Проект, метод проектов ...

Маркарьян В.Г.

Как известно, слово «проект», заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, и следовательно проектирование (проектная деятельность) превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

В настоящее время этот термин (проект) часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов, а в узком – планирование от цели принципиально новой для организации деятельности, ограниченной по срокам и ресурсам. За рамками управленческой терминологии понятие «проект» часто связывается с понятием «проблема». Проект как проблема может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от личного, частного, чтобы получить шанс найти что-то другое, проявить его (и себя) в творчестве. Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе. При этом по своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.

Относительно образовательной деятельности метод проектов не следует путать с педагогическим проектированием. Метод проектов описывает комплекс действий ученика (или учителя) и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом «педагогизации», включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью учащегося/учителя является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

В условиях модернизации российской системы образования проектирование является востребованным (что нашло отражение в ФГОС 2 – образовательный проект – обязательный «предмет»). Управленцы в сфере образования, педагоги разрабатывают и реализуют проекты, нацеленные на изменение организации образовательного процесса, содержания образования, введения в школьную практику форм и методов обучения, проекты информатизации образовательного пространства и т.п. При этом приходится сталкиваться с тем, что применение педагогом проектных методик и работа учителя с использованием метода проектов нередко отождествляются в представлении работников системы образования напрямую с проектированием. В последнее время стало принятым называть проектирование как вид деятельности, использующийся для обеспечения изменений в осуществлении или управлении образовательным процессом, «педагогическим проектированием».

Следует заметить, что это не единственный случай некорректного использования понятия «метод проектов». Многие педагоги и руководители школ сейчас говорят о широком применении этого метода в образовательном процессе, это своего рода новая образовательная мода. При этом нередко речь идет о групповой или исследовательской работе учащихся, творческой или просто самостоятельной работе по учебному предмету, о выполнении определенного технического задания или же о внеклассном мероприятии, коллективном творческом деле.

В то время как в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

«Метод» в данном случае является дидактической категорией. А значит это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью – путь познания, способ организации процесса познания.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги-новаторы обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или коллег – педагогов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

В основу метода проектов положена идея, составляющая понятия «проект», его прагматическая направленность на конечный позитивный результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Решение проектной проблемы и задач предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.

Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей (КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ – «Ключевые термины образовательных стандартов второго поколения»), который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности. В ходе разработки проекта одну из ведущих позиций занимает верное определение и формулирование проблемы.

Возможными источниками проблемы могут выступать базовые дидактические противоречия:

-между известным и неизвестным;
-между знаниями и умениями;
-между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
-между потребностями и возможностями их реализации.

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Другим основанием для создания проблемной ситуации может выступать необходимость выбора из совокупности имеющихся возможностей (пути решения, ответа, оценки). Такие ситуации усложняются условием аргументации причин выбора, определением критериев осуществления выбора.

Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если:

-имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,
-требуется установить сходства и различия,
-важно установить причинно-следственные связи,
-необходимо обосновать выбор,
-требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,
-стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

Можно выделить ряд условий, необходимых для перевода потенциальных проблем в актуальные, то есть личностно-значимые или принятые учеником как личностно-значимые:

-эмоциональность и яркость момента,
-прагматическая направленность в область личных интересов учащихся,
-возможность переноса знаний из одной сферы в другую,
-предоставление ученику широких возможностей для самоорганизации и самореализации,
- использование различных приемов стимулирования, в том числе и традиционные ходы с опорой на побудительные мотивы признания, самоуважения, новизны, избавления от скуки, занимательности.

При этом может возникнуть ряд трудностей:

Первая трудность состоит в том, что овладение профессиональной (проектной) деятельностью педагоги обеспечивают в рамках и средствами качественно иной деятельности – учебной, которая характеризуется своими собственными особенностями.

1622292498215.png
Рис. 1. Структура учебной деятельности

Вторая трудность – сами формы учебной деятельности не адекватны формам будущей профессиональной деятельности обучаемых (школьников, студентов или даже учителей). Эти различия в содержательном наполнении звеньев структуры учебной и профессиональной деятельностях показаны на рис. 2.

Структурные звенья
Учебная
деятельность
Профессиональная
деятельность
Потребностив учениив труде
Мотив
познание нового, формирование целостной профессиональной деятельностиреализация интеллектуального
и духовного потенциала
Цель
общее и профессиональное
развитие личности
производство материальных и духовных ценностей
Действия
Познавательные, преимущественно интеллектуальныепрактические, в том числе
теоретико-практические
Средства
психического отражения
реальности
преобразование реальной
действительности
Предмет
информация или знаковая системасознание человека (педагог, работник, учащийся)
Результат
деятельные способности
личности, система отношений к миру, людям, себе
новые знания,
образованность людей
Рис. 2. Различия в содержательном наполнении звеньев структуры учебной и профессиональной деятельности

Следовательно, чтобы сформировать из ученика будущего специалиста, надо обеспечить переход от одного типа деятельности (познавательной) к другому (профессиональному) с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целой, действий, средств, предметов и результатов.

Третья трудность вытекает из второй: как именно преодолеть противоречия между учебной деятельностью и деятельностью профессиональной.

Таких трудностей довольно много, но без их преодоления вряд ли возможно построить полноценный учебный процесс.

При этом наличие трудностей напрямую связано с основными требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Можно сделать вывод – метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности. И как отмечает Е. С. Полат, проектный метод позволяет:

- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению (что сегодня актуально как никогда);
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Все это означает, что проектная деятельность позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся. И при работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников (а в ряде случаев и у их учителей) компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта) а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Байденко В. И., Джерри Ван Зантворт Модернизация профессионального образования: современный этап. - Москва, 2002

Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - Москва, 2001.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Москва, 1997

Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- Москва, 1994

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. - Москва, 1975

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - Москва, 1998

Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. - Москва, 1980
 

Комментарии

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх