Религия и ислам

Степанов Андрей

Модератор
РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ

Алавиты (алауиты, на арабском العلويون‎‎) также известны как «кызылбаши», «Али-Алла» (обожествляющие Али) или нусайриты (по имени Ибн Нусайра, считающегося основателем секты). К. М. Базили в работе «Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношении» использует термин «мутаалии».

Алавиты — название для ряда исламских религиозных направлений, ответвлений или сект, по мнению некоторых специалистов, стоящих на границе между шиизмом (гулат) и особой религией. Некоторые мусульманские теологи (например, последователи знаменитой фетвы Ибн Таймийи) считают, что алавиты откололись от шиизма и, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований («джахилия»).

Есть мнение, что термин алавиты употребляется для самоназвания и обозначения не одной, а нескольких самостоятельных, различных мусульманских сект, согласно которому турецкие «кызылбаши» и сирийские «алавиты» не имеют ни общих корней, ни общей религиозной практики. С. Гафуров указывал на значительную разницу между турецкими и сирийскими алавитами, но подчеркивал, что этот вопрос остается в европейском востоковедении нерешенным. Различия между левантийскими и малоазиатскими группами нусайритов могут быть объяснены в рамках классификации алавитов на «солнечных» — «лунных» и «западных» — «восточных».

Традиционно считается (при этом в европейском востоковедении предполагается, что традиция идет от оппонентов и врагов алавитов), что это направление основано богословом Абу Шауибом Мухаммедом Ибн Нусайром (умер в Басре около 883 г.), который, будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовал его божественность, себя же называл его посланником — «Вратами» (Баб). Мнение С. Гафурова о том, что алавиты на определенном этапе развития были тождественны мутавалиям — наиболее строгим последователям шестого шиитского имама Джаффара, а алавитское право близко джаффаритскому (шиитскому) мазхабу, многие серьёзные исследователи считают неоправданным.

Начало истории алавитов малоизвестно, но в XVI в. в Леванте (в Джубейле и в Бааль-беке) усилились и были признаны оттоманским правительством два владетельных алавитских семейства — шейхи Бени Хамади и эмиры Харфуш из-за Евфрата.

В европейском востоковедении принято считать, что достоверной информацией об алавитах современная наука не располагает. Сведения об алавитах получены от случайных или враждебных источников, а также от ренегатов алавизма. Сами алавиты информацию о своей религии распространяют крайне неохотно.

Есть не вполне достоверные сведения, что главная священная книга алавитов — «Китаб аль-Маджму», содержит 16 сур и является подражанием Корану. Полностью достоверных текстов Китаб аль-Маджму в распоряжении европейских востоковедов нет.

Некоторые специалисты полагают, что в основе вероучения алавитов — представление о «Вечной Троице»: Али как воплощение смысла, Мухаммед как воплощение имени и сальман аль-Фариси, сподвижник Пророка и первый неараб (перс), принявший ислам как воплощение Врат («Аль-Баб», «Врата» — титул ближайшего сподвижника всякого имама). Они выражаются буквами: «айн», «мим» и «син-Амас». Европейские религиозные проповедники и конфессиональные востоковеды приписывают алавитам устойчивую приверженность «тайному знанию» и склонность к мистическим построениям.

Гностически настроенные востоковеды на основании показаний ренегатов алавизма считают, что Али — воплощение Божественного Смысла, то есть Бога; все сущее — от него. Мухаммед — Имя, отражение Бога; Мухаммед создал аль-Фариси, который есть врата Бога через Имя. Они единосущны и нераздельны. Весьма почитается также Фатима, дочь пророка Мухаммеда и супруга Али — как бесполое существо из света аль-Фатир. Познать Бога невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека; таких явлений было семь (в лице признаваемых исламом пророков): Адам, Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммед. Всё это — вополощения Али. Сам Мухаммед (согласно алавитам) заявил: «Я из Али, а Али из меня»; но Али был сущностью не только Мухаммеда, а и всех предыдущих пророков.

При этом, по сведениям христианских миссионеров, алавиты очень почитают Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Среди алавитов имеются 4 основных конфесииональные организации, скорее всего, не подчинающиеся друг другу, поклоняющиеся Луне, Солнцу, вечерней и утренней заре, но в этом вопросе у них существуют разногласия. Так называемые «шамсиюн» (поклонники Солнца) полагают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света считают, что Али «произошел из глаза Солнца», тогда как «калязиюн» (по имени основоположника — шейха из Галилеи Мухаммеда Калязи) отождествляют Али с Луной. Кроме того, алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»).

По народным поверьям алавитов, люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами; тогда они не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличьях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило семь тысяч семьсот семь лет и семь часов. Затем Али-Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов, а из козней шайтана — женщину.

Считается, что алавиты признают переселение душ (танассух). По народным поверьям, после смерти душа человека переселяется в животное, причём душа дурного человека — в тех животных, которых употребляют в пищу; после семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника — в сферу демонов. Есть сведения, что женщин алавиты не учат молитвам, и не допускают на свои богослужения.

Из мусульманских источников следует, что в исламской традиции алавиты отвергают шариатские мазхабы суннитов и, возможно, шиитов, а также те из хадисов, что восходят к истинным и мнимым врагам Али — первому халифу Абу-Бакру (как «узурпатору» власти Али) и жене Пророка Аише (сражавшейся против Али).

Алавиты проводят раздел между избранными («хасса»), обладающими тайным знанием, и непросвещенной массой («амма»). Судебную власть над любой общиной осуществляет имам, без него также не могут проводиться многие обряды. Следующие, после имама, категории шейхов — «накиб» (представляющий Мухаммеда) и «наджиб» (представляющий Сальмана). Утверждают, что хасса может быть только тот, кто родился от отца и матери — алавитов. В хасса посвящают с совершеннолетием (18 лет), в собрании «особых» под руководством местного имама; сообщив посвящяемому тайны религии, с него берут клятву не разглашать их, в подтверждение чего он причащается бокалом вина и пятьсот раз произносит священное слово «Амас» (Али, Мухаммед, Сальман).

Обрядовую сторону ислама алавиты сильно упростили. Пост рамадана они сохранили, но он длится у них только полмесяца (а не месяц). Ритуальные омовения отсутствуют, намаз только два раза в день (вместо пяти). Отменены многие исламские запреты, включая запрет на алкоголь.

Некоторые мусульмане ненавидели алавитов, воспринимая их не как особую религию, а как извращение истинной веры. Ибн Таймийа утверждал, что, несмотря на то, что никто не имеет права отказать алавитам в праве считаться мусульманами, если они публично произнесут шахаду (свидетельство, что бог один, а Мухаммед является пророком), тем не менее, ущерб, наносимый алавитами мусульманской общине, велик, и настаивал на том, что мусульмане не должны вступать в гражданские правоотношения с алавитами на основе правил, принятых мусульманами между собой.

По мнению мусульманских врагов алавитов, сами алавиты, в свою очередь, также дистанцировались от мусульман и охотнее сближались с христианами, на женщинах которых нередко женились. Так, сближение между турецкими армянами и курдским алавитским племенем заза (в районе Дерсим) было таким тесным, что у нынешних потомков турецких армян сохранилось воспоминание об «армянах-заза» Этим может объясняться неоднократное появление гипотез, согласно которым алавиты являются потомками христиан: крестоносцев, киликийских армян.

Ахл-е Хакк или Йарсан — крайнее шиитское эзотерическое учение в исламе, коренящееся в месопотамских течениях гулата, и распространённое на западе Ирана и востоке Ирака преимущественно среди курдов.

Ваххабизм (от арабского الوهابية‎‎) — одно из названий секты в исламе, окончательно оформившейся в XVIII в., как правило его сторонники называют себя салафитами. Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703 — 1792 гг.), являющегося последователем Ибн Таймийа (12631328 гг.).

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Аль-Саляф Ас-Салих»), и протестовал против всех последующих, считая их привнесенной извне ересью.

Ваххабиты утверждали о якобы запретности паломничества к могилам святых, которое они рассматривали как поклонение мертвым, совершения неверного, с их точки зрения, тавассуля, считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммада. Они пропагандировали необходимость вооружённой борьбы (газавата) против неверных (кафиров) и лицемеров-вероотступников (мунафиков), в число коих записывали всех несогласных с их идеологией.

Любое политическое разделение уммы (исламской нации) или гражданская война рассматриваются ваххабитами как фитна (раскольничество, нарушение исламского единства). По словам Ибн Абд аль-Ваххаба, самая первая фитна произошла во время Халифата Али, когда его покинули хариджиты. Всякая фитна, согласно салафизму, должна жестко и решительно подавляться. Основные ваххабитские идеи:

строгое соблюдение принципа таухида;

отрицание новшеств в религии (бид’а);

критика всеобщего таклида (слепое следование какому-либо одному мазхабу (школе исламской правовой мысли));

буквальное толкование Корана (как следствие – неприемлимые, с точки зрения суннитов, приписывание Аллаху Тааля времени и места, а также уподобление Творца созданию).

Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Тех мусульман, которых убивали ваххабиты, они называли многобожниками.

Борьба за очищение ислама и догмат отрицания почитания любых авторитетов, кроме Аллаха, вызывали в Центральной Аравии в XIX в. ваххабитские восстания, в ходе которых ваххабиты разгромили ряд аравийских городов. Самые крупные ваххабитские восстания были в Медине и Мекке. Ваххабиты запрещали совершать поломничество мужчинамам, не имевшим бороды.

Существенный конфликт ваххабитов с другими движениями в исламе заключается в обращении к сокровенному моменту истории ислама — к хиджре (отъезду) пророка Мухаммада из Мекки в Медину.

Друзыарабоязычная этноконфессиональная группа мусульман (хотя некоторые исламские авторитеты полагали, что друзы настолько отошли от остальных исламских течений, что потеряли право считаться мусульманами), являющаяся ответвлением исмаилитов. Секта возникла в начале XI в. под влиянием проповеди ряда проповедников – сторонников египетского исмаилитского правителя Хакема среди исмаилитов Египта, Сирии и Ливана и названа по имени миссионера Дарази. Существовали династии правящих эмиров среди друзов, такие как Мааны, Шихабы.

Сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази и слово «друзы», как самоназвание не употребляют (часто воспринимают его, как оскорбительное). Они используют слово «мувахиддун» (или Ахль ат-таухид), которое может быть переведено как «единобожники», а может быть переведено как «объединившиеся».

Переход друза в другую религию невозможен. Друзом считается только тот, чьи мать и отец — друзы. Принять вероисповедание друзов невозможно, так как не существует института перехода в друзскую веру.

Друзы принимают доктрину такыйя («мысленная оговорка», которая может использоваться для сокрытия подлинных взглядов), согласно которой верующий, живущий во враждебной среде, может внешне принять её условности, сохраняя в душе истинную веру. Ложь и дезинформация иноверцев ради выгоды общины не являются предосудительными для друзов.


Друзское общество представляет собой замкнутую организацию, возглавляемую уккаль (умные, знающие), которые руководят массой верующих (джуххаль — невежественные). Есть также высшие духовные авторитеты, которых называют «аджавид» — совершенные. Уккаль можно стать только по достижении 40 лет, пройдя серию специальных многолетних курсов и программ религиозного и философского обучения.
Крупнейшими религиозными авторитетами друзов считаются Хамза Ибн Али и Ас-Сайид Абдалла ат-Танухи.

Друзы предположительно верят, что Бог раскрывает себя в последовательных инкарнациях. Первым его проявлением был Универсальный Разум, который воплотился в Хамзе Ибн Али. Почитая Ветхий Завет, Новый Завет, а так же Коран, друзы читают собственные священные книги в домах для собраний (хальва).

Для друзов обязательна моногамия, молитва может быть заменена медитацией и не является обязательной, пост заменён периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвящённым, закят (милостыня в пользу бедных) не регламентирован и воспринимается как взаимопомощь. Друзы отмечают только два праздника: общемусульманский праздник жертвоприношения и общешиитский траурный день Ашура.

В XII и XIII вв. друзы принимали деятельное участие в борьбе с крестоносцами, а после их изгнания продолжали составлять конфедерации с другими владетельными эмирами, вести войны и распространять свое влияние на другие области Сирии. Во время нашествия монголов под руководством Хулагу, и при нашествии Тимура, Шихабы (правители друзов), княжество которых находилось в Антиливанском хребте по соседству с Дамаском, было покорено и разорено завоевателями, и друзы искали убежища на Ливанском хребте, в округе Шуф, где устояли эмиры Мааны.

«При завоевании Сирии турками (в 1516 г.) и после разгрома султаном Селимом халебских эмиров и войска египетского эмиры Южного Ливана и Антиливана, между коими особенно славился Фахр эд-Дин Маан, правитель друзов, перешли на сторону победителя, помогли ему своим оружием и были им утверждены в своих наследственных уделах». Правители северных отрогов Ливана, эмиры Танух и Джемаль эд-Дин оставались верными египетскому правлению, а потому были вынуждены спасаться от турецкого нашествия.

На протяжении Средних веков и Нового времени друзы имели свою наследственную аристократию, династии правящих эмиров. Наибольшего расцвета власть друзских эмиров в Ливане достигла при Фахр эд-Дине (Фахраддине) II Маане (правил в 1590 — 1633 гг.).

Турецкое правительство систематически разжигало конфликты между алавитами и друзами для протвостояния феодальной вольнице, последовательно поддерживая то одну, то другую стороны (племена алавитов также занимали окрестности Сайды и городок Сур).

Зейдиты образовались в VIII в. Основателем секты стал внук имама Хусейна — Зейд ибн Али. Зейдиты отличаются от остальных шиитов тем, что они отрицают учение о «скрытом имаме», практику «такыйя» и т. д. Распространены на северо-востоке Йемена; также одна из их ветвей — нукватиты, распространена в Иране. Зейдиты образовали государства Идрисидов и Алавидов.

Зейдиты принимают законность халифов Абу Бакра, Омара и Османа, что отличает их от иснаашаритов (шиитов двунадесятников) и исмаилитов.

Ибадиты (абадиты) — течение ислама, отличающееся как от суннизма, так и от шиизма. Ибадизм часто характеризуют как умеренную фракцию в движении хариджитов. Ибадиты возникли в VII в. в Ираке; получили название по имени Абдаллаха ибн Ибада, сформулировавшего взгляды ибадитов.

Они вели борьбу против Халифата, создали свои имаматы, в том числе имамат Рустамидов в Тахерте (Северная Африка, VIII — начало X вв.).

1.jpg
Страны с долей мусульман больше 10 %; зелёный: суннитские районы,
красный: шиитские районы, синий: ибадиты

Различия с суннитским исламом:
Не увидят Бога в Судный День. Это противоречит основам суннитской веры о том, что мусульмане увидят Бога в день Суда.

Кто попадает в Ад, будет жить там вечно. Это идет вразрез с верой суннитов, которые верят, что попавший в Ад мусульманин будет жить в нем определенный промежуток времени, чтобы очиститься, после чего он попадет в Рай.

Ибадиты имеют свои собственные хадисы.

Исмаилизм (на арабском الإسماعيليون‎‎ — al-Ismā‘īliyyūn; на персидском اسماعیلیان — Esmâ‘īliyân) — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII в. Каждое из них имеет свою иерархию имамов. Титул имама — главы самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству (в настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV, а исмаилитов всех направлений сейчас более 15 млн.).

Возникновение исмаилитов связывают с расколом в шиитском движении, произошедшем в 765 г.

В 760 г. Джафар ас-Садык, шестой шиитский имам, лишил своего старшего сына Исмаила права законного наследования имамата. Формальной причиной этого решения стало чрезмерное увлечение наследника алкоголем, запрещенного законами шариата. Однако ряд исследователей полагают, что истинная причина, по которой право наследования имамата было передано младшему сыну, заключалось в том, что Исмаил занимал крайне агрессивную позицию в отношении суннитских халифов, что могло нарушить сложившееся равновесие между двумя направлениями ислама, выгодное как шиитам, так и суннитам. К тому же, вокруг Исмаила стало сплачиваться антифеодальное движение, развернувшееся на фоне резкого ухудшения положения простых шиитов. Низшие и средние слои населения связывали с приходом к власти Исмаила надежды на существенные перемены в социально-политической жизни шиитских общин.

Количество приверженцев Исмаила увеличивалось, что вызывало тревогу и у шиитской феодальной знати, и у самого Джафара ас-Садыка. Вскоре Исмаил умер. Имелись основания полагать, что смерть Исмаила стала следствием организованного против него заговора шиитов. Джафар ас-Садык обнародовал факт смерти сына и даже распорядился выставить труп Исмаила на обозрение в одной из мечетей. Тем не менее, смерть Исмаила не остановила движение его приверженцев. Они утверждали, что Исмаил не умер, а скрывается от врагов, а потом объявили Исмаила седьмым «скрытым имамом», который объявится как мессия – махди и после него не стоит ожидать появления новых имамов. Исмаилиты, как стали именовать приверженцев нового учения, утверждали, что Исмаил не умер, а по воле Аллаха перешел в невидимое, скрытое от простых смертных состояние «гайба» («гаиб») — «отсутствие».

Некоторые приверженцы Исмаила считали, что Исмаил и на самом деле умер, поэтому седьмым имамом следует объявить его сына Мухаммеда.2.png

Со временем исмаилитское движение настолько укрепилось и разрослось, что у него появились признаки самостоятельного религиозного течения. Исмаилиты развернули хорошо законспирированную разветвленную сеть проповедников нового учения. На этом первоначальном этапе развития движение исмаилитов отвечало всем требованиям мощной средневековой организации, имеющей четкую иерархическую модель внутреннего построения и свою весьма сложную философско-теологическую догматику.

Постепенно, исмаилиты набирали силу и влияние. В X в. в Северной Африке ими был основан Фатимидский халифат. Именно к периоду фатимидов относится распространение исмаилитского влияния на земли Северной Африки, Египта, Палестины, Сирии, Йемена и священных для мусульман городов Мекки и Медины. Однако в остальном исламском мире, включая ортодоксальных шиитов, исмаилитов считали крайними сектантами, и часто жестоко преследовали.

В X в. из среды воинствующих исмаилитов выделилось движение низаритов, считавших, что «скрытым имамом» является сын халифа Мустансира Низар.

Организация исмаилитов неоднократно менялась в ходе развития. На наиболее известном этапе в ней было девять степеней посвящения. Переход в следующую степень посвящения сопровождался мистическими ритуалами. Продвижение по иерархической лестнице исмаилитов было, прежде всего, связано со степенью посвящения. С очередным периодом посвящения перед исмаилитом открывались новые «истины», которые с каждой ступенью были все более далеки от изначальных догм Корана. Следующая ступень посвящения раскрывала обрядовую суть религии. На последней степени посвящения фактически отвергались все исламские догмы. Хорошая организованность, жесткая иерархическая дисциплина позволяли лидерам исмаилитской секты управлять огромной по тем временам организацией.

Одна из философско-теологических догм, которой придерживались исмаилиты, гласила о том, что Аллах время от времени вселял свою божественную сущность в плоть ниспосланных им пророков-«натиков» (буквально «проповедник»): Адама, Авраама, Ноя, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Исмаилиты утверждали, что Аллах ниспослал в наш мир седьмого пророка-натика — Мухаммеда, сына Исмаила. Каждого из ниспосланных пророков-натиков всегда сопровождал так называемый «самит» (буквально «молчальник»). Самит никогда не говорит от себя, его суть сводится к толкованию проповеди пророка-натика. При Моисее самитом был Аарон, при Иисусе — Пётр, при Мухаммеде — Али ибн Абу Талиб. С каждым появлением пророка-натика Аллах раскрывает пред людьми тайны вселенского разума и божественной истины. Согласно учению исмаилитов, в мир должно прийти семь пророков-натиков. Между их появлениями миром последовательно правят семь имамов, через которых Аллах дает объяснение учений пророков. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика — Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после которого в мире должен воцариться божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам.

В IX в. исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В XI в. фатимидские исмаилиты разделились на низаритов и мусталитов, а уже в конце XI — начале XII вв. карматы прекратили существование. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины. В XVIII в. персидский шах официально признал исмаилизм течением шиизма.

Исчезнувшая ветвь — кайсаниты, сформировалась в конце VII в. Они провозгласили имамом сына Али — Мухаммада ибн аль-Ханафии, но поскольку тот не был сыном дочери пророка, то большая часть шиитов отвергла этот выбор. По одной версии своё название они получили по прозвищу аль-Мухтара ибн Аби Убайда ас-Сакафи — Кайсан, руководившего восстанием в Куфе под лозунгом защиты прав аль-Ханафии и отмщения за кровь имама Хусейна, по другой версии — от имени начальника гвардии аль-Мухтара Абу Амра Кайсана.

Течение кайсанитов распалось на ряд сект: мухтариты, хашимиты, байаниты и ризамиты. Общины кайсанитов прекратили своё существование в середине IX в.

Календары – мусульманский монашеский орден, члены которого жили подаянием.

Карматы — ветвь религиозно-политической секты исмаилитов, создавшие общину в Бахрейне в 899 г. перенесшая центр своей деятельности из Сирии в Персию. В 887 г. Ахмед, сын ибн-Меймуна Каддаха, послал в Иран Хосейна эль-Эхвази, и он обратил в исмаилизм погонщика Хемдана по прозвищу «Кар мат», то есть «уродливый». По происхождению Хемдан принадлежал к племени севадских набатейцев, состоявшему из крестьян и рабов. Вернувшись к землякам, он стал проповедовать учение о грядущем избавителе, установил весобщее равенство (касавшийся и жен), внушил сородичам, что всякие религиозные предписания — излишни, и провозгласил, что исмаилитам Бог разрешает безнаказанно грабить и проливать кровь своих противников – мусульман. Карматы скоро создали целое «хищническое» государство. Сам Хемдан верил, что он действует в пользу алидов. Убедившись в противном, он отрекся от веры и бесследно исчез. Но дело не умерло. К секте присоединялись люди, недовольные социальными порядками. В 890 г. карматы основали в Ираке крепость Дароль-хиджре. Халифы чувствовали себя бессильными перед карматами, являющимися «бичом» Аравии, Сирии, Ирака и Персии.

В 930 г. сын Абу-Саида, Абу-Тагир, не дававший проезда пилигримам в Мекку и действовавший по приказам фатимида Убейдаллаха, решил окончательно уничтожить хадж. Внезапно напав на Мекку, он организовал страшную резню и похитил «Чёрный камень» (Кааба). Только в 951 г. святыня за огромный выкуп была возвращена мусульманам. В 969 г. могущество карматов стало падать, и их место заняли ассасины.

Мотокаллемины – в исламе богословы радикальных убеждений во времена, когда жил Авиценна, утверждавшие, что мир являет собою, что-то вроде туманности случайностей, а «загустевает» он в конкретных формах только ради мгновенного и временного осуществления божественной воли. Стоит Господу отвлечься, и весь мир развалится.

Среди шиитов есть ещё одно течение — навуситы, полагающие, что имам Джафар ас-Садик не умер, а ушёл в гайбу.

Низариты (на арабском النزارية‎‎ — низари; по имени Низара бен Мустансира) — ветвь исмаилитского движения в шиитском направлении ислама. Выделились из среды воинствующих исмаилитов в X в. Низариты считали, что имамом-махди является старший сын халифа аль-Мустансира Абу Мансур Низар бен Мустансир.

В X в. фатимидский халиф Египта Мустансир (1036 — 1094 гг.) лишил своего старшего сына Низара права наследования престола в пользу его младшего брата Мустали. Для того, чтобы избежать внутриусобной борьбы за власть, по приказу халифа Низар был помещен в тюрьму. Через год после смерти отца он был казнен (1095 г.), что привело к крупным волнениям внутри Фатимидского халифата. После смерти Низара его имя стало символом открытой оппозиции. Движение низаритов настолько быстро набирало силу и размах, что уже в скором времени оно вышло за пределы халифата и распространилось на территории государства сельджукидов.

Низаритские восстания постоянно сотрясали Арабский халифат. В ответ, власти применяли жестокие репрессии в отношении низаритов. Багдадские, египетские халифы, суннитские султаны сельджукидов преследовали любого, заподозренного в ереси. Так, после взятия города Рей, по приказу Махмуда Газневийского была устроена резня. За один день были убиты тысячи исмаилитов-низаритов. Оставшиеся в живых были закованы в цепи и проданы в рабство.

Низаритским проповедникам из Ирана удалось создать общину низаритов в Сирии. Исмаилиты Сирии были более лояльны к другим мусульманским конфессиям, чем низариты Ирана.

В 1090 г. Хассан ибн Саббах, лидер наиболее радикальной секты низаритов, захватил горную крепость Аламут (а потом и другие) на севере Ирана и сделал её базой широкой шпионской деятельности. Арабы прозвали приверженцев Саббаха «гашишшинами», то есть «травоедами». Прозвище это намекало на характерную для низаритов бедность. Европейцы стали произносить это название как «ассасины». Хашашины развернули в Исфахане активную деятельность, используя тактику мистификаций, перевоплощений, ловушек и тайных убийств. Султан Малик-шах был тайно отравлен, а его визирь Низам аль-Мульк был зарезан низаритом-хашашином, подобравшимся к нему под видом дервиша.

Салафия (от арабского глагола «салафа» — «изначальное») – то же, что и ваххабизм. Фундаменталистское направление в исламе, последователи которого выступают против внесения в ислам элементов других религий и философских течений, позиционирует себя как проповедников изначального понимания ислама, смысла, изначально заложенного в Коран Аллахом.

Слово салаф («предшествие») в его обычном значении применимо к любому времени, на смену которому приходит другое, и идентично слову «прежде», потому что любой промежуток времени «предшествует» (салиф) времени, наступающему после (халяф — «последующее»). В настоящее время слово «салаф» приобрело уже значение особого термина и в исходном значении применяется редко. Данное слово используют для обозначения первых веков истории ислама, которые заслуживают право быть примером для верующих.

Иранский ученый и дипломат Ферейдун Ховейда (бывший представителем Ирана в ООН) отмечает, что исламская цивилизация прекратила свое развитие с XII в. в результате ряда серьезных внутренних кризисов и под влиянием все нараставшего давления со стороны христианства.

В XI в. мусульманский мир потерпел ряд серьезных военных и внешнеполитических поражений: крестоносцы заняли Левант (историческое название территорий, находящихся на восточном побережье Средиземного моря) и Святую землю; были основаны христианские государства на территориях, которые исламисты считали «землей ислама»; на Пиренейском полуострове христиане начали выдавливать мусульман из Испании и Португалии – последнее событие, завершившееся во второй половине XV в., исламская историография называет «андалузской трагедией».

Эти поражения оказали огромное влияние на моральное состояние исламского мира, следы которого сохранились до наших дней. Безуспешные попытки мусульманских правителей вернуть утраченное в течение всего XI и начале XII вв. приводили лишь к дальнейшему ослаблению или падению исламских режимов. Серия пережитых военно-политических поражений требовала немедленного реванша, она привела к милитаризации исламского мира и появлению нового поколения военных лидеров, которые повели мусульманские армии возвращать земли ислама. Подобные тенденции, приводящие ко все увеличивающемуся культурному и экономическому отставанию исламского мира, стали источником возникновения ревизионистских движений, которые видели выход в возвращении к чистому исламу салафов. Салафисты призывают следовать строгой интерпретации Корана и считают все иные толкования еретическими.

Сунниты (от арабского أهل السنة‎‎ Ахль ас-Сунна — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе.

Верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммеда на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али. В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить решения по вопросам религиозной и общественной жизни. Должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);

принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому; мезхеб, на арабском مذهب). У шиитов распространён джафаритский мазхаб. Один суннитский мазхаб (пятый) — захиритский — ныне полностью исчез. Все четыре богословско-филослфские школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается;

признание законности правления первых четырех («праведных») халифов — Абу Бакра, Омара, Усмана и Али (шииты признают только Али).

Неизвестно точно, когда оформился термин «суннизм», однако в сравнении с менее ортодоксальным шиизмом, суннизм имеет чёткое содержание — следование жизненному пути пророка Мухаммада. Шиизм же лишь признаёт право на преемничество потомков пророка Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины.

Ещё до Мухаммада каждое арабское племя имело свою «сунну», то есть неписанное собрание морально-правовых предписаний — «обычное право» патриархально-общинного общества, которое унаследовано племенем от предшествующих поколений. Потребность в сунне — своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях — возникла после смерти пророка. После его кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране, не достаточно для решения всех государственных общественных проблем. Если решения нельзя было найти в Коране, обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (так как Мухаммед не отвергал родо-племенных законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции:

использование предписаний Корана, основыванных на документально зафиксированных нормах — то есть, исходивших от пророка;

независимое суждение факиха, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения (мусульманский правовед, знаток шариата).

Первоначально использование рая (личного мнения факиха) не получило широкого распространения. Мусульмане предпочитали опереться на высказывания и действия пророка, которые, будучи зафиксированы, стали вторым, после Корана, источником ответов на возникающие вопросы. Таким образом, соблюдать сунну означало следовать примеру Мухаммада, подражать ему. Вне Корана под словом «сунна» подразумевается более широкое понятие. С течением времени сунна приобрела черты, позволяющие отождествлять её с понятием «правоверие» в христианстве.

Мусульманская сунна включает в себя нормы государственного, уголовного, имущественного, семейного права, а также дает руководство поведения мусульманина в быту. Первоначально за основу была взята сунна Мухаммада, включающая в себя поступки (фиал) и высказывания (каул) пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (рассказов).

Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабской литературы. Каждое сообщение сопровождалось иснадом — ссылкой на непрерывную цепь людей, передававших эту информацию. Как правило, это были люди из ближайшего окружения Мухаммада — Абу Бакр, Умар, Айша, Али, Абу Хурайра. Согласно установившейся традиции, чем более достойным уважения был передатчик, особенно последний в цепи иснада (то есть самый ранний), тем более несомненной считалась достоверность текста (матн), следовавшего за иснадом. Наиболее достоверными хадисами были те, которые можно было проследить по нескольким цепочкам передатчиков.

К началу VIII в. в «науке о хадисах» ('ильм аль-хадис) сложилось три школы: мединская, иракская и сирийская. Тогда же началась письменная фиксация хадисов. От первоначально этапа ничего не сохранилось, но во второй половине IX в. существовало уже шесть сборников хадисов, которые надолго и прочно завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров.

Среди суннитов наибольшим авторитетом пользовались шесть сборников: Аль-джами ас-сахих аль-Бухари (810 — 870 гг.); ас-Сахих Муслима ан-Нишапури (817 — 875 гг.). Меньшую популярность имеют Суннан Ибн Мажда (умер в 886 г.); Суннан Абу Дауда ас-Сиджистани (умер в 888 г.); Аль-джами аль-кабир Мухаммада ат-Тирмизи (умер в 892 г.); Суннан ан-Ниса’и (умер в 915 г.).

Однако наиболее авторитетным сборником хадисов считается Аль-джами ас-сахих, составителем которого был Мухаммад аль-Бухари. Он отобрал 7400 хадисов. Ас-сахих признан мусульманами выдающимся руководством по фикху (комплекс правил поведения мусульманина). В других сборниках интерес составителей был сосредоточен вокруг тех или иных правил и норм быта. Подробно рассматривается что дозволено (мандуб) и что запрещено (макрух), как относиться к ритуалу, пище, одежде, взаимоотношениям между людьми, к заключению договоров о купле-продаже.

В целом на базе хадисов была разработана система стереотипов поведения мусульманина, где все поступки человека рассматривались через призму пяти понятий: ваджиб или фард — «обязательные», мандуб — «рекомендуемые», мубах или джа’из — «дозволенные» (но не предполагающие одобрения или награды), макрух — «не одобряемые» (но не запрещаемые) и махзур — «запрещенные». Впоследствии на основе хадисов была создана сира — биография (жития) пророка Мухаммада, так же прокламирующая его жизненные принципы.

В IX — X вв. мусульманские богословы обсуждали вопрос о допустимости использования в качестве «усуль ад-дин» (основ религии) других источников, однако большинство их отвергло такую возможность.

Сунна является составной частью мусульманского богословского образования. При подготовке имамов и факихов (богословов-законоведов) знание сунны пророка является одним из необходимых условий. В исламском богословии существует ряд дисциплин, которые непосредственно основаны на сунне, по ней сверяются все нововведения, в противном случае они объявляются бид’а (ненужным новшеством).

Суфизм (также суфийский ислам или тасаввуф (на арабском تصوف‎‎), предположительно от арабского «суф» (на арабском صوف‎‎) — шерсть, суфий — носящий шерстяной плащ) или от греческого «софия» (суфия) (истина, Божья премудрость), то есть, суфий – «бедный мудрец, носящий шерстяной плащ» — мистико-аскетическое течение в исламе, базирующееся на тасаввуфе, предметом которого является искренность и чистосердечие по отношению к Богу.

Согласно достоверному хадису пророка Мухаммада, чистосердечие и искренность в отношениях с Богом – ихсан («ихсан – это когда вы служите, поклоняетесь Богу, как будто видите Бога, и если вы не видите Бога, то Он видит вас») – является одной из трех составных частей вероубеждения мусульманина наряду с пятью столпами ислама и шестью столпами имана. Главной целью земной жизни суфии считают не только соблюдение обязательных предписаний, установленных Кораном и сунной, но дополнительных духовных предписаний, рекомендуемых шариатом, избавление души от лицемерия, развитие искренности перед Богом. Искреннее и неуклонное соблюдение этих духовных предписаний Корана и сунны, в конечном итоге, приводит к преодолению примата нафса (эго), актуализации в земной жизни человека Божественных атрибутов – милосердия, прощения, сострадания, любви, проницательности – это и есть полноценная духовная жизнь, на пути Аллаха, ради обретения Его довольства и обретения спасения в вечной жизни.

Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с Богом. Суфии называют это познанием истины. Истина — это когда суфий, освободившись от мирских желаний, в состоянии экстаза (опьянение божественной любовью) способен на интимное общение с божеством.

Суфиями называют всех, кто верит в непосредственное общение с богом и делает всё для достижения этого. В суфийской терминологии «Суфий — это влюбленный в Истину, тот, кто посредством Любви и Преданности движется к Истине и Совершенству». Движение к Истине с помощью Любви и Преданности к богу суфии называют тарикатом или Путем к Богу.

Слово «тасаввуф» в Коране и Сунне не упоминается, оно было введено в оборот позднее.

Таким образом, Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух).

После эпохи пророка Мухаммада исламское наследие трансформировалось в различные науки: фикх, хадисоведение, науки Корана. С расширением халифата и сосредоточением в нём огромных богатств среди мусульман возобладали материальные устремления. Вместе с тем труды по фикху становились всё более «сухими»: они больше описывали подробности исполнения обрядов, виды наказаний и другие подобные вопросы. В это время начали появляться учёные, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали упор на искренность, борьбу со своим нафсом, искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость. Это направление, получило название тасаввуф (суфизм).

Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника») уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя).

Такой муршид (суфийский шейх, устаз) является частью цепочки шейхов, которая восходит к пророку. Суфийские шейхи являются частью цепочки преемственности учения, которая согласно канонам восходит к пророку. Тот, у которого нет иджаза от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).

Богослов аль-Газали считал, что суфизм — это сама суть ислама. Заслуга Аль-Газали заключается в том, что он попытался устранить противоречия между исламской ортодоксией и суфизмом. Согласно Аль-Газали, суфизм – это суть ислама, и критерием истинного суфизма является, отсутствие противоречий с Кораном и пречистой сунной пророка Мухаммада.

Богослов Ибн Таймия (12631328 гг.), неоднозначно относился к суфизму, но полностью в отличие от Ибн абд аль-Ваххаба его не отрицал.

Всё противоречащее шариату не является суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имам Раббани.

Приоритеты тасаввуфа определяют его методологические особенности по отношению к мусульманским первоисточникам. Например, в толковании Корана, методы тасаввуфа отличаются попытками дать объяснение и трактования тем аятам, которые в ортодоксальном исламу отнесены в разряд муташабих (непостижимые).

Эти моменты в методологии тасаввуфа часто вступают в противоречие с положениями ортодоксального ислама.

Существующие со средних веков суфийские братства — ордена различались выбором своего пути мистического познания, пути движения к истине. В этих суфийских братствах новичок, ученик (мюрид), должен был пройти весь путь к истине под руководством наставника (мюршида). Мюриды буквально ежедневно исповедовались в своих грехах перед мюршидами и совершали всевозможные духовные упражнения — «зикр» (например, многократное повторение фразы — «Нет Бога, кроме Бога» — «Ла Иллах ил Аллах») для полного самоотречения. Для достижения мистического экстаза суфии собираются на сема — собрания, на которых в сопровождении ритмической музыки слушают певца или чтеца которые поют или читают гимны, газели суфийского или любовного содержания, совершают определенные повторяющиеся движения или танцуют. Иногда для достижения экстаза употреблялись напитки. Вполне возможно, что сохранившиеся до конца XIX в. азербайджанские застольные фразы «Аллахверди» («Бог дал») и ответное «Йахши йол» («Счастливого пути») были взяты из суфийской практики. Выпив, суфий отправлялся на встречу с богом, и ему желают счастливого пути. Джелаладдин Руми, великий персидский поэт и суфий, так разъясняет цель и сущность семы: «Дервиши впадают в экстаз, чтобы взрастить желание и жажду к богу, приумножить любовь к богу, приумножить любовь к вере, потустороннему миру, развеять любовь в сердцах своих к миру сему, стремясь сделать его чужим для сердца».


Течения суфизма:
Классический суфизм — суфийские тарикаты, вероубеждение и практика, общие положения которой восходят к установлениям Корана и достоверной сунны3.png пророка Мухаммада. Основные братства (практики) сформировались и устоялись в X – XIII в.

Нетрадиционные течения суфизма – суфийские тарикаты, на вероубеждение и практику которых сильное влияние оказали местные традиции в Индии (например, йога), Малой Азии, Кавказе. Сформировались в постклассический период начиная с XVI в.

Отличительные особенности суфизма:

проповедь бедности — факр;

утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира;

аскетизм — зухд;

безмолвная молитва — таффакур; (некоторые суфии таффакур практикуют наравне с зикром);

полагание на волю Аллаха — таввакуль.


Известные средневековые суфии:
аль-Газали (10581111 гг.) — считается наиболее ярким представителем суфизма.

Абуль-Касим аль-Джунайд (830910 гг.) — концепция фана — растворения суфия в любви к Богу.

Хусайн аль-Халладж (858922 гг.) — осознанное растворение себя в Боге.

Абу Саид Фазл-Аллах — один из первых персидских суфийских поэтов.

Ибн Араби (11651240 гг.) — автор концепция единства бытия (вахдат ал-вуджуд).

Джалаледдин Руми (12071273 гг.).


Ступени пути суфия:
шариат (на арабском شريعة‎‎) — неукоснительное исполнение законов мусульманской религии;

сулук, тарикат (на арабском طريقة‎‎) — послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане);

марифат (на арабском معرفة‎‎) — познание Бога не умом, а сердцем;

хакикат (на арабском حقيقة‎‎) — полное постижение истины.

Хариджиты (от арабского خوارج‎‎ (хаваридж) — выступившие, покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 г., в период борьбы за власть между халифом Али ибн Абу Талибом и Муавией.

Первыми хариджитами стали 12000 воинов из армии Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Муавией. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налеты на верные халифу города.

Практиковали политические убийства своих противников (в 661 г. ими был убит халиф Али, ранен Муавия) и мятежи как способ достижения своих целей.

Со временем хариджиты раскололись на группировки: ибадиты, суфриты и другие. Выступая против центральной власти, хариджитские группы соперничали между собой, что не позволило им стать мощным оппозиционным движением.

В настоящее время они существуют в небольшом количестве. Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов — Абу Бакра и Омар ибн Хаттаба, не признавая Усмана, Али и всех остальных (Омейадов, Аббасидов).

Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри уммы. Во взгляде на халифат считают, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шуры). Проповедовали идею множественности халифов.

Выработали представления о малом и большом грехе. По их мнению, мусульманин, совершивший большой грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному.

Хашашины (от арабского حشّاشين‎‎ — «употребляющие гашиш»), вошедшие в европейские языки как ассассины — агрессивная секта низаритской ветви4.png исмаилитов, получившая известность и политическое влияние в средневековой Европе и исламском мире. Отличалась строгой дисциплиной и совершением многочисленных религиозно и политически мотивированных убийств.

Орден хашашинов был основан в Иране фатимидским миссионером, персом Ибн Саббахом (умер в 1124 г.). Глава секты в созданной Ибн Саббахом иерархической системе власти носил титул «Шейх аль-Джабаль» (среди крестоносцев он стал известен как «Горный Старец»).

Хасан ибн Саббах, Хасан ас-Саббах, Хасан-и Саббах (на персидском حسن صباح‎, на арабском حسن الصباح‎‎; середина 1050-х23 мая 1124, Аламут), именовавшийся последователями Саййид-на («Наш Господин») — видный исмаилитский деятель (шиитская ветвь ислама), основатель государства низаритов (известных как хашишины или ассасины).

Учение Хасана ибн Саббаха известно как Да’ват-и джадид («Новый призыв»).

Основной источник сведений о жизни Хасана ибн Саббаха — низаритское сочинение Саргузашт-и Саййидна («Повествование о господине нашем») — не сохранился, но был широко использован в трудах персидских историографов XIII — XIV вв. Джувейни, Рашид ад-Дина и Абдаллаха Кашани. О ранних годах жизни Хасана известно мало, его деятельность в качестве властителя Аламута документирована лучше. Изложение или цитаты из его сочинений можно обнаружить в «Книге о религиях и сектах» ересиолога аш-Шахрастани (XII в.).

Али ибн Мухаммед ибн Джафар ас-Саббах аль-Химйари, отец Хасана, вёл происхождение, по Рашид ад-Дину, от доисламских химйаритских правителей Йемена, по Мирхонду — из деревни около Туса в Хорасане. Источники дают противоречивые указания о месте рождения Хасана. Э. Браун, В. А. Иванов, Л. В. Строева на основе сообщения Джувейни считают, что он родился в Рее, М. Ходжсон, И. П. Петрушевский и Ф. Дафтари — в Куме, куда Али ас-Саббах переселился из Куфы.

Семья Ибн Саббаха была довольно зажиточна и привилегированна, что позволило ему получить хорошее по тому времени образование. Опираясь на положение семьи, он мог претендовать на занятие высоких государственных постов.

На Востоке была широко распространена легенда «о трёх товарищах по медресе», согласно которой Хасан, Низам аль-Мульк и Омар Хайам вместе5.png учились в Нишапуре у имама Муваффака. Друзья дали клятву, что тот из них, кто добьётся в жизни большего успеха, поможет остальным. Когда Низам аль-Мульк стал визирем сельджукского султана, Хасан благодаря его покровительству получил должность при дворе, но затем был изгнан по оговору визиря, опасавшегося соперничества. Убийство Низам аль-Мулька, совершённое по приказу главы низаритов, считали личной местью последнего. Историческая недостоверность этой легенды была доказана в XIX в. Э. Брауном, обратившим внимание, что Низам аль-Мульк родился значительно раньше и Хасана ибн Саббаха и Омара Хайама.

В действительности, Хасан учился, видимо, в медресе Рея, и первое образование получил в рамках традиций шиитов-двунадесятников, к которым принадлежала его семья. В Рее, крупном центре исмаилитской пропаганды (так называемая да’ва или дават — «призыв»), юный Хасан встретил местного исмаилитского да’и Амирэ Зарраба (на арабском и персидском зарраб — «чеканщик монет»), который ознакомил его с исмаилитским учением. Общаясь с да’и Абу Наджмом Сарраджем (на арабском Саррадж — «шорник», «седельщик») Хасан уверился в истинности исмаилитской доктрины. Проповедник Му’мин принял Хасана в ряды исмаилитов и тот принёс обет верности ('ахд) исмаилитскому имаму — фатимидскому халифу аль-Мустансиру (1036 — 1094 гг.).

Прибывший в мае-июне 1072 г. в Рей 'Абд аль-Малик ибн Атташ, главный да’и на сельджукских территориях в Западной Персии, обратил внимание на новообращённого и назначил его своим помощником (наиб). В 1074 / 1075 г. Хасан сопровождал Ибн Атташа в Исфахан, центр исмаилитов Персии, где оставался до 1076 / 1077 г. Затем, по указанию Ибн Атташа, он отправился в Каир. Следуя из Исфахана через Азербайджан, Хасан прибыл в Мийафарикин, где вошёл в конфликт с местным кади. Он был изгнан из города. Через Мосул и Рахбу он достиг оазиса Гута, окружающего Дамаск. Кратчайший путь преградил тюркский военачальник Оксыз, поэтому Хасану пришлось поехать кружным путём через прибрежные Бейрут, Сайду и Акку в Кейсарию. Отплыв на корабле из Мины, Хасан спустя семь дней достиг Тинниса, затем Мемфиса, и 30 августа 1078 г. прибыл в Каир. Он оставался в Египте до января 1080 г., сначала в Каире, затем в Александрии.

В 1060-е гг. Фатимидская держава переживала глубокий кризис. В 1062 г. близ Каира столкнулись между собой различные группировки (берберы, тюрки, дейлемиты); тюркские войска восстали против халифа и в 1068 / 1069 г. разграбили дворцы и библиотеки столицы; низкий уровень воды в Ниле (1065 — 1072 гг.) вызвал голод среди населения. Аль-Мустансир призвал из Сирии состоявшего на службе у Фатимидов армянского военачальника Бадра аль-Джамали, который в 1074 г. подавил восстание тюрок силами армянских войск. Бадр аль-Джамали в течение двадцати лет являлся фактическим правителем государства, занимая одновременно посты визиря, командующего армиями (амир аль-джуйуш) и, с 1078 г., главы эмиссаров (да’и ад-ду’ат). Однако, несмотря на все усилия, он не мог удержать в руках фатимидов сирийские владения, и к 1079 г. Дамаск уже был столицей сельджукского княжества.

О пребывании Хасана в Египте источники доносят противоречивые сведения. По Рашид ад-Дину, высокопоставленные деятели устроили ему по прибытии6.png торжественную встречу; согласно Ибн аль-Асиру и некоторым другим средневековым историкам, Хасан удостоился аудиенции у халифа аль-Мустансира, а по сведениям Рашид ад-Дина и Джувейни, восходящим к Саргузашт-и Саййидна, Хасан не виделся с халифом, но тот был о нём хорошо осведомлён. Вероятно, и торжественная встреча, и аудиенция у халифа — события вымышленные.

В 1090 г., в самый разгар репрессий против исмаилитов, Ибн Саббах бежал из Каира и спустя несколько месяцев объявился в южной части Каспия, в горных районах Западной Персии. К этому времени, он уже находится в зените популярности и имел собственную организацию исмаилитов-низаритов (позже она стала известна как организация «хашашинов»).

В 1090 г. исмаилиты хитростью заняли неприступную крепость в долине Аламут, расположенной между Иранским нагорьем и побережьем Каспийского моря (к северо-востоку от города Казвин). Аламут (на персидском قلعه الموت‎; «Гнездо орла»), Замок Хассана Саббаха – горная крепость на высоте 2163 м на стыке Талышских гор и центрального Эльбурса. Согласно Хамдаллаху Мостоуфи, крепость была возведена в 840 г. Другая возможная дата постройки — 859 г. Она расположена посреди горной долины Рудбар, образованной реками Шахруд и Аламут, на отдельно стоящем утесе высотой около 200 м.

Почву для захвата крености подготовил исмаилитский проповедник Хусейн Каини, обративший многих жителей Аламута. Сельджукский комендант крепости Алави Махди действовал неуверенно. Сначала он заявил, что принимает исмаилизм, затем выслал исмаилитов из крепости, позже снова впустил их. К этому времени его приказам уже никто не подчинялся. Сам Хасан, вступив в крепость 4 сентября, выписал коменданту берат (обязательство) на три тысячи золотых динаров и позволил ему уйти. Эмир Юрюн-Таш, владетель Аламута, попытался вернуть крепость в свои руки, но исмаилитам удалось после тяжёлой осады удержать её.

Захват Аламута положил начало исмаилитскому государству в Иране. В течение нескольких лет приверженцы Хасана ибн Саббаха захватили множество городов (Каин, Тун, Туршиз, Заузан, Табас, Хур) и крепостей (Ламасар, Гирдкух, Танбурак) в Кухистане, Фарсе, Хузистане и Мазандаране.

Завладев Аламутом, Хасан напряг все силы, чтобы захватить земли, смежные с Аламутом, или места, близкие к нему. Везде, где он находил утёс, годный7.png для постройки укреплений, он закладывал фундамент ещё одной крепости.

В феврале-марте 1092 г. султан Мелик-шах отправил против Саббаха и его приверженцев войска эмира Арслан-Таша, которые осадили Аламут в июне-июле. В крепости было не более 60 – 70 человек и их хватало для обороны, но мало продовольствия. Хасан был вынужден обратиться за помощью к своим сторонникам в Казвине, которые, собрав отряд в 300 человек, в сентябре-октябре внезапно атаковали осаждающих и обратили их в бегство.

В 1091 / 1092 г. успехом увенчалось восстание исмаилитов в Кухистане, где в их руки со временем перешли города Каин, Тун, Туршиз, Заузан, Табас, Хур, Хусп и другие. После захвата сельджукских городов и крепостей Саббах назначал их кутвалами (наместниками) своих сторонников; отменялся ряд налогов, податей и повинностей, введённых в сельджукидском государстве. Гулям султана Кзыл Саруг осадил крепость Дару, но прекратил военные действия.

Во всех концах исламского мира по поручению Ибн Саббаха, рискуя собственными жизнями, действовали многочисленные проповедники его учения. В 1092 г. в городе Сава, расположенном на территории Сельджукидского государства, проповедники хашашинов убили муэдзина, опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку за это преступление, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукидского султана, предводителя местных исмаилитов схватили и предали медленной мучительной смерти. После казни его тело показательно проволокли по улицам Савы и на несколько дней вывесили труп на главной базарной площади. Эта казнь вызвала взрыв негодования и возмущения в среде хашашинов. Возмущенная толпа жителей Аламута подошла к дому своего духовного наставника. Легенда гласит о том, что Ибн Саббах поднялся на крышу своего дома и громогласно произнес: «Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!».

Не успел Ибн Саббах спуститься в свой дом, как из толпы вышел молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись на колени перед Ибн Саббахом, изъявил желание привести в исполнение вынесенный смертный приговор, даже если при этом придется заплатить его собственной жизнью.

Небольшой отряд фанатиков-хашашинов, получив благословение от своего духовного лидера, разбился на мелкие группы и двинулся в сторону столицы государства Сельджукидов. Ранним утром 10 октября 1092 г. Бу Тахир Аррани каким-то способом умудрился проникнуть на территорию дворца визиря. Спрятавшись в зимнем саду, он ожидал свою жертву, вооружившись ножом, лезвие которого было смазано ядом. Ближе к полудню на аллее появился человек, одетый в богатые одеяния. Аррани никогда не видел визиря, но, судя по тому, что человека, идущего по аллее, окружало большое количество телохранителей и рабов, убийца решил, что это мог быть только визирь. За высокими, неприступными стенами дворца телохранители чувствовали себя уверенно, и охрана визиря воспринималась ими как не более чем ежедневная повинность. Улучив удобный момент, Аррани подскочил к визирю и нанес ему три удара отравленным ножом. Стража практически растерзала Аррани, но смерть Низама аль-Мулька стала символическим сигналом к штурму дворца. Хашашины окружили и подожгли дворец визиря.

Смерть визиря повлекла столь сильный резонанс во всем исламском мире, что это подтолкнуло Ибн Саббаха к выводу: можно выстроить весьма эффективную оборонительную доктрину государства и, в частности, движения исмаилитов-низаритов, не затрачивая значительные средства на содержание большой регулярной армии. Необходимо было создать свою «спецслужбу», в задачи которой входило бы устрашение и показательное устранение тех, от кого зависело принятие важных политических решений.

Прежде всего, следовало наладить механизм сбора достоверной информации. К этому времени у Ибн Саббаха во всех уголках исламского мира уже действовало бесчисленное количество проповедников, которые регулярно сообщали ему обо всех происходящих событиях. Хашашины одни из первых ввели понятие «вербовка». Имам — вождь исмаилитов — обожествлялся, преданность единоверцев Ибн Саббаху делала его непогрешимым; его слово было больше чем закон, его воля воспринималась как проявление божественного разума. Исмаилит, входящий в разведывательную структуру, почитал выпавшую на него долю как проявление высочайшей милости Аллаха. Ему внушалось, что он появился на свет лишь для выполнения своей «великой миссии», перед которой меркнут все мирские соблазны и страхи.

Благодаря фанатичной преданности своих агентов, Ибн Саббах был информирован обо всех планах врагов исмаилитов, правителей Шираза, Бухары, Балха, Исфахана, Каира и Самарканда. Однако организация террора была немыслима без создания продуманной технологии подготовки профессиональных убийц, безразличие к собственной жизни и пренебрежительное отношение к смерти которых делало их практически неуязвимыми.

В своей штаб-квартире в горной крепости Аламут, Ибн Саббах создал настоящую школу по подготовке разведчиков и диверсантов-террористов. К середине 90-х гг. XI в. Аламутская крепость стала лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов узкого профиля. Действовала она крайне просто, тем не менее, достигаемые ею результаты были весьма впечатляющи. Ибн Саббах сделал процесс вступления в орден очень сложным. Примерно из двухсот кандидатов к завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Одна из легенд гласит о том, что Ибн Саббах не отвергал чужого опыта. Так, при отборе будущих террористов, он воспользовался методикой древних китайских школ боевых искусств, в которых отсеивание кандидатов начиналось задолго до первых испытаний. Молодых юношей, желавших вступить в орден, держали перед закрытыми воротами от нескольких суток до нескольких недель. Только самых настойчивых приглашали во внутренний двор. Там их заставляли несколько дней впроголодь сидеть на холодном каменном полу, довольствуясь скудными остатками пищи и ждать, порой под ледяным проливным дождем или снегопадом, когда их пригласят войти внутрь дома. Время от времени на внутреннем дворе перед домом Ибн Саббаха появлялись его адепты из числа прошедших первую степень посвящения. Они всячески оскорбляли, даже избивали молодых людей, желая проверить, насколько сильно и непоколебимо их желание вступить в ряды хашашинов. В любой момент молодому человеку позволялось подняться и уйти восвояси. Лишь прошедшие первый круг испытаний допускались к дальнейшим испытаниям.

Хашашины отбирали в свои боевые группы физически сильных молодых людей. Предпочтение отдавалось сиротам, поскольку от хашашина требовалось навсегда порвать с семьей. После вступления в секту его жизнь всецело принадлежала «Старцу Горы».

Ибн Саббах придумал эффективную методику подготовки так называемых «фидаинов». «Старец Горы» объявил свой дом «храмом первой ступени на пути в Рай». Существует ошибочное мнение, что кандидата приглашали в дом Ибн Саббаха и одурманивали гашишем, отчего и пошло название ассасин. Как уже говорилось выше, на самом деле, в ритуальных действах низаритов практиковался опиумный мак. А приверженцев Саббаха прозвали «гашишшинами», то есть «травоедами», намекая на характерную для низаритов бедность. Итак, погруженного в глубокий наркотический сон, вызванный опиатами, будущего фидаина переносили в искусственно созданный «райский сад», где его уже ожидали смазливые девы, реки вина и обильное угощение. Спустя несколько часов ему опять давали наркотик и, после того как он вновь засыпал, переносили обратно. С первого мига пробуждения реальный мир терял для него какую-либо ценность. Все его мечты, надежды, помыслы были подчинены единственному желанию вновь оказаться в «райском саду», среди столь далеких и недоступных сейчас прекрасных дев и угощений.

В стране начались усобицы между наследниками султана, отвлёкшие их внимание от Аламута. Воспользовавшись этим, Хасан в ноябре 1096 г. взял крепость Ламасар и окончательно закрепился в долине Рудбар. В 1099 / 1100 г. тайный сторонник Хасана раис Музаффар Мустоуфи передал ему крепость Гирдкух близ Дамгана.

Ибн Саббах демонстративно, в период мусульманского поста Рамадан, отменил на территории своего государства все законы шариата. За малейшее отступление грозила смертная казнь. Он наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничения касались всего: пиров, потешной охоты, внутреннего убранства домов, дорогих нарядов. На первых этапах существования Аламутского государства Ибн Саббаху удалось создать нечто, похожее на средневековую утопию, которой не знал исламский мир и о которой даже не задумывались европейские мыслители того времени. Таким образом, он фактически свел на нет разницу между низшими и высшими слоями общества. По мнению некоторых историков, в начале государство исмаилитов-низаритов сильно напоминало коммуну, с той разницей, что власть в ней принадлежала не общему совету вольных тружеников, а всё-таки авторитарному духовному лидеру-вождю.

Вообще, Ибн Саббах был мастером фальсификации. В одном из залов Аламутской крепости, над скрытой ямой в каменном полу, было установлено большое медное блюдо с вырезанной по центру окружностью. По приказу Ибн Саббаха, один из хашашинов прятался в яме, просовывая голову через вырезанное в блюде отверстие, так что со стороны казалось, будто-бы она отсечена. В зал приглашали молодых адептов и демонстрировали им «отсеченную голову». Неожиданно из темноты появлялся сам Ибн Саббах и начинал совершать над «отсеченной головой» магические жесты. После этого, «мертвая голова» открывала глаза и начинала говорить. После того, как приглашенные покидали зал, помощнику Ибн Саббаха отрубали голову и на следующий день выставляли её напоказ перед воротами Аламута.

Доподлинно известно, что у Ибн Саббаха было несколько двойников. На глазах у сотни рядовых хашашинов двойник, одурманенный наркотическим зельем, совершал показательное самосожжение. Таким способом Ибн Саббах якобы возносился на небеса. А следующий день Ибн Саббах представал перед восхищенной толпой целым и невредимым.

Один из европейских послов после посещения Аламута — ставки «Старца Горы», вспоминал: «Хассан обладал прямо таки мистической властью над своими подданными. Желая продемонстрировать их фанатичную преданность, Хассан сделал едва заметный взмах рукой и несколько стражников, стоявших на крепостных стенах, по его приказу незамедлительно сбросились в глубокое ущелье…».

Кроме «идеологической подготовки», хашашины очень много времени проводили в ежедневных тренировках. Будущий хашашин-смертник был обязан прекрасно владеть всеми видами оружия. Он должен был превосходно разбираться в различных ядах. В программу обучения входило также изучение различных языков. Особое внимание уделялось актёрскому мастерству. Выдавая себя за бродячую цирковую труппу, монахов христианского ордена, лекарей, дервишей, восточных торговцев или местных дружинников, хашашины пробирались в самое логово врага, чтобы убить там свою жертву. Как правило, после выполнения приговора, вынесенного «Старцем Горы», хашашины даже не пытались скрыться с места покушения, с готовностью принимая смерть или убивая себя самостоятельно. Саббахиты, или «люди горных крепостей», как часто называли хашашинов, даже находясь в руках палача и подвергаясь изуверским средневековым пыткам пытались сохранять улыбки на своих лицах.

Слухи о «Старце Горы» очень быстро распространились далеко за пределы исламского мира. Многие из европейских правителей платили дань, желая избежать его гнева. В Европе предводителей хашашинов в суеверном страхе называли «горными шейхами», часто даже не подозревая, кто именно сейчас занимает пост Верховного Владыки. Почти сразу после образования ордена, Ибн Саббах смог внушить всем правителям, что от его гнева невозможно укрыться. Осуществление «акта божьего возмездия» — это лишь вопрос времени.

Со времен первого хашашина-смертника Бу Тахир Аррани, память о погибших за «святую идею» тщательно хранилась и почиталась последующими поколениями хашашинов.

Организация, созданная Ибн Саббахом, имела строгое иерархическое построение. В самом низу находились рядовые члены — «фидаины» — исполнители8.png смертных приговоров. Они действовали в слепом повиновении и, если умудрялись выжить несколько лет, повышались до следующего звания — старшего рядового или «рафика». Следующим в иерархической пирамиде хашашинов было звание «даи». Непосредственно через даи передавалась воля «Старца Горы». Продолжая продвигаться по иерархической лестнице, теоретически можно было подняться и до статуса «дай аль-кирбаль», которые подчинялись только, скрытому от посторонних глаз, таинственному «Шейху аль-Джабалю», то есть самому «Старцу Горы» — Великому Владыке ордена хашашинов и главе исмаилитского государства Аламут — шейху Хассану I ибн Саббаху.

Согласно Джувейни, за все 35 лет жизни в Аламуте Хасан ибн Саббах ни разу не спустился с Аламутского утёса и только дважды поднялся на крышу своего дома, всё время проводя за постом, молитвой, чтением книг, разработкой своего учения и государственными делами. Саббах требовал от своих приверженцев максимального аскетизма и сам придерживался такого образа жизни. Внутри секты были установлены жёсткие и авторитарные порядки. По подозрению в нарушении установленных правил Саббах приказал казнить даже одного из своих сыновей. Объявив о создании государства, Ибн Саббах отменил все сельджукидские налоги, а вместо них приказал жителям Аламута строить дороги, рыть каналы и возводить неприступные крепости. По всему миру его агенты-проповедники скупали редкие книги и манускрипты. Ибн Саббах приглашал или похищал в свою крепость лучших специалистов различных областей науки, начиная от инженеров-строителей, заканчивая медиками и алхимиками. Хашашины смогли создать систему фортификаций, которая не имела себе равных, а концепция обороны вообще на несколько веков опередила свою эпоху. Аламут был местопребыванием преемников Хасана ибн Саббаха до тех пор, пока имам Ала ад-Дин Мухаммад (12211255 гг.) не перенёс резиденцию в Меймундиз.

Ибн Саббах умер в 1124 г. в возрасте 74-х лет. После его смерти Великим владыкой ордена («Шейхом аль-Джабалем») стал Рашид ад-Дин ас-Синан (по некоторым данным, информация неверна: Рашид ад-Дин ас-Синан был лишь главой низаритов в Сирии, а всю полноту власти Ибн Саббах передал Кийа Бузург Умиду). Государство Ибн Саббаха после его смерти просуществовало ещё 132 года.

Пик влияния хашашинов приходится на конец XII в. Это связано с возвышением государства турок-мамлюков во главе с султаном Юсуфом ибн Айюбом по прозвищу «Салах ад-Дин». С легкостью захватив Фатимидский халифат, с которым у крестоносцев был заключен мирный договор, Салах ад-Дин объявил себя единственным истинным защитником ислама. Отныне ближневосточным христианским государствам крестоносцев угрожала опасность с юга. Длительные переговоры с Салах ад-Дином, который видел свое предназначение в том, чтобы изгнать христиан с мусульманского Востока, не привели к существенным результатам. С 1171 г. для крестоносцев начинается тяжелейший период войн с Салах ад-Дином.

Малочисленные, фактически отрезанные от остального христианского мира крестоносцы даже не думали о дальнейшей экспансии. Иерусалимское9.png королевство подвергалось одной атаке за другой. В такой безвыходной ситуации христианам не оставалось ничего иного, как заключить союз с хашашинами. По большому счету, хашашинам было все равно с кем воевать и на чьей стороне выступать. Для них врагами были все — и христиане, и мусульмане. Богатые феодалы крестоносцев щедро оплачивали услуги хашашинов. Многие арабские аристократы и военачальники пали от кинжалов убийц-хашашинов. Даже самому Салах ад-Дину пришлось пережить несколько неудачных покушений. Однако союз крестоносцев и хашашинов не просуществовал долго. Ограбив исмаилитских купцов, король Иерусалимского королевства Конрад Монферратский подписал себе смертный приговор. После этого хашашины стали отправлять убийц в оба лагеря. Доподлинно известно, что за этот период от рук хашашинов погибли: шесть визирей, три халифа, десятки городских правителей и духовных лиц, несколько европейских правителей: Раймонд Первый, Конрад Монферратский, герцог Баварский, а также видный общественный деятель, персидский ученый Абд уль-Махасин, вызвавший гнев «Старца Горы» своей критикой в адрес хашашинов.

Постепенно из средневековой коммуны государство Аламут фактически превратилось в наследственную монархию с узаконенной родовой передачей власти. Из среды высших чинов ордена выделилась своя феодальная знать, которая больше тяготела к суннитским вольностям, чем к шиитскому аскетизму.

После смерти Ибн Саббаха его преемники не смогли расширить владения государства. Государство хашашинов начали раздирать острые внутренние кризисы и его былая мощь стала сходить на нет. Хотя хашашины пережили государство Сельджукидов, возвышение и падение великой Хорезмской державы, основания и крушения ближневосточных государств крестоносцев, государство Аламут неминуемо приближалось к своему закату.

В конце XII в. турки-мамлюки во главе с Салах ад-Дином стали вторгаться в сирийские владения хашашинов, а с востока уже тянулись армии монголов. Но, несмотря на оказываемое, на них со стороны могущественного Салах ад-Дина давление, хашашины все ещё продолжали действовать. Занимавший в то время пост Шейха аль-Джабаля Рашид ад-Дин ас-Синан был умным и сильным политиком, которому удавалось за счет лавирования между католиками и суннитами поддерживать суверенитет низаритского государства.

Великому хану Монгольского государства Мункэ (12511259 гг.) поступила жалоба от жителей Казвина и горных районов Персии на вред, причиняемый им исмаилитами. Она послужила поводом для продолжения наступления в Иране с целью окончательного завоевания страны. В марте 1253 г. войска Кит-Буги развернул военные действия в Кухистане. Это был авангард армии Хулагу, которая позже, в 1256 г., начала ближневосточный поход. Кит-Буге не удалось добиться значительных успехов. Он располагал слишком малыми силами, а крепости исмаилитов были прекрасно подготовлены к обороне. Положение изменилось с подходом основных войск. В январе 1256 г. армия Хулагу пересекла Амударью, а уже в начале июня блокировала Аламут. 19 ноября имам Рукн ад-дин Хуршах, надеясь на милость победителей, открыл монголам ворота своей резиденции — Меймундиза. По требованию Хулагу он разослал гонцов с приказом о капитуляции во все концы своего государства. Около сорока комендантов крепостей выполнили его волю и сдали крепости. Но Аламут и Ламасар ещё некоторое время сопротивлялись.

15 декабря начался штурм Аламута, а 19 декабря 1256 г. считавшаяся неприступной твердыня сдалась. Историку Ата Малику Джувейни, который сопровождал Хулагу в походе, было поручено лично ознакомиться с богатой библиотекой Аламута. Здесь Джувейни нашёл «Историю Гиляна и Дейлема» анонимного автора X в. и посвященную жизни Хасана ибн Саббаха рукопись Сергузашт-и сейидна, которую затем использовал в своём сочинении Тарих-и-джехангуша («История мирозавоевателя»). Джувейни спас от погрома и расхищения библиотеку, но часть её, содержавшую исмаилитскую догматику, он сжёг.

Официально секта хашашинов прекратила свое существование в 1256 г., после того, как пали крепости Аламут и Меймундиз. Хашашины, как и прежде, у истоков своего зарождения, были вынуждены рассеяться по горам и уйти в подполье. Спустя пять лет, Бейбарс I смог остановить и изгнать монголов, но хашашины больше не восстановили своего могущества. Позднее, в 1273 г., египетский султан Бейбарс I уничтожил последнее убежище хашашинов в горных районах Сирии, и сирийские хашашины рассеялись по соседним странам.

Легенда об ассасинах, распространившаяся в Европе в изложении венецианского путешественника Марко Поло. Таким образом, была создана одна из ключевых легенд о гашише, существенно повлиявшая на его восприятие в западной культуре. На многих европейских языках слово «assassin» означает «убийца» или «наёмный убийца».

Шииты (от арабского شيعة‎‎; шиа — «приверженцы, партия, фракция») — второе по числу приверженцев направление ислама.

Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммада, однако в отличие от суннитов считают, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать не выборным лицам – халифам, а имамам — избранным потомкам пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы. Большинство шиитов верит в несотворённость Корана.

Шииты критично относятся к халифату первых трех халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Так как Абу Бакр был избран небольшим числом сподвижников, Умар был назначен Абу Бакром, а Усман был избран из шуры (совета) из семи претендентов, которых назначил Умар с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме Усмана не было возможным. По мнению шиитов, избрание руководителя — имама мусульманской общины, подобно избранию пророков является прерогативой Бога.

10.png
Регионы с шиитским населением на карте мусульманского мира. Жёлтый: суннитские районы;
Красный: шиитские районы;
Голубой: ибадиты

Шииты — общий термин, — шииты-двунадесятники (на арабском اثنا عشرية‎; иснаашаритов), алавиты, друзы, исмаилиты и другие, признающие исключительное право потомков пророка Мухаммада, возглавлять мусульманскую общину – умму. В узком смысле понятие, как правило означает шиитов-двунадесятников, второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммада, только Али ибн Абу Талиба и его потомков по главной линии.

Шииты-двунадесятники признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и одного из ближайших соратников пророка Мухаммеда. Они верят, что двенадцатый имам исчез в малолетнем возрасте в 873 — 874 гг. Это так называемый Скрытый имам, возвращения которого в качестве мессии (Махди) шииты-двунадесятники ожидают и поныне. Причем появиться он должен, согласно преданию, в Мекке у Каабы.

В настоящее время отношения между двунадесятниками (а также зейдитами) и другими шиитскими течениями иногда принимают напряжённые формы. Несмотря на сходные моменты в вероучении, фактически это разные общины. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты).
 

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх