Пайтити

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Пайтити (Paititi) — затерянный или мифический золотой город инков в Андах в тропической сельве на юго-востоке Перу, севере Боливии или юго-западе Бразилии (регион Паресис). До сих пор считается не найденным и не отождествлённым с какими-либо руинами городов в Южной Америке. Является равнозначным значению «Эльдорадо» из-за того, что этот город был наполнен золотом, даже дома и дороги были сделаны из этого металла. По легендам, именно там инки спрятали несметные золотые богатства.
В ряде колониальных хроник Пайтити — это топоним, определяющий восточную границу империи инков. В иных случаях речь идёт о некоей богатой стране, лежащей в амазонской сельве, к востоку от Анд, которая была обнаружена инками во время одной из их экспедиций. После испанской конкисты часть инков из Перу мигрировала в Пайтити, и их потомки продолжали безбедно жить там на протяжении всего XVII в., а возможно, и XVIII в. вдали от европейского влияния. На протяжении этого времени в документах встречаются ссылки на Пайтити как на обитаемую страну. В XIX в. они исчезают. В качестве синонима названию Пайтити часто употребляется Мохос или Мусус.
Реальным золотым городом, располагавшимся в Южной Америке, была столица империи инков — Куско, где было несколько десятков крупных домов, «стены которых как снаружи, так и внутри облицованы тонкими золотыми пластинами. В этом городе много прекрасных зданий. Там же Куско (то есть Сапа Инка) держал свои сокровища; три хижины заполнены были золотом и пять серебром, а кроме того, сто тысяч самородков золота, добытых в рудниках; каждый самородок весит пятьдесят кастельяно». Также золотом были облицованы все храмы Солнца, королевские дворцы и жилища главных курак (политический и административный глава андской общины – айлью) в столицах провинций империи, но поскольку все они были за короткий срок разграблены конкистадорами (отрядами Франсиско Писарро и Диего де Альмагро), то желание найти новый золотой город и мгновенно разбогатеть стало основой мифа о Пайтити и Эльдорадо.
1692363064168.png
Карта Америки 1705 г.
Есть много версий происхождения слова Пайтити. В одной из легенд есть слово «Пайкикин», что на языке кечуа значит «такой же», оно было использовано для названия нового Куско, построенного инками на завоёванных территориях. Однако изначальное название города стерлось в памяти инков, его место заняло «Пайкикин», которое позднее трансформировалось в «Пайтити». Происхождение последнего названия можно объяснить и по-другому. Вполне вероятно, что в империи инков оно означало «металл» или «свинец», на кечуа — «тити». В таком случае «Пайтити» переводится как «сам металл», а учитывая склонность кечуа к образности, это название вполне могло означать «металлический город», «город из металла».
1692363119862.png
Золотая стена инков
На языке одного из племён индейцев, это означает Два Холма (по версии Ханса Ертля (озвучена в 1955 г.), осуществившего экспедицию в Боливию на север от Ла-Паса, он обнаружил гору, которую так называли индейцы), по другой версии — сделанный из металла. Во многих индейских языках pai — означает отец, а слово titi — означает пума или ягуар. Получается, что Paititi — это отец ягуар, властвовавший над народами. По версии аргентинского исследователя Энрике Гандия — «Pai» — это «монарх», а «titi» — название озера Титикака, то есть «Правитель Титикаки». В то же время ещё у Джованни Анелло Оливы (в 1631 г.) было сказано, что «Титикака значить свинцовая скала или кошачья скала, поскольку это животное также называется Тити», но в XVI в. слово могло иметь другие значения и происхождение.
В словарях кечуа начала XVII в. (Ольгин, 1608 г.) и аймара (Бертонио, 1612 г.) целиком само слово Пайтити не зафиксировано, хотя и другие географические названия в них не упоминаются.
1692363169150.png
Золотые статуэтки инков. Фото с Парижской выставки "Золото инков"
Появление легенд о Золотой стране на Юле (или Востоке) от Панамы связано с первой экспедицией Франсиско Писарро и Диего де Альмагро в поисках богатой на золото страны Биру.
1692363413275.png
Современное ювелирное украшение, стилизованное под инкский стиль
После пленения Инки Атауальпы, испанцам за его освобождение был предложен знаменитый «выкуп Атауальпы», в виде изделий из золота и серебра (переплавленных затем в слитки), заполнивших комнату до отметки на высоте поднятой руки.
1692363471665.png
Золотые украшения из долины Моче
Большой толчок легенде об Эльдорадо дали известия о сокровищах инков, доставленные из Перу в 1533 г. в Санто-Доминго. Они вызвали потрясение у обывателей, которые утверждали, что «это был волшебный сон». Историк Овьедо писал: «что это не миф и не сказки». А поскольку корабль с сокровищами не останавливался ни в одном порту по пути следования, кроме самых главных, то это способствовало возникновению многочисленных слухов о несметных богатствах континента. Первый из четырёх кораблей, гружёный сокровищами, прибыл в Севилью в конце 1533 г. Королевскую «пятую часть» доставил сам Эрнандо Писарро. После этого события желание найти сокровища стало главным стремлением у всех новоприбывших в Новый Свет. Так, в 1534 г. будущий хронист Сьеса де Леон, путешествуя с отцом-торговцем, увидел в Севилье, как разгружали сокровища из выкупа Атауальпы, что и послужило поводом уехать в Южную Америку. Он же в 1533 г. в своей книге «Хроника Перу» сообщил о золоте у Инков: «Когда я был в Куско, перехватив у тамошней знати сообщение Инков, я услышал, что Пауло Инка и другие знатные говорили, что если все сокровища, имевшиеся в провинциях и в ваках, то есть их храмах, и в захоронениях соединить (вместе), то ущерб был бы настолько мал, от того, что испанцы извлекли, сколь малым было бы извлечение из одного большого кувшина для воды одной его капли.
И чтобы лучше прояснить очевидное сравнение, они взяли одну большую меру маиса, из которой, доставая одну горсть, сказали христианам, присутствующим при этом,
(что) большая часть находится в таких местах, что мы сами не знаем об этом. Так что великие сокровища в этих местах утеряны».
Видимо, первое упоминание Пайтити в хрониках завоевания Перу находится в «Докладе о Происхождении и Правлении Инков», больше известного как «Сообщение кипукамайоков», составленного в 1542 г. (переводчиком и писцом тогда выступил Хуан де Бетансос), где приводится такое сведение о Пачакути Инке, сыне Виракочи Инки: что он завоевал оружием многие земли (Чаркас, Чичас, Диагитов, все поселения Кордильер, Анд и Карабая, и вплоть до Кито, и всё побережье Тарапака), а там где не мог оружием, то добивался подчинения «лестью и подарками, а были это провинции (племен) Чунчос и Мохос и Андес, дабы иметь свои крепости возле реки Патите и в их гарнизонах солдат».
1692363514793.png
Кристобаль Вака де Кастро
Краткое сообщение о реке Пайтити имеется у Кристобаля Ваки де Кастро в связи с завоеваниями Инки Пачакутека, отца Тупака Юпанки: «… Тех, кого не мог (покорить) войнами и оружием, приводил к покорности лестью и дарами, каковые были провинции Чунчос, и Мохос, и Андес, вплоть до того, что имел крепости на реке Пайтите и гарнизоны в них».
В 1567 г. Вака де Кастро заключил договор с Хуаном Альваресом Мальдонадо, жителем Куско, о разведывании и заселении земли по ту сторону Кордильер, начиная с озера и крепости Опотари, крупного поселения в 30 лигах от Куско, открытого капитаном Кандия в 1539 г. с отрядом в 200 человек. Мальдонадо основал селение Бьерсо. Он высылал экспедицию к Тормонам, но она погибла. Затем Мальдонадо прошёл более 200 лиг в обе стороны, углубился в материк на 70 лиг; первым обнаружил саваны за Опотари, и по реке первым преодолел монтанью — густые непроходимые леса. Он сообщил о реке и озере Пайпите и провинции индейцев Корокоры и Женщин (de los Corocoros y de las Mujeres). Всю открытую землю он назвал Новая Андалусия. С собой он вёл лоцманов, которые проводили замеры высот и направлений, и определил, что река Мано течёт по направлению восток-запад. Исследовал «c восточной и с западной» стороны течение реки Майу-тата, притока Бени.
1692363556759.png
Тупак Инка Юпанки. Рисунок из рукописи Пома де Айялы
По сведениям Сармьенто де Гамбоа: «Так вступил Топа Инга () с названными капитанами в Анды, каковые есть горы ужасные и удивительные, с множеством рек, где (он) испытал величайшие лишения, равно как и люди, которых он привел с собою из Пиру, из-за перемены климата, потому что Пиру земля холодная и сухая, а Андские горы жаркие и влажные, воины Топа Инги болели, и многие умерли. И сам Топа Инга с третьей частью людей, которых он привел с собою для завоеваний, долгое время блуждали по горам, не находя им ни конца ни края, пока не встретился им Оторонго Ачачи и не указал путь. Завоевал в тот раз Топа Инга и его капитаны четыре великих народа. Первым были индейцы, называемые Опатари, и другой Маносуйо, и третий, который зовут Маньяри или Янашиме, что означает черноротые, и Речную провинцию, и провинцию Чунчос. И долго шёл вниз по реке Тоно и дошёл до (племени) Чипонауа. И по дороге, которую ныне называют Камата, послал другого своего великого капитана Апо Куримаче, который направился на восход солнца и дошёл до реки, о которой сейчас вновь приходят известия, называемой Пайтите, где установил пограничные знаки Топа Инги».
По этой же дороге через Камата шёл капитан Перансурес в 1539 г. Он достиг реки Омапалько, текущей из Монтаньи племени Мохос; прошёл через земли индейцев Чириабонов и достиг поселения индейцев Маркиров на другом берегу реки, но поскольку дальнейшее продвижение по течению реки было затруднительным, он вынужден был вернуться, потеряв много людей. Перансурес углубился внутрь материка на 60 лиг. Что интересно, другой известный историк и писатель Мигель Кабельо Бальбоа, знавший о произведении Гамбоа, верный своему призванию миссионера перебрался в Чаркас; добился назначения священником в Камата, в муниципалитете Ларрекаха, и там осуществлял деятельность по евангелизации индейцев в провинции Караба, в амазонской сельве. Там же в Камата он и умер в 1608 г.
В связи с подписанием Титу Куси Юпанки капитуляции в Анкобамбе (26 августа 1566 г.) инки утрачивали свою независимость в Вилькабамбе, а сама территория теперь становилась доступной для испанцев, им стали возможными и новые экспедиции в поисках Пайтити. Но убийство Титу Куси в 1571 г. испанским священником и приход к власти Тупака Амару вновь закрыли перед испанцами Вилькабамбу.
1692363611358.png
Тупак Амару, последний правитель инков, узник испанцев, 1572 г.
Используя как повод к войне с инками то, что те «нарушили закон, соблюдаемый всеми народами мира о безопасности послов» новый вице-король, Франциско де Толедо, граф Оропеса, решил атаковать инков и захватить Вилькабамбу. Он объявил войну 14 апреля, 1572 г. В течение двух недель небольшая группа испанских солдат захватила ключевой мост на границе и это стало началом вторжения. 1 июня начались боевые действия в долине Вилькабамба. Несмотря на то, что инки были гораздо хуже вооружены, они были настроены на победу, и атаковали первыми. Раз за разом они пытались снять осаду испанцев и их союзников, но были вынуждены отступить. 23 июня «форт» Гайана Пукара загорелся из-за артиллерийского обстрела испанцев. Армия инков вынуждена была оставить город и отступить в джунгли. 24 июня испанцы вошли в Вилькабамбу, но обнаружили её опустошённой. Сапа Инка исчез. Город был полностью разрушен, а империя инков официально перестала существовать.
1692363648155.png
Франсиско де Толедо
За день до этого Тупак Амару с сотней воинов ушёл на запад в джунгли. Его группа, состоящая из военачальников и членов семьи, разделилась на более мелкие с целью избежать захвата. Три группы испанских солдат преследовали их. Одна из групп захватила сына и жену Титу Куси Юпанки. Вторая группа вернулась с военнопленными, а также захватила золото, серебро, драгоценные камни. Третья группа взяла в плен двух братьев Тупака Амару, других членов семей и нескольких военачальников, в частности главного полководца и наместника Гуальпа Юпанки, и полководца Кури Павкара. Сам Сапа Инка и его «главнокомандующий» остались на свободе.
После описанных событий испанцы сформировали отряд из 40 лучших солдат для поисков Тупака Амару. Они прошли реку Масахуай и через 170 миль обнаружили склад инков с золотом. Испанцы захватили группу индейцев чунко, которые сообщили о том, что видели Сапа Инка. Испанцы узнали, что Тупак Амару спустился по реке на лодке в местность под названием Момори. Испанцы связали плоты и последовали за ним. В Момори они обнаружили, что Тупак Амару ушёл дальше. Испанцы воспользовались помощью местных индейцев, которые указали им путь и сообщили, что Тупак Амару задержался в их краях из-за родов жены. Пройдя 50 миль, преследователи увидели огонь костра. Они обнаружили Сапа Инка Тупака Амару и его жену у этого костра. Испанцы гарантировали безопасность Тупаку Амару и его жене. Тупак Амару был арестован капитаном Мартином Гарсиа де Оньяс-и-Лойола (за это он получил в награду пожизненную ежегодную ренту в 1500 песо).
Пленники были проведены к руинам Вилкабамбы, а оттуда были доставлены в Куско вместе с остальными захваченными индейцами 21 сентября. Победители захватили также мумифицированные тела Манко Капака II и Титу Куси Юпанки, золотую статую Пунчао, а также другие реликвии, в том числе остатки сердец умерших Сапа Инка. Впоследствии они были уничтожены.
О «Королевствах Пайтити» первым из иезуитов заговорил Саманьего в письме к Аквавиве от 28 декабря 1585 г.; вновь он делает 24 января 1588 г., а потом 20 апреля 1600 г.
Великий испанский историк и иезуит Хосе де Акоста в «Естественной и нравственной истории Индии» пишет, что по Амазонке «несколько раз плавали испанцы, намереваясь открыть земли, славящиеся своими огромными богатствами, особенно ту землю, которую называют эль Дорадо и Пайтити». По его сведениям, данные походы совершали сначала аделантадо Хуан де Салинас, а затем капитан Педро де Орсуа.
3 апреля 1596 г. о Пайтити упоминает Пабло Хосе де Арриага.
В 2001 г. итальянский археолог Марио Полиа (Mario Polia) обнаружил сообщение миссионера Андреса Лопеса (или Андреа Лопеса), ректора иезуитской коллегии в Куско, отправленное пятому Главе Ордена иезуитов Клаудио Аквавиве (или его преемнику Муцио Виталески), и хранящееся в архиве иезуитов в Риме. В документе, который датируется примерно 1600 г., Лопес описывает большой город, богатый золотом, серебром и драгоценностями, расположенный в середине тропических джунглей около водопада и называемый Паитити. В городе занимались металлургией, имелись храмы и здания. Согласно тексту, миссионера пригласил местный правитель, описывавший 10-дневный пеший поход из Куско в Пайтити (королевство или город, где золота больше, чем в Куско), и обещавший соорудить церковь из золотых блоков, но не сообщается, был ли предпринят поход Андресом. Лопес лишь испрашивал папского разрешения на обращение в христианство местных жителей.
1692363696940.png
Мадре-де-Диос в городе Бока Ману
Тот же Марио Полиа обнаружил документы в Архиве Общества Иисуса, в частности доклад Главы Ордена Клаудио Аквавивы папе римскому Клименту VIII, описывая ему открытие, нуждавшееся в сохранении строгой секретности, чтобы не вызвать золотой лихорадки. В докладе содержится информация о городе, окружённом стенами, покрытыми золотыми листами, и место то называется «Пайтити». Место города они идентифицировали с рекой Мадре-де-Диос, в предгорьях Анд на юго-востоке Перу.
Торрес Больо задумавший план создания «Республики индейцев» и осуществивший его позже в Парагвае, оставил кое-какие сведения о Пайтити. В 1603 г. он писал в своём докладе «Relatione Breve» к Главе Ордена Аквавиве о желании реализовать свой проект на землях Кордильер и в мифическом Пайтити. В его докладе 36 страниц из 60 посвящены письмам, ранее составленных другими миссионерами в Тукумане, в Санта-Крус-де-ла-Сьерра (отцами Диего Мартинесом и Диего Саманьего) и в Хули.
Как указывает Больо, открыл земли Пайтити Франсиско де Каррион в 1599 г. Вице-король Луис де Веласко подтверждает это сведение в письме королю от 5 мая 1600 г. из города Кальяо, что «За Санта Крус де ла Сьерра, к северу, была разведана провинции, находящаяся, предположительно, в 500 лигах по суше от этого города… очень много индейцев, называемые паратиес, и среди них селение негров, должно быть убежавших из Бразилии … один из них (имеется в виду Франсиско де Каррион) пришёл от имени города Санта Крус просить меня разрешения и приказа, чтобы осуществить открытие по всей форме». Знатные же жители и религиозные деятели города Санта Крус просили иезуитов послать в это Королевство много миссионеров.
Отец Мартинес просил у провинциального Главы Ордена Кабредо и у вице-короля Луиса де Веласко разрешения обратить в христианство местных жителей. Он же пишет в письме из Чукисака от 4 апреля 1601 г.: «Провинция (паретис) разведана в конце 1599 года; она находится в ста лигах от города Санта Крус (де-ла-Сьерра) к Северу». Но вице-король Луис де Веласко располагает эти королевства в 500 лигах к северу от того же города (другие авторы указывали «в 80 лигах от этого города»).
В письмо от 20 апреля 1600 г. отец Кабредо включил письмо Саманьего (переведя его на испанский), где последний пишет, что «Эти провинции очень большие и очень густо заселены, и не меньше, чем земли мохос, Пайтити и Дорадо», «Негров», «Энанос», «Амазонас» и «Гуарайос»» и приглашает провинциального Главу Ордена в Перу Хуана Себастьяна присоединиться к нему в этой миссии. Торрес Больо также просит Аквавиву послать много иезуитов в эти провинции.
Другие сведения о Пайтити встречаются в письмах отца Анджело Монитоли (30 апреля 1601 г.) и Диего Мартинеса (1 марта 1602 г.).
Кабредо в письме к Аквавиве от 1 марта 1602 г. сообщает: «Разведывание паретис, о котором я написал Вашему Святейшеству в ежегодных письмах за [15]99 и [1]600 года находится в наилучшем состоянии и с большими надеждами… Это мне рассказал добрый отец Диего Саманьего … желая идти первым в эти великие врата и входы, которые продолжают разведываться, что надеются, что это должно быть новое и известное Перу, идущее с обратной стороны великой кордильеры к Провинции Чаркас к Кито и Новому Королевству по всем тем известным районам, которые как известно есть у берегов Северного моря (Атлантического океана)». Упоминается Пайтити и в другом письме Кабредо к Аквавиве от 28 апреля 1603 г.
У Инки Гарсиласо де ла Вега в книге «Королевские комментарии» (1609 г.) имеется пространное описание инкской экспедиции на восток, имеющее, видимо, общий источник с рассказом, изложенным у Лисарасу (1636 г.), но обладающее несколькими существенными отличиями (вероятно, Гарсиласо был знаком с одним из отголосков этого рассказа):
1. Гарсиласо не упоминает названия Пайтити, вместо него использует «Мохос» и «Мусус».
2. Он относит экспедицию к временам Тупака Инки Юпанки, то есть, по меньшей мере, на поколение ранее, чем в версии Алькайи. Возможно, сыграло роль наложение другой версии, изложенной у Сармьенто де Гамбоа.
3. Согласно Гарсиласо, экспедиция спускалась на плотах по реке Амарумайу, которая обычно отождествляется с Мадре-де-Диос. Это принципиально иной маршрут, хотя в конечном итоге он приводит примерно в ту же зону: в северную часть Сьерры де Паресис. Вместе с тем, Гарсиласо упоминает, что послы, шедшие из Мохос в Куско, чтобы доложить об открытии Инке, «совершили огромнейший крюк, чтобы выйти к Коско». Возможно, речь идёт о пути через Восточную Боливию, который считался наиболее лёгким, хотя и долгим (поход вверх по течению Мадре-де-Диос — предприятие практически нереальное по тем временам).
Иезуит Блас Валера в свих записях оставил два рисунка Пайтити:
1. Один — изображающий Пайтити на амазонском склоне Анд и добавил некоторые разъяснения к рисунку:
Властелин, здесь находится золото, которое ты не украл.
Властелин, здесь — свобода, которую ты у нас не отнял.
Ты, народ Тауантинсуйу, можешь все ещё надеяться
Я жду этого для тебя.

2. Второй — на противоположном ему склоне, и добавил такую надпись: Это — то же самое (Пайтити). На этом рисунке изображено пять гор, у подножия которых протекает река. Также на рисунке присутствует гео-юпана — геометрическая модель местности у инков.
В книге «Королевские комментарии» Гарсиласо де ла Вега, ссылаясь на Бласа Валера, привёл также одно сообщение из района озера Титикака, в котором сообщается о судьбе инкского золота после прихода испанцев, относительно чего историк Энрике Пупо-Уолкер заметил, что «эти и другие легенды послужили началом сказочным географическим рассказам о Богатой Земле Магов, о Каракараэс и о Пайтити». У де ла Вега читаем: «Отец Блас Валера, рассказывая о богатстве того храма (на острове в Титикака) и о том многом, что было накоплено и превышало (нужды храма), говорит, что переселённые индейцы (которых зовут митмаками), проживающие в Копа-кавана, заверяли его, что имелся такой избыток золота и серебра, что из него можно было бы построить другой храм, начиная от его фундамента и кончая крышей, без применения какого-либо другого материала. И что, как только индейцы узнали о приходе на те земли испанцев и что они забирали себе все богатства, которые находили, они бросили все в то великое озеро … Таким образом, живёт известная всем молва, как та, которой поверили те испанцы, что индейцы укрыли неисчислимые сокровища в озёрах, пещерах, горах, хотя нет надежд заполучить их».
В 1976 г. Левильер издал «Сообщения, сделанные Доном Хуаном де Лисарасу об открытии Мохос», документ о Восточной Боливии, относящийся к 1636 г. и представляющий собою свидетельства нескольких человек, участвовавших в экспедициях в поисках Пайтити или располагавших иной ценной информацией по этому вопросу. Наиболее полное и подробное сообщение о Пайтити из всех известных нам на данный момент, которое помещено в документе на первое место, принадлежит священнику Диего Фелипе де Алькайя. Насколько можно понять из текста, оно было записано Алькайей со слов его отца, конкистадора Мартина Санчеса де Алькаяги. Алькаяга, в свою очередь, получил эти сведения от Дона Карлоса Инки. Этот последний, по словам Левилльера, был сыном Паулью Инки, представителя индейской аристократии, поддерживавшего сторону испанцев. Так, в сообщении Лоренсо Кабальеро встречаются слова, приписываемые им Гонсало Солису Ольгину: «… И для меня, который потратил цвет своих лет со всеми Губернаторами и Капитанами, которые предпринимали попытки открыть (эту землю), ведомые сообщением, которое Дон Карлос Инка дал Мартину Санчесу Алькаяге …». Возможно, эта версия послужила основой для многих других и создала Пайтити его широкую славу. В тексте есть многочисленные сведения о географических условиях и о расположении местности: «И, исходя из расположения земель, (Манго Инга) заселил обратную сторону холма, называемого Пайтити, где, по рассказам индейцев Гуарани, которые позже пришли сюда, чтобы встретиться с этим могущественным Господином, в этом холме находят выходы серебра, и там добывают металл, и очищают его и плавят, и получают чистое серебро. И так же как здесь, в Куско, была (прежде) глава этого Королевства, так теперь она находится в этом Великом Королевстве Пайтити, называемом Мохос».
1692363885213.png
Река Гуапоре
Повторяют в сокращённом виде и с некоторыми вариациями эту же информацию в рамках того же документа Лоренсо Кабальеро и Франсиско Санчес Грегорио. Вероятно, они прочли текст Алькайи, прежде чем дать собственные сведения, либо были знакомы с этим рассказом ранее. Версия Алькаяги в XVII в. была широко известна и популярна.
1692364211909.png
Семья гуарани, захваченная работорговцами. Художник Мишель Дебре
Интересно, что описание пути Манго Инги прекрасно накладывается на реальную географию, которая в то время ещё не была как следует известна испанцам. Проследив его маршрут по карте, можно судить, что он достиг Восточной Боливии, в районе современного города Санта Крус, затем шёл на север вниз по течению реки Гуапай (приток Маморе), затем по Маморе до её слияния с Гуапоре (Манатти), через которую построил мост, затем повернул на восток и поднялся на холмы Сьерры де Паресис (Восточная Бразилия, штат Рондония). К тому же заключению пришёл и Левилльер.
Другие авторы сообщений из собрания Лисарасу непосредственно называют Сьерру де Паресис как местонахождение Пайтити. Среди них Херонимо де Вильярнао, священник экспедиции Гонсало Солиса Ольгина: «Сказали эти индейцы, которых называем Торокоси, что индейцы земель, которые лежат дальше, имеют серебро, в основном те, которые, как мы полагаем, есть Инки, бежавшие из Пиру … И это может быть правдой также потому, что земля, которая находится дальше, отличается по климату, как это видели и испытали испанцы, которые около тридцати двух лет назад побывали в стране Паречес, где нашли земли и провинции холодного климата, где обнаружили большие горные хребты и очень высокие холмы, которые находятся в этой стране. И что есть (там) индейцы Инки, это правда, согласно сведениям, которые имеются по этому поводу, каковые обитают у подножия большого холма, возле которого течет полноводная река, которую местные зовут Манатти».
Наиболее точные географические сведения приводит Васко де Солис: «Известия о Богатой Земле Мохос, где, как говорят, живут инки и имеют в подчинении множество провинций, считаю правдивой, потому что слышал от старых солдат из Парагвая, то что рассказывали парагвайские индейцы гуарайи, что они отправились открывать (новые земли) на Север, вниз по реке, называемой Манати, которая берет начало на склонах хребта Паречис, с Западной стороны, и течет на Север: говорят, что эта река местами достигает лиги в ширину; на этом же хребте берет исток Рио де Ла Плата, которая течет на юг с Восточных склонов. Эти индейцы гуарайи по пути все время сталкивались с дикими индейцами, одни из которых обитали в горах, другие на равнинах, и что им было больше проку от горных индейцев, потому что у них находили что грабить, а равнинные были бедными; и что эта река соединяется с Рио Гранде, и отделяет эти реки Перуанский хребет (Анды) от (хребта) Паречис. И поднялись они на хребет Паречис, и увидели большие поселения; и схватили одну индианку, которая вела барана (ламу), и она стала громко кричать, прося помощи, и названные гуарайи потащили на себе её и барана в свой лагерь, где на них напали инки с пращами и камнями, что вынудило их к бегству, пуская вперед женщин и детей, бежали они пока не взобрались на гору, где устроили засаду, убивая инков, которые их преследовали; тогда (инки) их оставили, и гуарайи ушли в Парагвай».
Алонсо Солето Перния, участник нескольких экспедиций, рассказывает о виденном собственными глазами в местности, которая считалась непосредственными подступами к Пайтити: «И вышли мы на дороги, и в месте, предназначенном для отдыха мы нашли множество выкорчеванных деревьев, поставленных корнями вверх, как бы говоря, смотрите, какова сила индейцев этой провинции, не ходите на наши земли. И на этих вырванных деревьях были нарисованы лики демонов, очень тонкой работы, так что мне подумалось, что это для того, чтобы поклоняться каждый раз, когда (индейцы) туда приходят». В другом месте у того же Алонсо Солето находим описание предмета, похожего на главный алтарь храма Пайтити: «Нашли мы возвышение/помост наподобие котла, и был он из круглого камня/скалы, и имел подъем, чтобы всходить наверх, высеченный в той же скале; и я поднялся наверх, чтобы рассмотреть его, и стал кричать сверху, и один индеец сказал мне, подавая знаки, что я должен спуститься, чтобы его бог не разгневался».
1692364276244.png
Серебряная статуэтка инков
Историк Монтесинос исходил из общего представления, что Эльдорадо было страной Офир, упомянутой в Ветхом Завете. Также он говорил с отцом Педро Флоресом (Pedro Flores), Провинциальным главой францисканцев в Лиме, который показал ему письмо Херонимо Хименеса (Gerónimo Ximenez), миссионера внутренних амазонских районов, видевшего слонов и невиданных животных. Солдат Франсиско де Вильянуэва (Francisco de Villanueva), компаньон Хименеса, позже пояснял Монтесиносу, что они не видели слонов, а видели лапы незнакомых животных (ленивцев).
В отношении Эльдорадо Монтесинос ссылается на ранних историков Фернандеса де Овьедо и Сьеса де Леона, а особенно на Педро Симона, детально разработавшего легенду об Эльдорадо. Он сам пишет «Историю Пайтити» (1637 – 1638 гг.), но не успел её закончить, как приходит сообщение, что некая экспедиция, вышедшая за пределы Тармы, вернулась в столицу с золотом. Этой экспедицией в 1637 г. руководил Педро Бооркес (Pedro Bohórquez), он обследовал земли индейцев Кампа и Амуэша, и там они обнаружили золотой рудник у реки на восток от Тарма.
Известно, что Фернандо Монтесинос намеревался отправить экспедицию на поиски легендарного Пайтити — «страны богатой и желанной». Что примечательно: в своей книге он сообщает, что его двоюродный брат Франсиско Монтесинос (вместе с Бооркесом) в 1637 г. вошёл в провинцию Тарама или Тарма (Тарама считалась входом в мифический Пайтити) и забрал оттуда в Лиму шестерых знатных индейцев, где их приняли с почётом, а потом, по приказу вице-короля, вернул их в их земли. Похоже, что Фернандо профинансировал эту повторную экспедицию в Тарма. При возвращении тех 6 индейцев с третьей экспедицией уже под руководством самого брата Франсиско, шести его ближайших друзей и двух францисканских монахов, все они были убиты; задумал убийство индеец Сампати.
1692364335029.png
Карта Перу 1683 г.
В Хронике историка Мауртуа (1677 г.) сообщается, что Пайтити было построено и заселено после падения Империи Инков. На вопрос одного испанца: «Где находится Инка?», житель Куско ему ответил, что «Инка, корона и многие вещи также находятся у соединения рек Пайтити и Памара (иногда пропадающими) в трёх днях от реки Ману». Несколько позже, в 1686 г., миссионер Франсиско де Кале сообщил, что до Пайтити 5 дней ходу от Куско.
В Церковном музее в Куско есть карта Пайтити XVII в., переведённая с кечуа иезуитскими миссионерами. На карте нарисованы реки и горы. Вокруг карты нанесён текст: «Сердце от сердца, индейская земля Пайтити, чьи люди называются индейцы: все королевства граничат с ним, но он не граничит ни с кем». В центре вверху надпись: «Эти являются королевствами Пайтити, где держится власть на творении и желании, где горожанин найдёт лишь еду, а поэт, пожалуй, сможет открыть закрытую издавна дверь, из самой настоящей любви». Внизу справа надпись: «Здесь можно увидеть окраску песни невидимых птиц». Эти фразы, написанные, видимо, с помощью тайнописи, образованы на основе какой-то легенды. Изображение карты было опубликовано в книге Яцека Палкевича «В поисках золотого Эльдорадо» и размещено на его обложке.
1692364388767.png
Первая страница Рукописи 512
Недостающим звеном в исследованиях земель Пайтити, возможно, являются португальские источники поздней колониальной эпохи (XVII — XVIII вв.), времен, когда эти территории осваивались с бразильской стороны (например, Goncalves 1874 г.). В 1682 г. Бартоломеу Буэну да Силва, по прозвищу Аньянгуэра («злой дух»), вернулся из местности Гояс в Сан-Паулу с большим количеством рабов и золота (индианки гояс носили в виде украшений золотые пластинки). Сопровождал его сын, мальчик, по имени тоже Бартоломеу. В 1722 г. этот Аньянгуэра II основал к западу от верхнего Токантинса в верховье реки Риу-Вермелью (правый приток Арагуаи), город Гояс, ставший с 1726 г. центром золотопромышленного района. Другие отряды португальцев продвинулись дальше на запад, за реку Арагуаю, и в первой четверти XVIII в. оказались на «сухой, выжженной солнцем, поросшей скудной растительностью шападе» (шапада — плосковершинные и с крутыми склонами возвышенности), которая вошла в бразильскую историю под неподходящим названием Мату-Гросу («Густые заросли кустарников»). Гряда простирается в широтном направлении между верховьями Арагуаи и Мадейры. «Когда идёшь обычным путём в Мату-Гросу, очень трудно понять, почему эту страну так называют. Громадное пространство здесь занимают степи… Кто пересекает Мату-Гросу, замечает, что текущие к северу реки, системы Амазонки, и текущие к югу, системы Парагвая, возникают как близнецы, бок о бок. Между ними нет гор: каждая идёт в своём направлении как бы по собственной воле». Первые португальские колонисты пришли сюда по рекам системы Параны. В верховья реки Куябы, одной из составляющих левый верхний приток Парагвая, пересекающий большую заболоченную низменность Пантанал, поднялся бандейрант Мануэл Кампус Бикуду в 1675 г. в сопровождении своего сына Антониу Пириса Кампуса; вторично оба побывали там в 1716 г. А через два года А. Пирис-сын вновь вернулся в Мату-Гросу, где провёл пять лет (1718 — 1723 гг.). Он разорил и опустошил людную горную страну индейцев пареси — Серра-дус-Паресис, но при этом в 1723 г. составил отчёт, в котором «дал такое живое описание страны Пареси и её жителей, которому мог бы позавидовать и современный этнограф». Походы бандейрантов (бандейранты (bandeirantes, «знаменосцы»), «охотники за индейцами» — участники экспедиций XVI — XVIII вв. на удаленные от побережья территории португальских колоний в Америке; первоначально бандейрантов интересовали исключительно рабы, однако позднее их походы в основном имели целью разведку золота, серебра, алмазов или других полезных ископаемых) в середине XVIII в. привели к тому, что Бразилия стала давать более половины учтённой добычи золота всего мира.
В 1754 г. португальскими бандейрантами, отправившимися на поиски золотых рудников, был описан затерянный мёртвый город в неисследованных районах Бразилии. Современные бразильские учёные говорят о «самом большом мифе бразильской археологии». Описание развалин мёртвого города в «Рукописи 512», оставленное неизвестным автором, неоднократно вдохновляло исследователей (в частности Перси Фосетта в 1925 г.) на его поиски.
В «Справочнике Южноамериканских индейцев» имеется карта «Племена Центральной Бразилии», составленная Куртом Нимуэндажу, где кроме современных этнических групп обозначены исчезнувшие, известные лишь по этноисторическим документам. На правом берегу реки Гуапоре, в северной части Серра-дус-Паресис, есть надпись «патити» с датой 1759 г. Из какого источника почерпнул Нимуэндажу эту информацию, неизвестно, но факт существования такого источника говорит о португальской экспедиции в этот район.
Заметим, что в 1780 г. Хосе Габриель Кондорканки под именем Тупака Амару II, возглавив восстание, объявил себя Инкой и Правителем Амазонии с владением в Великом Пайтити.
Современниками считалось:​
- что «входы» в земли Пайтити находились на территории Чаркаса, и многие капитаны, профинансированные в Потоси, организовывали там поиски Великого Пайтити, предположительно спрятанного в восточных равнинах.
- что племя Куривеос было подчинено Великому Пайтити.
- что племена Гуарайос и Сирионос, жившие на реке Маморе (приток Бени) в Боливии, верили, что произошли от Испанцев, которые в дни Творения пришли в сельву в поисках Великого Пайтити.
- что племя Кайуабас, к востоку от Мохос, имело вождя по имени «Paytiti».
Другие названия, часто используемые для отождествления с потерянным городом в Амазонии, и часто в одних и тех же документах, где упоминается само Пайтити.
Чтобы переправиться к Пайтити, аделантадо дон Бенито де Ривера предпринял поход против индейцев Мохос, но осуществить его не удалось.
В Перу легенда о Паитити вращается вокруг истории героя Инкарри (Инка Король) — мифологического персонажа, Инка, убитого испанцами, который в будущем должен воскреснуть и вернуть Перу в «золотой век», который, после того, как он основал К’еро и Куско, отступил в джунгли Пантиакольа, жить остальную часть своей жизни в своём городе-убежище Пайтити. Его историческим прототипом является Инка Тупак Амару. В иных версиях этот персонаж и сегодня жив и обитает в тайном укрытии (в Пайтити). Два других фольклорных персонажа, Кольярри (Король провинции Колья) и Негрорри, это результат новозаветного сюжета о Трёх Царях, как доказывает в своих исследованиях Энрике Урбано.
1692365614876.png
Пачакутек Юпанки
Как указывает исследователь кечуа Ю.А. Зубрицкий: «В эпоху царствования Пачакутека империя инков находилась в горном районе — сельва пугала горцев, да и проникнуть в лесную чащобу было не так-то просто. Тогда Пачакутек отправил на восток отряд разведчиков, и те вернулись с радостной вестью: в глубине сельвы они обнаружили золотоносные реки. И тогда Пачакутек повелел проложить дорогу от Куско к месторождениям золота, а неподалеку от них, в глубине сельвы, построить город, который служил бы перевалочным пунктом». Город рос, и просуществовал сотню лет, пока не появились испанцы. И тогда по решению высших инкских сановников и жрецов начался массовый исход индейцев — мужчин и женщин, стариков и детей — в сельву, где стоял Пайтити. Туда же, в затерянный в бескрайних чащобах город, построенный по велению Пачакутека, были перенесены и бесценные сокровища империи инков. Один инкский военачальник, руководивший переселением из Куско (в связи с приближением испанцев), чтобы успокоить людей, сказал: «Не горюйте, не плачьте. Мы идём в город точно такой же, как и столица. Это великий город, как и Куско (то есть новый город будет таким же, как Куско; слова инкского военачальника, звучат на кечуа как «Пайкикин»)».
Также считается, что Инка Манко II использовал этот город для хранения 14 идолов (особо изготовленных статуй) Правителей Инков.
Исследования Веры Тюленевой, проведённые в Перу, показали, что «Среди рассказов о Пайтити можно выделить два полярных варианта, различные по жанру. Первый из них имеет явный мифологический оттенок. В нём Пайтити — некое утопическое место (город из золота, реже страна), с явными сверхъестественными характеристиками, населённый инками, которые интерпретируются как мифологические персонажи. Во многих случаях Пайтити помещается вне реального пространства, в других версиях он связывается с реальными географическими ориентирами. Но в обоих случаях путь туда неизменно связан с некими обстоятельствами и препятствиями сверхъестественного характера и включает пересечение границы между обыденным повседневным пространством и «иным миром». Иногда рассказчики указывают, что Пайтити доступен только чистокровным индейцам, имеющим кровную связь с инками».
В конце 1970-х гг. исследователь Энрике Урбано зафиксировал такие тексты:
1. Пайтити находится в самой сельве, в её середине, в городе из чистого золота. Сторожат вход в город два льва, и потом есть два города/селения и море, которое нужно пересечь, чтобы добраться туда, где находится инка. (В) море есть большой город. Пересечь (море) можно верхом на двух тиграх. Когда остановишься, приходят тигры и пролезают у тебя между ног, и верхом тебя несут, и переносят тебя в одно мгновение. Они же переносят тебя снова (назад), опять через море. Но не каждый может туда дойти. Только крестьяне по рождению, которые обладают физическими качествами и повадками инков, (имеют) волосы длинные до пояса, инкскую одежду, чёрную, тканую из шерсти, пончо и сандалии.
2. Город Пайтити — это большой город из золота, где добывается золото. Там люди Божьи дети, полны удачи. Там находятся три правителя: Кольярри, Инкарри и Негрорри. От них зависит жизнь всего мира, потому что они правят всеми судьбами.
3. Чтобы увидеть Пайтити издали, говорят, нужно после Паукартамбо идти в сторону Акханаку. Оттуда виден высокий холм/гора, называемый Апу Каниуай. Чтобы подняться на этот холм и увидеть Пайтити, нужно сделать хорошее приношение. Если его не сделаешь как должно, не видать тебе Пайтити, даже не сможешь подняться на Апу, потому что не доходя до вершины начинается дождь, молнии, ветер, град. Апу всегда спускает того, кто считает себя храбрым, и пуще того иностранцев. И если доберёшься без препятствий до вершины Апу Каниуай, он заволакивает все (вокруг) густыми тучами, и не можешь разглядеть горизонта. И так можешь провести дни и ночи, на самом Апу или вдали от него, и он тебе ничего не даст увидеть. Поэтому важно сделать приношение.
4. Инки бессмертны. Живут (они) в Пайтити. Видно с холма Каниуай. Это очень высокий холм, и оттуда видна сельва Пайтити.
Падре Хуан Карлос Полентини, священник Лареса, собрал значительное количество весьма разнородной информации о Пайтити, от фольклора и фрагментов хроник до материалов собственных путешествий в его поисках, и опубликовал две книги на эту тему.
В историко-этнографической литературе Пайтити часто помещается в регионе Восточной Боливии, называемом Равнины Мохос. Эту низменную, местами болотистую местность населяли в эпоху Конкисты и населяют до сих пор, наряду с другими племенами, индейцы мохос, принадлежащие к аравакской языковой семье. Эта этническая группа хорошо известна с колониальных времен благодаря миссионерским документам. В XVII и XVIII вв. там активно действовали иезуиты. К 1715 г. на землях мохос действовали 15 католических миссий.
Индейцы Мохос вызывали симпатии миссионеров своей «цивилизованностью»: они носили хлопчатобумажную одежду и обильные металлические (серебряные) украшения, жили в крупных поселениях и развили высокую инженерно-сельскохозяйственную технологию. Подлинный размах инженерных сооружений Мохос стал известен благодаря их обследованию и съёмке с воздуха, которые проводились с конца 1950-х гг. по инициативе геолога Кеннета Ли. В последние годы интенсивные исследования проводились на землях Мохос и родственных им индейцев Бауре археологом Кларком Эриксоном из Университета Пенсильвании. Его проекты направлены на фиксацию и консервацию обширных археологических зон и на возрождение древних сельскохозяйственных технологий, доказавших свою эффективность. Среди памятников Мохос и Бауре выделяются укреплённые поселения, окружённые рвами и палисадами; искусственные водохранилища, многие из которых имеют правильные прямоугольные очертания; каналы, служившие сельскохозяйственным целям, а также в качестве путей сообщения; дороги на невысоких искусственных валах, что предотвращало их затопление в дождливые сезоны; грядковые поля, которые по результатам недавних сельскохозяйственных экспериментов оказались настолько продуктивными, что способны были прокормить население, во много раз превышающее современное население Льянос де Мохос.
Экспедиции искавшие Пайтити в XX — XXI вв.
1692365743092.png
Хайрем Бингем
- 1912 г. – американец Хайрам Бингем возглавил экспедицию в поисках Великого Пайтити. Ему удалось обнаружить Мачу-Пикчу. Свои открытия он описал в ставших бестселлерами книгах «Земля инков» (1922 г.), «Мачу-Пикчу» (1930 г.) и «Затерянный город инков» (1948 г.).
1692365800010.png
- 1925 г. — британский военный топограф полковник Перси Харрисон Фосетт (Percy Harrison Fawcett) отправился с экспедицией в Мату-Гросу (Бразилия) на поиски следов неизвестной цивилизации, которую Фосетт считал цивилизацией Атлантиды.
- 1939 – 1940 гг. — начало операции Третьего Рейха по поиску Пайтити. О результатах секретной нацистской экспедиции ничего не известно. Основной район поисков: между реками Ориноко и Амазонка, возле озера Парима.
- 1970 – 1972 гг. — франко-американская экспедиция под руководством Боб Никольса и Сержа Дебру (сына французского министра) — не вернулась. Спасательная экспедиция не обнаружила следов пропавших. Десять лет спустя итальянская экспедиция, нашла в заброшенном шалаше индейцев гуакапорэ, над берегом реки Шинкебени, одежду и вещи французского происхождения.
- 1984 – 2000 гг. — Грегори Дейерменджиан (Gregory Deyermenjian) предпринял 12 экспедиций.
- 1997 г. — экспедиция норвежского антрополога Ларса Хафксёрда (Lars Hafskjold) в Мадре-де-Дьос, Перу — не вернулась.
- август, 1998 — 2000 гг. — чилиец Камило Вальдивьесо (Camilo Valdivieso) организовал две экспедиции.
- июнь 2001 г. — экспедиция Джона Блэшфорд-Снелла (John Blashford-Snell).
- 2002 г. — экспедиция Камило Вальдивьесо.
1692365891723.png
Яцек Палкевич
- 2002 г. — экспедиция Яцека Палкевича (Jacek Pałkiewicz), польского путешественника с командой учёных из географических обществ различных стран. На плато поверхностью 4 км2 они обнаружили следы доколумбовых цивилизаций (огромные обработанные плоские камни, остатки строений, два искусственных озера, сооружённых для золотоплавильного промысла), под которым предположительно находится лабиринт пещер и тоннелей (система пещер), целый подземный город, а на земле остатки древних фундаментов и стен), — именно о нём говорят легенды (по преданию, ягуары являются стражами сокровищ Пайтити; существует поверье, что жрецы после смерти перевоплощаются в ягуаров, так они могли веками стеречь подходы к заповедному городу.
- июнь 2004 г. — «Quest for Paititi», экспедиция Дейерменджиан и Мамани (Mamani) обнаружили руины поселения инков возле пика Último Punto на север от Пантиаколы.
- 2005 г. — француз Тьери Жамин и перуанец Херберт Картахена обнаружили петроглифы возле Пушаро.
- 2006 г. — «Paititi Expedition»: экспедиция Дейерменджиан и Мамани к реке Таперачи на север от Яверо, обнаружила неизвестное инкское поселение.
- 2009 г. — археологические раскопки проведённые в районе Бока до Акри (Бразилия) возле рек Акри и Пурус, выявили, согласно статье в британском журнале Antiquity, более 200 массивных земляных сооружений в верхней части бассейна Амазонки на границе Бразилии с Боливией. Открытие было основано как на археологических раскопках, так и на снимках обезлесевших районов Амазонки, взятых с Google Earth. Так учёные также смогли обнаружить сеть дорог, протянувшуюся более чем на 250 км. Руины найденных строений датируются 200 – 1283 гг.
На сегодняшний день все разрозненные сведения о Пайтити относятся к двум вариантам:
- в первом случае присутствует явный мифологический оттенок, в котором «город» Пайтити — некое мистическое место (город, реже страна), населенное Инками, которое не привязано к какому-то определенному пространству;
- в других версиях «Золотой город» связывается с реальными географическими ориентирами.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх