Нураг или нурага — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния с конца II тыс. до н.э. и до захвата острова римлянами. Всего на острове учеными найдено около 8000 нурагов. По оценкам учёных, когда-то их количество могло достигать 20000-30000. В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Наиболее известным нурагом является комплекс Су-Нуракси-ди-Барумини. Среди других известных: Серра-Орриос, Альгеро, Тэрральба, Тискали, Макомер, Аббасанта, Орроли, Саррок, Ольбия, Вилановафорру. Среди зарубежных исследователей нурагов наиболее известны М. Паллоттино и Дж. Лиллиу. В России нурагической проблемой занимались А.И. Немировский и его ученица Т.П. Кац.
Аналогичные нурагической культуры существовали в бронзовом веке на Балеарских островах (талайоты) и на Корсике (торре), а также на острове Пантеллерия (сесиоты).
Античные авторы считали первым сардинским городом Нору, а его основателем — Норакса. В нурагический период Сардинию населяли балары, иолаи, корсы. Говорили они на нурагическом языке.
Сардиния изобиловала крупными каменными сооружениями ещё в донурагический период, в III тыс. до н.э. (гробницы гигантов). В это время на Сардинии существовали развитые культуры Арцакена и Оциери.
В конце II тыс. до н.э., предположительно в результате вторжения народа из Восточного Средиземноморья, обладавшего развитыми познаниями в металлургии, местная мегалитическая культура трансформируется, и вместо богато раскрашенных, но примитивных по архитектуре гробниц возникают многочисленные нураги. Античная традиция связывает эти преобразования с миграцией баларов из региона северо-восточной Иберии (Сердань), где в античный период обитали сордоны и керетаны.
Первые, примитивные протонураги и / или псевдонураги относятся к археологическим культурам Боннанаро и Суб-Боннанаро (первая относилась к донурагическому населению, тогда как вторая, по-видимому, была непосредственным предком культуры строителей нурагов).
Спорным является вопрос о связи строителей нурагов с «народами моря». Происхождение и этническая принадлежность строителей нурагов непонятны, хотя с большой уверенностью они не были индоевропейцами.
По мнению А.И. Немировского, не получившему широкой поддержки, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Изделия искусства нурагической культуры действительно обнаруживают сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями Восточного Средиземноморья.
Типичный нураг расположен на равнине с панорамным обзором и имеет форму усечённой конической башни, напоминающей пчелиный улей. Сооружение не имеет фундамента и стоит только за счёт общей массы собственных камней. Вес отдельных камней в нурагах может достигать нескольких тонн. Некоторые нураги по высоте достигают 20 м.
Назначение нурагов остаётся непонятным: это могли быть храмы, обычные жилища, резиденции правителей, военные укрепления, места встречи вождей, либо сочетать перечисленные функции. Некоторые из нурагов расположены в стратегически важных местах, из которых можно было контролировать важные дороги. Несомненно, нураги имели символическое значение. Небольшие модели нурагов были обнаружены при раскопках святилищ (например, в храме-лабиринте Су-Романеску около Битти в центральной части Сардинии).
Нураги следует отличать от «гробниц гигантов», возникших при предшествующих культурах, однако, возможно, продолжавших сооружаться строителями нурагов. Некоторые авторы отличают от нурагов так называемые «нурагические селения», в которых имеется коридор или система коридоров. Среди других древних сооружений Сардинии следует упомянуть священные жилища, «священные колодцы», святилища и пристройки.
По мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была наиболее «продвинутой» в западном Средиземноморье своего времени, превосходя по сложности конструкций даже здания Греции.
Датировка сооружения нурагов является спорной; некоторые протонураги датируются серединой IV тыс. до н.э., однако большинство было сооружено в период среднего бронзового века, XVIII — XV вв. до н.э., или же в поздний бронзовый век. Нураги продолжали использоваться до вторжения римлян во II в. до н.э.
Характерными для нурагической культуры являются бронзовые статуэтки, известные как «бронзетто». Типичные сюжеты статуэток: изображения вождей, охотников или борцов, животных, реже — женщин. Технология исполнения бронзовых статуэток чужда другим синхронным культурам Западного Средиземноморья, и в то же время имеет чёткие синхронные аналоги на Кипре и в Леванте (а также более поздние в Иберии (Испании)).
Нурагическое искусство включает резьбу по камню и статуэтки, изображающие женские божества (Танит, основное божество — богиня); с другой стороны, нередко данные статуэтки рассматриваются как результат влияния финикиян.
Аналогичные нурагической культуры существовали в бронзовом веке на Балеарских островах (талайоты) и на Корсике (торре), а также на острове Пантеллерия (сесиоты).
Античные авторы считали первым сардинским городом Нору, а его основателем — Норакса. В нурагический период Сардинию населяли балары, иолаи, корсы. Говорили они на нурагическом языке.
Сардиния изобиловала крупными каменными сооружениями ещё в донурагический период, в III тыс. до н.э. (гробницы гигантов). В это время на Сардинии существовали развитые культуры Арцакена и Оциери.
В конце II тыс. до н.э., предположительно в результате вторжения народа из Восточного Средиземноморья, обладавшего развитыми познаниями в металлургии, местная мегалитическая культура трансформируется, и вместо богато раскрашенных, но примитивных по архитектуре гробниц возникают многочисленные нураги. Античная традиция связывает эти преобразования с миграцией баларов из региона северо-восточной Иберии (Сердань), где в античный период обитали сордоны и керетаны.
Первые, примитивные протонураги и / или псевдонураги относятся к археологическим культурам Боннанаро и Суб-Боннанаро (первая относилась к донурагическому населению, тогда как вторая, по-видимому, была непосредственным предком культуры строителей нурагов).
Спорным является вопрос о связи строителей нурагов с «народами моря». Происхождение и этническая принадлежность строителей нурагов непонятны, хотя с большой уверенностью они не были индоевропейцами.
По мнению А.И. Немировского, не получившему широкой поддержки, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Изделия искусства нурагической культуры действительно обнаруживают сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями Восточного Средиземноморья.
Типичный нураг расположен на равнине с панорамным обзором и имеет форму усечённой конической башни, напоминающей пчелиный улей. Сооружение не имеет фундамента и стоит только за счёт общей массы собственных камней. Вес отдельных камней в нурагах может достигать нескольких тонн. Некоторые нураги по высоте достигают 20 м.
Назначение нурагов остаётся непонятным: это могли быть храмы, обычные жилища, резиденции правителей, военные укрепления, места встречи вождей, либо сочетать перечисленные функции. Некоторые из нурагов расположены в стратегически важных местах, из которых можно было контролировать важные дороги. Несомненно, нураги имели символическое значение. Небольшие модели нурагов были обнаружены при раскопках святилищ (например, в храме-лабиринте Су-Романеску около Битти в центральной части Сардинии).
Нураги следует отличать от «гробниц гигантов», возникших при предшествующих культурах, однако, возможно, продолжавших сооружаться строителями нурагов. Некоторые авторы отличают от нурагов так называемые «нурагические селения», в которых имеется коридор или система коридоров. Среди других древних сооружений Сардинии следует упомянуть священные жилища, «священные колодцы», святилища и пристройки.
По мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была наиболее «продвинутой» в западном Средиземноморье своего времени, превосходя по сложности конструкций даже здания Греции.
Датировка сооружения нурагов является спорной; некоторые протонураги датируются серединой IV тыс. до н.э., однако большинство было сооружено в период среднего бронзового века, XVIII — XV вв. до н.э., или же в поздний бронзовый век. Нураги продолжали использоваться до вторжения римлян во II в. до н.э.
Характерными для нурагической культуры являются бронзовые статуэтки, известные как «бронзетто». Типичные сюжеты статуэток: изображения вождей, охотников или борцов, животных, реже — женщин. Технология исполнения бронзовых статуэток чужда другим синхронным культурам Западного Средиземноморья, и в то же время имеет чёткие синхронные аналоги на Кипре и в Леванте (а также более поздние в Иберии (Испании)).
Нурагическое искусство включает резьбу по камню и статуэтки, изображающие женские божества (Танит, основное божество — богиня); с другой стороны, нередко данные статуэтки рассматриваются как результат влияния финикиян.
Вложения
-
554 байт Просмотры: 0