Орест Адамович Кипренский

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
1649080831059.png
Автопортрет, 1828 г.
Орест Кипренский родился в 1782 г. в усадьбе Нежинское Ораниенбаумского уезда под Петербургом (сегодня — Кингисеппский район Ленинградской области). По бумагам его родителями были крепостные Адам Швальбе и Анна Гаврилова, на самом деле Кипренский был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова (вольную он получил еще в детстве (через шесть лет после рождения)), у которого не было законных детей, и он сильно поддерживал мальчика. Своей необычной фамилией, Кипрейский (то ли от прекрасной богини Киприды (Афродиты/Венеры), то ли от цветка кипрея), будущий мастер портрета также обязан Дьяконову. Позднее его фамилию слегка изменили, из Кипрейского сделав Кипренским.
1649080892794.png
Портрет Адама Швальбе – приёмного отца Кипренского, 1804 г.
В возрасте шести лет будущий художник поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. Воспитанники знакомились с простыми орнаментами, затем копировали рисунки и изображали античные статуи.
В 1797 г. Кипренский поступил в саму Академию художеств. Он обучался в классе исторической живописи у портретиста Георгия Угрюмова и мастера декоративной живописи Габриэля Франсуа Дуайена. Первая работа Кипренского, дошедшая до нас, относится к 1799 г. Это эскиз картины «Поклонение пастухов», выполненный итальянским карандашом (черным мелом), пером и маслом. Кипренский постоянно получали награды Академии художеств — малые золотые и серебряные медали. В 1803 г. он окончил Академию, однако конкурс на пенсионерскую поездку за границу не выиграл. С разрешения директора Академии и покровителя художника Алексея Строганова он остался в учебном заведении еще на три года. В 1804 г. художник представил на выставке в Академии художеств свой первый портрет — он написал отчима, Адама Швальбе (по части мастерства Кипренский уже не уступал лучшим живописцам Европы, доказательством этому служит история с портретом отца Швальбе – «Я выставлял портрет отца моего, — писал художник из Неаполя в 1836 г. — здешняя Академия, рассматривая картину, со мною сыграла следующую шутку: портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто — в Рембрандты пожаловал …»). Картину выставили в Академии художеств вместе с «Портретом бригадира Жукова» и «Портретом ребенка».
1649081011272.png
1649081030194.png
1649081047165.png
Орест Кипренский. Автопортрет с кистями за ухом
Кипренский в юности
О. Кипренский, автопортрет, 1820 г., Уффици, Флоренция, Италия
А уже в 1805 г. живописец участвовал в конкурсе на Большую золотую медаль. Он написал полотно на историческую тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле». За него Кипренский получил долгожданную медаль. Однако путешествие в Италию было отложено на несколько лет: в Европе шли Наполеоновские войны.
1649081354068.png
Дмитрий Донской на Куликовом поле
В это время в Санкт-Петербурге строился Казанский собор, его зодчие планировали включить в ансамбль скульптуры, росписи и живописные произведения. К работе привлекли выпускников Академии художеств, в том числе и Ореста Кипренского. В 1809 г. он написал икону «Богоматерь с Младенцем», однако иконопись не увлекла художника.
1649081456411.png
Богоматерь с младенцем
У публики в начале XIX в. большим спросом пользовались портреты: их заказывали не только вельможи и государственные деятели, но и состоятельные купцы и чиновники. У Кипренского было много заказов, одним из них стал портрет Ивана Кусова, известного торговца, владевшего заводами в Петербурге. Но славу художнику принес портрет юного Александра Челищева, в будущем — героя Отечественной войны 1812 г. На этой картине (1810 – 1811 гг.) он изобразил мальчика, почти еще ребенка ...
1649081514344.png
Портрет мальчика А.А. Челищева
Еще в 1809 г. Орест Кипренский отправился в творческую командировку из Петербурга в Москву и пробыл там три года. В этот период художник написал парные портреты графа Федора Ростопчина, своего покровителя, и его супруги Екатерины Ростопчиной.
1649081571571.png
Федор и Екатерина Ростопчины
Одной из самых знаменитых картин художника стал «Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Интересно, что почти полтора века считалось, что на холсте изображен двоюродный брат Евграфа — Денис Давыдов, знаменитый поэт-гусар и партизан. Путаница произошла из-за неверной расшифровки подписи самого Кипренского.
1649081639353.png
Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова
В мае 1816 г. Орест Кипренский наконец отправился в путешествие за границу — о нем художник мечтал больше десяти лет. Пенсионерская поездка стала возможной благодаря личной протекции и спонсированию императрицы Елизаветы Алексеевны: супруга Александра I ценила талант живописца. На тот момент художнику уже исполнилось 34 года. Кипренский отправился из Петербурга сначала в Германию, а затем в Италию. Он писал в воспоминаниях: «При виде творений гениев, рождается смелость, которая в одно мгновение заменяет несколько лет опытности». В Италии он продолжал писать портреты, обращался к историческим и религиозным темам.
Высокой наградой для Кипренского стало предложение от Флорентийской академии. Она попросила художника написать собственный портрет для знаменитой галереи Уффици, одного из старейших музеев Европы, в котором были собраны автопортреты известных художников мира. Такой чести Орест Кипренский удостоился первым из русских мастеров.
1649081702481.png
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке
Пребывая за границей, творец создал картину «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», известную также под названием «Портрет Мариуччи». Натурщицей для этой работы выступила девочка по имени Мария Фалькуччи, чья семья была очень небогатой. Впоследствии художник стал ее фактическим опекуном. Во время нахождения в Италии художник попал в неприятную ситуацию, последствия которой сказались на всей его оставшейся жизни. В мастерской живописца обнаружили труп натурщицы, и для Ореста дело могло закончиться тюрьмой. Однако ни следствие, ни окружающие в причастность Кипренского к убийству не верили, официальных обвинений ему никто не выдвигал. Настоящего преступника выявить удалось, но эта история успела обрасти сплетнями и домыслами, повлиявшими на репутацию мастера.
Из Рима Кипренский уезжать не хотел, поэтому дважды просил продлить его пенсионерское «путешествие». В 1822 г. ему все же пришлось вернуться в Россию, но перед этим он успел позаботиться о своей подопечной Марии, определив ее в пансион. По пути из Италии живописец посетил Париж и Мариенбад, где встретил немецкого философа Иоганна Гёте и создал его карандашное изображение. Константин Паустовский писал об этом сложном времени в жизни мастера: «Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу».
1649081769125.png
Репродукция портрета Гете работы О. А. Кипренского
Академия художеств встретила своего выпускника прохладно: уж слишком долгим было его отсутствие. Заметно поостыла и публика, некогда боготворившая гениального портретиста.
Вскоре в Россию просочились слухи об итальянском происшествии, связанном с убитой натурщицей. Кипренского стали игнорировать многие знатные дома, Академия отказала в официальной должности, заказы становились все более редкими. Оставалось лишь несколько поклонников мастера, которые не отвернулись от него и оказали посильную помощь. Одним из таких людей стал граф Дмитрий Шереметев, предложивший живописцу поработать в его доме. Влиятельный ценитель искусства поселил художника в своем дворце на Фонтанке, где оборудовал для него удобную мастерскую. В доме графа мастер написал несколько портретов хозяина и его домочадцев. На одном из холстов Шереметев предстал в торжественном кавалергардском обмундировании на фоне великолепного убранства комнат. С этой работой автор участвовал в выставке Академии художеств 1824 г.
1649081828442.png
Портрет графа Д.Н. Шереметева
Со временем об убийстве натурщицы судачить перестали, Орест вновь начал получать заказы. Свое изображение пожелал получить садовод-любитель и увлеченный театрал Афанасий Шишмарев, пригласивший творца поработать у себя в загородном доме. Лето 1826 г. Кипренский провел, плодотворно работая на даче, за что был безмерно благодарен радушному хозяину. Кипренский писал в одном из писем другу: «Лето я провел пресчастливо! Жил на даче … у Шишмарева, в саду была новая деревянная ателье, и я работал в ней не на шутку».
1649081880904.png
Портрет А.Ф. Шишмарева
В мае 1827 г. Антон Дельвиг уговорил Александра Пушкина позировать Кипренскому. Поэт иронично относился к своей внешности и не любил, чтобы его рисовали художники, но согласился. В результате был создан образ, ставший для потомков эталоном облика русского поэта. Полотно было написано в июне 1827 г. в доме графа Дмитрия Шереметева. Картина вызвала всеобщее одобрение, причем люди увидели на ней совершенно разного стихотворца. Одним Александр Сергеевич казался ироничным и умиротворенным, другие видели его грустным и задумчивым. Именно этой цели добивался создатель, когда начинал работу над шедевром. О собственном портрете Александр Пушкин писал в стихотворении «Кипренскому»:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

1649082007739.png
Портрет Александра Пушкина
В 1828 г. Кипренский принял решение покинуть страну и окончательно поселиться в любимой Италии. Однако к тому времени в Европу переехало немало талантливых портретистов, которые составили прославленному мэтру серьезную конкуренцию. Орест продолжал усердно трудиться, но его карьера неуклонно шла на спад. Из Рима художник перебрался в Неаполь. Здесь родились его знаменитые произведения «Портрет Ф.А. Голицына», «Читатели газет в Неаполе», «Неаполитанские мальчики». В начале 1830-х гг. живописец принял участие в выставке художеств, где явил публике свое раннее полотно «Портрет А. Швальбе».
1649082118524.png
1649082130549.png
1649082145406.png
Портрет Ф.А. Голицына
Читатели газет в Неаполе
Неаполитанские мальчики
В Италии Орест нашел свою подопечную Марию Фалькуччи, которая к тому моменту повзрослела и стала настоящей красавицей. Кипренский и его бывшая натурщица всегда испытывали друг к другу теплые чувства, и теперь они переросли в настоящую любовь. Чтобы жениться на возлюбленной, художник принял католическую веру. К сожалению, их счастливая личная жизнь продолжалась не долго: через три месяца после бракосочетания художник получил сильнейшее воспаление легких, от которого скончался 17 октября 1836 г.
1649082223007.png
Место погребения О. Кипренского в Риме
Александр Иванов писал о его смерти: «Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе». Один из первых русских живописцев, признанных в Европе, был похоронен в храме Сант Анреа Делле Фратте в итальянской столице.
1649082280117.png
В марте 2017 г. на родине гения (в селе Нежново Кингисеппского района Ленинградской области) был установлен памятный монумент. Над скульптурой трудились Сергей Сергеев и Дмитрий Щербаков, воспитанники Академии художеств им. Репина.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх