Кредо. Учитель должен ...

Хороший учитель может и должен быть разным … и он должен «уметь»:
- Хороший учитель часто задаёт вопросы (и «толстые» и «тонкие»)
Это абсолютно универсальное умение, которое сразу показывает много сторон учительской деятельности. Хороший учитель задаёт вопросы часто, можно сказать, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников. Его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленного.
- Хороший учитель — толерантен
Подлинный педагог умеет нормально относиться (не только к своим любимцам) к тем, кто по каким-то причинам «не любит» его предмет. Но при этом умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются «бороться» с ним «за власть» в классе (или что совсем не допустимо – издеваться над ним самим).
- Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела
Каков бы ни был хороший учитель (по типу своего характера) по своей психофизиологии, он всегда попадает в «свою тарелку». Он делает для себя такой мир, в котором он выглядит уместно и естественно и где спектр его нормальных реакций и эмоций срабатывает в «плюс». В классе такого учителя ученики настраиваются на «его» атмосферу. Они успокаиваются, но не тормозят, а лучше усваивают материал, он их «будит» и даже смешит, но они не шалят и опять же лучше усваивают материал. Тишина? Лучшая концентрация. Бурные споры? Поиск истины.
Не очень хорошему учителю его темперамент может мешать, и он легко выгорает. А характер хорошего учителя всегда чуть-чуть «цепляется», задевает за учебный процесс. А всё потому, что он реалистично относится к себе и не пытается выглядеть лучше или переделать школьников.
- Хороший учитель — это порядочный человек
С детьми и особенно подростками иначе никак. Надо сказать, что в современной российской школе остаться честным и благородным иногда бывает нелегко. Но, как показывает практика, это возможно!
- Хороший учитель имеет «свою» жизнь, кроме школьно-предметной
Например, обожает современное артхаусное кино или преподаёт в вузе … Или всё это сразу. Конечно, бывают среди хороших учителей те, кто живут исключительно школой. Но …
- Хороший учитель обладает чувством юмора
И этим все сказано …
- Хороший учитель — взрослый человек
Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них всего несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а то и за долгосрочную атмосферу в нём.
Он сам выбирает свои реакции, а не ученики провоцируют его на них. В присутствии хорошего учителя не существует никаких неформальных лидеров класса, есть только один лидер — он сам.
- Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями
Подразумевается, что эти знания и эти эмоции у него самого есть, то есть хороший учитель знает и любит свой предмет. Информация сама по себе не имеет особой цены и не запоминается. В общем, наверное, этот пункт самый важный.
- Хороший учитель — «выживальщик» в школьной среде
Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Но УЧИТЕЛЬ остается …
- Хороший учитель — не выгоревший
Опасность выгорания есть у всех ... Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает — другая жизнь вне школы и умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.
- Хороший учитель — неглуп
Он необязательно должен быть интеллектуалом. Важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно «хотеть туда идти» вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.
- Хороший учитель не мыслит только школьными категориями
Хороший учитель не будет считать, что годы жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ГИА и к ОГЭ и ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям (а то и глупостям), которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его самого лично.
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх