(ТЕОРИЯ) Бунтарь Бар-Кохба (Вторая Иудейская война)

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1669428590616.png
Шимон (Симон) Бар-Кохба — предводитель иудеев в восстании против римлян при императоре Адриане, в 131 — 135 гг. В 132 г. основал независимое от римской империи еврейское государство ... Историк и писатель Линдсей Пауэлл изучает жизнь Шимона, человека, известного в истории как «Бар-Кохба». Ему удалось основать независимое государство и противостоять мощи легионов, направленных против него в течение более трех лет ...
Когда Адриан (Публий Элий Адриан) стал императором в 117 г., одним из первых его действий было сокращение разросшихся владений империи за счет отказа от последних завоеваний своего предшественника.
1669428633755.png
Публий Элий Адриан
Изменения заменили экспансию в качестве центральной доктрины его внутренней и внешней политики. Далекий от наследования pax Romana («римский мир».), Адриан понял, что многие народы в пределах границ – от Британии до Иудеи – были недовольны и готовы прибегнуть к насилию, чтобы изменить свою судьбу.
Чтобы решить эти проблемы, Адриан отправился в обширные, многолетние поездки по провинциям. Закрепив свое положение императора, в 121 г., он покинул Рим, чтобы проинспектировать 30 легионов в их лагерях, проверить чиновников ...
В число необходимх дел входило восстановление храмов и театров, и даже целых городов. Один из этих проектов реконструкции городов мог даже стать причиной войны.
Весной 130 г. Адриан прибыл в Иудею, тогда еще незначительную проконсульскую территорию на восточном берегу Средиземного моря, зажатую между крупными и богатыми провинциями Сирия, Аравия Петрейская и Египет. В ее главном городе Кесарии он встретил своего наместника Квинта Тинея Руфа. Заверив его, что в провинции все хорошо, император и его свита направились в Иерусалим.
1669428696551.png
Элия Капитолина
После окончания Первой Иудейской войны ((66 – 73/74 гг.) восстание евреев против владычества Римской империи; восстание было описано еврейским историком Иосифом Флавием, озаглавившим свой труд «Иудейская война»; восстание было вызвано притеснениями Гессия Флора, прокуратора Иудеи; движущей силой восстания стало движение ревнителей-зелотов) Иерусалим превратился в руины.
Многолетняя война иудеев (евреев) за независимость от Рима завершилась катастрофой. Иерусалим был разрушен, а Храм — центр религиозной и политической жизни еврейского народа — сожжён. На руинах города был основан военный лагерь, в котором разместился Х Стремительный легион. Вместе с некоторыми вспомогательными отрядами он должен был охранять порядок в стране.
1669428743987.png
Денарий Веспасиана с изображением пленённой Иудеи
Если до войны Иудея управлялась прокураторами из числа всадников, то теперь во главе провинции поставили наместник из сенаторского сословия, который по совместительству также командовал легионом. Остатки местного самоуправления представлял Синедрион в Ямнии, который выполнял роль арбитра в религиозных и светских спорах. Он также имел право назначения на второстепенные судебные и административные должности.
1669428775733.png
Первая Иудейская война
Завоёванную страну Веспасиан объявил своей собственностью. За право пользоваться своими наделами владельцы должны были платить особую подать в императорскую казну. Земли, принадлежавшие жителям Эммауса, конфисковали и распределили среди 800 колонистов из числа отставных военных. Подать, которую прежде иудеи платили в размере двух драхм в год в пользу Иерусалимского храма, Веспасиан заставил вносить в казну храма Юпитера Капитолийского, а фактически тоже в императорскую казну. Эти поборы вызывали большое недовольство иудейского населения Римской империи не столько из-за их тяжести, сколько из-за их дискриминационного характера.
Адриан планировал перестроить его в колонию – город, предназначенный для отставных солдат (ветеранов Х легиона).
Археологические находки показывают, что, когда он посетил город летом 130 г., преобразование города уже шло полным ходом. Теперь у города было новое название: Элия Капитолина. Это был ловкий ребрендинг, сочетавший фамилию императора (gens Aelia) и связь с храмами триады римских богов – Юпитера, Юноны и Минервы – на Капитолийском холме в Риме.
1669428821138.png
Элия Капитолина, выстроенная Адрианом на месте разрушенного Иерусалима.
Городская планировка соответствует эллинистическим градостроительным традициям и по-прежнему отражается в планировке современного Старого города в Иерусалиме
В еврейских текстах упоминается обещание Адриана восстановить Храм, великое сооружение, посвященное Яхве, разрушенное войсками Тита в 70 г. Их надежды рухнули, когда выяснилось, что никакого реального намерения сделать это не было.
Разочарование евреев усугублялось и другой политикой, проводимой римскими администраторами. В еврейских и римских текстах упоминается запрет на обрезание – основополагающее обязательство в Завете между евреями и их Богом. Также упоминается запрет на чтение Торы – первых пяти книг еврейской Библии – и соблюдение субботнего дня. Намеревался ли Адриан ущемить еврейское население, неясно, но местное население было возмущено.
1669428864645.png
Бар-Кохба, «Сын звезды»
Изгнание римлян из Иудеи казалось единственным выходом. В отличие от восстания 116 – 117 гг. (восстание евреев диаспоры в Восточном Средиземноморье (восстание охватило большое пространство от Киренаики до Кипра) а также в Месопотамии), стихийного выражения протеста, на этот раз евреи в течение ряда лет энергично готовились к борьбе. Согласно сообщению Кассия Диона, они (иудеи) нарочно плохо изготавливали оружие, которое им заказывали римские власти, чтобы сохранить его у себя, как заказчик его забракует. Евреи также укрепляли горные пещеры и соединяли их между собой подземными ходами на случай бегства от преследователей. Во главе восстания встал человек по имени Шимон. Письма, найденные в пещерах Иудейской пустыни в 1950-х и 1960-х гг., показывают, что его полное имя было Шимон Бен Косиба, «Шимон сын Косибы».
Они показывают, что он был набожным евреем. Еврейские религиозные тексты изображают его как сильного человека в манере Самсона. Однако раннехристианские церковные истории изображают его жестоким и грубым военачальником и даже волшебником, игравшим с огнем. В еврейских текстах говорится, что уважаемый мудрец рабби (у древних евреев – учитель, позднее – знаток священного писания и талмуда) Акиба видел в Шимоне помазанного воина, который приведет евреев к искуплению. Он назвал его Бар-Кохба, «Сын звезды».
Христиане, следовавшие за «Сыном Божьим», правда, отвергли этого еврея как ложного мессию. Этот период является точкой отсчета, после которой иудаизм и христианство окончательно разделились. Так, по мнению авторов Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, восстание было историческим моментом полного отделения формировавшейся христианской церкви от еврейства.
1669428905532.png
Бронзовая статуя Адриана, обнаруженная в Телль Шалеме (Израиль), в лагере VI Железного легиона
Адриан покинул Иудею в конце лета 130 г. После этого иудеи начали подготовку к войне. В 132 г. повстанческая армия начала брать под контроль города и деревни по всей Иудее (Вторая Иудейская война 132 – 136 гг.).
1669428950221.png
В отличие от Первой Иудейской войны, когда три отдельные иудейские армии сражались между собой чтобы занять Храмовую гору, Бар-Кохба выступил против Рима с объединённой армией. Армия добровольцев насчитывала 200000 человек.
Сначала Бар-Кохба с большим успехом боролся против римлян, которые вынуждены были даже оставить Иерусалим, Шимон был объявлен царём и стал чеканить монету. Бар-Кохба известен своей жестокостью к тем евреям, которые отказывались присоединяться к повстанцам. Восстание перешло за пределы собственно Израиля; 50 городов и много деревень перешли под власть восставших, которых поддерживал также знаменитый рабби Акиви (А́кива бен-Йóсеф) со своими учениками.
1669428988096.png
Рабби Акива
Повстанцы быстро создали независимую администрацию. К середине 133 г. римский контроль над регионом фактически прекратился. Римское право было заменено Законами Моисея. Римские монеты были перечеканены с утвержденными эмблемами и посланиями новой еврейской администрации. Шимон назвал свою страну Израилем.
1669429032179.png
1669429043258.png
Серебряная тетрадрахма Бар-Кохбы. Аверс: Иерусалимский храм, фасад с восходящей звездой, надпись «Шимон». Реверс: «за свободу Иерусалима»
Серебряный зуз (денарий) Бар-Кохбы. Аверс: Трубы, окруженные надписью «За свободу Иерусалима». Реверс: Лира, вокруг которой идет надпись «Второй год свободы Израиля»
Квинт Тиней Руф сильно недооценил скорость и масштабы еврейского восстания. Под его непосредственным командованием находились два легиона, а также несколько отрядов вспомогательных солдат. Его первоначальные меры по преодолению кризиса оказались неэффективными, и он понес потери. Руф обратился к своим коллегам в соседних провинциях с призывом прийти ему на помощь. Вскоре прибыли новые отряды.
Шимон отказался встретиться с римлянами на выбранном ими поле. Руководя восстанием из Ирода, расположенного к югу от Элии Капитолийской, Шимон имел все преимущества повстанца. Его высокомотивированное еврейское ополчение подвергло серьезному испытанию высококвалифицированную профессиональную римскую армию.
1669429067364.png
Они были вооружены пращами или луками и стрелами, дополненными мечами и копьями. Их стратегия заключалась в том, чтобы устраивать засады на римские войска на марше, появляясь из укрытий и так же быстро исчезая.
Разочарованный отсутствием успеха, Адриан приказал своему лучшему командиру возглавить операции по борьбе с повстанцами. Этим человеком был Секст Юлий Север, губернатор Британии (успешно подавивший восстания на острове).
Он прибыл в Иудею в 134 г. с офицерами и войсками, и сразу же приступил к работе. Теперь его армия была дополнена отрядами легионов из лагерей, расположенных вплоть до рек Дунай и Тигр. Он разделил оперативную группу, состоявшую из людей примерно девяти легионов, на более мелкие боевые отряды и начал планомерно атаковать укрепленные поселения.
1669429123084.png
Осада и разрушение Иерусалима римлянам
Новая стратегия Севера оказалась эффективной. Один за другим города и деревни падали под ударами гладиуса (название римского меча). Кости и монеты, найденные в Хорбат-Итри, свидетельствуют о жестокости римской политики – мести сталью и огнем врагам римского народа. По мере продвижения войны положение удерживаемого повстанцами Израиля ухудшалось. Теперь их потери росли.
Письма Шимона свидетельствуют о его растущем разочаровании в своих командирах, которые казались ленивыми или невнимательными к растущей угрозе. Тем временем бежавшие еврейские ополченцы и гражданские лица начали собираться в городе Бетар, расположенном на вершине холма к юго-западу от Элии Капитолины.
Там в 135 г. Шимон Бен Косиба сделал свой последний шаг. Археологи считают, что современный Баттир (сейчас Хирбет аль-Яхуд) в Палестине является наиболее вероятным местом его прибывания. Там были найдены остатки наспех построенной стены обороны.
Надпись, найденная в Баттире, свидетельствует о том, что здесь стояли лагерем два легиона – V Македонский и XI Клавдиев. Они окружили и осадили город стеной (в отличие от осады Масады (73/74 гг.)). Вскоре легионы предприняли прямой штурм. Сообщается, что Шимон погиб во время боя. В еврейских текстах говорится, что улицы, поля и ручьи были красными от крови последовавшего за этим побоища.
1669429179772.png
Пещеры Эйн-Геди
Последние из беженцев бежали в пещеры Эйн-Геди на Мертвом море. Римляне преследовали их и там. Их ждал ужасный конец. Остатки армейского лагеря на вершине скалы в каньоне Нахаль Хевер показывают, что римляне просто ждали, пока люди, запертые в так называемых Пещерах ужасов, умрут от голода. К 136 г. все было кончено. Археологами нашли их останки и вещи – корзины, одежда, письма ...
Взятых в плен евреев продавали на невольничьем рынке в Хевроне или отправляли из Газы в другие римские провинции, где они становились частью диаспоры. По указу Адриана евреям было запрещено входить в его новый город.
Несмотря на перерыв, вызванный войной, работы на Элии Капитолине были завершены. В городе была возведена массивная арка победы: часть ее до сих пор стоит. Генералам Адриана были оказаны триумфальные почести. Многие солдаты были награждены орденами за храбрость. Сама Иудея была поглощена соседней, а объединенная провинция была переименована в Сирию Палестину.
В годы после войны раввины пытались понять, что же пошло не так. Шимон стал рассматриваться как несостоявшийся мессия. Они придумали для него новое имя: Бен Косиба, «сын лжи».
Итоги восстания Бар-Кохбы:
- Иудея полностью утратила государственность;
- Евреи были изгнаны из Иерусалима. Большинство из них переселились в Тверию, где в дальнейшем был написан Иерусалимский Талмуд;
- Был введён запрет на иудаизм и его обряды, включая обрезание (запрет отменён императором Антонином Пием в 138 г.);
- Провинция Иудея переименована в Сирию Палестину, чтобы убрать упоминание еврейского народа;
- Разрушенный Иерусалим был переименован в Элия Капиталину и отстроен как римский город;
- Евреям было запрещено посещать Элию Капитолину кроме одного дня в году — Девятое ава ((Ав, пятый по счёту месяц, приходится на летние месяцы июль-август) национальный день траура еврейского народа — день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы);
- Евреи-христиане получили право посещения города в IV в. при императоре Константине Великом, который также вернул городу название Иерусалим.
Правда, за последующие 1800 с лишним лет, Бар-Кохба превратился в легенду. Еврейские диаспоры от Испании до Украины, все чаще подвергавшиеся преследованиям, вдохновились историей этого военачальника и превратили его в сионистского героя, чтобы поддержать свою надежду на создание новой родины со столицей в Иерусалиме.
В ХХ в. ревизионистское сионистское молодежное движение приняло название «Баттир», по месту последнего «стояния» Бен Косибы. Вооруженные еврейские группы сопротивления использовали его в качестве вдохновляющей фигуры в своей собственной военной борьбе против британцев и палестинских арабов в период колониального мандата ... Современное государство Израиль окончательно сформировалось 14 мая 1948 г.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх