Махабхарата

Денис

Рома и Калифорнии 1848 года
Команда форума
Махабхарата

Махабхарата («Великое сказание о потомках Бхараты», по имени царя Бхараты, наследника Куру) — величайший эпос народов Индии.
Одно из крупнейших литературных произведений в мире, наряду с тибетской поэмой о Гесере и киргизским эпосом о Манасе. Поэма представляет собой сложный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, содержит более 100000 двустиший, что в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе.
Ученые XIX и ХХ вв. (в-первую очередь европейцы), применяя к «Махабхарате» традиционные героико-эпические мерки, которым она не вполне соответствует (во-первых, потому, что эти мерки были разработаны при изучении поэм Гомера, то есть книжного эпоса, тогда как «Махабхарата» представляет устный эпос; во-вторых ввиду наличия своеобразной этической шкалы ценностей — нравственная тенденция авторов, помимо прочего, привела к принципиальной перестройке эпоса), полагали, что произведение является довольно хаотичным, непоследовательным и аморфным; в особенности критика подобного рода относилась к композиции поэмы. Впечатление рыхлости «героического» повествования создаётся за счёт бесчисленных поучительных бесед героев с мудрецами, их странствий по священным местам и вставных новелл.
Для нас сегодня Махабхарата — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в ней есть всё на свете.
Центральным эпическим героем «Махабхараты» следует признать Карну (Пандав сражавшийся на стороне Кауравов). Ему открыт замысел Кришны о необходимости битвы на Курукшетре для истребления кшатриев и воплотившихся в них демонов. По мнению Кришны, без участия Карны битва бы не состоялась. Кроме того, именно с его гибелью на Курукшетре поражение Кауравов становится неизбежным, a также завершается Двапара-юга (очередной исторический цикл) и начинается Кали-юга (новый исторический цикл), о чём свидетельствуют космические катаклизмы. Описанию гибели Карны сказание уделяет больше места, чем чьей-либо другой, включая божественного Кришну, а его оплакиванием завершается рассказ о вражде Пандавов и Кауравов.
Авторство Махабхараты приписывается мудрецу Вьясе, который сам является действующим лицом сказания (дедом Пандавов и Кауравов). Фабулой эпоса является повествование о распре между двумя претендентами на престол — потомками Куру и сыновьями Панду — продолжавшейся много лет, гибели Кауравов и отказе Пандавов от престола.
Борьбу ведут две группы двоюродных братьев — пять Пандавов (сыновья царя Панду и царицы Кунти) и сто Кауравов (сыновья царя Дхритараштры и царицы Гандхари). И Пандавы, и Кауравы являются отдалёнными потомками древнего царя Лунной династии по имени Куру, но сказание в большинстве случаев в поэме применяет родовое имя Кауравов к сыновьям Дхритараштры. Распря была инициирована старшим сыном Дхритараштры, коварным и властолюбивым Дуртодханой, у которого ещё в юности «от жадности к господству зародилось преступное намерение». Старый царь Дхритараштра потворствует наследнику, несмотря на осуждение божественных мудрецов, советников и старших родичей. В результате распря разгорается и через многие годы достигает кульминации в кровопролитной восемнадцатидневной битве на священном поле Курукшетре. Особый драматизм династическому конфликту придаёт участие самого могучего витязя — неузнанного старшего брата Пандавов Карны — в битве на стороне Кауравов.
Война между Пандавами и Кауравами имеет мифологическую подоплёку: по плану богов на Курукшетре должны быть истреблены воплотившиеся в Кауравах демоны данавы. Именно для того, чтобы провоцировать необходимый для начала вражды династический конфликт, Шивой в дар данавам создан Дурьодхана. Кроме того, из жертвенного алтаря чудесным способом рождена Драупади, которой суждено вызвать вражду среди кшатриев. Особая роль в замысле богов отводится Карне: по утверждению всеведущего Вьясы, сын Сурьи Карна появился на земле, чтобы сеять раздор.
Эпическое повествование (Махабхарата состоит из 18 парв (книг)) занимает конец книги I и книги II — XI, причём, в книге I Пандавы, получив в наследство полцарства, создают огромную и процветающую империю, в книге II Пандавы проигрывают царство Кауравам в ритуальной игре в кости и удаляются в тринадцатилетнее изгнание (книги III и IV), книга V целиком посвящена безуспешным попыткам разрешить конфликт средствами дипломатии, описанию битвы посвящены книги VI — X, a в книге XI происходит оплакивание павших героев. Перед битвой средний из братьев Пандавов Арджуна (и их самый могучий воин) отказывается участвовать в убийстве родичей, но Кришна, который стал его возничим, разрешает этические сомнения героя в знаменитой проповеди — «Бхагавад-гите». Великая битва на Курукшетре знаменует собой начало Кали-юги — четвёртой и последней, наихудшей эры истории человечества.
В битве Пандавы, поддержанные Кришной, победили, но ради победы неоднократно прибегали к коварным уловкам (убийство их деда Бхишмы, наставника Дроны, их родича праведного Бхуришраваса, племянника Гхатоткачи, их брата Карны и кузена Дурьодханы). Все Кауравы и их сыновья пали на поле боя (кроме их сводного брата Юютсу, перешедшего на сторону Пандавов), но и победоносные Пандавы потеряли всех сыновей и родичей.
После победы старший Пандава царь Юдхиштхира, раскаиваясь в учинённом кровопролитии, хотел оставить царство и удалиться в лес для жизни отшельника, но под давлением уговоров божественных мудрецов и родичей (книги XII и XIII) об исполнении долга царя (раджадхармы) правил тридцать шесть лет (книги XIV и XV), не переставая осуждать себя за истребление родичей и друзей. Первые пятнадцать лет Юдхиштхира правит, воздавая почести и формально признавая главенство старого царя. Не в силах снести укоров и ненависти второго из братьев-Пандавов могучего и неукротимого Бхимасены, Дхритараштра удаляется в лес в сопровождении жены, советника и матери Пандавов Кунти. Последние двадцать лет Юдхиштхира правит царством самостоятельно. На склоне лет Пандавы вместе с общей женой Драупади оставляют царство и направляются в Гималаи, в пути умирают и возносятся на небо (книги XVII и XVIII). Собственно эпический сюжет занимает меньше половины объёма «Махабхараты», возможно дополнявшейся на протяжении столетий вставными новеллами и притчами на мифологические и религиозно-философские темы (некоторые учёные считают примером подобной поздней вставки «Бхагавад-гиту»). Итак, частью Махабхараты является Бхагавад-гита — важное священное писание индуизма (особенно вайшнавизма), многими почитаемое как Маха-Упанишада (Великая Упанишада).
Исследователи считают, что в основу эпоса легли предания о реальных событиях, происходивших в Северной Индии в поздневедийский период: войне между союзами племен куру и панчалов, завершившейся победой панчалов. Родословные правителей позволяют датировать эту войну XI в. до н. э. Поздние вычисления индийских средневековых авторов дают дату 3102 г. до н. э., которая, однако, отвергается современными учёными. По данным лингвистики (сравнение языка «Авесты» и «Ригведы») и по данным археологии (культура серой расписной керамики), первые арии спустились в долину Инда во II тысячелетии до н. э.
По данным самой «Махабхараты», события, которые легли в основу её сюжета, происходят в период перехода от века Двапара к веку Кали. Если за основу взять действующее ведийское времяисчисление, то война «Махабхараты», согласно представлениям индусов, состоялась в конце IV тысячелетия до н. э.
Структура поэмы (наличие в первой книге двух во многом совпадающих каталогов её содержания) позволяет выделить две её основные редакции. Первую можно датировать VII в. до н. э. (эпохой до буддизма), она включала основной сюжет о войне Пандавов и Кауравов, начиная изложение с Шантану (общего прадеда главных героев) и завершалась смертью Кришны и исходом Пандавов. Вторую редакцию можно датировать периодом возрождения брахманизма во II в. до н. э. Тогда же были сделаны многочисленные вставки в поэму, в частности самостоятельная краткая версия «Рамаяны». Современный вид эпос приобрёл к V в.
Исследователи обращают внимание на тот факт, что «Махабхарата» отличается от многих иных эпосов идеей моральной вины — и в том числе явным разделением противоборствующих сторон на правых (Пандавы) и виноватых (Кауравы). Однако при этом с точки зрения этики и морали сами Пандавы нередко уступают своим противникам, совершая поступки, не соответствующие канонам воинской чести. Данное противоречие привело некоторых ученых к выдвижению гипотезы, называемой «инверсионной теорией»; согласно данному предположению, в начале формирования «Махабхараты» в качестве её основных героев выступали Кауравы, и лишь впоследствии, в связи с изменением политической и религиозной обстановки в стране, поэма была «переориентирована» на героев – Пандавов. Впрочем, если исходить из художественного смысла произведения в том виде, который известен современному читателю, данные противоречия в поведении не играют существенной роли: как выразился П.А. Гринцер, «Пандавы представлены правыми и в своих слабостях, Кауравы виновны и в своей доблести».

Книги Махабхараты (Махабхарата состоит из 18 парв (книг)):
  1. Адипарва (Первая книга. История происхождения рода Бхаратов и описывает начало вражды между сыновьями царя Дхритараштры и (Кауравами) их двоюродными братьями Пандавами).
  2. Сабхапарва (Книга о собрании. Рассказывает об объединении древнеиндийских княжеств под началом Пандавов и о том, как они были лишены царства (проигранного в кости)).
  3. Араньякапарва (Лесная книга. Охватывает двенадцатилетний (из всего тринадцатилетний цикла) период, который Пандавы и Драуради провели в лесу).
  4. Виратапарва (Книга о Вирате. Повествует о событиях, которые произошли с Пандавами в течение тринадцатого года их изгнания).
  5. Удьйогапарва (Книга о старании. Описывает дипломатические усилия Пандавов всеми способами избежать войны с Кауравами).
  6. Бхишмапарва (Книга о Бхишме (и его гибели). Рассказывается о первых десяти (из восемнадцати) днях битвы на Курукшетре).
  7. Дронапарва (Книга о Дроне. Рассказывается о битвах и поединках в течение пяти (с одиннадцатого по пятнадцатый) дней восемнадцатидневной битвы на Курукшетре).
  8. Карнапарва (Книга о Карне. Рассказывается о баталиях и поединках в ходе двух (шестнадцатого и семнадцатого) дней восемнадцатидневной битвы на Курукшетре).
  9. Шальяпарва (Книга о Шалье. Повествует о сражениях и личных поединках в последний день восемнадцатидневной битвы на Курукшетре).
  10. Сауптикапарва (Книга о нападении на спящих. В ней рассказывается о бесчестном истреблении войска Пандавов сыном Дроны по имени Ашваттхаман).
  11. Стрипарва (Книга о женах. Описывается скорбь жён погибших воинов после того, как Ашваттхаман вероломно уничтожил спавшее войско Пандавов).
  12. Шантипарва (Книга об умиротворении).
  13. Анушасанапарва (Книга о предписании).
  14. Ашвамедхикапарва (Книга о жертвоприношении коня. Повествует об объединении древнеиндийских княжеств под началом Пандавов после того, как они одержали победу над Кауравами).
  15. Ашрамавасикапарва (Книга о жительстве в лесу. Она рассказывает об уходе в лесную обитель и завершении жизненного пути царя Дхритараштры, супруги Гандхари и Кунти (матери Пандавов)).
  16. Маусалапарва (Книга о битве на палицах. Рассказывает о междоусобном истреблении союза родственных племён — ядавов, вришниев, андхаков и кукуров, о смерти Кришны и Баладевы).
  17. Махапрастханикапарва (Книга о великом исходе. Рассказывает о последних днях жизненного пути Пандавов и Драупади, проведённых ими в странствиях (в Гималаях) и аскетических упражнениях).
  18. Сваргароханикапарва (Книга о восхождении на небо героев. Рассказывает о посмертной участи Пандавов и их двоюродных братьев Кауравов).
Также существует приложение из 16375 двустиший, Харивамса-парва, повествующее о жизни Кришны.
Махабхарата (основные «события»-эпизоды)
- Махабхарата: Проклятие Сарамы.
- Три ученика Дхаумьи.
- История о царе Паушье и Уттанке.
- Проклятие Пуломы и проклятие, наложенное Бхригу на Агни.
- История о Руру и Прамадваре.
- Краткое изложение истории об Астике.
- Рождение Гаруды.
- Пахтание океана.
- Спор между Кадру и Винатой.
- Гаруда похищает нектар.
- Змеи.
- История о Джараткару и рождении Астики.
- Жертвоприношение, устроенное Джанамеджайей.
- Краткое изложение Махабхараты.
- Великие достоинства Махабхараты.
- Появление Вьясы.
- История о царе Васу и Сатьявати.
- Герои Махабхараты.
- Родословная всех сущих.
- Нисхождение высших существ на землю.
- История о Духшанте и Шакунтале.
- История Вишвамитры и Менаки.
- Происхождение рода Дакши.
- История о царе Яяти.
- Кача постигает науку оживления мертвых.
- История о Деваяни и Шармиштхе.
- Яяти вновь обретает свою молодость и восходит на небо.
- Яяти оказывается среди господних служителей.
- Происхождение династии Пуру.
- История о Шантану.
- Васиштха проклинает Васу.
- Рождение Бхишмы и его ужасный обет.
- Вьяса спасает династию Куру.
- Восстановление дома Куру.
- Проклятие, наложенное на Панду.
- Рождение Пандавов.
- Панду покидает этот мир.
- Царевичи проходят учение у наставника.
- Происхождение Крипы и Дроны.
- История об Экалавье.
- Арджуна выдерживает устроенное ему Дроной испытание и поражает мишень.
- Состязание в воинском искусстве и появление Карны.
- Ученики Дроны пленяют Драупади.
- Зависть Дурьодханы.
- Пребывание Пандавов в Варанавате.
- Сетования Бхимы.
- Бхима убивает ракшаса Хидимбу.
- Бхима женится на ракшаси Хидимбе.
- Трудный выбор брахмана.
- Бхима убивает демона.
- Брахман рассказывает Пандавам о детях Драупади.
- Вьяса рассказывает Пандавам о предыдущей жизни Драупади.
- Царь гандхарвов, Читраратха.
- История о Тапати.
- История о Васиштхе и Вишвамитре.
- История об Аурве.
- Многочисленные царевичи терпят неудачу на Сваямваре.
- Арджуна завоевывает руку Драупади.
- Кунти случайно советует Пандавам сделать Драупади своей общей женой.
- Драупади принимает Пандавов.
- История о пяти Пандавах.
- Драупади выходит замуж за пятерых Пандавов.
- Кауравы обсуждают неожиданное появление Пандавов.
После битвы при Курукшетре оставшиеся в живых Пандавы и Кауравы продолжи свое существование, но потом погиб Кришна ... И Пандавы (ощущая свою вину) начали свой последний путь на север, в сторону Полярной звезды (в Гималаи). В этом путешествии все, кроме Юдхитштхиры, погибли. Впрочем, достигнув конечной точки своего путешествия, Юдхиштхира вскоре умер и сам.
Ещё в средние века были сделаны переложения Махабхараты на все основные языки Индии и Юго-Восточной Азии.
Работа над изданием поэмы велась в Пуне (город в Индии, расположенный в 150 км к юго-востоку от Мумбаи) на протяжении 47 лет (1919 — 1966 гг.). В ней (поэме) около 156000 строк.
Из английских переводов наиболее известен сделанный К. М. Гангули в 1883 — 1896 гг. К 2009 г. индийский поэт П. Лал завершил полный английский перевод поэмы, включающий все её версии.
Первое издание «Бхагавад-гиты», которая представляет собой отдел «Бхишмапарвы», на русском языке вышло в 1788 г.
Работу над полным русским (прозаическим) переводом начал В.И. Кальянов (1908 — 2001 гг.) в Ленинграде в 1939 г., она продолжается по сей день. Опубликованы переводы 16 книг, ведется работа над оставшимися двумя. Помимо полного перевода, существуют также и частичные переводы (скорее переложения) в стихотворной форме.
Параллельно с В.И. Кальяновым тексты «Махабхараты» на русский язык переводил Б.Л. Смирнов (1891 — 1967 гг.), опубликовавший восемь выпусков «Махабхараты», в том числе — «Бхагавад-гиту» и «Мокшадхарму», представляющую собой вторую часть «Шантипарвы».
В рамках проекта Библиотека Всемирной литературы в 1974 г. по-русски опубликован сокращённый перевод «Махабхараты», сделанный поэтом С. Липкиным. В нём сохранены основные сюжетные линии.

Краткое содержание эпоса:
В городе Хастинапур, в столице страны бхаратов, царствовал могущественный государь Панду. По проклятию некоего мудреца, случайно пораженного его стрелой, он не мог зачать детей, и потому первая его жена Кунти, владевшая божественным заклинанием, вызвала одного за другим бога справедливости Дхарму — и родила от него Юдхиштхиру, бога ветра Ваю — и родила от него Бхиму, или Бхимасену, царя богов Индру — и родила Арджуну. Затем она передала заклинание второй жене Панду Мадри, которая от небесных братьев Ашвинов (в греческой традиции Диоскуров) родила близнецов Накулу и Сахадеву. Все пять сыновей считались по закону детьми Панду и именовались Пандавами.
Вскоре после рождения сыновей Панду умер и царем в Хастинапуре стал его слепой брат Дхритараштра. У Дхритараштры и его супруги Гандхари были дочь и сто сыновей, которые по одному из своих предков именовались Кауравами, и среди них царь особенно отличал и любил своего первенца Дурьодхану.
Долгое время Пандавы и Кауравы вместе воспитываются при дворе Дхритараштры и стяжают великую славу своими познаниями в науках, искусствах и особенно военном деле. Но со временем между братьями началась вражда.
Когда юноши достигают совершеннолетия, их наставник Дрона устраивает при большом стечении народа воинские состязания, на которых и Пандавы, и Кауравы обнаруживают несравненное мастерство в стрельбе из лука, поединках на мечах, палицах и копьях, управлении боевыми слонами и колесницами. Наиболее успешно сражается Арджуна, и лишь один из участников состязаний не уступает ему в ловкости и силе — безвестный воин по имени Карна, который впоследствии оказывается сыном Кунти от бога солнца Сурьи, рожденным ею ещё до брака с Панду. Пандавы, не зная происхождения Карны, осыпают его насмешками, которых он никогда им уже не сможет простить, а Дурьодхана, наоборот, делает его своим другом, советником и наместником и отдает ему во владение царство Ангу. Вскоре после этого между Пандавами и завидующими им Кауравами постепенно разгорается вражда, тем более что наследником царства Бхаратов по обычаю должен стать не претендующий на него каурав Дурьодхана, а старший из Пандавов — Юдхиштхира.
Дурьодхане удается убедить своего отца на время выслать Пандавов в город Варанавата, находящийся на севере царства. Там для братьев выстроен смоляной дом, который Дурьодхана приказывает поджечь, чтобы все они сгорели заживо. Однако мудрый Юдхиштхира разгадал злодейский замысел, и Пандавы вместе со своей матерью Кунти тайным ходом выбираются из западни, а в доме сгорают случайно забредшие туда нищенка с пятью её сыновьями. Обнаружив их останки и приняв их за Пандавов, жители Варанаваты со скорбью, а Дурьодхана с братьями с радостью утвердились в мысли, что сыновья Панду погибли.
Между тем Пандавы уходят в лес и живут там неузнанными под видом брахманов-отшельников, опасаясь новых козней Дурьодханы. В это время Пандавы совершают многие подвиги; так, храбрый Бхима убивает ракшасу-людоеда Хидимбу, покусившегося на жизнь братьев, а также другое чудовище — ракшасу Бану, требовавшего от жителей города Экачакра ежедневных человеческих жертв. Однажды Пандавы узнают, что царь панчалов Друпада назначил сваямвару — выбор жениха невестой — для своей дочери красавицы Драупади. Пандавы идут в столицу панчалов Кампилью, куда уже собралось, чтобы поспорить за руку Драупади, множество царей и царевичей. Друпада предложил женихам-соискателям пустить в цель пять стрел из чудесного божественного лука, но никто из них не смог даже натянуть его тетиву. И только Арджуна с честью выдержал испытание, после чего, по слову Кунти, Драупади стала общей женой всех пятерых братьев. Пандавы раскрыли Друпаде свои имена; и о том, что их соперники живы, тут же узнали Кауравы в Хастинапуре. Дхритараштра, несмотря на возражения Дурьодханы и Карны, пригласил Пандавов в Хастинапуру и отдал им во владение западную часть своего царства, где они выстроили для себя новую столицу — город Индрапрастха.
Много лет Юдхиштхира и его братья счастливо жили в Индралрастхе. Они предприняли военные походы на север, юг, запад и восток Индии и покорили многие царства и земли. Но вместе с ростом их могущества и славы росли зависть и ненависть к ним Кауравов. Дурьодхана посылает Юдхиштхире вызов на игру в кости, от которой тот по правилам чести не вправе был уклониться. В противники ему Дурьодхана выбирает своего дядю Шакуни, искуснейшего игрока и искусного обманщика. Юдхиштхира очень быстро проигрывает Шакуни все свои богатства, земли, скот, воинов, слуг и даже собственных братьев. Тогда он ставит на кон самого себя — и проигрывает, ставит последнее, что у него осталось, прекрасную Драупади, — и проигрывает снова. Кауравы начинают глумиться над братьями, ставшими по условиям игры их рабами, особенно постыдным унижениям подвергают Драупади. Тут Бхима произносит обет смертельной мести, а когда зловещим словам обета вторит предвещающий беду вой шакала и слышатся другие грозные предзнаменования, устрашенный Дхритараштра освобождает Драупади от рабства и предлагает выбрать ей три дара. Драупади просит одного — свободы для своих мужей, но Дхритараштра вместе со свободой возвращает им и царство, и все что было ими утрачено.
Но едва лишь Пандавы вернулись в Индрапрастху, Дурьодхана вновь вызывает Юдхиштхиру на злосчастную игру. По условиям новой игры — а Юдхиштхира опять её проиграл — он должен вместе с братьями на двенадцать лет уйти в изгнание и по истечении этого срока ещё один год неузнанным прожить в какой-либо стране.
Пандавы выполнили все эти условия: двенадцать лет, преодолевая нужду и многие опасности, они прожили в лесу, а тринадцатый год в качестве простых слуг провели при дворе царя матсьев Вираты. В конце этого года на страну матсьев напали Кауравы. Войско матсьев во главе с Арджуной отразило этот набег, по подвигам военачальника соперников Кауравы узнали Арджуну, но срок изгнания уже истек, и Пандавы могли не скрывать далее свои имена.
Пандавы предложили Дхритараштре вернуть им их владения, и тот вначале был склонен согласиться с их требованием. Но властолюбивый и коварный Дурьодхана сумел переубедить отца …
Война между Пандавами и Кауравами стала неизбежной.
К Курукшетре, или полю Куру, на котором суждено было состояться великой битве, стягиваются несметные полчища воинов, тысячи колесниц, боевых слонов и коней. На стороне Кауравов, по долгу подданных Дхритараштры, сражаются их двоюродный дед мудрый Бхишма и наставник царевичей Дрона, друг и союзник Дурьодханы Карна, супруг дочери Дхритараштры Джаядратха, сын Дроны Ашваттхаман, цари Шалья, Шакуни, Критаварман и другие могучие воины. Сторону Пандавов принимают цари Друпада и Вирата, сын Друпады Дхриштадьюмна, сын Арджуны Абхиманью, но особо важную роль в битве играет вождь рода ядавов Кришна — земное воплощение бога Вишну, который по обету сам не имеет права сражаться, но становится главным советником Пандавов.
Перед началом боя Арджуна, объезжая войска на колеснице, возничим которой был Кришна, видит в лагере противников своих учителей, родичей и друзей и в ужасе перед братоубийственной битвой роняет оружие, восклицая: «Не буду сражаться!».
Тогда Кришна произносит ему свое наставление, получившее название «Бхагавадгита» («Песнь Божественного») и ставшее священным текстом индуизма. Прибегая к религиозным, философским, этическим и психологическим доводам, он убеждает Арджуну исполнить свой воинский долг, провозглашая, что не плоды дела — дурными они кажутся или добрыми, — но только само дело, о конечном смысле которого смертному судить не дано, должно быть единственной заботой человека.
Арджуна признает правоту учителя и присоединяется к войску Пандавов.
Битва на поле Куру длится восемнадцать дней. В многочисленных боях и поединках один за другим гибнут все вожди Кауравов: и Бхишма, и Дрона, и Карна, и Шалья, все сыновья Дхритараштры, а в последний день битвы от руки Бхимы старший среди них — Дурьодхана. Победа Пандавов кажется безоговорочной, от войска Кауравов остаются в живых лишь трое: сын Дроны Ашваттхаман, Крипа и Критаварман. Но ночью им удается пробраться в спящий лагерь Пандавов и истребить всех своих врагов за исключением пяти братьев-пандавов и Кришны ... Такой ужасной оказалась цена победы.
На поле, усеянном трупами воинов, появляются мать Кауравов Гандхари, другие матери, жены и сестры погибших и горько их оплакивают. Происходит примирение Пандавов с Дхритараштрой, после которого опечаленный Юдхиштхира решает провести остаток своей жизни отшельником в лесу. Однако братьям удается убедить его исполнить свой наследственный долг государя и короноваться в Хастинапуре. Спустя некоторое время Юдхиштхира совершает великое царское жертвоприношение, его войско под водительством Арджуны покоряет всю землю, и он мудро и справедливо царствует, повсюду утверждая мир и согласие.
Проходит время. Престарелый царь Дхритараштра, Гандхари и мать Пандавов Кунти, избравшие для себя участь отшельников, погибают в лесном пожаре. Умирает Кришна, которого ранил в пятку — единственное уязвимое место на теле Кришны — некий охотник, приняв его за оленя. Узнав об этих новых горестных событиях, Юдхиштхира наконец осуществляет давнее намерение и, назначив своим преемником на троне внука Арджуны Парикшита, вместе с братьями и Драупади покидает царство и уходит подвижником в Гималаи. Один за другим не выдерживают тяжкого пути и умирают Драупади, Сахадева, Накула, Арджуна и Бхима. У священной горы Меру оставшегося единственным в живых Юдхиштхиру встречает царь богов Индра и с почетом провожает на небо. Однако там Юдхиштхира не видит своих братьев и, узнав, что они мучаются в преисподней, отказывается от небесного блаженства; он желает разделить их участь, просит и его отвести в преисподнюю. Там заканчивается последнее испытание пандавов … Юдхиштхире, также, как и его жене, братьям и другим храбрым воинам, отныне предстоит вечное пребывание на небе среди богов и полубогов.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх