Из истории возникновения компетентностно-ориентированного подхода

Компетентностный подход в бизнесе (не в образовании!) появился в середине ХХ в., когда в 1959 г. Р. Уайт использовал этот термин для описания особенностей, связанных с превосходным выполнением работы и высокой мотивацией отдельных лиц. Выяснилось, что успешные и эффективные исполнители отличаются от менее успешных не только и не столько знаниями, сколько эффективной саморегуляцией, самосознанием и развитыми социальными навыками.
В ноябре 1991 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО предложила созвать международную комиссию для разработки вопросов образования и обучения в XXI в. В итоговом докладе «Образование: сокрытое сокровище» были сформулированы четыре основополагающих принципа, четыре «столпа» образования в XXI в.
Для того чтобы быть современным, нужно научиться: СОСУЩЕСТВОВАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ, ЖИТЬ.

Четыре «столпа» образования в XXI веке (Генеральная конференция ЮНЕСКО, 1991 г.)
ПринципСодержание принципа
Сосуществоватьосуществление совместных проектов или разумное и мирное решение неизбежных конфликтов
Учитьсясочетание достаточно широких общих культурных знаний с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин
Работатьсовершенствование в своей профессии, а в более широком смысле — приобретение компетентности, дающей возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть
Житьспособности к оценке и усиление личной ответственности в коллективных проектах, поскольку XXI век требует от всех большей самостоятельности

В марте 1996 г. в Берне состоялся симпозиум «Key Competencies for Europe (Ключевые компетенции для Европы)», на котором обсуждалось, что именно нужно обучающимся для успешной работы и/или продолжения образования в высшей школе. Все участники согласились, что содержание понятия компетентность не только шире, чем просто знания, или умения, или навыки, но даже больше их вместе взятых.
Тогда в Европе был принят список ключевых компетентностей, которыми должны владеть молодые европейцы. Он состоит из пяти разделов:

  • политическая и социальная компетентность;
  • способность к жизни в поликультурном мире;
  • коммуникативная культура (в том числе владение устной и письменной речью более чем на одном языке);
  • IT-грамотность;
  • способность учиться всю жизнь.
Перечисленные компетентности описывают набор требований к выпускнику образовательного учреждения, которые позволят ему либо продолжить обучение, либо приступить к работе.
Следовательно, главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, сегодня остро отечественная школа (в соответствии с мировыми тенденциями) нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх