Куда пойти учиться?

Вопрос, тревожащий многих школьников, особенно в девятом и одиннадцатом классах — «Куда поступать?» Хочется, конечно, в самое лучшее место. Но мучают сомнения: а вдруг не получится? А точно ли я этого хочу? Разбираемся, как справиться с ситуацией и как распланировать подготовку.

Желания и возможности

Чтобы определиться с вузом или колледжем, попробуй сыграть с собой в простую игру: представь, что ты уже получил образование и нужно спланировать ближайшую неделю. Куда пойти? Многие ребята хотят как-то реализоваться, стать независимыми от родителей, найти подходящую нишу в обществе. У одних появляется идея создания своего бизнеса, у других — мысль о том, чтобы снять красивое документальное кино. В этот момент можно поставить вопрос: каких навыков мне не хватает, чтобы заниматься тем, чем я хочу? И если с этим ты разобрался, то дальше поступать нужно именно туда, где этим навыкам обучают. Звучит логично! Но чаще, к сожалению, многие руководствуются другими мотивами. Не следует слишком серьезно относиться к фразам вроде «занимайся тем, что лучше получается», «родители лучше знают», «ближе к дому». Если ты хочешь проектировать роботов-разносчиков пиццы, а с физикой и информатикой в школе не ладится, то это не должно тебя останавливать. Ведь предметы в школе могут не нравиться из-за атмосферы на уроке, или тебя, например, не устраивал подход учителя. Поэтому доверься себе!

Профессии будущего

Современный мир очень быстро меняется. Представим такую ситуацию: Аня захотела стать переводчиком, отучилась в языковой школе, затем в институте. А через пять лет вошли в обиход новые нейроинтерфейсы — и у каждого бизнесмена появляется дешёвый синхронный переводчик прямо в ухе. Это повлияет на экономику и сильно изменит Анину жизнь. Конечно, взрыв такой «мины» не лишит её работы насовсем. Но накопленные в ходе обучения навыки придётся использовать в другом формате, соответствующем требованиям нового времени.

Профессии не «вымирают», а скорее перевоплощаются. Рынку труда постоянно требуются новые специалисты. Странно было бы десять лет назад говорить о том, что в крупные фирмы потребуются тренеры киберспортсменов или водители-учителя для беспилотных такси.

Чтобы помочь абитуриентам сориентироваться в растущем разнообразии новых карьерных решений, был создан «Атлас новых профессий (atlas100.ru)». В нём кратко описаны различные вакансии и дан прогноз на ближайшие несколько лет: какие профессии могут появиться. При этом много внимания уделяется деталям быта современных специалистов, что даёт возможность почувствовать себя на их месте. Для ребят, которые заинтересуются прочитанным и захотят развиваться в рамках выбранной специализации, приводится аналитика: какие навыки нужны для конкретной профессии и где их можно развить. Будущим профессионалам можно посоветовать держать руку на пульсе ситуации и не бояться интересоваться появляющимися новыми возможностями.

Родители

Будущим киберспортсменам, стримерам и блогерам часто бывает нелегко обосновать родителям свой выбор профессии. Старшему поколению непонятно, почему вот это странное занятие называют работой, а не увлечением или хобби. Защитить свою позицию можно, показав обратную сторону «развлекательной» деятельности. Это могут, например, быть навыки монтирования видеороликов и продвижения своего продукта в социальных сетях. Стоит объяснить родителям, что в современном мире профессия — не клеймо на всю жизнь. В наше время за жизнь люди меняют по несколько профессий. В этих условиях важно именно то, чему ты учишься в ходе работы. Если работа развивает коммуникативные навыки, даёт представление о том, как быть активным и продвигать свой проект, к тому же развивает технические способности, что же в ней плохого?

Подготовка

Допустим, цель уже на горизонте. Мы получили примерное представление о том, в каком направлении хотим развиваться. Как же нам двигаться вперёд?

Декомпозиция

Взять поступление под свой контроль можно, руководствуясь принципом keep tasks small, а иначе говоря, декомпозиции. Задачу необходимо разложить на подзадачи в соответствии со структурой её выполнения. Подзадачи лучше делать небольшими, чтобы выполнение текущей давало результат в недалёком будущем. Но и не слишком маленькими, чтобы рабочий процесс не превратился в поток отчётов самому себе о выполнении планов. Примерно так мы делаем, когда хотим приготовить торт: идём по заранее подготовленному рецепту, выполняя одно необходимое действие за другим.
Такая форма подготовки имеет важные преимущества. Во-первых, ты в любой момент можешь трезво оценить ту ступеньку в движении к цели, на которой находишься в данный момент. А во-вторых, составленный план дисциплинирует и мотивирует. Декомпозиция превратит бесформенное желание «заниматься вот этим» в конкретный список вузов и упорядочит во времени этапы подготовки.

План «Б»

Если бы ты мог сыграть в воображаемую игру и поставить несколько лет жизни на «чёрное» с нулевым возможным выигрышем, сделал бы ты это? Наверное, нет. Тем не менее, многие школьники совершают подобную ошибку: выбирают себе одно-единственное учебное заведение и не держат в уме никакой альтернативы. Всегда есть вероятность, что в самый нужный момент что-то пойдёт не так. И если абитуриент не был к этому готов, то огорчение и паника могут выбить его из колеи. Стоит заранее все продумать и подготовить себе запасные варианты.

Например: поступить в другое место по тому же профилю, хорошо закрыть первый семестр и подать заявление о переводе туда, куда планировалось изначально. Такая активность очень часто поощряется, и перевестись оказывается проще, чем кажется! Есть ещё возможность: взять академический отпуск. «Потерянный» год порой оказывается лучшим вариантом, чем несколько потерянных лет обучения в месте, которое тебе неинтересно, и в нём нет желания учиться.

Обучение в интернете

Где бы современный выпускник/студент ни получал образование, он должен помнить: ограничиваться одной программой не стоит, ведь в профессиональной среде ценится стремление к дополнительному развитию.
 

Комментарии

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх