Барадостская культура – археологическая культура раннего верхнего палеолита в регионе гор Загроса на границе Ирана и Ирака. Сменяет местный вариант мустьерской культуры.
Шательперон – археологическая культура позднего палеолита в 3ападной Европе, ранняя часть перигорской культуры. В чистом виде эта культура известна только во Франции.
Для шательперонской культуры характерна особая техника обработки пластин, а именно крутая ретушь по краю, кремневые острия (тип шательперон) с закругленной спинкой. Шательперон – заимствует некоторые элементы из предыдущей мустьерской традиции. Характерным орудием труда этой культуры является «шательперонский нож» из кремния с прямым режущим краем и притупленной согнутой спинкой.
С культурой шательперон связаны остатки, как поздних неандертальцев, так и ранних кроманьонцев. Вероятно, именно такое смешение культур помогло первым неоантропам быстро приспособиться к абсолютно новым для них природным условиям. Относительно широкая кисть, широкая стопа, массивные, по сравнению с населением других материков, череп и скелет у европейцев, возможно, пришли к нам от смешанного неандертальско-кроманьонского народа.
Перигорская культура (Перигор) – культура позднего палеолита Франции. Культура названа перигорской (иногда «перигордиенской») по находкам в горах на плато Перигор. Дискуссия по вопросу о перигорской культуре еще не закончена. Носители перигорской культуры, как и ориньякской, подобны современному населению Западной Европы.
Ориньякская культура – археологическая культура раннего этапа позднего палеолита. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция). Впервые выделена в начале XX в. Она сменяет мустьерскую культуру, сосуществует с перигорской и сменяется солютрейской культурой. Существуют различные версии происхождения ориньякской культуры.
Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы. Для нее характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. В это время начинают появляться первые произведения первобытного искусства, которыми являются схематичные контурные рисунки звериных голов, обычно выполняемые на известняковых плитах, найденные в пещерах Франции Ла Ферраси. Также интересны рельефы, высеченные на плитах известняка, найденные в пещерах Лоссель во Франции. На одной из таких плит изображен охотник, бросающий копье, на других – женщины, остальные же заняты изображениями зверей, на которых охотятся. Носителями ориньякской культуры были кроманьонцы. Люди ориньякской культуры жили в условиях холодного климата. Охотились на мамонта, дикую лошадь, северного оленя, шерстистого носорога. В эту эпоху впервые появляются постоянные зимние общинные жилища. Существование их доказано раскопками произведенными советскими археологами П.П. Ефименко и С.Н. Замятиным в конце 20-х и в 30-х гг. XX в.
Ориньякцы на территории современной Франции имели европеоидную (кроманьонскую) внешность. Однако имеются находки культур неандертальцев, которые достигли такой техники изготовления орудий, которой достигли обитатели пещеры Ориньяк.
Виллендорф-костенковская культура или Костенковско-виллендорфская культура или Костенковско-виллендорфская общность культур – археологический комплекс локальных культур позднего палеолита Центральной Европы и Русской равнины. Общность культур Моравии, Польши, долины рек Припять, Десна, верхнего Днепра, Дона. Сложилась в результате движения племен из Моравии вдоль долин Вислы, Припяти, Десны до Дона следом за мигрующими животными. Движение животных было вызвано резким потеплением.
Характерный вид искусства, который отличает культуру от других – фигуры Венер. Наиболее известная – Виллндорфская Венера из Нижней Австрии. На территории России в долине Дона существовала местная культура, часть Виллендорф-костенковской культуры – Костенковско-авдеевская культура.
Тельманская культура – археологическая культура позднего палеолита в России. Названа по памятнику Костенки VIII (2-й слой; Тельманская стоянка). Здесь найдено 5 округлых жилищ диаметром 5-7 м. Жилища этой культуры округлой формы, лёгкие, наземные отличаются большой площадью.
Кремниевое производство характеризуется использованием правильных призматических пластин как заготовок, мустьерские формы отсутствуют, в инвентаре преобладают миниатюрные лезвия и микропластинки с притупленным краем, много резцов (преимущественно боковых) и скребков (конечные и боковые), пластин из выемки, многие проколок. Есть изделия на пластинках со скошенным краем, которые в большом количестве встречаются уже в мезолите. Среди костных изделий представлены лощила, веретенообразные острия. Украшения и предметы искусства неизвестны.
Граветтская культура (Граветт, Ла-Граветт, Лаграветтская, Граветянская) – археологическая культура позднего палеолита. Названа по пещере Ла Граветт в департаменте Дордонь (Франция).
По своим орудиям относится к поздней перигорской культуре. Она сменила ориньякскую культуру в Западной Европе и предшествует мадлену. В Центральной и Восточной Европе (до России) существовал Восточный Граветт. Характерны острия из пластин с притупленными краями, тупыми и прямыми на другой стороне. Изготовлялись малые статуи обнажённых палеолетических Венер. Народ культуры: кроманьонцы. Граветтская культура частично усвоила технологические достижения неандертальцев эпохи мустье, хотя не находится с ними в генетическом родстве.
Мезинская культура, или мизинская культура – археологическая культура позднего палеолита. Название происходит от Мезинской стоянки в селе Мезин, Коропского района, Черниговской области, Украина. Охватывала территорию долин рек Десна, Сейм, Среднее и Верхнее Поднепровье.
Мезинская культура – часть виллендорф-костенковской культуры, также называемой Восточный праветт. Появление культуры связывается с продвижением носителей культуры с побережья Дуная (Виллендорф, Нижняя Австрия) и Моравии долинами Вислы и Припяти в Преднепровье. Это охотников (мамонты, северный олень). Она характеризуется развитием искусств. Орнаменты, что остались на изделиях из мамонтовой кости имеют повторяющийся меандр, что по исследованиям культурологов является прообразом свастики арийцев.
Костенковско-авдеевская культура – археологическая культура позднего палеолита. Археологическая культура в районе реки Дон, входит в так называемую Виллендорф-костенковскую общность культур, то есть группу памятников, или культур верхнего палеолита Центральной и Западной Европы, объединенных рядом общих черт материальной и духовной культур.
Население этой культуры складывалось как из пришедших из Крыма (стрелецкая культура) и Кавказа (Городецкая культура), которые уже стали местным народом, так и из новоприбывших охотников из Моравии, которые в походах за животными перешли через долины Вислы, Припяти и Десны к Дону и заложили основу материальной культуры местного племени.
Для Костенковско-авдеевской культуры характерны своеобразные жилищные комплексы, которые представляют собой открытые жилые площадки с рядом огнищ по длинной оси, окруженных спальными землянками и ямами-хранилищами. Характеризуется наконечниками копий с боковыми выемками, ножами с обушком, резцами, сверлами, наконечниками листоподобной формы и другими орудиями труда. Культура оставила много прекрасных, богато орнаментованных изделий из кости. Среди многочисленных находок мелкие пластинки из кости и мергеля, наиболее распространены антропоморфные и зооморфные фигурки.
Солютрейская культура – археологическая культура позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по стоянке Солютре (департамент Сона и Луара во Франции). Характеризуется тщательно изготовленными, обработанными совершенной отжимной ретушью кремнёвыми наконечниками в форме лаврового или ивового листа, а также с выемкой. Часть из них служила наконечниками копий и дротиков, часть – ножами и кинжалами. Вместе с ними находят кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, жезлы.
В ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и Европейской части России обнаружены отдельные черты сходства с Солютрейской культурой. Также существует версия о проникновении носителей Солютрейской культуры в Северную Америку, где они создали Культуру Кловис (так называемая Солютрейская гипотеза), предложенная в 1998 г. и предполагающая что именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).
Афонтовская культура – археологическая культура верхнего палеолита на Енисее. Характеризуется галечными и пластинчатыми орудиями труда. Свое название культура получила по археологическому памятнику Афонтова гора – группе из четырех стоянок на левом берегу Енисея, у города Красноярска. Первая стоянка была открыта в 1884 г. И.Т. Савенковым. На Афонтовой горе были открыты жилища-землянки; каменные рубила, скребла, остроконечники, шлифовальные плитки; костяные шилья и иглы, наконечники копий; украшения. Кроме того, найдены остатки костей северного оленя.
Мадленская культура – палеолитическая культура. Впервые выделена французским археологом Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ла-Мадлен на правом берегу реки Везер в департаменте Дордонь (Франция). Распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, ФРГ и имеет ряд местных разновидностей. Одновременна завершающим стадиям последнего вюрмского оледенения. При переходе к мадленской культуре исчезают солютрейские кремнёвые наконечники и техника отжимной ретуши, применявшаяся при обработке кремня. Преобладают разнообразные кремнёвые резцы, проколки, скребки. Высоко развита обработка кости; распространены гарпуны, наконечники копий и дротиков, копьеметалки, жезлы, иглы, шилья и другие орудия из рога северного оленя, бивня мамонта и кости. Для нее характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные, монохромные и полихромные изображения на стенах и потолках пещер. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур, часто кочевали, преследуя стада северных оленей. Мадленская культура относится к эпохе материнской родовой общины.
Культура Гримальди – устаревший археологический термин. Ранее рассматривалась как культура верхнего палеолита юга Франции и севера Италии, названная по гротам Гримальди близ Ментона (Франция).
Негроиды Гримальди – популяция людей вида Homo sapiens, представители которой обладали негроидными чертами и заселяли в верхнем палеолите территорию Европы до прихода туда кроманьонцев. Являлись носителями ориньякской культуры. Начало описанию расы положило открытие в 1901 г. в одной из пещер Гримальди захоронения, содержащего останки пожилой женщины и юноши.
Кебарская культура – археологическая культура восточного Средиземноморья. Название получила по месту находок в Кебарской пещере к югу от Хайфы. Носители были очень мобильным кочевым народом охотников и собирателей Леванта и Синайского полуострова, для изготовления орудий труда использовавшим микролиты геометрического типа. В отличие от более поздних культур этого региона еще не использовали ступки и жернова для изготовления муки, хотя орудия труда отличаются большим разнообразием. На зиму селились в пещерах и искусственных убежищах из камня, расположенных на берегах озер, а летом рассеивались по территории.
Эта культура считается предшественником или даже прямым предком натуфийской культуры.
Зарзийская культура – археологическая культура верхнего палеолита и мезолита в Иране, Ираке и Средней Азии. Она сменяет барадостскую культуру из которой, возможно, эволюционировала. Название получила по месту находок в пещере Зарзи, иракский Курдистан. Известна также стоянка в пещере Шанидар.
До 20 % находок составляют изделия из микролитов, которые имеют форму коротких асимметричных осколков кремня в виде треугольников и трапеций с дырочками для крепления. Культура имеет много общего с соседней кебарской в Леванте и в позднем периоде своего существования соседствует с натуфийской, но не идентична ей. Хотя стоянки разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, они очень редки, и плотность населения, по-видимому, была низкой. Носители придерживались образа жизни охотников и собирателей. Объекты охоты: олень, дикий осел и козы. На стоянках найдены останки домашней собаки, а также луки и стрелы. Предположительно является предшественником более поздних культур восточной части Ирана.
Культура Кловис – доисторическая культура аборигенов Северной Америки. Её начало связывают с концом последнего ледникового периода. Данная культура получила своё название благодаря немногочисленным артефактам, найденным рядом с Кловисом, штат Нью-Мексико, в 1936 и 1937 гг., хотя местные жители сообщали о находках ещё в 20-х гг.
Позже стоянки этой культуры были найдены во многих местах США и Мексики. Длительное время эту культуру считали прародителем всех американских аборигенов. Позднее некоторые археологи объявили ряд других археологических памятников, таких, как Шегианда в Канаде или петроглифы Серра-да-Капивара в Бразилии, более древними, чем Кловис, однако их датировка до сих пор является предметом дебатов.
Основным занятием была охота и собирательство, это подтверждается находками на стоянках костей мамонтов, бизонов, мастодонтов и других млекопитающих. Всего известно более 125 видов растений и животных, используемых людьми Кловис. Исчезновение культуры связывают с похолоданием.
Гамбургская культура, вероятно, первая археологическая культура, появившаяся на территории современных Нидерландов и Северной Германии. Возникла после того, как отступление ледников сделало эту область пригодной для обитания человека. Имеет сходные характеристики с Кресвельской культурой и культурой Федермессер. Носители Гамбургской культуры могли быть потомками восточно-граветтских или периферийных мадленских групп. Основой хозяйства была охота на оленей, причем люди этой культуры были довольно умелыми охотниками. Характерными орудиями этой культуры являются:
- Небольшие наконечники с боковой выемкой.
- Резцы – небольшие клювовидные инструменты для обработки рога.
Аренсбургская культура – верхнепалеолитическая культура, распространённая на территории современных Нидерландов и Северной Германии. Восточной границей распространения этой культуры были верховья Волги. Основу составляла охота на северного оленя в приледниковой тундре с использованием лука и стрелы. Исследована стоянка Штельмоор.
От аренсбургской культуры происходят более поздние культуры на территории Норвегии и Швеции.
Кресвельская культура – археологическая культура верхнего палеолита, существовавшая на территории Великобритании. Название культуры дала ей археолог Дороти Гаррод в 1926 г. по археологическому памятнику Кресвелл-Крагз в Дербишире.
Кресвельская культура имеет сходные характеристики с культурой Федермессер и Гамбургской культурой Центральной Европы, а также с мадленской культурой юга Европы. Характерные орудия, по которым диагностируется культура – трапецевидные рубила, именуемые «чеддаровские наконечники», а также их разновидности, известные как «кресвельские наконечники» и меньшие рубила. Среди прочих видов орудий встречаются скребки, изготовленные из длинных прямых рубил. Другие находки в контексте кресвельской культуры включают балтийский янтарь, кость мамонта, зубы и кости других животных. Они использовались для изготовления гарпунов, шил, бус и иголок. В пещере Гау в Сомерсете и в Кентской пещере в Девоншире были найдены необычные конические стержни из мамонтовой кости. Это напоминает памятники мадленской культуры в других местах Европы и может свидетельствовать о наличии широкого обмена ресурсами между различными регионами в те времена.
Среди животных, которых употребляли в пищу кресвельцы, были дикий конь, марал, арктический заяц, мамонт, сайга, тур, медведь, рысь, лиса.
Свидерская культура – археологическая культура палеолита на территории Центральной и Восточной Европы. Ядром свидерской культуры считается территория Польши, Литвы и Беларуси. Однако её элементы прослеживаются на сопредельных территориях России (Псковская область) и Украины вплоть до Крыма. Названа по стоянке Свидры-Вельке близ Варшавы. Представлена стоянками тундровых охотников на северного оленя, которые использовали стрелы с кремневыми наконечниками. Исчезновение свидерской культуры связано с климатическими изменениями начала голоцена (современная геологическая эпоха, она знаменует собой начало текущего межледникового периода).
Культура Федермессер – археологическая культура, представляющая собой традицию изготовления орудий позднего верхнего палеолита на Североевропейской равнине.
Культура Федермессер использовала небольшие кремневые режущие орудия и по ряду характеристик сближается с существовавшей в Великобритании кресвельской культурой.
Шательперон – археологическая культура позднего палеолита в 3ападной Европе, ранняя часть перигорской культуры. В чистом виде эта культура известна только во Франции.
Для шательперонской культуры характерна особая техника обработки пластин, а именно крутая ретушь по краю, кремневые острия (тип шательперон) с закругленной спинкой. Шательперон – заимствует некоторые элементы из предыдущей мустьерской традиции. Характерным орудием труда этой культуры является «шательперонский нож» из кремния с прямым режущим краем и притупленной согнутой спинкой.
С культурой шательперон связаны остатки, как поздних неандертальцев, так и ранних кроманьонцев. Вероятно, именно такое смешение культур помогло первым неоантропам быстро приспособиться к абсолютно новым для них природным условиям. Относительно широкая кисть, широкая стопа, массивные, по сравнению с населением других материков, череп и скелет у европейцев, возможно, пришли к нам от смешанного неандертальско-кроманьонского народа.
Перигорская культура (Перигор) – культура позднего палеолита Франции. Культура названа перигорской (иногда «перигордиенской») по находкам в горах на плато Перигор. Дискуссия по вопросу о перигорской культуре еще не закончена. Носители перигорской культуры, как и ориньякской, подобны современному населению Западной Европы.
Ориньякская культура – археологическая культура раннего этапа позднего палеолита. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция). Впервые выделена в начале XX в. Она сменяет мустьерскую культуру, сосуществует с перигорской и сменяется солютрейской культурой. Существуют различные версии происхождения ориньякской культуры.
Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы. Для нее характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. В это время начинают появляться первые произведения первобытного искусства, которыми являются схематичные контурные рисунки звериных голов, обычно выполняемые на известняковых плитах, найденные в пещерах Франции Ла Ферраси. Также интересны рельефы, высеченные на плитах известняка, найденные в пещерах Лоссель во Франции. На одной из таких плит изображен охотник, бросающий копье, на других – женщины, остальные же заняты изображениями зверей, на которых охотятся. Носителями ориньякской культуры были кроманьонцы. Люди ориньякской культуры жили в условиях холодного климата. Охотились на мамонта, дикую лошадь, северного оленя, шерстистого носорога. В эту эпоху впервые появляются постоянные зимние общинные жилища. Существование их доказано раскопками произведенными советскими археологами П.П. Ефименко и С.Н. Замятиным в конце 20-х и в 30-х гг. XX в.
Ориньякцы на территории современной Франции имели европеоидную (кроманьонскую) внешность. Однако имеются находки культур неандертальцев, которые достигли такой техники изготовления орудий, которой достигли обитатели пещеры Ориньяк.
Виллендорф-костенковская культура или Костенковско-виллендорфская культура или Костенковско-виллендорфская общность культур – археологический комплекс локальных культур позднего палеолита Центральной Европы и Русской равнины. Общность культур Моравии, Польши, долины рек Припять, Десна, верхнего Днепра, Дона. Сложилась в результате движения племен из Моравии вдоль долин Вислы, Припяти, Десны до Дона следом за мигрующими животными. Движение животных было вызвано резким потеплением.
Характерный вид искусства, который отличает культуру от других – фигуры Венер. Наиболее известная – Виллндорфская Венера из Нижней Австрии. На территории России в долине Дона существовала местная культура, часть Виллендорф-костенковской культуры – Костенковско-авдеевская культура.
Тельманская культура – археологическая культура позднего палеолита в России. Названа по памятнику Костенки VIII (2-й слой; Тельманская стоянка). Здесь найдено 5 округлых жилищ диаметром 5-7 м. Жилища этой культуры округлой формы, лёгкие, наземные отличаются большой площадью.
Кремниевое производство характеризуется использованием правильных призматических пластин как заготовок, мустьерские формы отсутствуют, в инвентаре преобладают миниатюрные лезвия и микропластинки с притупленным краем, много резцов (преимущественно боковых) и скребков (конечные и боковые), пластин из выемки, многие проколок. Есть изделия на пластинках со скошенным краем, которые в большом количестве встречаются уже в мезолите. Среди костных изделий представлены лощила, веретенообразные острия. Украшения и предметы искусства неизвестны.
Граветтская культура (Граветт, Ла-Граветт, Лаграветтская, Граветянская) – археологическая культура позднего палеолита. Названа по пещере Ла Граветт в департаменте Дордонь (Франция).
По своим орудиям относится к поздней перигорской культуре. Она сменила ориньякскую культуру в Западной Европе и предшествует мадлену. В Центральной и Восточной Европе (до России) существовал Восточный Граветт. Характерны острия из пластин с притупленными краями, тупыми и прямыми на другой стороне. Изготовлялись малые статуи обнажённых палеолетических Венер. Народ культуры: кроманьонцы. Граветтская культура частично усвоила технологические достижения неандертальцев эпохи мустье, хотя не находится с ними в генетическом родстве.
Мезинская культура, или мизинская культура – археологическая культура позднего палеолита. Название происходит от Мезинской стоянки в селе Мезин, Коропского района, Черниговской области, Украина. Охватывала территорию долин рек Десна, Сейм, Среднее и Верхнее Поднепровье.
Мезинская культура – часть виллендорф-костенковской культуры, также называемой Восточный праветт. Появление культуры связывается с продвижением носителей культуры с побережья Дуная (Виллендорф, Нижняя Австрия) и Моравии долинами Вислы и Припяти в Преднепровье. Это охотников (мамонты, северный олень). Она характеризуется развитием искусств. Орнаменты, что остались на изделиях из мамонтовой кости имеют повторяющийся меандр, что по исследованиям культурологов является прообразом свастики арийцев.
Костенковско-авдеевская культура – археологическая культура позднего палеолита. Археологическая культура в районе реки Дон, входит в так называемую Виллендорф-костенковскую общность культур, то есть группу памятников, или культур верхнего палеолита Центральной и Западной Европы, объединенных рядом общих черт материальной и духовной культур.
Население этой культуры складывалось как из пришедших из Крыма (стрелецкая культура) и Кавказа (Городецкая культура), которые уже стали местным народом, так и из новоприбывших охотников из Моравии, которые в походах за животными перешли через долины Вислы, Припяти и Десны к Дону и заложили основу материальной культуры местного племени.
Для Костенковско-авдеевской культуры характерны своеобразные жилищные комплексы, которые представляют собой открытые жилые площадки с рядом огнищ по длинной оси, окруженных спальными землянками и ямами-хранилищами. Характеризуется наконечниками копий с боковыми выемками, ножами с обушком, резцами, сверлами, наконечниками листоподобной формы и другими орудиями труда. Культура оставила много прекрасных, богато орнаментованных изделий из кости. Среди многочисленных находок мелкие пластинки из кости и мергеля, наиболее распространены антропоморфные и зооморфные фигурки.
Солютрейская культура – археологическая культура позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по стоянке Солютре (департамент Сона и Луара во Франции). Характеризуется тщательно изготовленными, обработанными совершенной отжимной ретушью кремнёвыми наконечниками в форме лаврового или ивового листа, а также с выемкой. Часть из них служила наконечниками копий и дротиков, часть – ножами и кинжалами. Вместе с ними находят кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, жезлы.
В ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и Европейской части России обнаружены отдельные черты сходства с Солютрейской культурой. Также существует версия о проникновении носителей Солютрейской культуры в Северную Америку, где они создали Культуру Кловис (так называемая Солютрейская гипотеза), предложенная в 1998 г. и предполагающая что именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).
Афонтовская культура – археологическая культура верхнего палеолита на Енисее. Характеризуется галечными и пластинчатыми орудиями труда. Свое название культура получила по археологическому памятнику Афонтова гора – группе из четырех стоянок на левом берегу Енисея, у города Красноярска. Первая стоянка была открыта в 1884 г. И.Т. Савенковым. На Афонтовой горе были открыты жилища-землянки; каменные рубила, скребла, остроконечники, шлифовальные плитки; костяные шилья и иглы, наконечники копий; украшения. Кроме того, найдены остатки костей северного оленя.
Мадленская культура – палеолитическая культура. Впервые выделена французским археологом Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ла-Мадлен на правом берегу реки Везер в департаменте Дордонь (Франция). Распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, ФРГ и имеет ряд местных разновидностей. Одновременна завершающим стадиям последнего вюрмского оледенения. При переходе к мадленской культуре исчезают солютрейские кремнёвые наконечники и техника отжимной ретуши, применявшаяся при обработке кремня. Преобладают разнообразные кремнёвые резцы, проколки, скребки. Высоко развита обработка кости; распространены гарпуны, наконечники копий и дротиков, копьеметалки, жезлы, иглы, шилья и другие орудия из рога северного оленя, бивня мамонта и кости. Для нее характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные, монохромные и полихромные изображения на стенах и потолках пещер. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур, часто кочевали, преследуя стада северных оленей. Мадленская культура относится к эпохе материнской родовой общины.
Культура Гримальди – устаревший археологический термин. Ранее рассматривалась как культура верхнего палеолита юга Франции и севера Италии, названная по гротам Гримальди близ Ментона (Франция).
Негроиды Гримальди – популяция людей вида Homo sapiens, представители которой обладали негроидными чертами и заселяли в верхнем палеолите территорию Европы до прихода туда кроманьонцев. Являлись носителями ориньякской культуры. Начало описанию расы положило открытие в 1901 г. в одной из пещер Гримальди захоронения, содержащего останки пожилой женщины и юноши.
Кебарская культура – археологическая культура восточного Средиземноморья. Название получила по месту находок в Кебарской пещере к югу от Хайфы. Носители были очень мобильным кочевым народом охотников и собирателей Леванта и Синайского полуострова, для изготовления орудий труда использовавшим микролиты геометрического типа. В отличие от более поздних культур этого региона еще не использовали ступки и жернова для изготовления муки, хотя орудия труда отличаются большим разнообразием. На зиму селились в пещерах и искусственных убежищах из камня, расположенных на берегах озер, а летом рассеивались по территории.
Эта культура считается предшественником или даже прямым предком натуфийской культуры.
Зарзийская культура – археологическая культура верхнего палеолита и мезолита в Иране, Ираке и Средней Азии. Она сменяет барадостскую культуру из которой, возможно, эволюционировала. Название получила по месту находок в пещере Зарзи, иракский Курдистан. Известна также стоянка в пещере Шанидар.
До 20 % находок составляют изделия из микролитов, которые имеют форму коротких асимметричных осколков кремня в виде треугольников и трапеций с дырочками для крепления. Культура имеет много общего с соседней кебарской в Леванте и в позднем периоде своего существования соседствует с натуфийской, но не идентична ей. Хотя стоянки разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, они очень редки, и плотность населения, по-видимому, была низкой. Носители придерживались образа жизни охотников и собирателей. Объекты охоты: олень, дикий осел и козы. На стоянках найдены останки домашней собаки, а также луки и стрелы. Предположительно является предшественником более поздних культур восточной части Ирана.
Культура Кловис – доисторическая культура аборигенов Северной Америки. Её начало связывают с концом последнего ледникового периода. Данная культура получила своё название благодаря немногочисленным артефактам, найденным рядом с Кловисом, штат Нью-Мексико, в 1936 и 1937 гг., хотя местные жители сообщали о находках ещё в 20-х гг.
Позже стоянки этой культуры были найдены во многих местах США и Мексики. Длительное время эту культуру считали прародителем всех американских аборигенов. Позднее некоторые археологи объявили ряд других археологических памятников, таких, как Шегианда в Канаде или петроглифы Серра-да-Капивара в Бразилии, более древними, чем Кловис, однако их датировка до сих пор является предметом дебатов.
Основным занятием была охота и собирательство, это подтверждается находками на стоянках костей мамонтов, бизонов, мастодонтов и других млекопитающих. Всего известно более 125 видов растений и животных, используемых людьми Кловис. Исчезновение культуры связывают с похолоданием.
Гамбургская культура, вероятно, первая археологическая культура, появившаяся на территории современных Нидерландов и Северной Германии. Возникла после того, как отступление ледников сделало эту область пригодной для обитания человека. Имеет сходные характеристики с Кресвельской культурой и культурой Федермессер. Носители Гамбургской культуры могли быть потомками восточно-граветтских или периферийных мадленских групп. Основой хозяйства была охота на оленей, причем люди этой культуры были довольно умелыми охотниками. Характерными орудиями этой культуры являются:
- Небольшие наконечники с боковой выемкой.
- Резцы – небольшие клювовидные инструменты для обработки рога.
Аренсбургская культура – верхнепалеолитическая культура, распространённая на территории современных Нидерландов и Северной Германии. Восточной границей распространения этой культуры были верховья Волги. Основу составляла охота на северного оленя в приледниковой тундре с использованием лука и стрелы. Исследована стоянка Штельмоор.
От аренсбургской культуры происходят более поздние культуры на территории Норвегии и Швеции.
Кресвельская культура – археологическая культура верхнего палеолита, существовавшая на территории Великобритании. Название культуры дала ей археолог Дороти Гаррод в 1926 г. по археологическому памятнику Кресвелл-Крагз в Дербишире.
Кресвельская культура имеет сходные характеристики с культурой Федермессер и Гамбургской культурой Центральной Европы, а также с мадленской культурой юга Европы. Характерные орудия, по которым диагностируется культура – трапецевидные рубила, именуемые «чеддаровские наконечники», а также их разновидности, известные как «кресвельские наконечники» и меньшие рубила. Среди прочих видов орудий встречаются скребки, изготовленные из длинных прямых рубил. Другие находки в контексте кресвельской культуры включают балтийский янтарь, кость мамонта, зубы и кости других животных. Они использовались для изготовления гарпунов, шил, бус и иголок. В пещере Гау в Сомерсете и в Кентской пещере в Девоншире были найдены необычные конические стержни из мамонтовой кости. Это напоминает памятники мадленской культуры в других местах Европы и может свидетельствовать о наличии широкого обмена ресурсами между различными регионами в те времена.
Среди животных, которых употребляли в пищу кресвельцы, были дикий конь, марал, арктический заяц, мамонт, сайга, тур, медведь, рысь, лиса.
Свидерская культура – археологическая культура палеолита на территории Центральной и Восточной Европы. Ядром свидерской культуры считается территория Польши, Литвы и Беларуси. Однако её элементы прослеживаются на сопредельных территориях России (Псковская область) и Украины вплоть до Крыма. Названа по стоянке Свидры-Вельке близ Варшавы. Представлена стоянками тундровых охотников на северного оленя, которые использовали стрелы с кремневыми наконечниками. Исчезновение свидерской культуры связано с климатическими изменениями начала голоцена (современная геологическая эпоха, она знаменует собой начало текущего межледникового периода).
Культура Федермессер – археологическая культура, представляющая собой традицию изготовления орудий позднего верхнего палеолита на Североевропейской равнине.
Культура Федермессер использовала небольшие кремневые режущие орудия и по ряду характеристик сближается с существовавшей в Великобритании кресвельской культурой.