Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822 гг.) — знаменитый российский портретист, писавший парадные портреты многих влиятельных вельмож и государственных деятелей, в том числе императрицы Екатерины II, и цесаревича Павла, получивший звание академика академии наук и преподававший там в портретном классе. Был масоном, одним из членов ложи «Умирающий сфинкс».
Левицкий расширил российскую живопись XVIII в., сумел принести в уже устаревающие традиции классицизма непосредственность и гармонично показать природное обаяние написанных им людей. Он умел великолепно писать парадные портреты, всегда находил выгодные ракурсы, позы и жесты, использовал насыщенные и яркие цвета, но при этом они были очень гармоничны по тонам, и создавали единый образ. Портреты Левицкого часто камерные, живые, в них нет холодной бездушности и отчуждённости.
Он, как и позднее Валентин Серов, не приукрашивал своих заказчиков, даже женские портреты у него естественные, всегда безупречно точно подчёркивают индивидуальные особенности лица, даже в ущерб классическим канонам красоты. Для XVIII в. это было не совсем привычно. Но Левицкому всё прощалось, заказчики понимали, что он выдающийся мастер портрета и не требовали писать в исключительно парадно-напыщенной манере, полностью игнорируя правду жизни.
В своё время Левицкого небезосновательно считали лучшим российским портретистом XVIII в., но уже в XIX в. забыли. Его творчество было вытеснено другим мастером кисти — Орестом Кипренским. А следом уже набрали силу и известность русские передвижники Иван Крамской, Илья Репин и Василий Перов, то картины Левицкого стали казаться устаревшими, помпезными и неестественными. Вот только для своего времени его полотна были по-настоящему новаторскими и сравниться с Левицким мог только другой выдающийся портретист — британец Томас Гейнсборо.
Дмитрий родился в Киеве. Его отец происходил из рода запорожских казаков. Он был художником и гравером, работал в Киево-Печерской типографии, а в 1738 гг. стал священником. Он сделал две вещи, чтобы его сын состоялся как художник — изменил свою фамилию Нос на более благозвучную Левицкий и давал молодому Дмитрию первые уроки живописи. В итоге, когда Дмитрий подрос, он пошёл в ученики к художнику Алексею Антропову. Тот придерживался достаточно оригинальных взглядов, например, всерьёз считал, что Академия художеств ничему хорошему научить не сможет, а способна лишь загубить любой талант бесконечными повторениями изображения уже устаревших античных образцов в стиле классицизма.
В 1758 г. Левицкий уехал из Киева в Петербург, где поступил в Академию художеств. Во время учебы он писал на заказ портреты, расписывал православные храмы, в том числе деревянную церковь Рождества Христова на Песках. По распоряжению правительства, в 1762 г. Левицкого, вместе с другими художниками направили в Москву. Живописцы создали панно на триумфальных воротах, которые возвели в городе в честь коронации Екатерины II. В эти же годы вместе с художником Василием Васильевским Левицкий работал над другим государственным заказом. Он писал иконы для Храма великомученицы Екатерины на Всполье, который в 1760-х гг. отреставрировали по поручению императрицы. Однако Василевский и Левицкий не сразу отдали готовые произведения заказчикам. Художникам долго не платили за их работу, а они требовали полного погашения долга. В приказе Министерства императорского двора писали: «Изготовленных иконостасов и написанных образов подрядчики безденежно не отдают». Иконы поместили в церкви только после оплаты заказа, а освятили храм в присутствии Екатерины II.
В 1768 г. Дмитрий Левицкий вернулся в Петербург. Живописец участвовал в выставках Академии художеств. В 1770 г. за портрет ректора Александра Кокорина он получил звание академика. В следующем году приказом Совета Академии художеств Левицкого назначили руководителем портретного класса: «Класс портретной препоручить обучать господину академику Левицкому». Им живописец руководил до 1788 г.
В конце 1760-х гг. Дмитрий Левицкий стал одним из самых популярных портретистов России. Художник получал заказы как от правительства, так и от дворянских семей Петербурга.
И пошли хорошо оплачиваемые заказы. Левицкий стал ведущим российским портретистом, возможно потому, что в отличие от Фёдора Рокотова не подобострастничал перед своими заказчиками.
Последняя четверть XVIII в. — возможно, самое благоприятное время в жизни Левицкого. Он перебирается в Петербург, удачно жениться, в его доме часто принимают гостей самого высокого ранга, а хозяева славятся гостеприимством.
Вскоре Левицкий вступил в масонскую ложу. За него выступил поручителем русский просветитель Николай Новиков. Правда, впоследствии Левицкий с масонством порвал и вообще чурался всякой мистики, которая была очень популярна в то время.
Но в XIX в. лучшее время Левицкого уже ушло.
Старость Левицкого была невесёлой. Он почти ослеп, писать картины уже не смог, тихо доживал свой век в доме на Васильевском острове. Про него все забыли, никому не было дела до некогда известного художника. Левицкий тихо умер на 87 году жизни, его похоронили на Смоленском кладбище. Могила художника до наших дней не сохранилась.
Левицкий расширил российскую живопись XVIII в., сумел принести в уже устаревающие традиции классицизма непосредственность и гармонично показать природное обаяние написанных им людей. Он умел великолепно писать парадные портреты, всегда находил выгодные ракурсы, позы и жесты, использовал насыщенные и яркие цвета, но при этом они были очень гармоничны по тонам, и создавали единый образ. Портреты Левицкого часто камерные, живые, в них нет холодной бездушности и отчуждённости.
Портрет Марии Алексеевны Дьяковой | Портрет Дени Дидро | Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова |
В своё время Левицкого небезосновательно считали лучшим российским портретистом XVIII в., но уже в XIX в. забыли. Его творчество было вытеснено другим мастером кисти — Орестом Кипренским. А следом уже набрали силу и известность русские передвижники Иван Крамской, Илья Репин и Василий Перов, то картины Левицкого стали казаться устаревшими, помпезными и неестественными. Вот только для своего времени его полотна были по-настоящему новаторскими и сравниться с Левицким мог только другой выдающийся портретист — британец Томас Гейнсборо.
Дмитрий родился в Киеве. Его отец происходил из рода запорожских казаков. Он был художником и гравером, работал в Киево-Печерской типографии, а в 1738 гг. стал священником. Он сделал две вещи, чтобы его сын состоялся как художник — изменил свою фамилию Нос на более благозвучную Левицкий и давал молодому Дмитрию первые уроки живописи. В итоге, когда Дмитрий подрос, он пошёл в ученики к художнику Алексею Антропову. Тот придерживался достаточно оригинальных взглядов, например, всерьёз считал, что Академия художеств ничему хорошему научить не сможет, а способна лишь загубить любой талант бесконечными повторениями изображения уже устаревших античных образцов в стиле классицизма.
В 1758 г. Левицкий уехал из Киева в Петербург, где поступил в Академию художеств. Во время учебы он писал на заказ портреты, расписывал православные храмы, в том числе деревянную церковь Рождества Христова на Песках. По распоряжению правительства, в 1762 г. Левицкого, вместе с другими художниками направили в Москву. Живописцы создали панно на триумфальных воротах, которые возвели в городе в честь коронации Екатерины II. В эти же годы вместе с художником Василием Васильевским Левицкий работал над другим государственным заказом. Он писал иконы для Храма великомученицы Екатерины на Всполье, который в 1760-х гг. отреставрировали по поручению императрицы. Однако Василевский и Левицкий не сразу отдали готовые произведения заказчикам. Художникам долго не платили за их работу, а они требовали полного погашения долга. В приказе Министерства императорского двора писали: «Изготовленных иконостасов и написанных образов подрядчики безденежно не отдают». Иконы поместили в церкви только после оплаты заказа, а освятили храм в присутствии Екатерины II.
В 1768 г. Дмитрий Левицкий вернулся в Петербург. Живописец участвовал в выставках Академии художеств. В 1770 г. за портрет ректора Александра Кокорина он получил звание академика. В следующем году приказом Совета Академии художеств Левицкого назначили руководителем портретного класса: «Класс портретной препоручить обучать господину академику Левицкому». Им живописец руководил до 1788 г.
В конце 1760-х гг. Дмитрий Левицкий стал одним из самых популярных портретистов России. Художник получал заказы как от правительства, так и от дворянских семей Петербурга.
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия | Портрет Николая Ивановича Новикова | Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущовой, и княжны Екатерины Николаевны Хованской |
Последняя четверть XVIII в. — возможно, самое благоприятное время в жизни Левицкого. Он перебирается в Петербург, удачно жениться, в его доме часто принимают гостей самого высокого ранга, а хозяева славятся гостеприимством.
Вскоре Левицкий вступил в масонскую ложу. За него выступил поручителем русский просветитель Николай Новиков. Правда, впоследствии Левицкий с масонством порвал и вообще чурался всякой мистики, которая была очень популярна в то время.
Но в XIX в. лучшее время Левицкого уже ушло.
Старость Левицкого была невесёлой. Он почти ослеп, писать картины уже не смог, тихо доживал свой век в доме на Васильевском острове. Про него все забыли, никому не было дела до некогда известного художника. Левицкий тихо умер на 87 году жизни, его похоронили на Смоленском кладбище. Могила художника до наших дней не сохранилась.