Системно-деятельностный подход в современном образовании

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Системно-деятельностный подход в современном образовании

И. В. Зинченко

Последнее время в нашей жизни произошли большие изменения: изменились запросы общества, потребности государства в новых умах, внедрены инновационные компьютерные технологии. Ученик сегодня – это не тот ученик, который послушно выполняет задания и повторяет учителя и учебник. Поэтому современному учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход ко всем учащимся в классе: нужно не заставлять, а мотивировать их к учёбе. Основные задачи современного образования – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Выполнить эти задачи поможет деятельностный метод обучения, который предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность.

Системно-деятельностный подход лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта. Становление системно-деятельностного подхода в современной науке базируется на исследованиях многих ученых, таких как: А. Г. Асмолова, теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. и др.

Само понятие «системно-деятельностный подход» было введено в 1985 г. как объединение системного подхода, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, и деятельностного подхода, который позволяет воплотить принцип системности на практике.

Применение системно-деятельностного подхода на уроках истории начинается с этапа целеполагания, определения цели и задач урока. Задачи изучения курса не сводятся к перечню исторических сюжетов, которые необходимо рассмотреть на уроке, они определяют то, чему должны научиться школьники.

На каждом этапе урока учитель должен стремиться развивать мыслительную деятельность учащихся. Ученики самостоятельно должны выводить проблемный вопрос урока. Функция учителя носит в данный момент лишь направляющий и корректирующий характер. Учащиеся должны доказать право существования их гипотезы, отстоять свою точку зрения.

На уроках истории, в рамках использования системно-деятельностного подхода необходимо использовать формы занятий, связанные с изучением исторических источников, сопоставлением версий и оценок исторических событий. В таком случае традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе в обучении не сводится традиционной формуле «опрос – сообщение учителем новых знаний — закрепление их учащимися», а, как правило, должен быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников.

Например, при изучении темы «Столетняя война», учитель может предложить учащимся самостоятельно определить причины и повод к войне, а так же сравнить уровень готовности сторон к ней, используя материал учебника. Работая с источником, каждый ученик самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания. В ходе выполнения задания, учащиеся заполняют в тетрадях таблицу, дополняя высказывания отвечающего ученика. Коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, провести обмен мнениями.

Также можно практиковать составление опорных конспектов в виде плана, схем (например, рассказывая о династии Капетингов после смерти Филиппа IV Красивого, опираюсь на опорную схему). Данный метод преподавания истории позволяет систематизировать информацию, полученную учащимися на уроке, расположить ее в логической последовательности, а также выделить главное, наиболее важное. Учащимся также при данном приеме, проще аргументировать свою позицию, закреплять знания и умения практически.

Важной формой обучения истории является форма работы с исторической картой. Работа с картой позволяет получить систематизированную историческую информацию о том или ином историческом процессе, событии, явлении, а также дает учащимся возможность ловко ориентироваться в историко-географическом пространстве.

В современном образовании очень часто используют также форму преподнесения нового материала в форме докладов, сообщений, рефератов. Данный вид учебной деятельности способствует формированию у учащихся навыков поисковой и аналитической работы, учит детей грамотному оформлению в письменной форме итогов своей работы, помогает грамотно сформулировать свои самостоятельные изыскания.

Таким образом, современная жизнь предъявляет современному человеку жёсткие требования, такие как: коммуникабельность, креативность, высокое качество образования, целеустремлённость, и конечно,— умение ориентироваться в огромном потоке информации и умение социализироваться в любом обществе. Для того чтобы реализовать все требования, предъявляемые обществом и государством, необходимо сделать урок новым, современным!
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх