(ТЕОРИЯ) «Католицизм и православие (отличия и сходство)»

Денис

Рома и Калифорнии 1848 года
Команда форума
Католицизм и православие (отличия и сходство)

В 1054 г. произошло официальное разделение христианской церкви на Восточную (Православную) и Западную (Римско-Католическую). Этот исторический момент стал финалом долгосрочных противоречий между двумя религиозными центрами, Римом и Константинополем, которые возникли после распада Римской империи в V в.

Папа Римский и Патриарх Константинопольский середины XI в. имели влияние на землях Древней Руси, Палестины, Грузии, Греции, Армении, Сирии и даже в Египте. В каждом регионе церкви были разные, как и культуры этих стран. Верующие Востока и Запада сформировали свои культуры, ценности, традиции образы жизни и способы восприятия мира — они жили даже в разных климатических условиях.
Отличий между регионами стало настолько много, что западные христиане перестали понимать восточных, и наоборот. Сначала отличия стали поводом недопонимания, а позже переросли в яростное противостояние, сопровождаемое взаимными анафемами и проклятиями. Церкви не признавали друг друга более 900 лет и только в 1965 г. стороны сняли друг с друга анафемы.

К началу IV в. римский император Константин I объявил, что в стране прекращаются гонения христиан — теперь они могли исповедовать веру и не бояться наказания.
Основные христианские каноны и символы также были приняты Константином на первом Вселенском соборе епископов. Позже император решил перенести столицу великой империи из Рима в Константинополь, чтобы спастись от нападения варваров.
После смерти Константина в стране началась борьба за власть и последующее разделение Римской империи на Восточную и Западную. Первая объявила столицей Рим, а вторая сделала центральным городом Константинополь.
В 395 г., когда империя распалась, Рим стал официальной столицей западной части бывшей единой империи. Тогда же в Восточной Римской империи появился собственный епископ, но до V века он сохранял подчинение Папе Римскому. Позже епископ самопровозгласил себя Вселенским Патриархом, который хоть и признает главенство Папы, но уже является самостоятельным церковником. Однако, политическая нестабильность привела к тому, что реальное управление этими территориями перешло в руки епископов и папы. Это стало основанием для притязаний папского престола на главенство над всей христианской церковью. Притязания эти были отвергнуты Востоком (Восточно-Римской империей, Византийской), хотя с первых веков христианства авторитет римского папы на Западе и на Востоке был очень велик: без его одобрения не мог открываться и закрываться ни один Вселенский собор.
Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской.
«Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом. Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.
Мир же римского христианства, по выражению историка профессора Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства». Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов. Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Более того, предком тогдашнего Папы считался первоверховный апостол Петр. Римский богослов намеревался стать единственным священником, который имеет власть в христианской церкви всего мира.
С идеями Папы не соглашалась не только Византия, но и Иерусалим, Александрия и Антиохия — другие Восточные христианские церкви. Церкви региона признали Патриарха Вселенского, а вот власть Папы над всей верой они принимать отказывались.
В итоге все эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.

Основные отличия
Первое отличие состоит разном понимании принципа единства Церкви. В Православной церкви нет единого земного главы (главой её считается Христос). В ней есть «предстоятели» – патриархи поместных, независимых друг от друга Церквей – Русской, Греческой, и других.
Католическая же церковь (от греческого «кафоликос» – «всеобщий») одна, и основанием своего единства считает наличие видимого главы, коим является Папа. Этот догмат называется «примат (первенство) Папы Римского». Мнение Папы Римского по вопросам веры признаётся католиками «непогрешимым» – то есть, безошибочным.

Символ веры
Также католическая церковь добавила к тексту Символа Веры, принятому на Никейском Вселенском Соборе, фразу об исхождении Святого Духа от Отца и Сына («филиокве»). Православная церковь признаёт исхождение только от Отца. Хотя отдельные святые отцы Востока признавали «филиокве» (например, Максим Исповедник).
Жизнь после смерти
Помимо этого, в католицизме принят догмат о чистилище: временном состоянии, в котором пребывают после смерти души, не готовые к раю.
Дева Мария
Важным расхождением также является то, что в католической церкви есть догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, утверждающий изначальное отсутствие в Богородице первородного греха. Православные, прославляя святость Божьей Матери, считают, что он (грех) Ей был присущ, подобно всем людям. Также этот католический догмат вступает в противоречие с тем, что Христос был наполовину человеком.
Индульгенция
В средние века в католицизме оформилось учение о «сверхдолжных заслугах святых»: «запасе добрых дел», которые совершили святые. Церковь распоряжается этим «запасом», дабы восполнить недостаток «добрых дел» раскаявшихся грешников. Отсюда выросло учение об индульгенциях – освобождении от временного наказания за грехи, в которых человек покаялся. В эпоху Возрождения бытовало неверное понимание индульгенции как возможности отпущения грехов за деньги и без исповеди.
Целибат
Католицизм запрещает брак священнослужителям (целибатное священство). В Православной церкви брак запрещен лишь для монашествующих священников и иерархов.
Хлеб
Запад и Восток долго не могли договориться, какой хлеб следует использовать во время Евхаристии — самого важного богослужения для всего христианства. Византия выступала за то, что во время службы нужно использовать квасной хлеб, а Рим утверждал, что нужен пресный хлеб. Восточные христиане не принимали каноны своих соседей и обвиняли их в откате до иудаизма. Они считали пресный хлеб мертвым — только тело Иисуса Христа, но не его дух.
Внешняя (видимая) часть
Что касается обрядов, то в католицизме признается как богослужение латинского обряда (месса), так и византийского (у греко-католиков).
Литургия в Православной церкви служится на просфорах (квасном хлебе), католическое богослужение – на пресном хлебе (опресноках).
У католиков практикуется Причащение под двумя видами: только Телом Христовым (для мирян), и Телом и Кровью (для священнослужителей).
Крестное знамение католики полагают слева направо, православные – наоборот.
Постов в католицизме меньше, и они мягче, чем в православии.
В католическом богослужении используется орган.
Несмотря на эти и другие расхождения, которые накапливались веками, у православных и католиков очень много общего. Более того – что-то было заимствовано католиками с Востока (например, учение о вознесении Богородицы).
Почти все поместные православные церкви (кроме Русской) живут, как и католики, по григорианскому календарю. При этом обе конфессии признают Таинства друг друга.
А позднее от католического христианства откололись … протестанты, баптисты, иеговисты, адвентисты и прочие …
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх