Пленение Девы
Ближе к вечеру 26 мая 1430 года близ города Компьен, осаждённого бургундцами (они тогда были противниками короля Карла де Валуа (коронованного в Реймсе с помощью «Орлеанской Девы»)), произошло событие, в масштабах Столетней войны совершенно вроде бы незаметное. В плен к неприятелю попало несколько французов.
Так в руках бургундцев оказались некие Пьер д’Арк, Жан д’Олон, а главное – Жанна, которую обычно называли Девой.
Что именно произошло под стенами Компьена тем майским вечером, нам известно лишь в общих чертах. Жанна д՚Арк прибыла в город всего три дня назад; обороной и гарнизоном командовал капитан Гийом де Флави, имевший репутацию хорошего солдата, преданного королю Франции. О взаимоотношениях Жанны и де Флави ничего не известно, но со времён Орлеана Дева продолжала придерживаться правила «атаковать не рассуждая»; чему капитан де Флави сопротивлялся.
Гарнизон совершает вылазку за стены, бургундцы были оттеснены, но к ним подошло подкрепление, путь к городским воротам оказался перерезан, … де Флави распорядился поднять мост…
До сих пор продолжаются бурные споры, являлись ли действия Гийома де Флави спланированным предательством, или они были оправданы обстановкой.
Советский исследователь В. Райцес склоняется к первой версии, основываясь на многочисленных слухах о связях де Флави с недоброжелателем Жанны при королевском дворе – великим камергером Жоржем де Ла Тремуйлем. Француз Ж. Фавье более осторожен, упоминая, что Жанна оспаривала действия капитана и ставила под удар его репутацию как командира. Оба автора сходятся в одном – де Флави после пленения Девы бездействовал, а намеренно или под гнётом обстоятельств, неизвестно.
Жанна как пленница была передана Жану Люксембургскому, графу де Линьи и де Гиз. Чисто теоретически, он мог получить выкуп за Жанну с кого угодно, хоть с короля Карла, хоть с Филиппа Бургундского или регента Бедфорда. Однако в игру вступила третья сила – церковь и Парижский университет в лице епископа Бовезского Пьера Кошона: уже через три дня после известий о пленении Девы герцог Бургундский получает из Парижа письмо, в котором было сказано, что Жанна должна предстать перед церковным судом как «… подозреваемая во многих отдающих ересью преступлениях».
Как ни странно, но пленение Жанны для всех сторон, участвующих в Столетней войне – англичан, бургундцев и французов, – давало существенные плюсы.
Англо-бургундцы через судебный процесс могли убедить общественное мнение, что миссия Жанны Девы не является «божественной». Если Бог не на стороне Жанны (что было доказано ее пленение), то и дело Бедфорда и герцога Филиппа не является правым и угодным Богу. Для менталитета людей того времени это было сильным пропагандистским ходом, способным перетянуть мнение местного населения на сторону альянса англичан и бургундцев.
Парижский университет и церковники-коллаборационисты могли оправдать подрыв своего авторитета, изрядно пошатнувшегося после массовых слухов о том, что простая крестьянка якобы «послана Господом».
Король Карл де Валуа и его склонное к соглашательству и компромиссам окружение окончательно избавлялись от радикальной партии, стоявшей за «тотальную войну» – то есть от ярых приверженцев Жанны наподобие Жиля де Ре, ла Гира, Дюнуа и ещё нескольких влиятельных капитанов. Теперь у сторонников компромисса появилась возможность для переговоров с противником, а с ними и необходимая королевству передышка в виде перемирия, а то и долгосрочного мира, достигнутого путём взаимных уступок. Жанна, с её нежеланием идти на любые соглашения, лишь мешала политикам.
Аналогичными соображениями руководствовался и Филипп Бургундский.
Итог: Жан Люксембургский передаёт Жанну англичанам Бедфорда за 10000 турских ливров, а английский регент принимает решение отдать пленницу под юрисдикцию церковного суда, ему требуется любой ценой опровергнуть «божественное» происхождение действий Девы. Для роли судьи как нельзя лучше подходил епископ Кошон – во-первых, он был изгнан из своей епархии в Бовэ и жил в Руане, во-вторых, был убеждённым бургионьоном (бургиньоны – сторонники Бургундской ветви династии Валуа) и ненавидел арманьяков (арманьяками назывались приверженцы Орлеанской ветви династии Валуа, так называемый Орлеанский дом, во главе с графом д’Арманьяк Бернаром VII; между бургиньонами и арманьяками шла гражданская война (она происходила на фоне Столетней войны), которая длилась с 1407 по 1435 гг..) и, в-третьих, Кошон получил блестящее образование в области церковного права. Кроме того, генеральный капитул Руана был вправе собрать инквизиционный процесс.
Святой отдел расследований еретической греховности, как «специализированное» учреждение церкви появился еще в 1215 г.
К началу XIII в. единая католическая общность столкнулась с одним из наиболее серьёзных вызовов за всю историю своего существования – распространившимся на юге Франции, в Лангедоке и Провансе, альбигойским, или же катарским вероучением. Учение катаров было ближе к зороастризму и манихейству (с их дуалистической концепцией двух равных сил добра и зла). Дело закончилось тем, что против еретиков (точнее, практически иноверцев и «чужаков») был объявлен Крестовый поход, а следствием по делу виднейших ересиархов должна была заниматься инквизиция, которой следовало доказать и осудить заблуждения катаров.
Но и после разгрома альбигойцев служба «безопасности» католического мира не осталась без дела – секты и ереси плодились ... Функцией инквизиции было не только и не столько наказание, сколько убеждение и возвращение заблудших в лоно церкви. Более того, судя по сохранившимся документам, примерно 80 % приговоров Sanctum Officium являлись оправдательными, а из оставшихся 20 % на смерть осуждались лишь 2 % обвиняемых – прочие подвергались куда более лёгким наказаниям: начиная от публичного покаяния и отправки в покаянное паломничество по святым местам до тюремного заключения.
Фрагмент картины Хуберта ван Эйка «Собор в Констанце» (около 1420 г.). Считается, что крайний справа, в синей митре, — епископ Пьер Кошон
Итак, у Жанны были серьёзные шансы избежать смерти, невзирая даже на тот факт, что судили её предвзятые враги. Инквизиция не могла нарушить церковные законы, в противном случае процесс был бы признан недействительным. Формально всё делалось по строгим правилам, отход от которых был чреват последствиями для самих членов трибунала. С другой стороны, регента Бедфорда устраивала только смерть «этой ведьмы», причём смерть после осуждения церковью…
Отметим, король Карл де Валуа отказался спасать Жанну по очевидным политическим причинам – ему требовалось ослабление радикальной партии, стоявшей за продолжение войны любой ценой. Он не был злым или чёрствым, король – прежде всего политик, государственный деятель, а кроме того, после грандиозного успеха под Орлеаном (Жанне д'Арк с небольшим отрядом удается войти в осаждаемый англичанами город (апрель 1429 г.); она поднимает мужество осажденных, находившихся на грани сдачи; затем Жанна и воодушевленные ее солдаты атакуют осадные укрепления, построенные англичанами вокруг города .. и 8 мая 1429 г. англичане снимают осаду, Орлеан освобожден) и в долине Луары Дева Жанна фактически ничем более себя не проявила – попытка взять Париж оказалась провальной (в сентябре 1429 г., французские войска под командованием Девы численностью около 10000 человек пытались штурмом взять укрепления Парижа, который обороняли солдаты кардинала Винчестерского и пикардийцы капитана Л’Иль-Адама), а в Компьене она попала в плен. Карл о Деве «забыл», или сделал вид, что забыл.
Единственную попытку освободить Жанну предпринял её соратник – Жиль де Монморанси-Лаваль, барон де Ре («Синяя борода»), тот самый маршал Франции, которого десять лет спустя обвинят в совершенно жутких преступлениях и после суда казнят.
Имеются сведения о том, что барон де Ре собрал наёмников и отправился к Руану, но опоздал – Жанна уже была сожжена (30 мая 1431 г. в Руане; впоследствии в 1456 г. она была реабилитирована а в 1920 г. канонизирована – причислена католической церковью к лику святых). Якобы смерть Девы и стала тем переломом в его сознании, который привёл блестящего рыцаря к печальному финалу ...
Вложения
-
131,2 КБ Просмотры: 0
Последнее редактирование модератором: