Игорь Грабарь

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Игорь Грабарь родился в 1871 г. в Австро-Венгрии (сегодня — Венгрия), в Будапеште. Его отец Эммануил Грабарь был юристом и депутатом венгерского парламента. Из-за своих русофильских взглядов он в 1876 г. был вынужден уехать в Россию. В городе Егорьевске Рязанской губернии Эммануил Грабарь поступил учителем в местную гимназию. Позднее к нему перебрались жена и дети.
Искусство Игорь Грабарь полюбил еще в детстве: «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей». Мальчик рисовал по воображению и копировал портреты военных из журналов. В гимназии Егорьевска, где он учился, рисование преподавал местный художник, он то и заинтересовал Грабаря живописью.
В 1882 г. 11-ти летний Игорь Грабарь отправился на учебу в Московский Императорский лицей в память цесаревича Николая. Жизнь в лицее оказалась непростой. Он был там «живущим стипендиатом», а окружали его мальчики из состоятельных семей, которые не упускали возможности подшутить над бедностью Грабаря. И тогда он ушел с головой в учебу, живопись и рисование.
Грабарь закончил учебу в лицее с отличием, из Москвы он отправился в столицу. В 1889 г. он поступил сразу на два факультета Петербургского университета — юридический и историко-филологический.
Тяга к искусству привела Грабаря в мастерскую знаменитого педагога, профессора Павла Чистякова.
Игорь Грабарь выбрал карьеру художника: после окончания университета он в 1894 г. поступил в Академию художеств, где занимался в студии у Ильи Репина. Через год Грабарь отправился в свое первое путешествие по Европе, которое затянулось на несколько лет. Он побывал во Франции и Италии, учился в популярной у европейских мастеров студии художника-педагога Антона Ашбе в Мюнхене. Вскоре он уже и сам там преподавал, возглавив одно из отделений школы, и продолжал изучать живопись, скульптуру и архитектуру.
В столице России он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». В 1903 г. живописец переехал из Петербурга в Москву. На одной из московских выставок он встретил художника Николая Мещерина, и тот пригласил Грабаря в свою усадьбу Дугино. С тех пор он подолгу бывал в усадьбе и здесь же встретил будущую жену Валентину, племянницу Николая Мещерина.
Грабарь стал редактором и автором нескольких ключевых разделов в многотомнике для издательства Иосифа Кнебеля. Талантливый литератор и исследователь, Игорь Грабарь оставил потомкам целую галерею удивительно точных глубоких словесных портретов своих современников – живописцев, скульпторов, архитекторов, тех, чьи жизненные истории происходили у него на глазах. И всё же, не умаляя собственных достижений на поприще защиты и сохранения культурных ценностей, Игорь Эммануилович всегда считал себя, в первую очередь, именно художником, а потом уже всем остальным.
В 1913 г. Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею (был директором до 1925 г.).
Грабарь составил первый научный каталог галереи: под его руководством проверили и заново описали более 4000 экспонатов. Он приобрел для Третьяковской галереи картины классиков русского искусства (Кипренский, Федотов и другие).
После Октябрьской революции художник остался в России и занимался административной музейной работой. В 1918 г. по его инициативе в Москве открыли Центральные реставрационные мастерские.
В 1930-е гг. художник много путешествовал по миру, его приглашали многие музеи в качестве эксперта-искусствоведа. Он был инициатором создания Городка художников: на улице Верхняя Масловка в Москве.
Позднее художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова. На закате жизни Игорь Грабарь поселился в дачном поселке Абрамцево, любимом месте многих русских художников. В 1960 г. Игорь Грабарь умер. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
1691309685050.png
Могила Грабаря на Новодевичьем кладбище Москвы
1691309741495.png
1691309787185.png
1691309797663.png
1691309827843.png
1691309837158.png
1691309870427.png
1691309880988.png
1691309914148.png
1691309924595.png
1691309957544.png
1691309967312.png
1691309999801.png
1691310010099.png
1691310040427.png
1691310049755.png
1691310078723.png
1691310087501.png
1691310155495.png
1691310174000.png
1691310253318.png
1691310266397.png
1691310275968.png
Грабарь И.Э. «Зимнее утро»
Грабарь И.Э. «Иней»
Грабарь И.Э. «Морозное утро. Розовые лучи»
Любимым временем года у художника была зима; в холодных зимних пейзажах он видел невероятное очарование, которое стремился максимально точно передать на холсте. В студёные солнечные дни Грабарь в буквальном смысле слова зарывался вместе с мольбертом в снег, чтобы оттуда, из глубоких траншей, любоваться радужным сиянием мельчайших ледяных кристаллов на берёзах. Белые мохнатые от инея ветви на фоне небесного ультрамарина не просто сверкали; они мелодично звучали, наполняя безмолвные окрестности чистым хрустальным звоном.
1691310294743.png
1691310303453.png
1691310313354.png
Грабарь И.Э. «Иней»
Грабарь И.Э. «Иней»
Грабарь И.Э. «Роскошный иней»
Многократно возвращаясь к пейзажам с инеем, живописец стремился наиболее точно передать объём, свечение, многоцветность этого волшебного ледяного эффекта с помощью обычных красок; он словно соревновался с самой природой в мастерстве. Во время коротких пленэров, пока палитра окончательно не замерзала на морозе, мастер спешил запечатлеть на холсте сиюминутную игру солнечного света, тысячекратно преломлённого в крошечных снежных гранях. Неслучайно период увлечённости Грабаря русской зимой, выпавший на 1905 – 1908 гг., считается подлинно импрессионистским, хотя сам Игорь Эммануилович никогда не баловался подражательством французским метрам, вырабатывая собственные приёмы в передаче световой гармонии.
1691310334722.png
Грабарь И.Э. «Сказка инея и восходящего солнца»
Художественные эксперименты Грабаря оказались не напрасными: ослепительная картина парящего в воздухе инея оживает на глазах у изумлённых зрителей, и дух захватывает от холодной завораживающей её красоты.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх