(ТЕОРИЯ) «Черные полковники» в Греции

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
30 марта 1967 г. Национальный радикальный союз Греции спровоцировал правительственный кризис, в результате которого правительство Параскевопулоса ушло в отставку. 3 апреля король Греции Константин II вручил новому лидеру Национального радикального союза Канеллопулосу мандат на формирование правительства с правом роспуска парламента и проведения досрочных выборов, если оно не получит вотума доверия. Правительство П. Канеллопулоса не только не получило поддержки большинства членов парламента, но и натолкнулось на осуждение всех парламентских фракций. 14 апреля парламент был распущен, и на 28 мая назначены парламентские выборы.
А ранним утром 21 апреля 1967 г. жители Афин были разбужены шумом танков, двигавшихся по городу, а радио уже передавало обращение полковника Г. Пападопулоса к греческому народу, в котором он сообщал, что в стране произошла революция. На самом деле это был государственный переворот (натовский план «Прометей»). К власти пришло военное правительство (в чинах не выше полковников (кроме одного генерала)) во главе с Георгиосом Пападопулосом, управлявшее страной вплоть до 1974 г. Сами военные назвали переворот «Революцией 21 апреля, призванной вывести страну из состояния хаоса и разрухи». Переворот произошел бескровно, жители Греции пассивно отнеслись к установлению военной диктатуры. После переворота выяснилось, что ряд офицеров сухопутных сил, большая часть офицеров военно-морских и военно-воздушных сил противодействовала перевороту. Позже они предприняли две попытки контрпереворота (одну попытку предприняла группировка, сконцентрировавшаяся вокруг короля Константина II в декабре 1967 г., вторую – экипаж миноносца «Велос» – в декабре 1972 г.).
Путч был так хорошо организован, что ему не смог противостоять никто. Важным фактором было то, что Георгиос Пападопулос, который вскоре возглавит военную хунту, был представителем разведсообщества.
1664940570786.png
Этот этап истории Греции в зарубежной историографии трактовался как установление военной диктатуры, поскольку на протяжении семи лет правления военных, официально вышедших в отставку в декабре 1967 г., не функционировал ни один демократический институт: придя к власти накануне парламентских выборов, новое правительство так и не провело их, все политические партии были запрещены, проведены массовые аресты, оппозиционеры отправлены в концентрационные лагеря, после неудачной попытки переворота в декабре 1967 г. король Константин II отправлен в ссылку в Италию, вся пресса находилась под жесточайшей цензурой, любое проявление инакомыслия немедленно подавлялось.
В греческой историографии много лет существовал запрет на изучение этого этапа истории страны, поэтому большинство работ, посвященных этой теме, были созданы зарубежными учеными. У советского читателя представления о Греции того времени формировались лишь на основе газетных статей и телевизионных репортажей, носивших в основном пропагандистский характер. Семилетний период правления военных назывался не иначе, как «военно-фашистская диктатура» и «антинародный режим». Правда, сегодня появились новые обзорные статьи по этой теме. Как же все происходило …
После фактического отделения Греции от Османской империи, в стране беспрерывно шла политическая борьба и совершались госперевороты. Во время Второй мировой войны, греки потерпев военное поражение от Германии, тем не менее организовали мощное партизанское движение, оно было разделено на две части, одни отряды опирались на коммунистов, вторые были остатками разгромленной регулярной армии. После окончания войны между этими группировками вспыхнула война, которая закончилась только к 1949 г., когда в стране установилась конституционная монархия, где король получил значительные полномочия.
Еще в годы оккупации Греции на Ближнем Востоке был создан Союз молодых офицеров промонархической направленности, который впоследствии был расширен и переименован в Священный союз греческих офицеров. Руководители Союза, прикрываясь лозунгами «национальных идеалов», культивировали среди младших членов представление о том, что вступление в эту организацию означало для них приобщение к кругу избранных и, таким образом, открывало путь для блестящей офицерской карьеры. Все эти факторы способствовали скорейшему формированию ведущей политической силы в лице греческих военных, по мнению которых только военная диктатура, единственная, способна разрешить политический и экономический кризис в стране.
К середине 60-х гг. ХХ в. в Греции наблюдался кризис власти: постоянно менявшиеся правительства, политика террора, направленная на подавление любых социалистических и коммунистических выступлений, рост недовольства общества проводившейся экономической политикой, выражавшийся в постоянных митингах и забастовках трудящихся. В январе 1966 г. бастовали более 80000 рабочих и служащих; в июне 1966 г. – 20000 банковских служащих; более 6000 почтовых работников объявили 48-часовую забастовку; в августе того же года объявили забастовку 150000 государственных служащих Афин, а в октябре бастовало уже 180000 строительных рабочих по всей Греции. Кроме экономических требований, выдвигавшихся в ходе забастовок, все чаще появлялись лозунги «Долой правительство!», «Свободные выборы!». Для разгона митингующих в начале и середине 60-х гг. правительством неоднократно применялись различные средства подавления, в частности бомбы со слезоточивым газом.
Постоянные конфликты между королем Константином, взошедшим на престол после смерти своего отца короля Павла I в 1965 г., и парламентом приводили к частой смене кабинета министров, а это вело к нестабильности в обществе. В отличие от Павла (восьмой король Греции в 1947 — 1964 гг. из династии Глюксбургов (династия монархов в нескольких европейских государствах, ветвь Ольденбургской династии, полное название — Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург), умело лавировавшего между различными политическими партиями и имевшего хорошие контакты с руководством армии, Константин оказался неспособен существенно влиять на расстановку сил в стране.
1664940613404.png
Король Павел I Греческий
После многолетнего правоконсервативного правления избрание ценриста Георгиоса Папандреу стало «знаком перемен» в стране. Молодой король Константин II — чьи полномочия, согласно Конституции, были крайне ограничены — пытался поставить под контроль национальное правительство и вошёл в непосредственное столкновение с либеральными реформаторами: в результате он отправил Папандреу в отставку в 1965 г., что положило начало конституционному кризису, известному под названием «Апостасия (буквально «отступничество») – 1965». В 1967 г. после чреды консультаций и компромиссов король назначил правительство Иоаниса Параскевопулоса и назначил новую дату выборов. Тут же в информационном поле появился вброс, о том, что бывший либеральный премьер Папандреу готовит альянс с коммунистами, что стало формальным поводом для начала военного переворота.
Все эти факторы позволили некоторым политическим наблюдателям предсказывать установление диктатуры, которая, как они считали, способна разрешить сложившиеся проблемы. К слову, метод решения политического конфликта с помощью диктатуры неоднократно применялся в Греции в XX в. Так, в 1923 г. была установлена диктатура Н. Пластираса, в 1925 г. генерал Т. Пангалос осуществил государственный переворот, в 1936 г. к власти пришел генерал И. Метаксас, в 1953 г. – А. Папагос.
В середине 60-х годов некоторые политические круги, в основном крайне правой или монархической ориентации, действительно видели выход из сложившейся ситуации в приходе к власти военных. Однако новая диктатура, считали они, будет лояльна к правящим партиям и трону. В марте 1966 г. в Афинском университете был прочитан курс лекций, пропагандировавших пользу установления диктатуры.
Большинство иностранных наблюдателей в отличие от греческой печати пришло к выводу, что определенные круги в правительстве и король подготавливают общественное мнение к возможности установления в стране военной диктатуры.
1664940666695.png
Георгиос Папандреу (старший)
Официальные лица, однако, отрицали возможность установления в стране диктатуры, считая, что время военного правления в Европе прошло. 6 марта 1966 г. лидер либеральной партии Союз Центра (позднее премьер-министр (в ноябре — декабре 1963 г. и феврале — июле 1965 г.)) Г. Папандреу заявил, что не допускает возможности установления диктатуры в Греции, мотивируя это тем, что «когда Метаксас посмел установить диктатуру в 1936 г., диктатура имела престиж в Европе. Тогда во главе были Гитлер и Муссолини. Теперь в Европе достаточно одного слова «диктатура», чтобы вызвать всеобщее возмущение ... и не только за границей, но и в нашей стране. Теперь весь политический мир единодушно выступает против диктатуры. Народ готов бороться и даже пожертвовать жизнью в защиту своих свобод. Армия, так же как и греческий народ, не является отдельным социальным классом. Офицеры и солдаты - дети народа, они дали клятву защищать его демократические свободы. Тщетны надежды немногих глупых голов, которые думают, что армия выступит против народа. Произойдет обратное: армия будет защищать народ». Такую же позицию занимала и левая Единая демократическая партия ЭДА (Энеа Димократики Аристера) во главе с И. Пасалидисом, которая объединяла левые демократические силы Греции и являлась прикрытием для запрещенной коммунистической партии. В ее заявлении от 30 января 1966 г. говорилось: «Опыт последних шести месяцев должен убедить, что народ не соглашается идти назад, что он полон решимости сорвать любую попытку навязать диктатуру».
1664940723736.png
Иоаннис Пасалидис в молодости
Однако всего через три месяца к власти пришел «триумвират» Г. Пападопулоса, С. Паттакоса и Ст. Макарезоса. Переворот произошел бескровно, жители Греции пассивно отнеслись к установлению военной диктатуры. С одной стороны, такая реакция была вызвана страхом перед новым правительством, которое с первых часов начало арестовывать людей, симпатизировавших левым, а с другой – объяснялось тем, что греки устали от постоянных политических кризисов на протяжении последних 10 лет и связывали с военными надежды на установление стабильности. Роль военных всегда была значительна в Греции, их образ несколько идеализировался в глазах населения: воины- освободители, избавившие страну от турецких завоевателей, сражавшиеся с итальянскими и гитлеровскими фашистскими захватчиками. Военные приходили к власти во время кризиса гражданского правления, но быстро передавали власть новому гражданскому правительству, выступая в роли «третейского судьи».
1664940777454.png
«Чёрные полковники»: Стилианос Паттакос, Георгиос Пападопулос и Николас Макарезос
Военный переворот, произошедший весной 1967 г. в Греции, стал неприятным сюрпризом не только для Советского Союза, но и для Соединенных Штатов. В Вашингтоне такой поворот событий не исключали, однако восторга не испытывали. Филлипс Тэлбот, посол США в Греции, назвал переворот «изнасилованием демократии». Полностью отказаться от поддержки режима, краеугольным камнем которого был заявлен антикоммунизм, США не могли, а вот ряд европейских стран отношения с Афинами практически свели на нет.
Пришедшие к власти военные стремились оправдать диктатуру. Они заявляли, что до 21 апреля 1967 г. « … в политическом отношении Греция оставалась слаборазвитой. Общественная жизнь проходила в соответствии с довоенными стандартами. Греция оставалась единственной страной, где политические партии функционировали не демократически. Один лидер регулировал политику и состав партии, и кто был не согласен, исключался из партии. Царил политический и моральный беспредел».
1664940836471.png
1664940826413.png
Георгиос Пападопулос
Официально военное правительство управляло страной коллегиально, но постепенно в стране начал складываться культ личности премьер-министра Греции – Пападопулоса. Он сконцентрировал в своих руках почти неограниченную власть, одновременно являясь премьер-министром, министром обороны и министром иностранных дел. В интервью газете «Санди телеграф» 4 августа 1970 г. он заявил, что не видит в ближайшее время причин, по которым он откажется от абсолютной власти.
Георгиос Пападопулос родился в 1918 г. в деревушке в северной части Пелопоннеса, в Морее. Отец Пападопулоса был сельским учителем. После окончания школы Пападопулос был отправлен в военную академию, поскольку родители не могли оплатить обучение в университете. Его карьера была успешной: полковник Пападопулос стал вторым человеком в Центральной службе информации (КИП) – греческом аналоге ЦРУ и выступал в роли связного между американскими и греческими разведывательными органами, координировал деятельность греческой контрразведки и ЦРУ, накануне переворота занимал должность заместителя начальника Третьего бюро генерального штаба. Во многом его тесная работа с разведывательными организациями США дала повод исследователям и политикам говорить о причастности США к перевороту 21 апреля 1967 г. Профессиональный сотрудник спецслужб, Пападопулос был крайне осторожным и замкнутым человеком. Обозреватель французской газеты «Монд» М. Марсо описывал его так: «По своему внешнему виду, походке, почерку, манере разговаривать он напоминал скорее гражданское лицо, нежели военного, тем более лидера режима. Считается, что глаза – зеркало души, так вот, в его глазах читались подозрительность, тревога, мятежный дух». В отличие от своих сподвижников Пападопулос был исключительно работоспособен. Он приходил на работу рано утром и уходил далеко за полночь, прочитывая абсолютно все документы и справки, приготовленные для него сотрудниками аппарата. Он пытался вникнуть во все дела и на каждое событие дать свой собственный комментарий. Пападопулос окружил себя множеством советников, экспертов, специалистов. Выслушивал суждения каждого из них, но всегда оставался при своем мнении, которое никто не мог изменить. По выражению того же Марсо, «Пападопулос просто не способен был возглавить партию, ни морально, ни интеллектуально».
Средства массовой информации, подконтрольные правительству, постоянно восхваляли «гениальность» нового руководителя Греции. Проправительственная газета «Элефтерос козмос» писала: «Важнейшим событием пятилетия было то, что из чрева революции родилась новая политическая личность – Пападопулос». Деятели режима также старались подчеркнуть преданность своему лидеру. Так, генеральный директор министерства по делам печати и информации при премьер-министре В. Стаматопулос на пресс-конференции, посвященной подведению итогов референдума по принятию новой конституции 2 октября 1968 г., заявил: «Историческая мудрость греческого народа помогла ему выдвинуть новое политическое руководство и подлинного признанного лидера общегреческого масштаба, которым является Г. Пападопулос. Премьер-министр не боится ответственности и выполняет свои обещания». Афинское агентство печати, комментируя празднование пятилетия годовщины переворота, подчеркивало, что «одним из важнейших событий прошедшего революционного пятилетия явилось появление нового, ответственного, динамичного, современного руководства, которое воплощает в себе премьер-министр Пападопулос».
Другой член «революционного комитета», Николае Макарезос, был очень жестким, хитрым и умным человеком. Одной из главных его черт являлось умение находить и претворять в жизнь новые, оригинальные идеи. Он всегда внимательно прислушивался к советам специалистов, оценивал их предложения с позиций эффективности. Макарезос отвечал за наиболее важное направление деятельности военного правительства -экономику. В этой области новое правительство стремилось завоевать доверие греков. Понимая, что успешные реформы в экономике возможны только при стабильной внутриполитической ситуации, он, однако, предпочитал, чтобы эту «стабилизацию» осуществляли другие люди. Он неоднократно заявлял: «Дайте мне хорошую политику, и я принесу хорошие финансы». Будучи убежденным сторонником республиканского строя, Макарезос с 1968 г. проповедовал идею о необходимости проведения плебисцита, на котором народу будет предложен выбор между короной и гражданским правлением.
Третьим членом «триумвирата» стал Стиллианос Паттакос. Это был военный до мозга костей. Он и не стремился выглядеть интеллектуалом, представителем высшего общества. Паттакос закончил военную академию вместе с Пападопулосом в 1940 г., принимал участие во Второй мировой войне и Гражданской, сражаясь против коммунистов. Как и большинство греков, Паттакос был очень религиозным человеком и, чтобы еще больше подчеркнуть свою набожность, всюду возил за собой семейную икону. Паттакос испытывал острую неприязнь к гражданским политикам, считая их лживыми, неискренними. Речи Паттакоса всегда были эмоциональны, казалось, что он говорит искренне. Он редко шел на компромисс, и трудно было представить, чтобы он мог сотрудничать с гражданскими чиновниками.
1664940901499.png
Греческий ученый, философ, политик Панайотис Канеллопулос (1902 — 1986 гг.); занимал пост премьер-министра Греции (в 1945 и 1967 гг.)
Из всех представителей «дохунтовского» политического мира только король Константин совершил попытку открыто выступить против режима. Подготавливая план контрпереворота, Константин обратился за помощью к представителям старого истэблишмента - Г. Папандреу и П. Канеллопулосу. Оба согласились поддержать короля, хотя и понимали, что шансов на победу у него почти нет. Военное правительство было прекрасно осведомлено о готовившемся контрперевороте и даже само спровоцировало его, представив 12 декабря 1967 г. королю ультиматум, по которому он должен был уволить премьер-министра К. Коллиаса и назначить на его место Пападопулоса.
1664940958613.png
Константинос Колиас. Первый премьер-министр режима «черных полковников» с апреля по декабрь 1967 г.
Утром 13 декабря король и премьер-министр отправились в Кавалу, которая должна была стать центром переворота. Само восстание планировалось начать в Ларисе, где были сосредоточены военно-воздушные силы страны, в рядах которых было максимальное количество верных Константину людей. Одновременно генерал Манетас должен был захватить пост начальника генерального штаба греческой армии. Он был арестован, а сообщение о перевороте было передано в Афины. Король обратился к греческому народу по радио и призвал греков к восстанию. Но «ни один грек и пальцем не пошевелил, чтобы помочь королю», войска остались на стороне Пападопулоса, восстание было подавлено, а сам король отправился в добровольное изгнание в Рим, откуда больше не вернулся.
1664941016334.png
Король Греции Константин II
На следующий день полковники сами выступили по Афинскому радио с заявлением. Из него следовало, что переворот пыталась осуществить «криминальная конспиративная организация, целью которой являлось уничтожение государства и законного порядка. Заговорщики использовали короля для удовлетворения своих глупых амбиций». Таким образом, полковники официально не обвинили короля в попытке контрпереворота, оставив его номинально главой государства. Однако все эти события окончательно подорвали веру греков в возможности короля и необходимость существования в Греции монархии. Официально военное правительство демонстрировало преданность монархии: в правительственных кабинетах были вывешены портреты членов королевской семьи, Синод греческой православной церкви отдал распоряжение продолжать молитвы за семью короля.
1664941057207.png
Король и «черные полковники»
Военные понимали, что король не представляет существенной опасности режиму, но немедленное отстранение его от власти может повлечь новую волну протестов как со стороны европейских держав, так и внутри страны. Поэтому новое правительство предпочло объявить о ликвидации монархии законным способом - на референдуме 1973 г.
Одним из основных направлений своей внутренней политики военные считали реорганизацию экономики страны. Неоднократно подчеркивая, что «накануне революции 21 апреля страна находилась на грани экономического хаоса, бюджет на 1967 г. не был утвержден», новое правительство провозгласило, что его меры приведут Грецию к процветанию. Оно привлекло на свою сторону специалистов, разрабатывавших проект экономического развития Греции еще в бытность демократических правительств, особенно первой администрации К. Караманлиса (1959 – 1963 гг.), начавшей реформы в экономике страны, и заявило, что будет проводить дифференцированный подход к развитию различных отраслей производства.
Основной упор был сделан на укрепление промышленной базы. Отчасти военному правительству удалось решить эту задачу: если в середине 60-х гг. доля промышленности в валовом внутреннем продукте едва достигала 10 %, то в 1972 г. этот показатель достиг 32,3 %, а к 1987 г. предполагалось довести его до 42,2 %. Приоритеты отдавались наиболее перспективным отраслям греческой промышленности (металлургия, судостроение, химическая, текстильная и пищевая). Особое внимание к экономическому положению страны объяснялось стремлением добиться вступления Греции в «Общий рынок». На правах ассоциированного члена Греция вошла в состав ЕЭС еще в июне 1959 г. Вступление в ЕЭС намечалось на 1984 г. Военные придавали этому факту особенное значение, поскольку это явилось бы признанием законности правящего режима, а также подтверждением правильности выбранного экономического курса.
Важное значение уделялось региональному развитию производства. Около 80 % промышленных предприятий было сконцентрировано в двух крупнейших городах Греции – Афинах и Фессалониках. Вывод предприятий за пределы этих мегаполисов мог устранить две проблемы: перенаселение крупнейших городов Греции и безработицу в ее сельских районах. Правительство Пападопулоса разработало систему мер, направленных на поощрение развития производства на периферии. Предоставлялись льготные кредиты – около 8 % в год – предпринимателям, строящим свои предприятия в провинции, давались дополнительные ссуды. В результате целенаправленных действий правительства в провинции стали появляться новые промышленные предприятия.
К строительству объектов привлекались жители окрестных селений. Эти меры способствовали как уменьшению эмиграции, ставшей для Греции бедствием к середине 60-х гг., так и к сокращению оттока сельского населения в крупные города. Частично решало проблему безработицы и проведение общественных работ, на которые в 1967 г. было выделено 179177470 драхм (почти б млн. долларов).
Для ряда отраслей хозяйства, считавшихся основными, правительство проводило политику протекционизма. Летом 1967 г. состоялось заседание в министерстве торговли, на котором шла речь о необходимости частичной или полной замены импортируемых товаров товарами местного производства.
Новое правительство было решительно настроено на коренную реорганизацию сельского хозяйства. Доля сельскохозяйственного сектора во внутреннем валовом продукте должна была сократиться с одновременным ростом стоимости сельскохозяйственного производства. Реализовать эту программу предполагалось путем увеличения площади существовавших земельных наделов с одновременной модернизацией хозяйств. В соответствии с планом долгосрочного развития Греции, принятым в 1972 г., доля сельского хозяйства в валовом продукте страны составила 17 % в 1972 г., а к 1987 г. планировалось сократить эту цифру до 9 %. Одновременно стоимость сельскохозяйственного производства должна была возрасти. Если в 1972 г. в этой отрасли национального хозяйства было занято 40 % трудоспособного населения страны, то к 1987 г. оно должно было сократиться до 20 %. Основной упор в развитии сельского хозяйства делался на интенсификацию его производства путем создания крупных ферм, активизации деятельности сельскохозяйственных кооперативов, проведения ирригационных работ, использования современной техники. Предусматривалось расширенное строительство предприятий по переработке продукции сельского хозяйства, в частности заводов по производству сахара, фабрик по консервированию овощей и фруктов, мясомолочных комбинатов.
Основной статьей «невидимых» доходов, составлявших около 30 % бюджета страны, был туризм. После военного переворота количество туристов резко сократилось. Новое правительство было вынуждено принять срочные меры для привлечения туристов: повысилось качество обслуживания, началось строительство новых отелей, отвечавших современным требованиям, были улучшены дороги, произошло снижение цен (на 20 %) на гостиничные номера, большие средства были затрачены на рекламу за границей. Развитие туризма имело и большое политическое значение: приезжавшие туристы должны были воочию убедиться в том, что в стране обстановка спокойная, выступлений противников режима не наблюдается.
На осуществление проектов экономического развития страны новому правительству требовались деньги. Часть необходимой суммы планировалось получить от иностранных инвесторов и в виде займов у различных стран. Было принято решение о мобилизации внутренних ресурсов. С целью привлечения денежных средств населения правительство в 1967 г. приняло закон N 135, согласно которому министерству финансов было поручено выпустить внутренний выигрышный заем экономического развития страны на сумму 1,5 млрд. драхм с годовым процентом 6,6 %. Проект был успешно осуществлен и собраны значительные средства - деньги на заем централизованно удерживались у рабочих из заработной платы. Этим и объяснялась успешная реализация программы.
В социальной политике военное правительство особое значение придавало образованию населения. По данным Национальной статистической службы, на 14 марта 1971 г. в Греции 12 % мужчин и 78 % женщин были полностью неграмотны. Уже в июне 1967 г. было принято решение о строительстве 794 начальных школ, 115 гимназий и лицеев, 11 технических школ и 4 педагогических институтов. Основное внимание уделялось развитию начального и среднего образования, строительство школ предусматривалось в сельской местности. Поскольку большинство заведений для начального и среднего образования находилось в городах, жители сельских районов были лишены возможности получить базовое образование.
Одной из наиболее острых проблем в социальной сфере являлась неурегулированность оплаты труда. Предыдущие правительства только декларировали о необходимости решения этой проблемы. В одном из первых указов военного правительства было объявлено о введении единой зарплаты для мужчин и женщин за выполнение одинаковой работы и повышении размера пенсии в соответствии с ростом зарплаты.
Еще одной популистской мерой, предпринятой правительством, было списание долгов с крестьянского населения на сумму около 7,5 млрд. драхм. Сразу же после принятия этого постановления в стране была проведена идеологическая акция, которая должна была подтвердить благодарность крестьянства и его поддержку правительства. На самом деле кассация долгов крестьян перед казной рассматривалась еще предыдущим правительством. Военная хунта списала с крестьян долги, которые казна никогда не смогла бы получить обратно в силу крайней бедности населения.
Немаловажной проблемой для Греции являлось жилищное строительство. Военное правительство заявляло об обширной программе жилищного строительства, в результате которой современным жильем должна была быть обеспечена большая часть городского населения, но эта программа так и не была доведена до конца, а приобрести «современные» квартиры смогла только небольшая часть нуждающихся.
Основой идеологии правительства «полковников» был воинствующий антикоммунизм. Военная хунта проводила широкую пропагандистскую обработку населения. Коммунизму она противопоставляла «идеологию греческого христианства», некие постулаты «греко-христианского духа», веру в христианскую добродетель. В Греции, пережившей гражданскую войну 1946 – 1949 гг., было много сторонников коммунистической идеологии, но заявлять о том, что стране угрожал коммунистический переворот, означало сознательно искажать действительность. Идеей угрозы наступления коммунизма манипулировали почти все послевоенные правительства Греции. Это объяснялось внешними обстоятельствами – со всех сторон Греция была окружена странами, принадлежавшими к социалистическому лагерю. Этот фактор позволял политикам неустанно повторять, что «Греция является стабильным и мощным бастионом западного мира», а также обосновывать все репрессии, проводившиеся в стране. Коммунистическая партия была запрещена еще в 1949 г., большинство активистов были отправлены в тюрьмы. При устройстве на работу или при поступлении в высшее учебное заведение жители Греции обязаны были предоставлять справку о благонадежности, выдававшуюся в полицейском управлении. Любая активность левых жестоко подавлялась. Единственной политической силой, легально представлявшей левый лагерь, была ЭДА, но и она могла рассчитывать на поддержку лишь небольшой части населения. Таким образом, антикоммунистическая идеология военного режима 21 апреля не стала чем-то новым для Греции. Но в отличие от предшествовавших «демократических» правительств, военные доводили идею угрозы «коммунистического переворота» до абсурда. В интервью газете «Таймс» 19 мая 1967 г. премьер-министр К. Коллиас заявил, что, «одобрив формирование национального правительства после вмешательства армии 21 апреля, король Константин спас Грецию от кровопролития. Если бы не вмешалась армия, Греция бы вышла из НАТО и стала коммунистической страной».
Распустив все политические партии и отменив парламентские выборы, назначенные на май 1967 г., новый режим отказался от создания собственной партии, мотивируя это тем, что «правительство и так пользуется доверием народа и полно решимости выполнить все цели революции». Однако военные понимали, что необходим некий идеологический стержень, с помощью которого удастся объединить все слои общества вокруг нового правительства. В качестве объединительной идеи было выбрано христианство. Военное правительство сделало ход, противопоставив церковь и христианство коммунизму, заявив, что «идеология греческого христианства и постулаты греко-христианского духа» не приемлют саму идею коммунизма.
Возродив так называемую «великую идею», использовавшуюся политиками различного толка и, проповедуя мысль о том, что современная Греция должна стать преемницей великой Византийской империи, военное правительство объявило официальным языком кафаревусу – архаизированный язык, использовавшийся наиболее просвещенными политическими и общественными деятелями. Большинство же населения говорило на димотике – «народном» греческом языке. В 1965 г. Г. Папандреу провел реформу образования, по которой преподавание должно было вестись на димотике, тем самым сделав образование доступным для большинства населения. Военное правительство вновь ввело закон, согласно которому вступительные экзамены в высшие учебные заведения должны были проходить на кафаревусе, что привело к снижению количества потенциальных студентов.
Активная пропаганда христианства проводилась также и в учебных заведениях. Министр просвещения Коламбьяс в связи с началом учебного года обратился к преподавателям высших учебных заведений с циркуляром, в котором указывал на необходимость воспитания молодежи в духе национальных традиций и греко-христианской цивилизации. Сотрудничество между семьей и школой должно было стать более тесным. На каждого ученика заводилась анкета, в которую заносились сведения о его физическом и духовном развитии. Кроме того, преподаватели и учащиеся должны были обязательно посещать церковь и выполнять все религиозные обряды. Для посещения церкви в школах в субботу отводился первый урок.
Несмотря на громкие заявления о том, что «революция 21 апреля была призвана спасти Грецию от угрозы коммунизма», правительство Пападопулоса не собиралось прерывать торговых отношений со странами социалистического лагеря, и прежде всего с СССР. Так, уже в августе 1967 г. греческое правительство приняло решение о закупке в СССР для нужд государственных организаций различных машин и оборудования на 4,6 млн. долларов.
В выступлениях военные постоянно подчеркивали, что диктатура – это лишь временное явление в истории страны, что она – необходимая мера, призванная обеспечить экономическую и политическую стабильность. Как только это будет достигнуто, говорили они, власть будет передана всенародно избранному демократическому правительству. В течение этого «переходного времени» правительство предприняло ряд мер, призванных убедить население в возможности мирного перехода от диктатуры к демократии. В 1968 г. был проведен референдум по поводу принятия новой конституции. Внешне были соблюдены все формы демократического голосования. В нем впервые приняли участие священники, члены экипажей торговых судов всех категорий, плававших под греческим флагом, военнослужащие, государственные служащие и члены их семей, находившиеся в служебной командировке на территории страны или за рубежом. Стараясь повысить уровень гражданской активности, правительство приняло решение о снижении цен на билеты всех видов транспорта с 27 по 30 сентября 1968 г. на 30 % с тем, чтобы избиратели могли добраться до места голосования.
Явка голосовавших оказалась действительно высокой. Новая конституция греческого государства была утверждена народом, а все демократические процедуры были формально соблюдены. Однако правительство не афишировало тот факт, что, согласно закону о референдуме, участие в нем являлось обязательным. В отношении лиц, уклонявшихся от голосования, применялись: тюремное заключение от одного месяца до года; потеря работы на срок до трех лет; лишение права работы по специальности или возможности заниматься любым видом торговой деятельности, лишение водительских прав и права на приобретение автомобиля, отказ в выдаче паспорта или удостоверения. Таким образом, внешне демократичный процесс принятия Конституции был проведен исключительно диктаторскими методами.
Формально конституция носила демократический и прогрессивный характер, поскольку предполагала создание политических партий, образованных на демократических началах, предусматривала свободу и независимость профсоюзов, разрешала забастовки и содержала статьи, касавшиеся экономических и социальных прав. Но большинство положений Конституции не выполнялось, так как, по выражению представителей правительства, «страна еще к ним не готова».
Военное правительство также провело две «демократические реформы», имитировавшие демократизацию политического режима с целью убедить общественность как внутри страны, так и за рубежом в верности ценностям демократии. 24 ноября 1970 г. был сформирован так называемый «малый парламент греков», или «представительное собрание». В него входили 92 представителя, назначенные на эти посты непосредственно приказом премьер-министра и полностью подконтрольные ему. Правительство называло «малый парламент» шагом к формированию настоящего парламента. «Представительное собрание» на деле осуществляло лишь представительские функции, фактически не имея прав влиять на проводившуюся правительством политику. В 1973 г. в результате всенародного референдума в Греции была отменена монархия и страна провозглашена республикой. 85 % населения страны проголосовало против возвращения короля Константина в Грецию. Первым президентом Греции стал Пападопулос, который, согласно принятому закону, должен был править страной в течение семи лет. Президент страны наделялся обширными полномочиями: имел право «назначать и смещать премьер-министра, а также министров и их заместителей по национальной обороне, иностранных дел, общественного порядка и, по рекомендации премьер-министра, других министров и их заместителей. Президент наделялся непосредственно по Конституции полномочиями издания указов законодательного характера по вопросам национальной обороны и безопасности, внешней политики и общественного порядка». Кроме того, президент председательствовал на всех заседаниях Совета министров, на которых обсуждались вопросы национальной обороны и безопасности.
Управлять страной президент должен был совместно с парламентом, в котором должны были заседать 180 депутатов, избранных путем всенародного, прямого и тайного голосования, и 20 депутатов, назначаемых прямым указом президента республики. Однако решение о дате выборов в парламент военное правительство постоянно переносило, считая проводившиеся реформы не доведенными до конца.
Греческие политики и видные общественные деятели, многие из которых были арестованы в ночь с 20 на 21 апреля, никогда не симпатизировали военному правительству. Они прекрасно понимали, что любые контакты с этим правительством будут интерпретированы как коллаборационизм, который народ вряд ли простит им в будущем.
В начале 1970-х гг. правительство Пападопулоса все-таки пыталось установить контакты с политическим истэблишментом Греции с целью обеспечить поддержку режима. Греческое население все больше разочаровывалось в правительстве, особенно недовольное его репрессивной деятельностью. Установление контактов с видными политическими и общественными деятелями страны могло, хотя бы на время, создать иллюзию возможности перехода к гражданскому правлению.
Премьер-министр Пападопулос в конце мая 1971 г. организовал ряд встреч с представителями «старого политического мира» – К. Трикуписом, Ст. Элафросом, Хр. Кандилярисом, бывшими депутатами от ЭРЭ, и И. Циримокосом, бывшим депутатом от Союза Центра. Официально сообщалось, что в ходе бесед Пападопулос убедил политиков в том, что истинной целью режима является «приведение страны к свободной политической жизни при условии предотвращения возможности возвращения к обстановке, царившей до 21 апреля». Однако, как показали последовавшие события, Пападопулосу не удалось привлечь на свою сторону видных политических деятелей.
Однако, несмотря на критику военного режима, политики и общественные деятели Греции так и не смогли объединиться и сформировать единую, сильную оппозицию режиму. Хотя ни одна партия не поддерживала военных, они смогли продержаться у власти в течение 7 лет. Это стало возможным в результате экономического подъема, который страна переживала в 1968 – 1971 гг. Либерализация экономики дала дорогу развитию греческого бизнеса, представители которого и поддерживали военных. Как только в стране появились первые признаки экономического кризиса, правительство ощутило недостаток доверия как со стороны греческих, так и со стороны международных предпринимателей, что и привело в результате к ликвидации военного режима.
Первые три года правления «черных полковников» – так их называли из-за черных мундиров, население страны не высказывало своего негативного отношения к диктатуре, ожидая, что военные проведут необходимые реформы и передадут власть гражданским лицам. Однако с течением времени уверенность в том, что страна движется по правильному пути, становилась все меньше: продолжались преследования и аресты людей, позволявших себе критику режима; цензура была формально отменена, но новый закон о средствах массовой информации узаконивал те же положения, которые присутствовали в законе о цензуре; процветала система тотальной слежки за населением; наряду с выросшими зарплатами выросли и цены на товары, обещанный переход к демократическому правлению постоянно откладывался. Все веяния и западные и разумеется коммунистические были объявлены результатом «дегенеративного разложения общества», противники режима либо подвергались пыткам и арестам либо изгонялись. Всего количество пострадавших в среде политической и культурной элиты составило около 2000 человек. Надо сказать, что общество, как-то не очень хорошо оценило этот самый «православный национализм».
1664941181620.png
Первые массовые выступления против режима были зафиксированы 21-22 апреля 1971 г. в Афинах, где состоялись демонстрации студентов, в которых приняли участие около 200 человек. Несмотря на относительную немногочисленность, наблюдатели отмечали, что политическое значение этих выступлений было весьма важным, поскольку они явились первыми открытыми демонстрациями за время существования в Греции военной диктатуры. Поводом к ним послужило заявление бывших греческих министров, сделанное 20 апреля 1971 г., в котором они потребовали проведения свободных выборов в Греции. Они выступили также за «возвращение короля и создание им правительства во главе с Караманлисом».
Усиление антиправительственных настроений объяснялось также и заметным ухудшением экономического положения страны, на которое существенное влияние оказал кризис валютной системы Запада, поскольку Греция находилась в большой зависимости от мирового рынка. Валютный кризис 1973 г. привел к резкому обострению инфляционных процессов в греческой экономике, выразившихся в росте цен, сокращении инвестиций в промышленность, стремлении населения к быстрому превращению бумажных денег в «реальные ценности» (покупка акций, квартир и недвижимости).
В конце 1972 – начале 1973 г. стали быстро расти потребительские цены при явном отставании роста заработной платы, «уровень потребительских цен в 1972 г. увеличился на 6,5 %». Попытки правящего режима сдержать рост цен полицейскими мерами оказались неэффективными и вызвали резкое недовольство торговцев и промышленников. В марте-апреле 1973 г. правительство, стремясь избежать конфликта с предпринимателями, сняло контроль над ценами на более чем 150 видов товаров и услуг. Одновременно под предлогом предотвращения роста цен на товары первой необходимости оно сохранило в замороженном состоянии закупочные цены на многие виды сельскохозяйственной продукции, что поставило греческое крестьянство в крайне тяжелое положение и привело к массовой миграции сельского населения в города либо эмиграции в страны Западной Европы.
Правительство под предлогом борьбы с инфляцией противодействовало требованиям трудящихся о повышении заработной платы и приняло меры по ее замораживанию на доинфляционном уровне. 24 декабря 1972 г. министр экономики Макарезос заявил, что повышение зарплаты будет ставиться в прямую зависимость от роста производительности труда. 30 марта 1973 г. он дал отчетливо понять, что правительство не намерено идти на повышение зарплаты трудящимся, хотя утверждал, что «замораживание зарплаты не выражает правительственную политику». Военное правительство, пришедшее к власти под лозунгами восстановления и развития греческой экономики, улучшения социального положения населения страны и общей стабилизации внутриполитической ситуации, на самом деле оказалось неспособным решить до конца эти задачи.
Продолжавшиеся репрессии среди недовольных режимов, сохранение системы концлагерей для политических заключенных привели к тому, что все большее количество жителей Греции открыто высказывало неприятие военной диктатуры.
1664941230836.png
Димитрис Иоаннидис
Недолгий период смягчения режима подошел к концу в ноябре 1973 г., когда было жестоко подавлено войсками антиправительственное выступление студентов Политехнического института в Афинах. Воспользовавшись этим, группа высших офицеров вооруженных сил под руководством Димитриоса Иоаннидиса, возглавлявшего военную полицию, 25 ноября 1973 г. совершила новый военный переворот и отстранила Пападопулоса. К власти пришли представители «жесткого» крыла военной хунты, выступавшие против какой-либо либерализации режима, за сохранение в стране военного правления. Президентом был назначен генерал Федон Гизикис. Вновь было введено чрезвычайное положение. Режим Иоаннидиса отличался репрессиями против несогласных с политическим курсом «черных полковников».
Пытаясь осуществить идею присоединения Кипра, население которого на 80 % составляли этнические греки, к Греции, правительство Д. Иоаннидиса спровоцировало военный конфликт с правительством Турции. В результате неудачных военных действий греческая армия была вынуждена уйти с острова. Провал военной авантюры на Кипре (попытка аннексии Кипра) в июле (15 июня 1974 г.) 1974 г. привел к передаче власти демократическому правительству.
1664941276960.png
Архиепископ Макариос III
При поддержке Иоаннидиса 15 июля 1974 г. на Кипре военными был свергнут архиепископ Макариос III, президент страны. Новый режим тут же прозвали «черными майорами» по аналогии со «старшими товарищами».
Но кипрская авантюра обернулась тяжелыми последствиями. Для защиты турецкого населения острова на его территорию вторглись турецкие подразделения. Две страны НАТО оказались на грани полномасштабной войны. Конфликта все-таки удалось избежать, но единый прежде Кипр оказался расколот на греческую и турецкую части ...
Провал авантюры на Кипре окончательно обрушил авторитет «черных полковников». Против них объединились практически все политические силы, как левые, так и правые.
Турецкая республика, являвшаяся одним из гарантов независимости Кипра произвела стремительную операцию «Аттила» по защите суверенитета Кипра и турецкого населения на нём, которая закончилась полным разгромом греческой армии, что стало началом конца хунты. Именно с 1974 г., в страну стали возвращаться оппозиционные политики.
На смену военному режиму в августе 1974 г. в Греции к власти пришло новое гражданское правительство во главе с вернувшимся из добровольной ссылки Караманлисом. В июне 1975 г. была принята новая Конституция, Греция была объявлена парламентской республикой.
Руководители хунты были арестованы и предстали перед судом, который приговорил Г. Пападопулоса, С. Паттакоса, Н. Макарезоса и Д. Иоаннидиса к смертной казни, а других деятелей режима к длительным срокам тюремного заключения. Позже смертная казнь была заменена на пожизненное заключение. В начале 1990-х гг. большинство заключенных были переведены под домашний арест, и они спокойно доживали свой век на окраинах Афин (Пападопулос скончался 12 июля 1999 г.).
Семилетний режим «черных полковников» нельзя отнести к типу «военно-фашистской диктатуры», поскольку у него отсутствовали четко выраженная господствующая идеология и массовая поддержка населения либо в форме массовой политической партии, либо любого другого общественного движения. Более правильно определить этот режим как «авторитарный режим в форме военной диктатуры», подобный режиму А. Пиночета в Чили.
Правление «черных полковников» доказало, что в конце XX в. военные режимы в Европе уже не в состоянии решать внутриполитические проблемы. Радикальные реформы в области экономики, проведенные правительством Пападопулоса, имели лишь краткосрочный эффект, который был сведен на нет мировым экономическим кризисом 1973 – 1974 гг. Модернизация страны не может проводиться только либерализацией экономики, необходима и демократизация гражданского общества. Последовательное социально- экономическое развитие страны возможно лишь при условии существования демократического строя, в котором каждый институт выполняет только свойственные ему функции: парламент принимает законы, правительство их исполняет, а армия гарантирует неприкосновенность государственных рубежей.
События 1967 – 1974 гг. оказали существенное влияние на политическую жизнь Греции. Во-первых, в стране был окончательно упразднен институт монархии – на основании результатов всенародного референдума ноября 1974 г., и она была провозглашена парламентской республикой. Во главе государства становился президент, избранный 2/3 депутатов парламента, которые в свою очередь избирались всенародным, прямым, тайным голосованием.
Во-вторых, если в 1949 – 1967 гг. правящими партиями в основном были правые или центристские силы, то после 1974 г., заметно усилилась роль левых партий, в частности коммунистической, которая впервые за все послевоенные годы была допущена к выборам. Несмотря на победу партии Новая Демократия во главе с Караманлисом в ходе выборов 1974 и 1978 гг., все большую силу приобретала новая политическая сила – Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) во главе с А. Папандреу, которая сумела одержать победу на выборах 1981 г. и оставалась правящей партией вплоть до 1989 г. ПАСОК – партия нового типа, основанная не на харизме лидера, а на собственных принципах и строгой идеологической базе. Несмотря на внутренние разногласия, усилившиеся в конце 90-х гг., ПАСОК до сих пор остается правящей партией.
В-третьих, была существенно пересмотрена роль армии в жизни Греции: теперь она выполняла только свойственные ей функции. Изменилось и отношение греков к военным: если раньше человек с ружьем воспринимался как защитник, то за эти семь лет общество осознало, какую угрозу таит в себе власть силовых структур.
К 1979 г. в результате реформ, проведенных правительством Караманлиса, страна сумела улучшить свое экономическое положение. Доказательством достижений развития экономики явилось вступление Греции в ЕЭС 28 мая 1979 г.
Изменения претерпела и внешняя политика: Греция, являясь полноправным членом НАТО, стала интенсивнее развивать отношения с балканскими странами социалистической ориентации, а также с СССР – в конце 70-х гг. впервые за все послевоенное время премьер-министр страны Караманлис совершил официальный визит в Советский Союз. Сотрудничество с балканскими государствами вступило в наиболее активную фазу в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
В 1982 г. в политической жизни страны произошло знаковое событие – было законодательно признано национальное движение Сопротивления, сражавшееся в Греции в 1940 – 1944 гг. с фашистскими захватчиками, а в 1946 – 1949 гг. вступившее в военные действия против правительственных сил. Совместное правительство либералов и коммунистов во главе с А. Папандреу, сформированное в 1989 г., через 40 лет после окончания гражданской войны, приняло закон об отмене ее последствий, который предоставил пенсии раненым и инвалидам Демократической армии Греции (ДАГ), а все дела на участников ДАГ были сожжены.
Таким образом, консолидация нации завершилась и окончательно ликвидированы факторы, негативно влиявшие на политические процессы в стране.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх