил громить шведа на море. При этом его враги из морского ведомства Дании действуют куда успешнее – против Торденшельда снова выдвигают обвинения. И на сей раз ему помогает избежать последствий датский адмирал Ульрик Гюльденлёве, граф Самсё.
Торденшельд, воодушевлённый большим успехом, решил попытать счастья у Гётеборга. К тому времени к городу уже подошли датские сухопутные части, поэтому адмирал решил сосредоточиться на островных батареях Хизингена (островок, расположенный между двумя рукавами Гёта-Эли). Покинув Марстранд утром 1 августа, он уже в полдень был перед устьем реки у Гётеборга. Первыми вступили в действие две плавучие батареи и бомбардирский корабль. Буксируемые галерами, они заняли позиции к западу от крепости. На остров сгрузили мортиры, которые открыли беспокоящий огонь по Хизингену. На следующий день Торденшельд покинул эскадру для встречи короля, оставив за себя командор-капитана Хоппе, который продолжил бомбардировки. Но поднялся шквалистый ветер, который вынудил корабли датчан отступить. Этот бой закончился ничем.
С известием о смерти короля Швеции в 1718 г. (Карла XII (был убит при осаде Фредериксхальда)) датский монарх (Фредерик IV получил эти новости от Весселя) удостоил Петера Весселя-Торденшельда чина контр-адмирала, оценивая таким образом его вклад в войну (которая продолжается до 1720 г). В 1719 г. адмирал Торденшельд блокировал и нанёс сокрушительное поражение шведскому гетеборгскому флоту при Марстранде. Существует байка, что Торденшельд, после разгрома флота, обманом заставил капитулировать гарнизон шведской цитадели. Адмирал выводил датские войска на городскую площадь и гонял их по кругу в пределах видимости противника, создавая впечатление, что осаждающих больше, чем на самом деле. Так или иначе, но в награду за очередной успех Торденшельд был повышен до чина вице-адмирала.
А погиб он на дуэли в 1720 г. (ему было всего лишь 30 лет), сцепившись (в Ганновере) с неким полковником (Якоб Аксель фон Гольштейн) во время игры (Петер обвинил противника в шулерстве и отхлестал его по щекам) в карты и погиб в 30 лет в бесчестном поединке (Петера обманом вынудили биться с парадной шпагой в руках, тогда как его противник был вооружен тяжелым палашом) с бретером и был похоронен (в Копенгагене (в церкви Холмена)) без всяких почестей, поскольку участников дуэлей тогда не жаловали (дуэли были запрещены).
Зато сегодня он национальный герой сразу двух стран – Норвегии и Дании.