Шимон (Симон) Бар-Кохба — предводитель иудеев в восстании против римлян при императоре Адриане, в 131 — 135 гг. В 132 г. основал независимое от римской империи еврейское государство ... Историк и писатель Линдсей Пауэлл изучает жизнь Шимона, человека, известного в истории как «Бар-Кохба». Ему удалось основать независимое государство и противостоять мощи легионов, направленных против него в течение более трех лет ...
Когда Адриан (Публий Элий Адриан) стал императором в 117 г., одним из первых его действий было сокращение разросшихся владений империи за счет отказа от последних завоеваний своего предшественника.
Изменения заменили экспансию в качестве центральной доктрины его внутренней и внешней политики. Далекий от наследования pax Romana («римский мир».), Адриан понял, что многие народы в пределах границ – от Британии до Иудеи – были недовольны и готовы прибегнуть к насилию, чтобы изменить свою судьбу.
Чтобы решить эти проблемы, Адриан отправился в обширные, многолетние поездки по провинциям. Закрепив свое положение императора, в 121 г., он покинул Рим, чтобы проинспектировать 30 легионов в их лагерях, проверить чиновников ...
В число необходимх дел входило восстановление храмов и театров, и даже целых городов. Один из этих проектов реконструкции городов мог даже стать причиной войны.
Весной 130 г. Адриан прибыл в Иудею, тогда еще незначительную проконсульскую территорию на восточном берегу Средиземного моря, зажатую между крупными и богатыми провинциями Сирия, Аравия Петрейская и Египет. В ее главном городе Кесарии он встретил своего наместника Квинта Тинея Руфа. Заверив его, что в провинции все хорошо, император и его свита направились в Иерусалим.
После окончания Первой Иудейской войны ((66 – 73/74 гг.) восстание евреев против владычества Римской империи; восстание было описано еврейским историком Иосифом Флавием, озаглавившим свой труд «Иудейская война»; восстание было вызвано притеснениями Гессия Флора, прокуратора Иудеи; движущей силой восстания стало движение ревнителей-зелотов) Иерусалим превратился в руины.
Многолетняя война иудеев (евреев) за независимость от Рима завершилась катастрофой. Иерусалим был разрушен, а Храм — центр религиозной и политической жизни еврейского народа — сожжён. На руинах города был основан военный лагерь, в котором разместился Х Стремительный легион. Вместе с некоторыми вспомогательными отрядами он должен был охранять порядок в стране.
Если до войны Иудея управлялась прокураторами из числа всадников, то теперь во главе провинции поставили наместник из сенаторского сословия, который по совместительству также командовал легионом. Остатки местного самоуправления представлял Синедрион в Ямнии, который выполнял роль арбитра в религиозных и светских спорах. Он также имел право назначения на второстепенные судебные и административные должности.
Завоёванную страну Веспасиан объявил своей собственностью. За право пользоваться своими наделами владельцы должны были платить особую подать в императорскую казну. Земли, принадлежавшие жителям Эммауса, конфисковали и распределили среди 800 колонистов из числа отставных военных. Подать, которую прежде иудеи платили в размере двух драхм в год в пользу Иерусалимского храма, Веспасиан заставил вносить в казну храма Юпитера Капитолийского, а фактически тоже в императорскую казну. Эти поборы вызывали большое недовольство иудейского населения Римской империи не столько из-за их тяжести, сколько из-за их дискриминационного характера.
Адриан планировал перестроить его в колонию – город, предназначенный для отставных солдат (ветеранов Х легиона).
Археологические находки показывают, что, когда он посетил город летом 130 г., преобразование города уже шло полным ходом. Теперь у города было новое название: Элия Капитолина. Это был ловкий ребрендинг, сочетавший фамилию императора (gens Aelia) и связь с храмами триады римских богов – Юпитера, Юноны и Минервы – на Капитолийском холме в Риме.
Элия Капитолина, выстроенная Адрианом на месте разрушенного Иерусалима.
Городская планировка соответствует эллинистическим градостроительным традициям и по-прежнему отражается в планировке современного Старого города в ИерусалимеВ еврейских текстах упоминается обещание Адриана восстановить Храм, великое сооружение, посвященное Яхве, разрушенное войсками Тита в 70 г. Их надежды рухнули, когда выяснилось, что никакого реального намерения сделать это не было.
Разочарование евреев усугублялось и другой политикой, проводимой римскими администраторами. В еврейских и римских текстах упоминается запрет на обрезание – основополагающее обязательство в Завете между евреями и их Богом. Также упоминается запрет на чтение Торы – первых пяти книг еврейской Библии – и соблюдение субботнего дня. Намеревался ли Адриан ущемить еврейское население, неясно, но местное население было возмущено.
Изгнание римлян из Иудеи казалось единственным выходом. В отличие от восстания 116 – 117 гг. (восстание евреев диаспоры в Восточном Средиземноморье (восстание охватило большое пространство от Киренаики до Кипра) а также в Месопотамии), стихийного выражения протеста, на этот раз евреи в течение ряда лет энергично готовились к борьбе. Согласно сообщению Кассия Диона, они (иудеи) нарочно плохо изготавливали оружие, которое им заказывали римские власти, чтобы сохранить его у себя, как заказчик его забракует. Евреи также укрепляли горные пещеры и соединяли их между собой подземными ходами на случай бегства от преследователей. Во главе восстания встал человек по имени Шимон. Письма, найденные в пещерах Иудейской пустыни в 1950-х и 1960-х гг., показывают, что его полное имя было Шимон Бен Косиба, «Шимон сын Косибы».
Они показывают, что он был набожным евреем. Еврейские религиозные тексты изображают его как сильного человека в манере Самсона. Однако раннехристианские церковные истории изображают его жестоким и грубым военачальником и даже волшебником, игравшим с огнем. В еврейских текстах говорится, что уважаемый мудрец рабби (у древних евреев – учитель, позднее – знаток священного писания и талмуда) Акиба видел в Шимоне помазанного воина, который приведет евреев к искуплению. Он назвал его Бар-Кохба, «Сын звезды».
Христиане, следовавшие за «Сыном Божьим», правда, отвергли этого еврея как ложного мессию. Этот период является точкой отсчета, после которой иудаизм и христианство окончательно разделились. Так, по мнению авторов Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, восстание было историческим моментом полного отделения формировавшейся христианской церкви от еврейства.
Адриан покинул Иудею в конце лета 130 г. После этого иудеи начали подготовку к войне. В 132 г. повстанческая армия начала брать под контроль города и деревни по всей Иудее (Вторая Иудейская война 132 – 136 гг.).
В отличие от Первой Иудейской войны, когда три отдельные иудейские армии сражались между собой чтобы занять Храмовую гору, Бар-Кохба выступил против Рима с объединённой армией. Армия добровольцев насчитывала 200000 человек.
Сначала Бар-Кохба с большим успехом боролся против римлян, которые вынуждены были даже оставить Иерусалим, Шимон был объявлен царём и стал чеканить монету. Бар-Кохба известен своей жестокостью к тем евреям, которые отказывались присоединяться к повстанцам. Восстание перешло за пределы собственно Израиля; 50 городов и много деревень перешли под власть восставших, которых поддерживал также знаменитый рабби Акиви (А́кива бен-Йóсеф) со своими учениками.
Повстанцы быстро создали независимую администрацию. К середине 133 г. римский контроль над регионом фактически прекратился. Римское право было заменено Законами Моисея. Римские монеты были перечеканены с утвержденными эмблемами и посланиями новой еврейской администрации. Шимон назвал свою страну Израилем.
Квинт Тиней Руф сильно недооценил скорость и масштабы еврейского восстания. Под его непосредственным командованием находились два легиона, а также несколько отрядов вспомогательных солдат. Его первоначальные меры по преодолению кризиса оказались неэффективными, и он понес потери. Руф обратился к своим коллегам в соседних провинциях с призывом прийти ему на помощь. Вскоре прибыли новые отряды.
Шимон отказался встретиться с римлянами на выбранном ими поле. Руководя восстанием из Ирода, расположенного к югу от Элии Капитолийской, Шимон имел все преимущества повстанца. Его высокомотивированное еврейское ополчение подвергло серьезному испытанию высококвалифицированную профессиональную римскую армию.
Они были вооружены пращами или луками и стрелами, дополненными мечами и копьями. Их стратегия заключалась в том, чтобы устраивать засады на римские войска на марше, появляясь из укрытий и так же быстро исчезая.
Разочарованный отсутствием успеха, Адриан приказал своему лучшему командиру возглавить операции по борьбе с повстанцами. Этим человеком был Секст Юлий Север, губернатор Британии (успешно подавивший восстания на острове).
Он прибыл в Иудею в 134 г. с офицерами и войсками, и сразу же приступил к работе. Теперь его армия была дополнена отрядами легионов из лагерей, расположенных вплоть до рек Дунай и Тигр. Он разделил оперативную группу, состоявшую из людей примерно девяти легионов, на более мелкие боевые отряды и начал планомерно атаковать укрепленные поселения.
Новая стратегия Севера оказалась эффективной. Один за другим города и деревни падали под ударами гладиуса (название римского меча). Кости и монеты, найденные в Хорбат-Итри, свидетельствуют о жестокости римской политики – мести сталью и огнем врагам римского народа. По мере продвижения войны положение удерживаемого повстанцами Израиля ухудшалось. Теперь их потери росли.
Письма Шимона свидетельствуют о его растущем разочаровании в своих командирах, которые казались ленивыми или невнимательными к растущей угрозе. Тем временем бежавшие еврейские ополченцы и гражданские лица начали собираться в городе Бетар, расположенном на вершине холма к юго-западу от Элии Капитолины.
Там в 135 г. Шимон Бен Косиба сделал свой последний шаг. Археологи считают, что современный Баттир (сейчас Хирбет аль-Яхуд) в Палестине является наиболее вероятным местом его прибывания. Там были найдены остатки наспех построенной стены обороны.
Надпись, найденная в Баттире, свидетельствует о том, что здесь стояли лагерем два легиона – V Македонский и XI Клавдиев. Они окружили и осадили город стеной (в отличие от осады Масады (73/74 гг.)). Вскоре легионы предприняли прямой штурм. Сообщается, что Шимон погиб во время боя. В еврейских текстах говорится, что улицы, поля и ручьи были красными от крови последовавшего за этим побоища.
Последние из беженцев бежали в пещеры Эйн-Геди на Мертвом море. Римляне преследовали их и там. Их ждал ужасный конец. Остатки армейского лагеря на вершине скалы в каньоне Нахаль Хевер показывают, что римляне просто ждали, пока люди, запертые в так называемых Пещерах ужасов, умрут от голода. К 136 г. все было кончено. Археологами нашли их останки и вещи – корзины, одежда, письма ...
Взятых в плен евреев продавали на невольничьем рынке в Хевроне или отправляли из Газы в другие римские провинции, где они становились частью диаспоры. По указу Адриана евреям было запрещено входить в его новый город.
Несмотря на перерыв, вызванный войной, работы на Элии Капитолине были завершены. В городе была возведена массивная арка победы: часть ее до сих пор стоит. Генералам Адриана были оказаны триумфальные почести. Многие солдаты были награждены орденами за храбрость. Сама Иудея была поглощена соседней, а объединенная провинция была переименована в Сирию Палестину.
В годы после войны раввины пытались понять, что же пошло не так. Шимон стал рассматриваться как несостоявшийся мессия. Они придумали для него новое имя: Бен Косиба, «сын лжи».
Итоги восстания Бар-Кохбы:
- Иудея полностью утратила государственность;
- Евреи были изгнаны из Иерусалима. Большинство из них переселились в Тверию, где в дальнейшем был написан Иерусалимский Талмуд;
- Был введён запрет на иудаизм и его обряды, включая обрезание (запрет отменён императором Антонином Пием в 138 г.);
- Провинция Иудея переименована в Сирию Палестину, чтобы убрать упоминание еврейского народа;
- Разрушенный Иерусалим был переименован в Элия Капиталину и отстроен как римский город;
- Евреям было запрещено посещать Элию Капитолину кроме одного дня в году — Девятое ава ((Ав, пятый по счёту месяц, приходится на летние месяцы июль-август) национальный день траура еврейского народа — день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы);
- Евреи-христиане получили право посещения города в IV в. при императоре Константине Великом, который также вернул городу название Иерусалим.
Правда, за последующие 1800 с лишним лет, Бар-Кохба превратился в легенду. Еврейские диаспоры от Испании до Украины, все чаще подвергавшиеся преследованиям, вдохновились историей этого военачальника и превратили его в сионистского героя, чтобы поддержать свою надежду на создание новой родины со столицей в Иерусалиме.
В ХХ в. ревизионистское сионистское молодежное движение приняло название «Баттир», по месту последнего «стояния» Бен Косибы. Вооруженные еврейские группы сопротивления использовали его в качестве вдохновляющей фигуры в своей собственной военной борьбе против британцев и палестинских арабов в период колониального мандата ... Современное государство Израиль окончательно сформировалось 14 мая 1948 г.
Когда Адриан (Публий Элий Адриан) стал императором в 117 г., одним из первых его действий было сокращение разросшихся владений империи за счет отказа от последних завоеваний своего предшественника.
Изменения заменили экспансию в качестве центральной доктрины его внутренней и внешней политики. Далекий от наследования pax Romana («римский мир».), Адриан понял, что многие народы в пределах границ – от Британии до Иудеи – были недовольны и готовы прибегнуть к насилию, чтобы изменить свою судьбу.
Чтобы решить эти проблемы, Адриан отправился в обширные, многолетние поездки по провинциям. Закрепив свое положение императора, в 121 г., он покинул Рим, чтобы проинспектировать 30 легионов в их лагерях, проверить чиновников ...
В число необходимх дел входило восстановление храмов и театров, и даже целых городов. Один из этих проектов реконструкции городов мог даже стать причиной войны.
Весной 130 г. Адриан прибыл в Иудею, тогда еще незначительную проконсульскую территорию на восточном берегу Средиземного моря, зажатую между крупными и богатыми провинциями Сирия, Аравия Петрейская и Египет. В ее главном городе Кесарии он встретил своего наместника Квинта Тинея Руфа. Заверив его, что в провинции все хорошо, император и его свита направились в Иерусалим.
После окончания Первой Иудейской войны ((66 – 73/74 гг.) восстание евреев против владычества Римской империи; восстание было описано еврейским историком Иосифом Флавием, озаглавившим свой труд «Иудейская война»; восстание было вызвано притеснениями Гессия Флора, прокуратора Иудеи; движущей силой восстания стало движение ревнителей-зелотов) Иерусалим превратился в руины.
Многолетняя война иудеев (евреев) за независимость от Рима завершилась катастрофой. Иерусалим был разрушен, а Храм — центр религиозной и политической жизни еврейского народа — сожжён. На руинах города был основан военный лагерь, в котором разместился Х Стремительный легион. Вместе с некоторыми вспомогательными отрядами он должен был охранять порядок в стране.
Если до войны Иудея управлялась прокураторами из числа всадников, то теперь во главе провинции поставили наместник из сенаторского сословия, который по совместительству также командовал легионом. Остатки местного самоуправления представлял Синедрион в Ямнии, который выполнял роль арбитра в религиозных и светских спорах. Он также имел право назначения на второстепенные судебные и административные должности.
Завоёванную страну Веспасиан объявил своей собственностью. За право пользоваться своими наделами владельцы должны были платить особую подать в императорскую казну. Земли, принадлежавшие жителям Эммауса, конфисковали и распределили среди 800 колонистов из числа отставных военных. Подать, которую прежде иудеи платили в размере двух драхм в год в пользу Иерусалимского храма, Веспасиан заставил вносить в казну храма Юпитера Капитолийского, а фактически тоже в императорскую казну. Эти поборы вызывали большое недовольство иудейского населения Римской империи не столько из-за их тяжести, сколько из-за их дискриминационного характера.
Адриан планировал перестроить его в колонию – город, предназначенный для отставных солдат (ветеранов Х легиона).
Археологические находки показывают, что, когда он посетил город летом 130 г., преобразование города уже шло полным ходом. Теперь у города было новое название: Элия Капитолина. Это был ловкий ребрендинг, сочетавший фамилию императора (gens Aelia) и связь с храмами триады римских богов – Юпитера, Юноны и Минервы – на Капитолийском холме в Риме.
Элия Капитолина, выстроенная Адрианом на месте разрушенного Иерусалима.
Городская планировка соответствует эллинистическим градостроительным традициям и по-прежнему отражается в планировке современного Старого города в Иерусалиме
Разочарование евреев усугублялось и другой политикой, проводимой римскими администраторами. В еврейских и римских текстах упоминается запрет на обрезание – основополагающее обязательство в Завете между евреями и их Богом. Также упоминается запрет на чтение Торы – первых пяти книг еврейской Библии – и соблюдение субботнего дня. Намеревался ли Адриан ущемить еврейское население, неясно, но местное население было возмущено.
Изгнание римлян из Иудеи казалось единственным выходом. В отличие от восстания 116 – 117 гг. (восстание евреев диаспоры в Восточном Средиземноморье (восстание охватило большое пространство от Киренаики до Кипра) а также в Месопотамии), стихийного выражения протеста, на этот раз евреи в течение ряда лет энергично готовились к борьбе. Согласно сообщению Кассия Диона, они (иудеи) нарочно плохо изготавливали оружие, которое им заказывали римские власти, чтобы сохранить его у себя, как заказчик его забракует. Евреи также укрепляли горные пещеры и соединяли их между собой подземными ходами на случай бегства от преследователей. Во главе восстания встал человек по имени Шимон. Письма, найденные в пещерах Иудейской пустыни в 1950-х и 1960-х гг., показывают, что его полное имя было Шимон Бен Косиба, «Шимон сын Косибы».
Они показывают, что он был набожным евреем. Еврейские религиозные тексты изображают его как сильного человека в манере Самсона. Однако раннехристианские церковные истории изображают его жестоким и грубым военачальником и даже волшебником, игравшим с огнем. В еврейских текстах говорится, что уважаемый мудрец рабби (у древних евреев – учитель, позднее – знаток священного писания и талмуда) Акиба видел в Шимоне помазанного воина, который приведет евреев к искуплению. Он назвал его Бар-Кохба, «Сын звезды».
Христиане, следовавшие за «Сыном Божьим», правда, отвергли этого еврея как ложного мессию. Этот период является точкой отсчета, после которой иудаизм и христианство окончательно разделились. Так, по мнению авторов Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, восстание было историческим моментом полного отделения формировавшейся христианской церкви от еврейства.
Адриан покинул Иудею в конце лета 130 г. После этого иудеи начали подготовку к войне. В 132 г. повстанческая армия начала брать под контроль города и деревни по всей Иудее (Вторая Иудейская война 132 – 136 гг.).
В отличие от Первой Иудейской войны, когда три отдельные иудейские армии сражались между собой чтобы занять Храмовую гору, Бар-Кохба выступил против Рима с объединённой армией. Армия добровольцев насчитывала 200000 человек.
Сначала Бар-Кохба с большим успехом боролся против римлян, которые вынуждены были даже оставить Иерусалим, Шимон был объявлен царём и стал чеканить монету. Бар-Кохба известен своей жестокостью к тем евреям, которые отказывались присоединяться к повстанцам. Восстание перешло за пределы собственно Израиля; 50 городов и много деревень перешли под власть восставших, которых поддерживал также знаменитый рабби Акиви (А́кива бен-Йóсеф) со своими учениками.
Повстанцы быстро создали независимую администрацию. К середине 133 г. римский контроль над регионом фактически прекратился. Римское право было заменено Законами Моисея. Римские монеты были перечеканены с утвержденными эмблемами и посланиями новой еврейской администрации. Шимон назвал свою страну Израилем.
Серебряная тетрадрахма Бар-Кохбы. Аверс: Иерусалимский храм, фасад с восходящей звездой, надпись «Шимон». Реверс: «за свободу Иерусалима» | Серебряный зуз (денарий) Бар-Кохбы. Аверс: Трубы, окруженные надписью «За свободу Иерусалима». Реверс: Лира, вокруг которой идет надпись «Второй год свободы Израиля» |
Шимон отказался встретиться с римлянами на выбранном ими поле. Руководя восстанием из Ирода, расположенного к югу от Элии Капитолийской, Шимон имел все преимущества повстанца. Его высокомотивированное еврейское ополчение подвергло серьезному испытанию высококвалифицированную профессиональную римскую армию.
Они были вооружены пращами или луками и стрелами, дополненными мечами и копьями. Их стратегия заключалась в том, чтобы устраивать засады на римские войска на марше, появляясь из укрытий и так же быстро исчезая.
Разочарованный отсутствием успеха, Адриан приказал своему лучшему командиру возглавить операции по борьбе с повстанцами. Этим человеком был Секст Юлий Север, губернатор Британии (успешно подавивший восстания на острове).
Он прибыл в Иудею в 134 г. с офицерами и войсками, и сразу же приступил к работе. Теперь его армия была дополнена отрядами легионов из лагерей, расположенных вплоть до рек Дунай и Тигр. Он разделил оперативную группу, состоявшую из людей примерно девяти легионов, на более мелкие боевые отряды и начал планомерно атаковать укрепленные поселения.
Новая стратегия Севера оказалась эффективной. Один за другим города и деревни падали под ударами гладиуса (название римского меча). Кости и монеты, найденные в Хорбат-Итри, свидетельствуют о жестокости римской политики – мести сталью и огнем врагам римского народа. По мере продвижения войны положение удерживаемого повстанцами Израиля ухудшалось. Теперь их потери росли.
Письма Шимона свидетельствуют о его растущем разочаровании в своих командирах, которые казались ленивыми или невнимательными к растущей угрозе. Тем временем бежавшие еврейские ополченцы и гражданские лица начали собираться в городе Бетар, расположенном на вершине холма к юго-западу от Элии Капитолины.
Там в 135 г. Шимон Бен Косиба сделал свой последний шаг. Археологи считают, что современный Баттир (сейчас Хирбет аль-Яхуд) в Палестине является наиболее вероятным местом его прибывания. Там были найдены остатки наспех построенной стены обороны.
Надпись, найденная в Баттире, свидетельствует о том, что здесь стояли лагерем два легиона – V Македонский и XI Клавдиев. Они окружили и осадили город стеной (в отличие от осады Масады (73/74 гг.)). Вскоре легионы предприняли прямой штурм. Сообщается, что Шимон погиб во время боя. В еврейских текстах говорится, что улицы, поля и ручьи были красными от крови последовавшего за этим побоища.
Последние из беженцев бежали в пещеры Эйн-Геди на Мертвом море. Римляне преследовали их и там. Их ждал ужасный конец. Остатки армейского лагеря на вершине скалы в каньоне Нахаль Хевер показывают, что римляне просто ждали, пока люди, запертые в так называемых Пещерах ужасов, умрут от голода. К 136 г. все было кончено. Археологами нашли их останки и вещи – корзины, одежда, письма ...
Взятых в плен евреев продавали на невольничьем рынке в Хевроне или отправляли из Газы в другие римские провинции, где они становились частью диаспоры. По указу Адриана евреям было запрещено входить в его новый город.
Несмотря на перерыв, вызванный войной, работы на Элии Капитолине были завершены. В городе была возведена массивная арка победы: часть ее до сих пор стоит. Генералам Адриана были оказаны триумфальные почести. Многие солдаты были награждены орденами за храбрость. Сама Иудея была поглощена соседней, а объединенная провинция была переименована в Сирию Палестину.
В годы после войны раввины пытались понять, что же пошло не так. Шимон стал рассматриваться как несостоявшийся мессия. Они придумали для него новое имя: Бен Косиба, «сын лжи».
Итоги восстания Бар-Кохбы:
- Иудея полностью утратила государственность;
- Евреи были изгнаны из Иерусалима. Большинство из них переселились в Тверию, где в дальнейшем был написан Иерусалимский Талмуд;
- Был введён запрет на иудаизм и его обряды, включая обрезание (запрет отменён императором Антонином Пием в 138 г.);
- Провинция Иудея переименована в Сирию Палестину, чтобы убрать упоминание еврейского народа;
- Разрушенный Иерусалим был переименован в Элия Капиталину и отстроен как римский город;
- Евреям было запрещено посещать Элию Капитолину кроме одного дня в году — Девятое ава ((Ав, пятый по счёту месяц, приходится на летние месяцы июль-август) национальный день траура еврейского народа — день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы);
- Евреи-христиане получили право посещения города в IV в. при императоре Константине Великом, который также вернул городу название Иерусалим.
Правда, за последующие 1800 с лишним лет, Бар-Кохба превратился в легенду. Еврейские диаспоры от Испании до Украины, все чаще подвергавшиеся преследованиям, вдохновились историей этого военачальника и превратили его в сионистского героя, чтобы поддержать свою надежду на создание новой родины со столицей в Иерусалиме.
В ХХ в. ревизионистское сионистское молодежное движение приняло название «Баттир», по месту последнего «стояния» Бен Косибы. Вооруженные еврейские группы сопротивления использовали его в качестве вдохновляющей фигуры в своей собственной военной борьбе против британцев и палестинских арабов в период колониального мандата ... Современное государство Израиль окончательно сформировалось 14 мая 1948 г.