Море, море …

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Изначально моря и океан для первобытного (да и средневекового) человека были враждебной стихией. Племена, населявшие побережья, занимались лишь сбором даров моря: съедобных водорослей, моллюсков, рыбы. Шли века, возникло рыболовство, морская торговля. Появились народы-мореплаватели. Например, финикийцы, потом карфагеняне и греки ...
1659503602962.jpeg
На карте Тихого океана обозначены короткими стрелками океанские течения, светлыми — направление преобладающих ветров, жирными линиями — возможные маршруты древних судов. Цифрами обозначены маршруты:
1 — маршрут джонки Б. Плетта;
2 — гипотетический маршрут переселенцев из Юго-Восточной Азии в Полинезию (по Т. Хейердалу);
3 — маршрут испанских каравелл под командованием Сааведры;
4 и 5 — маршруты плотов «Бальсас»;
6 — маршрут плота «Кон-Тики»;

7 — вероятный путь к острову Пасхи.
Средством дальних плаваний в древности могли быть плоты, а затем, по мнению известного норвежского учёного Тура Хейердала, и камышовые лодки. В Двуречье и в Древней Индии лодки из камыша строились довольно внушительных размеров. Севернее Бомбея, учёные нашли руины порта Лотхал. В его восточной части откопали выложенную кирпичом огромную верфь (218 на 30 м). Таких строений не было ни в Элладе, ни в Финикии. Этому порту примерно 4500 лет. Ещё старше его морокой порт на острове Бахрейн. Раскопки, которые велись под руководством известного датского археолога Джеффри Бибби, показали, что здесь был порт ещё в дошумерскую эпоху, то есть не менее 6000-7000 лет назад.
1659503737235.jpeg
Так выглядел древнейший индийский порт Лотхал (реконструкция)
Сначала древние моряки плавали лишь вдоль берега. Преднамеренный выход в океан стали совершать только после того, как научились «читать» звездное небо. Знание о регулярности преобладающих ветров (муссонов) и течений давало возможность древним отрываться от берега, пересекать моря. Например, плавать от Аравийского полуострова к району современного порта Момбаса (арабские мореходы) или от древних портов Сохар или Лотхал к Красному морю (шумеры и, возможно, протоиндийцы) и возвращаться назад. «Тигрис» Т. Хейердала своим плаванием доказал, что в древности здесь мог быть морской путь.
Первые описания морских путей передавались устно в виде легенд, мифов. С появлением письменности некоторые из них были записаны (например, в исландских сагах).
Шумеры (возможно, и их предшественники) и протоиндийцы были, пожалуй, самыми древними мореходами Индийского океана. Их торговые суда ходили в Аравийском море и Персидском заливе. На руинах древнего индийского города Мохенджо-Даро найдены стеатитовые (вид керамики) печати и терракотовый талисман с изображением серповидных камышовых лодок. А при раскопках в Двуречье археологи обнаружили печати с изображением животных обитающих в Индии: слона, носорога, гавиала (длинномордого крокодила). В шумерских текстах (расшифрованных пока лишь частично) сообщается о прибывающих из страны Меллуха (так называлась древняя Индия) судах с грузом риса, пряностей, леса. На острове Бахрейн, который служил местом главной ярмарки, найдено много вещественных доказательств пребывания там купцов из Шумера и из Индии.
1659504024019.jpeg
Древняя индийская прямоугольная печать. Такие печати были найдены при раскопках в Месопотамии и на Бахрейнских островах
Археологи, работавшие в Египте, нашли различные изделия месопотамского производства. И, наоборот, в Двуречье — несомненные доказательства торговли, причём именно морской торговли (!) с Египтом. На рукоятке ножа, найденного у Гебель-эль-Арака, древнеегипетский резчик изобразил морскую батальную сцену с участием, как считают специалисты, шумерских судов. Следовательно, шумерские суда ходили не только по Аравийскому, но и по Красному морям.
В ноябре 1982 г. Тур Хейердал побывал на Мальдивах, и там ему показали руины, в которых можно признать шумерскую ступенчатую пирамиду – зиккурат. Правда, нет достаточно веских оснований утверждать, что Мальдивские острова в древности играли роль восточного форпоста шумерской цивилизации, но то, что сюда приплывали люди, связанные с шумерской цивилизацией, бесспорно.
Арабских мореходов плавания приводили даже в Тихий океан. Арабы, хорошо изучившие сезонность ветров в Индийском океане, брали курс к берегам Малаккского полуострова в июле или августе, то есть при самых благоприятных условиях и с попутным течением. Из истории известно, что примерно в VII — VIII вв. арабские купцы появлялись в Китае и на островах Малайского архипелага. Эти плавания нашли своё отражение в сказках «Тысячи и одной ночи» и в сборнике новелл «Чудеса Индии».
1659504160486.jpeg
Терракотовый амулет с изображением камышового судна, найденный в Мохенджо-Даро (Индия)
Английский исследователь Тим Северин построил по старинным арабским чертежам парусник, назвал его, в честь древнего аравийского города-порта «Сохар» и в 1981 г. отправился в плавание по восточному маршруту арабских купцов.
Есть гипотеза, что Мадагаскар заселён выходцами из Индонезии. Малагасийцы — современные жители Мадагаскара — явно относятся к той же южной ветви монголоидной расы, что и их заморские предки. Говорят они на том же языке малайско-полинезийской группы. У малагасийцев до сих пор в ходу лодки с противовесом, такие же, как у индонезийских рыбаков. Заселение Мадагаскара выходцами из Индонезии произошло, казалось бы, вопреки «географической» логике: от африканского континента остров отделен лишь Мозамбикским проливом, расстояние же до Индонезии во много больше. В то же время в этом переселении народа морским путем нет ничего противоестественного. Вопрос только в том, как и каким морским путем воспользовались малайцы.
1659504246838.jpeg
Финикийское торговое судно. Многочисленные археологические находки: печати, вырезанные из камня, глиняные амулеты, обломки мраморных барельефов, рисунки на стенах гробниц — дали возможность реконструировать суда, которые в далекой древности бороздили Средиземное море
Наиболее распространена точка зрения, что переселение с островов Малайского архипелага было многоэтапным. Сначала мореходы колонизировали остров Шри-Ланка, затем Мальдивские и Сейшельские острова, потом Мадагаскар. Большая часть пути мигрантов находилась в пределах действия муссонов. В сезоны зимнего муссона суда плыли «во след солнцу» — на запад. Высадившись на какой-либо «новый» остров, индонезийские разведчики ждали летнего муссона и возвращались туда, где находился основной индонезийский флот. Со следующим зимним муссоном большая группа индонезийцев уже окончательно переселялась на открытый разведчиками остров и так далее. При этом на колонизированных индонезийцами островах, казалось бы, неизбежно должны были остаться следы их присутствия. Однако почему-то археологи до сих пор никаких следов этих поселений не обнаружили.
Вероятно, картина древних плаваний в Индийском океане была бы неполной, если бы мы не упомянули таких мореходов, как финикийцы. Многие историки считают достоверными дошедшие до нас сведения о плавании финикийцев вокруг африканского континента, которое состоялось примерно 2500 лет назад. Эта экспедиция, снаряженная египетским фараоном Нехо, началась в Индийском океане. Финикийские мореходы совершали плавание, не теряя из видимости африканский берег.
1659504335719.jpeg
Египетское парусно-гребное судно
Древние египтяне, по-видимому, тоже не ограничивались лишь ролью судовладельцев. Об этом есть свидетельство главного библиотекаря египетского хранилища папирусов в Александрии грека Эратосфена. Он сообщает о плавании египетских папирусных судов в Индийском океане. И даже приводит некоторые цифры, например, говорит о том, что на путь от устья Ганга до Шри-Ланки египетской папирусной ладье требовалось 20 дней.
Атлантический океан, сегодня образно называют современным Средиземным морем человечества.
О том, что морские контакты между Европой, Африкой и американским континентом существовали давно, мы знаем, к сожалению, из не абсолютно достоверных источников, а из сказаний, мифов, легенд. Доказательств, подтверждающих эти легенды, чаще всего нет (или их мало).
1659504441295.jpeg
Экваториальная и северная части Атлантического океана. Короткими стрелками обозначены океанские течения, светлыми — направление преобладающих ветров, жирными линиями — возможные маршруты древних судов. Цифрами обозначены маршруты:
1 — маршрут норманнов;
2 — маршрут Тима Северина на лодке «Брендан»;
3 и 4 — маршруты Тура Хейердала на «Ра-2» и А. Бомбара на «Еретике»;
5 — предположительный маршрут западноафриканских пирог.
Ряд специалистов высказывали предположение о трансатлантических плаваниях древнейшего европейского населения — кельтов. Например, путь от Северной Америки в сторону Европы мог быть проложен по Гольфстриму, который переходит в Северное атлантическое течение. Южная ветвь этого течения пересекает Бискайский залив. Плавание могло быть завершено у Гибралтарского пролива. Во всяком случае, к европейскому побережью неоднократно прибивало волнами плоды тропических растений, характерных для Ямайки. И сегодня на европейское побережье течение нередко выбрасывает обломки погибших в Атлантике судов и другие предметы. Не отрицая в принципе возможности таких плаваний, отметим, что ни археологических, ни исторических фактов, подтверждающих морские походы кельтов, нет. И об их навигационных знаниях ничего не известно. Иное дело, когда речь заходит о плаваниях прямых потомков древних кельтов — ирландцев.
1659504605870.jpeg
Лодка с кожаной обшивкой — «Брендан», на которой Тим Северин повторил путь древних ирландцев
В ирландском эпосе есть сказание, датируемое примерно VIII в. Оно повествует о походе аббата Брендана с соратниками, совершённом ещё в VI в. Географ Тим Северин занялся детальным изучением этого сказания и пришёл к выводу, что Брендан — лицо историческое и что он действительно совершил плавание в Северную Америку. Его убежденность в реальности плавания Брендана родило дерзкий замысел: совершить плавание на примитивной лодке, сконструированной в духе того времени, когда ирландцы плавали на лодках, сшитых из бычьих кож. На такой лодке в 1976 и 1977 гг. он с небольшой командой успешно повторил «путь Брендана». Плавание Тима Северина — весьма убедительный аргумент в пользу гипотезы о том, что Северную Америку ирландцы открыли примерно на пять веков раньше, чем норманны. Хотя, конечно, с полной уверенностью об этом можно говорить, если удастся найти предметы материальной культуры ирландцев на североамериканском континенте.
Вполне доказанным можно считать открытие Северной Америки норманнами около 1000 г. Норвежский исследователь археолог Хельге Ингстад обнаружил на Ньюфаундленде руины поселения норманнов. День первопроходца норманна Лейва Эйриксона (Счастливого) отмечается в США теперь наряду с днем генуэзца Христофора Колумба.
Неоднократно выдвигались гипотезы о трансатлантических плаваниях древних средиземноморских народов, финикийцев, греков, египтян, римлян. Но (!) все аргументы в пользу таких плаваний пока легко разрушаются. Хотя, плавание папирусных ладей «Ра-1» и «Ра-2» служит веским аргументом в пользу надежности этого морского пути для парусных судов древних народов Средиземноморья.
Есть данные и о возможных контактах между американским и африканским континентами. В Северной Каролине (США) была найдена стоянка древнего человека. В числе там обнаружены фигурки из терракоты, камня и дерева, изображающие гиппопотамов, носорогов, одногорбых верблюдов, то есть явно африканских животных. Специалисты определили, что формы этих фигурок характерны для йорубской цивилизации Западной Африке. Отсюда родилось предположение, что западноафриканские мореплаватели плавали в Северную Америку в 900 — 1000 гг. С точки зрения океанографических и метеорологических условий, а также уровня судостроения у древних жителей Западной Африки, трансатлантические плавания были вполне возможны.
Тур Хейердал в своей работе «Древний человек и океан» приводит транстихоокеанские маршруты и морские пути к центру Тихого океана (в Полинезию), которыми могли следовать древние и средневековые мореплаватели. В Южном полушарии, по его мнению, есть надежный морской путь, ведущий от берегов Южной Америки в Полинезию. Этим путем на плотах или на камышовых судах шли древние перуанцы. После известного плавания бальсового плота «Кон-Тики» «инкским путём» прошло ещё одиннадцать плотов. Пять из них добрались до Меланезии и ещё дальше — до Австралии. Так, в 1970 г. испанец Витал Альсар с экипажем на плоту «Ла Вальса» пересёк океан от Гуаякиля (Эквадор) до Муулуулаба (Австралия). Спустя три года Альсар, возглавив «эскадру» из трёх бальсовых плотов «Ла Ацтлаи», «Ла Гуаякиль» и «Ла Муулуулаба», и вновь привел её к берегам «зеленого континента».
В концепции, разработанной Хейердалом, немаловажную роль играет остров Пасхи. Гидрометеорологические условия не исключают возможности плавания на остров Пасхи со стороны Южной Америки. Правда, остров невелик по размерам и не всегда может быть обнаружен мореплавателями. Хейердал предполагает, что древние перуанцы отправлялись в дальние плавания не в одиночку, а караваном из десятков плотов, которые двигались развёрнутым строем. И это помогало не пропустить остров. В северной части Тихого океана Тур Хейердал отмечает возможный путь для древних мореплавателей — от берегов Мексики к Филиппинским островам с попутным северо-восточным пассатом и Северным пассатным течением. Этим путем в 1527 г. прошли испанские каравеллы под командованием Сааведры. Другой океанский путь — тот, который Хейердал назвал маршрутом Урданеты (этот испанский мореплаватель в 1565 г. прошёл от Филиппинских островов вдоль Японии и далее с помощью западных ветров пересёк Тихий океан).
1659504758045.jpeg
На карте Тихого океана обозначены короткими стрелками океанские течения, светлыми — направление преобладающих ветров, жирными линиями — возможные маршруты древних судов. На картах северной части Индийского океана обозначены короткими стрелками океанские течения, светлыми — направление муссонных ветров, жирными линиями — возможные маршруты древних судов. На первой карте — зимний сезон; на второй — летний. Цифрами обозначены маршруты:
1 — маршрут «Тигриса» в треугольнике древних цивилизаций;
2 — вероятный маршрут протоиндийцев на Мадагаскар;
3 — вероятный путь индонезийских мореходов (возможен во все сезоны);

4 — вероятный маршрут Синдбада-морехода из Аравии в Китай.
Многие ученые, в том числе известный новозеландский этнограф Те Ранги Хироа, считают, что путь миграции народов из Юго-Восточной Азии в Полинезию проходил через острова Меланезии или Микронезии. Тур Хейердал отвергает этот путь и считает наиболее вероятным путь из Юго-Восточной Азии в Полинезию: через северную часть Тихого океана с остановкой на американском континенте — к Гавайским островам — центру Полинезии. Попытку пересечь Тихий океан по этому маршруту предпринял австриец Куно Кнёбль. Для плавания была построена азиатская джонка по образцу керамической модели I в. На ней Кнёбль плыл 115 дней, пока она не затонула, так и не дойдя до американского побережья. Более удачлив был английский моряк Брайен Плетт, который на джонке, построенной в Гонконге, сумел в 1959 г. пересечь северную часть Тихого океана.
Французский мореплаватель Эрик де Бишоп в 1933 г. решил проверить возможность древних плаваний в восточном направлении в экваториальных широтах. За месяц плавания на джонке «Фоу-2» ему удалось преодолеть всего 600 миль. Две другие попытки проплыть как можно дальше на восток были неудачными. Достичь островов Микронезии Бишоп не смог. Из этого он сделал вывод, что здесь нельзя было плавать на примитивных судах.
И, всё-таки, анализ современных океанографических и метеорологических данных, некоторые археологические находки, а также экспериментальные плавания на парусных судах, построенных по древним образцам, позволяют утверждать, что человек ещё в глубокой древности совершал трансокеанские плавания.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх