Основные археологические культуры верхнего палеолита

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Барадостская культура – археологическая культура раннего верхнего палеолита в регионе гор Загроса на границе Ирана и Ирака. Сменяет местный вариант мустьерской культуры.

Шательперон – археологическая культура позднего палеолита в 3ападной Европе, ранняя часть перигорской культуры. В чистом виде эта культура известна только во Франции.
Для шательперонской культуры характерна особая техника обработки пластин, а именно крутая ретушь по краю, кремневые острия (тип шательперон) с закругленной спинкой. Шательперон – заимствует некоторые элементы из предыдущей мустьерской традиции. Характерным орудием труда этой культуры является «шательперонский нож» из кремния с прямым режущим краем и притупленной согнутой спинкой.
1680790803689.png
Костяная флейта
С культурой шательперон связаны остатки, как поздних неандертальцев, так и ранних кроманьонцев. Вероятно, именно такое смешение культур помогло первым неоантропам быстро приспособиться к абсолютно новым для них природным условиям. Относительно широкая кисть, широкая стопа, массивные, по сравнению с населением других материков, череп и скелет у европейцев, возможно, пришли к нам от смешанного неандертальско-кроманьонского народа.

Перигорская культура (Перигор) – культура позднего палеолита Франции. Культура названа перигорской (иногда «перигордиенской») по находкам в горах на плато Перигор. Дискуссия по вопросу о перигорской культуре еще не закончена. Носители перигорской культуры, как и ориньякской, подобны современному населению Западной Европы.

Ориньякская культура – археологическая культура раннего этапа позднего палеолита. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция). Впервые выделена в начале XX в. Она сменяет мустьерскую культуру, сосуществует с перигорской и сменяется солютрейской культурой. Существуют различные версии происхождения ориньякской культуры.
1680790839180.png
Ориньякские скребки
Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы. Для нее характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. В это время начинают появляться первые произведения первобытного искусства, которыми являются схематичные контурные рисунки звериных голов, обычно выполняемые на известняковых плитах, найденные в пещерах Франции Ла Ферраси. Также интересны рельефы, высеченные на плитах известняка, найденные в пещерах Лоссель во Франции. На одной из таких плит изображен охотник, бросающий копье, на других – женщины, остальные же заняты изображениями зверей, на которых охотятся. Носителями ориньякской культуры были кроманьонцы. Люди ориньякской культуры жили в условиях холодного климата. Охотились на мамонта, дикую лошадь, северного оленя, шерстистого носорога. В эту эпоху впервые появляются постоянные зимние общинные жилища. Существование их доказано раскопками произведенными советскими археологами П.П. Ефименко и С.Н. Замятиным в конце 20-х и в 30-х гг. XX в.
Ориньякцы на территории современной Франции имели европеоидную (кроманьонскую) внешность. Однако имеются находки культур неандертальцев, которые достигли такой техники изготовления орудий, которой достигли обитатели пещеры Ориньяк.

Виллендорф-костенковская культура или Костенковско-виллендорфская культура или Костенковско-виллендорфская общность культур – археологический комплекс локальных культур позднего палеолита Центральной Европы и Русской равнины. Общность культур Моравии, Польши, долины рек Припять, Десна, верхнего Днепра, Дона. Сложилась в результате движения племен из Моравии вдоль долин Вислы, Припяти, Десны до Дона следом за мигрующими животными. Движение животных было вызвано резким потеплением.
1680790878415.png
Венера Виллендорфская
Характерный вид искусства, который отличает культуру от других – фигуры Венер. Наиболее известная – Виллндорфская Венера из Нижней Австрии. На территории России в долине Дона существовала местная культура, часть Виллендорф-костенковской культуры – Костенковско-авдеевская культура.

Тельманская культура – археологическая культура позднего палеолита в России. Названа по памятнику Костенки VIII (2-й слой; Тельманская стоянка). Здесь найдено 5 округлых жилищ диаметром 5-7 м. Жилища этой культуры округлой формы, лёгкие, наземные отличаются большой площадью.
Кремниевое производство характеризуется использованием правильных призматических пластин как заготовок, мустьерские формы отсутствуют, в инвентаре преобладают миниатюрные лезвия и микропластинки с притупленным краем, много резцов (преимущественно боковых) и скребков (конечные и боковые), пластин из выемки, многие проколок. Есть изделия на пластинках со скошенным краем, которые в большом количестве встречаются уже в мезолите. Среди костных изделий представлены лощила, веретенообразные острия. Украшения и предметы искусства неизвестны.

Граветтская культура (Граветт, Ла-Граветт, Лаграветтская, Граветянская) – археологическая культура позднего палеолита. Названа по пещере Ла Граветт в департаменте Дордонь (Франция).
По своим орудиям относится к поздней перигорской культуре. Она сменила ориньякскую культуру в Западной Европе и предшествует мадлену. В Центральной и Восточной Европе (до России) существовал Восточный Граветт. Характерны острия из пластин с притупленными краями, тупыми и прямыми на другой стороне. Изготовлялись малые статуи обнажённых палеолетических Венер. Народ культуры: кроманьонцы. Граветтская культура частично усвоила технологические достижения неандертальцев эпохи мустье, хотя не находится с ними в генетическом родстве.

Мезинская культура, или мизинская культура – археологическая культура позднего палеолита. Название происходит от Мезинской стоянки в селе Мезин, Коропского района, Черниговской области, Украина. Охватывала территорию долин рек Десна, Сейм, Среднее и Верхнее Поднепровье.
Мезинская культура – часть виллендорф-костенковской культуры, также называемой Восточный праветт. Появление культуры связывается с продвижением носителей культуры с побережья Дуная (Виллендорф, Нижняя Австрия) и Моравии долинами Вислы и Припяти в Преднепровье. Это охотников (мамонты, северный олень). Она характеризуется развитием искусств. Орнаменты, что остались на изделиях из мамонтовой кости имеют повторяющийся меандр, что по исследованиям культурологов является прообразом свастики арийцев.

Костенковско-авдеевская культура – археологическая культура позднего палеолита. Археологическая культура в районе реки Дон, входит в так называемую Виллендорф-костенковскую общность культур, то есть группу памятников, или культур верхнего палеолита Центральной и Западной Европы, объединенных рядом общих черт материальной и духовной культур.
Население этой культуры складывалось как из пришедших из Крыма (стрелецкая культура) и Кавказа (Городецкая культура), которые уже стали местным народом, так и из новоприбывших охотников из Моравии, которые в походах за животными перешли через долины Вислы, Припяти и Десны к Дону и заложили основу материальной культуры местного племени.
Для Костенковско-авдеевской культуры характерны своеобразные жилищные комплексы, которые представляют собой открытые жилые площадки с рядом огнищ по длинной оси, окруженных спальными землянками и ямами-хранилищами. Характеризуется наконечниками копий с боковыми выемками, ножами с обушком, резцами, сверлами, наконечниками листоподобной формы и другими орудиями труда. Культура оставила много прекрасных, богато орнаментованных изделий из кости. Среди многочисленных находок мелкие пластинки из кости и мергеля, наиболее распространены антропоморфные и зооморфные фигурки.

Солютрейская культура – археологическая культура позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по стоянке Солютре (департамент Сона и Луара во Франции). Характеризуется тщательно изготовленными, обработанными совершенной отжимной ретушью кремнёвыми наконечниками в форме лаврового или ивового листа, а также с выемкой. Часть из них служила наконечниками копий и дротиков, часть – ножами и кинжалами. Вместе с ними находят кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, жезлы.
В ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и Европейской части России обнаружены отдельные черты сходства с Солютрейской культурой. Также существует версия о проникновении носителей Солютрейской культуры в Северную Америку, где они создали Культуру Кловис (так называемая Солютрейская гипотеза), предложенная в 1998 г. и предполагающая что именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).

Афонтовская культура – археологическая культура верхнего палеолита на Енисее. Характеризуется галечными и пластинчатыми орудиями труда. Свое название культура получила по археологическому памятнику Афонтова гора – группе из четырех стоянок на левом берегу Енисея, у города Красноярска. Первая стоянка была открыта в 1884 г. И.Т. Савенковым. На Афонтовой горе были открыты жилища-землянки; каменные рубила, скребла, остроконечники, шлифовальные плитки; костяные шилья и иглы, наконечники копий; украшения. Кроме того, найдены остатки костей северного оленя.
1680790949299.png
Гарпуны
1680791008460.png
Вырезанная из кости голова лошади

Мадленская культура – палеолитическая культура. Впервые выделена французским археологом Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ла-Мадлен на правом берегу реки Везер в департаменте Дордонь (Франция). Распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, ФРГ и имеет ряд местных разновидностей. Одновременна завершающим стадиям последнего вюрмского оледенения. При переходе к мадленской культуре исчезают солютрейские кремнёвые наконечники и техника отжимной ретуши, применявшаяся при обработке кремня. Преобладают разнообразные кремнёвые резцы, проколки, скребки. Высоко развита обработка кости; распространены гарпуны, наконечники копий и дротиков, копьеметалки, жезлы, иглы, шилья и другие орудия из рога северного оленя, бивня мамонта и кости. Для нее характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные, монохромные и полихромные изображения на стенах и потолках пещер. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур, часто кочевали, преследуя стада северных оленей. Мадленская культура относится к эпохе материнской родовой общины.

Культура Гримальди – устаревший археологический термин. Ранее рассматривалась как культура верхнего палеолита юга Франции и севера Италии, названная по гротам Гримальди близ Ментона (Франция).
Негроиды Гримальди – популяция людей вида Homo sapiens, представители которой обладали негроидными чертами и заселяли в верхнем палеолите территорию Европы до прихода туда кроманьонцев. Являлись носителями ориньякской культуры. Начало описанию расы положило открытие в 1901 г. в одной из пещер Гримальди захоронения, содержащего останки пожилой женщины и юноши.

Кебарская культура – археологическая культура восточного Средиземноморья. Название получила по месту находок в Кебарской пещере к югу от Хайфы. Носители были очень мобильным кочевым народом охотников и собирателей Леванта и Синайского полуострова, для изготовления орудий труда использовавшим микролиты геометрического типа. В отличие от более поздних культур этого региона еще не использовали ступки и жернова для изготовления муки, хотя орудия труда отличаются большим разнообразием. На зиму селились в пещерах и искусственных убежищах из камня, расположенных на берегах озер, а летом рассеивались по территории.
Эта культура считается предшественником или даже прямым предком натуфийской культуры.

Зарзийская культура – археологическая культура верхнего палеолита и мезолита в Иране, Ираке и Средней Азии. Она сменяет барадостскую культуру из которой, возможно, эволюционировала. Название получила по месту находок в пещере Зарзи, иракский Курдистан. Известна также стоянка в пещере Шанидар.
1680791082198.png
Наконечник стрелы
До 20 % находок составляют изделия из микролитов, которые имеют форму коротких асимметричных осколков кремня в виде треугольников и трапеций с дырочками для крепления. Культура имеет много общего с соседней кебарской в Леванте и в позднем периоде своего существования соседствует с натуфийской, но не идентична ей. Хотя стоянки разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, они очень редки, и плотность населения, по-видимому, была низкой. Носители придерживались образа жизни охотников и собирателей. Объекты охоты: олень, дикий осел и козы. На стоянках найдены останки домашней собаки, а также луки и стрелы. Предположительно является предшественником более поздних культур восточной части Ирана.

Культура Кловис – доисторическая культура аборигенов Северной Америки. Её начало связывают с концом последнего ледникового периода. Данная культура получила своё название благодаря немногочисленным артефактам, найденным рядом с Кловисом, штат Нью-Мексико, в 1936 и 1937 гг., хотя местные жители сообщали о находках ещё в 20-х гг.
Позже стоянки этой культуры были найдены во многих местах США и Мексики. Длительное время эту культуру считали прародителем всех американских аборигенов. Позднее некоторые археологи объявили ряд других археологических памятников, таких, как Шегианда в Канаде или петроглифы Серра-да-Капивара в Бразилии, более древними, чем Кловис, однако их датировка до сих пор является предметом дебатов.
Основным занятием была охота и собирательство, это подтверждается находками на стоянках костей мамонтов, бизонов, мастодонтов и других млекопитающих. Всего известно более 125 видов растений и животных, используемых людьми Кловис. Исчезновение культуры связывают с похолоданием.

Гамбургская культура, вероятно, первая археологическая культура, появившаяся на территории современных Нидерландов и Северной Германии. Возникла после того, как отступление ледников сделало эту область пригодной для обитания человека. Имеет сходные характеристики с Кресвельской культурой и культурой Федермессер. Носители Гамбургской культуры могли быть потомками восточно-граветтских или периферийных мадленских групп. Основой хозяйства была охота на оленей, причем люди этой культуры были довольно умелыми охотниками. Характерными орудиями этой культуры являются:
1680791157628.png
Наконечник гамбургской культуры
- Небольшие наконечники с боковой выемкой.
- Резцы – небольшие клювовидные инструменты для обработки рога.

Аренсбургская культура – верхнепалеолитическая культура, распространённая на территории современных Нидерландов и Северной Германии. Восточной границей распространения этой культуры были верховья Волги. Основу составляла охота на северного оленя в приледниковой тундре с использованием лука и стрелы. Исследована стоянка Штельмоор.
От аренсбургской культуры происходят более поздние культуры на территории Норвегии и Швеции.

Кресвельская культура – археологическая культура верхнего палеолита, существовавшая на территории Великобритании. Название культуры дала ей археолог Дороти Гаррод в 1926 г. по археологическому памятнику Кресвелл-Крагз в Дербишире.
Кресвельская культура имеет сходные характеристики с культурой Федермессер и Гамбургской культурой Центральной Европы, а также с мадленской культурой юга Европы. Характерные орудия, по которым диагностируется культура – трапецевидные рубила, именуемые «чеддаровские наконечники», а также их разновидности, известные как «кресвельские наконечники» и меньшие рубила. Среди прочих видов орудий встречаются скребки, изготовленные из длинных прямых рубил. Другие находки в контексте кресвельской культуры включают балтийский янтарь, кость мамонта, зубы и кости других животных. Они использовались для изготовления гарпунов, шил, бус и иголок. В пещере Гау в Сомерсете и в Кентской пещере в Девоншире были найдены необычные конические стержни из мамонтовой кости. Это напоминает памятники мадленской культуры в других местах Европы и может свидетельствовать о наличии широкого обмена ресурсами между различными регионами в те времена.
Среди животных, которых употребляли в пищу кресвельцы, были дикий конь, марал, арктический заяц, мамонт, сайга, тур, медведь, рысь, лиса.

Свидерская культура – археологическая культура палеолита на территории Центральной и Восточной Европы. Ядром свидерской культуры считается территория Польши, Литвы и Беларуси. Однако её элементы прослеживаются на сопредельных территориях России (Псковская область) и Украины вплоть до Крыма. Названа по стоянке Свидры-Вельке близ Варшавы. Представлена стоянками тундровых охотников на северного оленя, которые использовали стрелы с кремневыми наконечниками. Исчезновение свидерской культуры связано с климатическими изменениями начала голоцена (современная геологическая эпоха, она знаменует собой начало текущего межледникового периода).

Культура Федермессер – археологическая культура, представляющая собой традицию изготовления орудий позднего верхнего палеолита на Североевропейской равнине.
Культура Федермессер использовала небольшие кремневые режущие орудия и по ряду характеристик сближается с существовавшей в Великобритании кресвельской культурой.
1680791254677.png
Наконечник стрелы, культура Федермессер
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх