Нелегкий путь электрической лампы

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Принято считать, что Россия в техническом отношении часто догоняла развитые страны. Но так ли это на самом деле? …. Так самый первый в мире электрический уличный фонарь в Санкт-Петербурге.
Произошло это 11 сентября (23 сентября) 1873 г. на Одесской улице и стало мировой сенсацией. Виновником торжества был русский изобретатель Александр Лодыгин.
Сейчас принято считать изобретателем электрической лампочки американца Томаса Эдисона, во всех учебниках так и записано. Во многом это правда, поскольку ему удалось сильно продлить время горения электролампы накаливания и сделать возможным ее промышленное внедрение. Но усовершенствовал он именно лампу русского ученого и произошло это только после того, как Лодыгин продал ему все свои патенты.

1694532775643.png
Томас Алва Эдисон. Американский изобретатель и предприниматель, получивший в США 1093 патента и около 3000 – в других странах мира; создатель фонографа; усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания
Но и сам Лодыгин тоже не претендовал на «первородство» в этой сфере. Он «всего лишь» придумал три вещи, которые сделали возможным длительное горение электролампы. И они оказались ключевыми – все современные лампы используют именно тот же принцип и те же материалы, которые предложил русский инженер.
1694532831078.png
Александр Лодыгин
Александр Николаевич Лодыгин родился в селе Стеньшино Тамбовской губернии 6 (18) октября 1847 г. Происходил из знатного, но не очень богатого дворянского рода – они вели родословную от Андрея Кобылы, от которого начался и род царей Романовых. Предполагалось, как это и было принято в то время, что он «пойдет» по военной линии. Действительно, Александр закончил подготовительные курсы Кадетского корпуса в Тамбове, а затем учился на них самих уже в Воронеже. Затем была служба в 71-м Белевском полку и поступление в Московское (Алексеевское) юнкерское пехотное училище. В училище у Лодыгина специальность была инженерная и там он окончательно понял, что именно эта стезя его и увлекает. Но все же доучился и даже два года после окончания в 1868 г. успел послужить в армии. Но в 1870 г. принял окончательное решение оставить военную карьеру и вышел в отставку.
Он увлекается электротехникой, разрабатывает проект летательной машины с электрическим двигателем – электролета. То есть задолго до появления двигателей внутреннего сгорания Лодыгин уже предлагал экологически чистый вариант летательного аппарата.
Поскольку русское военное ведомство на запрос молчало, то Лодыгин предложил его французскому правительству как средство в войне с Пруссией. Там согласились, изобретатель выехал в Париж, но Франция (к тому времени) проиграла войну, и он вернулся на родину.
1694532869911.png
Лампа Лодыгина 1874 г. в Политехническом музее в Москве
И тогда он занялся другим своим проектом – электролампочкой. Она у него была одним из элементов электролета, чтобы можно было использовать аппарат и ночью. Надо сказать, что саму лампу изобрел еще в 1835 г. шотландец Джеймс Боуман Линдси и продемонстрировал публике, как темное помещение освещается с помощью электричества и проволоки. Но для него это было лишь развлечение.
1694532902694.png
Джеймс Боуман Линдсей. Шотландский изобретатель и писатель. Ему приписывают ранние разработки в нескольких областях, таких как освещение лампами накаливания и телеграф
В 1838 г. бельгийский фотограф Марселлен Жобар/Марцеллин Джобард максимально приблизился к современному пониманию лампы – у него это была колба с откаченным воздухом и угольная нить. Затем еще ряд ученых-электротехников проводили опыты и предлагали свое решение. Главная проблема – лампы горели очень недолго.
1694532939085.png
Марцеллин Джобард
Так что Лодыгину не надо было начинать с нуля, он просто продолжил исследования других. И нашел решения, которые не увидели остальные. Во-первых, он предложил использовать в лампе не вакуум, а инертный газ. А во-вторых, придумал идеальную конфигурацию колбы. В-третьих он, как и Джобард, стал использовать угольную нить, но впоследствии пришел к выводу, что лучше всего подходит вольфрам (его используют по сию пору).
Лодыгин создает свою компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К». Для своих опытов она снимает дом гвардии поручика К. Телешова на Одесской улице в Санкт-Петербурге. И 11 сентября 1873 г., на ней были установлены два фонаря с лампами накаливания (еще угольные, не вольфрамовые) и с наступлением темноты они зажглись.
Эффект оказался колоссальным, народ толпами стекался на тихую, до того ничем не примечательную улицу с вечно неработающими керосиновыми фонарями. «Собравшиеся с восторгом и удивлением любовались этим огнем с неба, светом без огня, как его тут же окрестили петербуржцы», — описывал событие очевидец.
Но тут другой русский ученый Павел Яблочков изобрел дуговую электролампу, которая служила дольше. Они в 1877 г. осветили Лувр, затем весь Париж, добрались до родного Петербурга. А лампу накаливания признали бесперспективной.
1694532977929.png
Павел Николаевич Яблочков. Русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель. Известен разработкой дуговой лампы и другими изобретениями в области электротехники. Один из основателей электротехники, создатель дуговой лампы и первого в мире электрического трансформатора переменного тока. Благодаря изобретениям ученого в XIX в. Россию называли родиной электричества
Компания Лодыгина обанкротилась, и он уехал в Америку. Там работал в компании «Вестингауз электрик» и параллельно продолжал исследования и усовершенствование своей лампы. Вот тогда и пришел к выводу, что вместо угля гораздо лучше использовать вольфрам. Компания в 1893 г. освещала Всемирную выставку в Чикаго и это было триумфом Лодыгина, он стал мировой знаменитостью. Все свои изобретения запатентовал, так что первенство Лодыгина зафиксировано и неоспоримо даже на Западе.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх