Древние архитектурные мегалитические памятники. Нураги

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
1666841566236.jpeg
Центральная башня нурага Сант-Антине Торральба
Нураг или нурага — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния с конца II тыс. до н.э. и до захвата острова римлянами. Всего на острове учеными найдено около 8000 нурагов. По оценкам учёных, когда-то их количество могло достигать 20000-30000. В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Наиболее известным нурагом является комплекс Су-Нуракси-ди-Барумини. Среди других известных: Серра-Орриос, Альгеро, Тэрральба, Тискали, Макомер, Аббасанта, Орроли, Саррок, Ольбия, Вилановафорру. Среди зарубежных исследователей нурагов наиболее известны М. Паллоттино и Дж. Лиллиу. В России нурагической проблемой занимались А.И. Немировский и его ученица Т.П. Кац.
1666841803519.png
Бронзовая модель нурага
Аналогичные нурагической культуры существовали в бронзовом веке на Балеарских островах (талайоты) и на Корсике (торре), а также на острове Пантеллерия (сесиоты).
Античные авторы считали первым сардинским городом Нору, а его основателем — Норакса. В нурагический период Сардинию населяли балары, иолаи, корсы. Говорили они на нурагическом языке.
1666841874936.jpeg
Нурагическая статуэтка. Человек в шлеме с рогами
Сардиния изобиловала крупными каменными сооружениями ещё в донурагический период, в III тыс. до н.э. (гробницы гигантов). В это время на Сардинии существовали развитые культуры Арцакена и Оциери.
В конце II тыс. до н.э., предположительно в результате вторжения народа из Восточного Средиземноморья, обладавшего развитыми познаниями в металлургии, местная мегалитическая культура трансформируется, и вместо богато раскрашенных, но примитивных по архитектуре гробниц возникают многочисленные нураги. Античная традиция связывает эти преобразования с миграцией баларов из региона северо-восточной Иберии (Сердань), где в античный период обитали сордоны и керетаны.
Первые, примитивные протонураги и / или псевдонураги относятся к археологическим культурам Боннанаро и Суб-Боннанаро (первая относилась к донурагическому населению, тогда как вторая, по-видимому, была непосредственным предком культуры строителей нурагов).
Спорным является вопрос о связи строителей нурагов с «народами моря». Происхождение и этническая принадлежность строителей нурагов непонятны, хотя с большой уверенностью они не были индоевропейцами.
По мнению А.И. Немировского, не получившему широкой поддержки, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию. Изделия искусства нурагической культуры действительно обнаруживают сходство как с этрусским искусством, так и с изделиями Восточного Средиземноморья.
Типичный нураг расположен на равнине с панорамным обзором и имеет форму усечённой конической башни, напоминающей пчелиный улей. Сооружение не имеет фундамента и стоит только за счёт общей массы собственных камней. Вес отдельных камней в нурагах может достигать нескольких тонн. Некоторые нураги по высоте достигают 20 м.
Назначение нурагов остаётся непонятным: это могли быть храмы, обычные жилища, резиденции правителей, военные укрепления, места встречи вождей, либо сочетать перечисленные функции. Некоторые из нурагов расположены в стратегически важных местах, из которых можно было контролировать важные дороги. Несомненно, нураги имели символическое значение. Небольшие модели нурагов были обнаружены при раскопках святилищ (например, в храме-лабиринте Су-Романеску около Битти в центральной части Сардинии).
1666841943598.jpeg
Нурагическая статуэтка. Воин
Нураги следует отличать от «гробниц гигантов», возникших при предшествующих культурах, однако, возможно, продолжавших сооружаться строителями нурагов. Некоторые авторы отличают от нурагов так называемые «нурагические селения», в которых имеется коридор или система коридоров. Среди других древних сооружений Сардинии следует упомянуть священные жилища, «священные колодцы», святилища и пристройки.
По мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была наиболее «продвинутой» в западном Средиземноморье своего времени, превосходя по сложности конструкций даже здания Греции.
Датировка сооружения нурагов является спорной; некоторые протонураги датируются серединой IV тыс. до н.э., однако большинство было сооружено в период среднего бронзового века, XVIII — XV вв. до н.э., или же в поздний бронзовый век. Нураги продолжали использоваться до вторжения римлян во II в. до н.э.
Характерными для нурагической культуры являются бронзовые статуэтки, известные как «бронзетто». Типичные сюжеты статуэток: изображения вождей, охотников или борцов, животных, реже — женщин. Технология исполнения бронзовых статуэток чужда другим синхронным культурам Западного Средиземноморья, и в то же время имеет чёткие синхронные аналоги на Кипре и в Леванте (а также более поздние в Иберии (Испании)).
Нурагическое искусство включает резьбу по камню и статуэтки, изображающие женские божества (Танит, основное божество — богиня); с другой стороны, нередко данные статуэтки рассматриваются как результат влияния финикиян.
 

Вложения

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх