(ТЕОРИЯ) Ангола в первой половине 60-х гг. ХХ в.

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
К концу 1961 г. португальским войскам удалось одержать победу в борьбе с повстанцами, добивавшимся независимости Анголы. Война за сохранение власти Португалии в её заморских африканских провинциях перешла в стадию контрпартизанской операции. В первой половине 1960-х гг. основные события развернулись на севере Анголы ...
Вторжение боевиков Союза народов Анголы (УПА) на север страны в марте 1961 г. сопровождалось массовыми убийствами и разрушениями. Эти события шокировали португальское общество и способствовали укреплению национального единства. Под лозунгом «Ангола — наша!» в заморскую провинцию были направлены войска из метрополии. Доведя их численность до 40000 человек, португальцы к концу 1961 г. восстановили контроль над основными населёнными пунктами и дорогами севера Анголы. Однако там продолжали действовать многочисленные отряды повстанцев. Эта зона, протянувшаяся примерно на 250 км с запада на восток вдоль границы с бывшим Бельгийским Конго стала настоящим партизанским краем.
1665113516540.png
Район действий партизан на севере Анголы в начале 1960-х гг.
В самом начале 1962 г. УПА устроил для двух учёных, Джорджа Хаузера и Джона Маркума, турне по северу Анголы. За две недели они преодолели более 300 км «по густой сети тайных троп, ведущих через леса и заросли слоновьей травы, по висячим мостам из лиан, в обход ловчих ям, к скрытым деревням». По оценке учёных, УПА контролировал территорию в 80000 км². Силы Союза насчитывали до 5000 бойцов.
1665113599887.png
1665113611992.png
Группа бойцов УПА, начало 1960-х гг.
Подорвавшийся на мине португальский военный грузовик, начало 1960-х гг.
Повстанцы действовали небольшими мобильными группами по 10-12 человек. Иногда они нападали на португальские лагеря, устанавливали мины и устраивали засады на дорогах. Обычно партизаны придерживались тактики «бей и беги» и после нескольких минут перестрелки с португальцами отступали.
Также с 1962 г. на севере Анголы действовали отряды повстанцев левого Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА). Между двумя организациями постепенно накапливались противоречия.
В апреле 1962 г., с завершением сезона дождей, португальские войска развернули серию наступательных операций на севере Анголы. Этому предшествовала гибель военного командира УПА, бывшего сержанта ангольских колониальных частей Жуана, организовавшего нападение на укреплённый португальский пост Бембе. В конце апреля рота португальских парашютистов захватила Фуэси — главную базу повстанцев.
1665113674545.png
Парашютисты на брошенной партизанской базе Фуэси, апрель 1962 г.
В июле 1962 г. португальские войска впервые проникли в заповедный лес Дембуш. Две касадорские роты (части предназначенные для контрпартизанской борьбы) заняли деревню Земба и организовали там свою передовую базу.
В начале октября португальцы зачистили долину Ложе. Впервые наряду с выброской парашютного десанта была применена высадка с вертолётов нескольких боевых групп, что позволило перекрыть повстанцам пути отхода и нанести им серьёзные потери.
1665113760221.png
Четыре вертолета «Алуэтта» (французского производства) на полевом аэродроме на севере Анголы, 1965 г.
К началу сезона дождей в ноябре 1962 г. португальцам (в основном) удалось уничтожить партизан на севере Анголы. Теперь их главная задача заключалась в том, чтобы перекрыть пути проникновения партизан в Анголу с севера, из ставшего независимым бывшего Бельгийского Конго. На севере Анголы постепенно формировалась плотная сеть военных постов. Службу на них несли обычные португальские призывники, которые на два года отправлялись служить в заморские провинции.
1665113826732.png
1665113815154.png
Солдаты на борту парохода «Уиже» на пути в Анголу, 1961 г.
Жители Луанды приветствуют прибывших солдат, начало 1960-х гг.
Из 28 касадорских, кавалерийских и артиллерийских батальонов, размещённых в Анголе к 1965 г., 25 несли службу на севере страны. Нередко солдаты месяцами жили в простых палатках, протекавших под ливнями в сезон дождей и обнесённых заграждениями из колючей проволоки. Один португальский капитан вспоминал: «Наше расположение не заслуживало гордого имени казарма. Это было место дислокации, которое мы всеми силами пытались привести в более-менее пригодный для жизни вид». Другой португальский солдат в письме домой язвил о своей «кровати» в подобном палаточном лагере: «Чистая африканская земля, смягчённая простым пляжным матрасом, идеально подходит для ортопедических целей».
Летом 1962 г. по инициативе подполковника Бетанкура Родригиша, начальника штаба Ангольского военного округа, в Зембе был создан 21-й учебный центр. Там стали готовить коммандос (спецназ), в том же году в Анголе появились ещё два учебных центра подготовки.
1665113900971.png
1665113911942.png
Португальские коммандос во время операции, середина 1960-х гг.
Португальские коммандос с «Алуэттом» в ходе операции, середина 1960-х гг.
Основной тактикой коммандос в Анголе стали вертолётные десанты. Базовой единицей была маневровая команда из пяти человек (сержант и четверо рядовых). Четыре такие команды формировали боевую группу, которая высаживалась с четырёх вертолётов. Пятый вертолет сбрасывал тяжёлое вооружение и боеприпасы, а шестой «Алуэтт», вооружённый 20-мм пушкой Matra MG-151, обеспечивал огневое прикрытие десанта. В случае крупных операций вертолёты высаживали одновременно две боевые группы. Рота коммандос состояла из четырёх боевых групп (в ходе войны в Анголе было сформировано 23 роты).
К середине 1960-х гг. общая численность португальских сил в Анголе достигла 57000 военных, которых поддерживали 10000 полицейских и примерно 8000 ополченцев из числа местных африканцев.
В первые годы «войны» наибольшие опасения с точки зрения проникновения партизан на ангольскую территорию у португальцев вызывали 130 км границы с Конго, которые пролегали по великой африканской реке Конго (в Анголе она именовалась Зайре) до её впадения в Атлантический океан.
1665113936808.png
1665113927232.png
1665113947190.png
Патрульный катер «Фомальяут» на Зайре, середина 1960-х гг.
Пост фузилёров «Кисанжа» на Зайре, середина 1960-х гг.
Фузилёры на Зайре, середина 1960-х гг.
С лета 1961 г. нижнее течение Зайре патрулировали три катера ВМФ, а в 1962 г. была создана сеть из четырёх постоянных постов вдоль ангольского берега Зайре, службу на которых несли флотские спецназовцы — фузилёры (морские пехотинцы).
В конце декабря 1962 года португальский флот начал операцию «Ферролью» («Закручивающийся болт») по зачистке островков на Зайре, которая продолжалась до марта 1963 года. В ходе неё были уничтожены десятки повстанческих лагерей. Постоянное патрулирование на Зайре привело к тому, что к середине 1960-х годов ангольские повстанцы перестали использовать этот маршрут для проникновения на север страны и отдавали предпочтение сухопутным тропам (восточнее).
Большое внимание португальские власти уделяли социально-экономическому развитию заморской провинции. В 1965 г. были сняты ограничения на иностранные инвестиции, и их поток хлынул в Анголу, славившуюся своими природными богатствами. Во второй половине 1960-х гг. Ангола переживала настоящий экономический бум. Американцы добывали нефть, южноафриканцы — алмазы, а западные немцы — железную руду. Необходимость экспорта добытых ресурсов привела к развитию портовой и транспортной инфраструктуры. Правда, главным источником экспортных доходов Анголы до конца 1960-х гг. продолжал оставаться кофе.
Немалая часть этих доходов шла на развитие заморской провинции. Наиболее заметны были успехи в области образования и здравоохранения. К 1967 г. начальным образованием были охвачены все ангольские дети соответствующего возраста. В стране действовали три университета: в Луанде, Нова-Лишбоа и Са-да-Бандейра. Важную роль в программах развития играли вооружённые силы. Учителей и врачей катастрофически не хватало, поэтому в деревенских школах обычно преподавали офицеры и их жёны, а лечили в деревенских больницах военные врачи. За пять лет военные инженеры построили 3500 км дорог с твёрдым покрытием, создали сеть аэродромов по всей стране. Наиболее спорным проектом, помогавшим умиротворению севера Анголы, стала программа создания защищённых поселений (алдеаментуш). С конца 1961 г. они строились, чтобы решить проблему обустройства десятков тысяч беженцев, изгнанных из родных мест войной. В 1962 г. было решено сконцентрировать в подобных поселениях всё сельское население двух северных дистриктов Анголы — Зайре и Уиже.
1665114039990.png
Алдеаментуш на севере Анголы, 1960-е гг.
К 1964 г. эта программа была завершена. 300000 африканцев переселились в 130 алдеаментуш, которые обычно располагались поблизости от португальских военных постов и имели собственные отряды самообороны.
Девственный тропический лес Дембуш к середине 1960-х гг. стал центром партизанской базы на севере Анголы. Этот горный регион располагался между реками Луэ и Зенза, северо-восточнее Луанды. Через Дембуш проходила основная дорога, связывавшая Луанду с Кармоной — центром дистрикта Уиже. Следовавшие по этой дороге военные автоколонны, к которым обычно в целях безопасности присоединялись гражданские дальнобойщики, стали главной мишенью партизан. Густой лес обеспечивал партизанам хорошее укрытие, он же затруднял передвижение боевой техники. На преодоление сотни километров этой дороги часто уходил целый день, в течение которого колонна могла четыре-пять раз столкнуться с минами или засадами.
В Дембуше — в основном на базе брошенных после 1961 г. фазенд — разместились 7 португальских военных постов. Их гарнизоны отслеживали положение в регионе и патрулировали окрестности. Время от времени проводились и крупные операции (при поддержке авиации и артиллерии) по зачистке.
Несмотря на все эти усилия, в Дембуше продолжали действовать тысячи партизан. Если в начале 1960-х гг. среди них преобладали сторонники УПА, то к середине десятилетия Дембуш стал вотчиной МПЛА. Португальцы выделяли последних как «стойких бойцов (…) жёстких, хитрых и опасных», стремившихся завоевать сердца и умы местного населения. Люди из МПЛА, вместо того, чтобы просто забирать продукты, предпочитали договариваться с аборигенами о снабжении. Они редко прикасались к местным женщинам, в то время как бойцы УПА, не гнушавшиеся насилием, и заслужили недоверие местных жителей.
Противоречия в рядах повстанцев играли на руку португальцам. Весной 1962 г. к УПА присоединились несколько более мелких группировок, и Союз был переименован в Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА). Его попытки объединиться с МПЛА потерпели крах. На первых порах ФНЛА, получив признание со стороны Организации африканского единства (ОАЕ) как представитель ангольского народа, занимал лидирующие позиции в национально-освободительном движении. Однако со временем авторитаризм лидера Фронта Холдена Роберто стали возмущать его соратников.
1665114113852.png
1665114104989.png
1665114094966.png
Лидер ФНЛА Холден Роберто, 1960-е гг.
Жонас Малхейру Савимби
Лидер МПЛА Агостинье Нето со своими бойцами, 1960-е гг.
В июле 1964 г. на конференции ОАЕ в Каире об уходе из ФНЛА демонстративно объявил Жонас Савимби (основавший и возглавивший Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА)). Через год военный министр ФНЛА Алашандри Тати попытался устроить переворот, который пришлось подавлять конголезской армии. Тати со сторонниками бежал в Кабинду и поступил на службу к португальцам. Именно созданные из людей Тати под контролем португальской службы госбезопасности ПИДЕ «специальные отряды» помогли португальцам восстановить порядок в этом (богатом нефтью) анклаве, в то время как МПЛА в 1963 – 1965 гг. без особого успеха пыталось открыть там второй фронт борьбы с колониальным режимом.
Тем временем новые власти Конго (Леопольдвиля), настроенные антикоммунистически, в 1963 г. изгнали МПЛА из своей страны. Организация обосновалась в столице бывшего Французского Конго Браззавиле. Используя коррумпированность конголезских чиновников, МПЛА смогло продолжить переброску подкреплений, оружия и боеприпасов своим отрядам на севере Анголы через территорию бывшего Бельгийского Конго. С 1964 г. МПЛА во всё больших объёмах получало военную помощь СССР и его союзников по Восточному блоку, а с лета 1965 г. ей помогали кубинские военные советники.
И все же к середине 1960-х гг. ни ФНЛА, ни МПЛА не добились сколь-либо значительных успехов в партизанской войне на севере Анголы (лишь 2% территории Анголы были в 1965 г. затронуты повстанческой активностью).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх