(ТЕОРИЯ) Древняя Русь при Ярославе Мудром и его наследниках

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Правление Ярослава Мудрого оказало значительное влияние на становление и укрепление государственности Руси. Усилия князя привели к тому, что Русь стала влиятельным участником международных отношений. Правители европейских королевств считали за честь породниться с киевским князем. Даже неудачные военные походы не могли поколебать прочные позиции Древнерусского государства. Такое положение дел могло существовать только благодаря заботам Ярослава о внутреннем благополучии страны. Принятие первого письменного свода законов, строительство новых городов, организация системы управления землями и покровительство культуры ― благодаря этим явлениям Русь обрела могущество.
Новая княжеская усобица
Руководствуясь древним обычаем, Владимир Святой раздавал своим сыновьям в управление наиболее значимые города. Вкус полученной власти побуждал княжичей к неповиновению, стремлению к независимости от центральной власти. В 1015 г. сын Владимира, новгородский князь Ярослав Мудрый (978 – 1054 гг.), отказался посылать дань в Киев. Владимир стал собирать войско для похода против мятежного сына, но вскоре умер.
После смерти Владимира Святого между его сыновьями разгорелась война за власть. Ситуация осложнялось тем, что у князя Владимира было много сыновей-наследников, большинство из них появилось ещё до крещения Руси. Наследники родились от разных матерей, ведь до брака с царевной Анной Владимир был многоженцем (в силу языческих обычаев). Получалось, что по древней традиции киевский престол должен был наследовать самый старший сын Владимира Святополк (1015 – 1016 гг., 1018 – 1019 гг.), прозванный в дальнейшем за коварство и жестокость «Окая́нным». Его положение являлось выгодным ещё и потому, что он был женат на дочери Болеслава I Храброго ― воинственного князя Польши. Но Владимир Святой ещё при жизни приблизил к себе и хотел передать престол одному из младших сыновей ― ростовскому князю Борису (986 – 1015 гг.). Новгородский князь Ярослав Мудрый, будучи одним из старших сыновей Владимира, понял, что в такой ситуации тоже может побороться за престол.
1685810829062.png
«Убийство ростовского князя Бориса». Фрагмент иконы XVII в.
Святополк Окаянный занял киевский престол сразу после смерти отца. Затем он подослал убийц к ростовскому князю Борису, который находился в тот момент с дружиной в походе на печенегов. Борис был убит. Таким же способом Святополк избавился от ещё одного брата ― муромского князя Глеба (987 – 1015 гг.). Считается, что Борис и Глеб приняли смерть по-христиански, не оказывали сопротивления и готовы были добровольно подчиниться воле старшего брата Святополка. За подвиг христианского смирения Борис и Глеб стали почитаться русской церковью как первые русские святые. Помимо Бориса и Глеба Святополком также был убит ещё один брат ― древлянский князь Святослав (его не стали почитать как святого, поскольку он пытался спастись от расправы).
1685810872032.png
«Святые Борис и Глеб». Икона XIV в
Новгородский князь Ярослав Мудрый начал войну против Святополка Окаянного. В 1016 г. он одержал победу над братом и занял Киев. Святополк бежал в Польшу и получил здесь поддержку со стороны своего тестя польского князя Болеслава I. С поддержкой польских войск Святополку удалось в 1018 г. вернуть киевский престол. Бежавший обратно в Новгород Ярослав Мудрый отчаялся добиться победы над братом и собрался покинуть пределы Руси. Однако новгородцы уговорили его продолжить борьбу за власть и собрали деньги на новую войну. Ярослав Мудрый с новгородцами и нанятой варяжской дружиной снова отправился к Киеву. В 1019 г. его войско в сражении на р. Альте разгромило полки Святополка. Побеждённый князь был ранен и бежал за границу, чтобы найти союзников, но вскоре умер по неизвестной причине. Ярослав Мудрый окончательно утвердился на киевском престоле.
1685810906573.png
«Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева». Ян Матейко
Далее развернулась борьба за власть между Ярославом Мудрым и его младшим братом тмутарака́нским князем Мстиславом Храбрым. Мстислав с войском подступил к Киеву, но не сумел его взять и обосновался в г. Чернигове. Проявлявший мудрость в государственных делах Ярослав не всегда был удачлив на поле боя. В 1024 г. войска двух братьев сошлись в битве при г. Листвене. Полки Ярослава были разгромлены, их предводитель бежал в Новгород. Однако Мстислав проявил великодушие по отношению к брату ― вместо того, чтобы идти и занять Киев, он предложил заключить мир. Братья договорились поделить между собой русские земли: территории к востоку от Днепра, включая Чернигов, стали владениями Мстислава, а Киев и владения к западу от Днепра остались за Ярославом. В 1036 г. Мстислав умер, не оставив потомков-наследников. Его земли перешли к брату. С этого момента Ярослав Мудрый стал управлять почти всей территорией Древнерусского государства. Независимым оставался только г. Полоцк с окрестными землями ― здесь правил племянник Ярослава Мудрого Брячислав Изяславич.
1685810945392.png
Древнерусское государство в конце X – первой половине XI вв.
Управление государством
В летописи Ярослав Мудрый именуется «самовластием» Руси. Это значит, что его власть стала очень велика, он самостоятельно принимал важнейшие решения, издавал законы, был главным судьёй и защитником своей земли. Ярослав стремился объединить и укрепить своё государство. Он построил ряд городов-крепостей там, где существовала угроза для порядка и безопасности. Так, на Верхней Волге был возведён город Ярославль. В наиболее крупных городах власть киевского князя представляли верные ему дружинники, которые именовались наместниками. Они управляли городом от лица князя, собирали налоги, могли судить людей, а в случае неповиновения ― наводили порядок с помощью военной силы. Если Ярослав надолго отлучался из Киева, то оставлял здесь наместника управлять делами от имени князя.
Наместник ― в Древнерусском государстве должностное лицо, управляющее определённой территорией от лица князя.
Наиболее крупные города Ярослав Мудрый отдавал в управление своим сыновьям. Дети должны были учиться руководить собственной дружиной и простыми людьми. К тому же статус княжеского сына был слишком высок, чтобы оставить его без собственной земли и власти. Чем старше был княжеский сын, тем почётнее и богаче был его город. При Ярославе Мудром стал складываться особый порядок занятия престолов в городах. Согласно этому порядку, старший сын или иной старший родственник киевского князя должен был занимать престол в самом важном после Киева городе (сначала это был Чернигов, затем Новгород). Если же старший родственник умирал, то его престол должен был занять следующий по старшинству представитель династии Рюриковичей, ― это мог быть не только сын, но также брат или дядя. В итоге при освобождении любого престола Рюриковичи переезжали по порядку старшинства править в другие, более престижные города. Престол могли наследовать родственники только по мужской линии. Такая система передачи престолов при Ярославе Мудром казалась разумной. Родственников киевского князя по мужской линии было не очень много, а переезды на более почётные престолы успокаивали властные амбиции князей, что препятствовало возникновению конфликтов. В дальнейшем по мере увеличения численности Рюриковичей такая практика передачи престолов станет вызывать путаницу в определении старшинства князей и почётности городов. Княжеские усобицы станут неизбежны.
1685810994228.png
Ярослав Мудрый. Реконструкция внешнего облика по черепу, выполненная М.М. Герасимовым
Русская Правда
При Ярославе Мудром на Руси появился первый письменный свод законов ― Русская Правда краткой редакции (в дальнейшем краткая редакция будет расширяться, дополняться новыми законами). Поначалу князь распорядился записать судебные обычаи, используемые среди своей дружины. Затем эти судебные обычаи стали распространяться на более широкие слои населения. Письменный закон был гораздо лучше судебного обычая, поскольку он имеет чёткую формулировку и прописанный порядок, как его следует применять, и обязателен для исполнения всеми.
1685811029239.png
Начало древнейшего известного списка Русской Правды. Конец XIII в.
Подавляющее большинство законов Русской Правды составляли разъяснения насчёт наказаний за разные преступления. Наказания зачастую имели характер возмещения нанесённого ущерба ― требовалось уплатить штраф в зависимости от причинённого вреда и общественного статуса пострадавшего. Смертной казни не предусматривалось. За убийство человека полагалась специальная компенсация, называемая вира. Предусматривалась также возможность кровной мести, но круг её участников ограничивался только близкими родственниками. Другим необычным для письменного законодательства явлением было присутствие в Русской Правде практики «Божьего суда», когда вину человека определяли при помощи испытания огнём или водой. Это свидетельствует о том, что первый письменный закон Руси находился под сильным влиянием древних языческих обычаев.
Вира — денежный штраф в Древнерусском государстве, один из основных видов наказания за преступления по нормам древнерусского законодательства.
1685811065525.png
«Суд во времена Русской Правды». И.Я. Билибин
Появление письменного свода законов имело колоссальное значение для становления отечественной государственности. В дальнейшем на основе Русской Правды будут составлены новые своды русских законов. Русская Правда имела влияние также на законы сопредельных государств.
Внешняя политика Ярослава Мудрого
Во внешней политике Ярослав придерживался линии, намеченной его отцом и дедом. Наибольшее беспокойство русским землям доставляли набеги печенегов. В 1036 г. печенеги большим войском подступили к Киеву, но потерпели сокрушительное поражение и вынуждены были откочевать на запад. Это привело к тому, что южные границы Древнерусского государства до конца правления Ярослава Мудрого находились в безопасности.
Ярослав стремился к расширению границ государства. Он предпринял поход на северо-запад в Прибалтику, одержал победу над местными племенами и основал к западу от Чудского озера опорный пункт ― г. Юрьев (Юрий ― христианское имя Ярослава Мудрого). Стремление к берегам Балтийского моря станет традиционным направлением внешней политики правителей русских земель.
В 1043 г. разгорелась война между Русью и Византией. Причиной стали притеснения византийцами русских купцов в Константинополе. Ярослав Мудрый отправил к византийской столице на кораблях большое войско. Но по дороге шторм потопил значительную часть русского флота. Спасшиеся от бури воины оказались в плену у византийцев. Итог похода был удручающим. Однако византийский император не хотел продолжения войны и пошёл на заключение мира, по условиям которого русские купцы вновь получали выгодные условия торговли в Византии.
Конфликт с Византией не прошёл бесследно. Чтобы ослабить византийское влияние на русскую церковь, Ярослав Мудрый инициировал назначение на пост киевского митрополита человека из числа своих русских кандидатов. Это был выходец из монахов Киево-Печерского монастыря, выдающийся писатель и мыслитель Илларион (990 – 1055 гг.). Назначение киевского митрополита впервые произошло без участия константинопольского патриарха.
Международные связи Ярослава Мудрого были очень широки. В 1019 г. в Новгороде состоялась свадьба князя Ярослава и дочери короля Швеции Ингигерды, принявшей крещение с именем Ирины. В Киеве она основала первый женский монастырь в честь святой Ирины.
Положение Древнерусского государства в мире укреплялось благодаря бракам, которые организовывал Ярослав Мудрый между своими детьми и представителями зарубежных правящих династий. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Для сына Изяслава Ярослав организовал брак с Гертрудой ― дочерью польского короля Мешко II.
Три дочери киевского князя ― Анастасия, Елизавета и Анна стали супругами европейских монархов. Анастасия Ярославна вышла замуж за венгерского герцога Андраша, который впоследствии стал королём. Она основала в Венгрии несколько православных монастырей. Елизавета Ярославна стала женой Харальда III Сурового ― короля Норвегии. Дочь от этого брака Ингигерда вышла замуж за датского короля Олафа I Свеннсона и стала королевой Дании. Анна Ярославна стала королевой Франции, женой короля Генриха I и матерью короля Филиппа I. Во Франции Анна любили за доброту, ум и великодушие. После смерти супруга она участвовала в управлении королевством в качестве регентши при малолетнем сыне.
1685811123220.png
«Дочери Ярослава Мудрого». Фреска на южной стене Софийского собора в Киеве
Развитие культуры
Княжения Ярослава Мудрого называют периодом расцвета древнерусской культуры. В это время быстрыми темпами распространялась образованность и развивались искусства ― иконопись, архитектуры, музыка.
Большие изменения произошли в Киеве: количество жителей увеличилось и он стал одним из богатейших городов. Площадь Киева увеличилась в несколько раз. Вокруг «города Ярослава» (так археологи называют центральную часть древнего Киева) были возведены стены. В это же время в столице Древнерусского государства были построены монументальные сооружения ― Золотые ворота, Софийский собор, монастырские соборы в честь святого Георгия и святой Ирины (имена этих святых при крещении получили Ярослав и его жена Ингигерда).
Киевский Софийский собор был выстроен князем в честь победы над печенегами 1036 г. Для его оформления были приглашены художники из Константинополя. Каменные укрепления и ещё один каменный собор Святой Софии были построены в Новгороде.
1685811163832.png
Макет-реконструкция Софийского собора в Киеве
1685811193962.png
Софийский собор в Новгороде
Известно, что Ярослав Мудрый владел несколькими языками. При киевском Софийском соборе он обустроил школу для обучения детей грамоте и скрипторий ― мастерскую по переписке рукописей, в котором создавались переводы и записывались памятники древнерусской письменности. В «Повести временных лет» содержится упоминание о библиотеке князя, которая была организована в 1037 г. Неясно, сколько книг насчитывала эта библиотека, но известно, что она была одной из самых больших в мире. В ней находились не только древнерусские рукописи, но и книги, привезенные из других стран. В Новгороде была открыта школа, в ней для обучения грамоте и разным наукам было собрано 300 детей.
1685811234623.png
«Ярослав Мудрый обучает детей». Б.А. Чориков
Выдающийся литературный памятник этого времени ― «Слово и законе и благодати». Оно был написан священником княжеской церкви и будущим митрополитом Иларионом. Благодать ― дар, который дал Бог всем народам, принявшим христианство. Одна из главных мыслей этого произведения – равенство Руси с другими христианскими странами, в первую очередь с Византией.
Триумвират Ярославичей
Ярослав Мудрый перед смертью разделил русские земли между сыновьями. Киев и Новгород ― два важнейших политических и экономических центра ― перешли к старшему сыну Изяславу (1054 ‒ 1078 гг., с перерывами). Следующий по старшинству сын Святослав получил Чернигов; Всеволод стал княжить в Переяславле, Игорь ― во Владимире-Волынском, Вячеслав ― в Смоленске. Ярослав пытался сохранить принцип единовластия, поэтому попросил младших сыновей слушаться Изяслава как отца.
1685811273186.png
«Наставление Ярослава сыновьям, 1054». Литография Б. А. Чорикова
Наибольшее влияние в русских землях приобрели старшие братья Ярославичи ― Изяслав, Святослав и Всеволод. Долгое время они правили совместно, объединяя усилия для достижения общих целей. Княжение трёх братьев растянулось на годы (1054 ‒ 1073 гг.) и получило наименование триумвирата Ярославичей. «Триумвират» в переводе с латыни ― «союз трёх мужей», совместное правление трёх лиц.
1685811307082.png
Древнерусские княжества и земли во второй половине XI — первой трети XII в.
В этот период Ярославичи поддерживали целостность и порядок в русских землях, совместно сражались против внешних врагов. Были также выделены престолы младшим сыновьям Ярослава и его внукам, но их роль в этих землях была ограничена обязанностями наместников. Старшие братья могли по своему усмотрению перемещать младших членов дома Рюриковичей с одного престола на другой. Так, в 1057 г., когда умер Вячеслав, который правил в Смоленске, старшие Ярославичи посадили на княжение его брата Игоря, «выведя» его из Владимира-Волынского. Ярославичи нанесли поражение торкам ― кочевникам, жившим в южнорусских степях. В 1067 г. совместными усилиями триумвирата была покорена Полоцкая земля, принадлежавшая Всесла́ву Брячисла́вичу ― представителю боковой линии династии Рюриковичей. Сам Всеслав Брячиславич попал в плен к Ярославичам.
В 1072 г. братья Ярославичи собрались вместе и решили дополнить существующий свод законов ― Русскую Правду. Прежде всего они отменили обычай кровной мести и установили вместо него виру ― денежный штраф за убийство. Были также ужесточены наказания за преступления против князя, его людей и собственности. Обновлённый свод законов историки называют Правдой Ярославичей.
Половцы
В конце 1060-х гг. начались события, которые в итоге привели к расколу триумвирата Ярославичей. Русские земли столкнулись с новым противником ― кочевыми племенами половцев, которые сменили в южнорусских степях печенегов.
Половцы ― русское название тюркоязычного кочевого народа, пришедшего в середине XI в. с востока в южнорусские степи. Известны также под наименованиями кипчаки и куманы.
Впервые у границ Руси половцы появились ещё в 1054 г. Как и многие другие степные кочевники, половцы перемещались и воевали на лошадях. В военных походах участвовали все взрослые мужчины, но также известны случаи участия в сражениях половецких женщин. Основу войска кочевников составляли конные лучники, способные выполнять на поле боя быстрые манёвры, что ставило их противника в замешательство. Быстрота перемещения на лошадях позволяла половцам совершать дальние и неожиданные грабительские набеги на соседей. В результате таких молниеносных нападений половцы сжигали деревни и города, похищали имущество, угоняли скот, а также уводили жителей ― их обращали в рабство и зачастую продавали на невольничьих рынках Востока. Поначалу нашествия половцев на Русские земли были нечастыми, но со временем эта угроза возрастала. Русские князья в столкновениях с половцами часто терпели поражения, если не успевали найти союзников и собрать большое войско.
Распад триумвирата
Провал Ярославичей в борьбе с половцами в 1068 г. спровоцировал народное восстание в Киеве. Жители потребовали, чтобы князь выдал им оружие для продолжения войны с кочевниками. Однако князь Изяслав отказался выполнить это требование и вынужден был бежать в Польшу к своему родственнику — польскому князю Болеславу II. Взбунтовавшиеся горожане признали киевским князем представителя боковой линии династии Рюриковичей — полоцкого князя Всесла́ва Брячисла́вича. Изяславу удалось уже на следующий год вернуть себе престол при помощи польского войска. Но вскоре Изяслав снова оставил Киев: в 1073 г. он был изгнан с престола собственными братьями.
В 1073 ‒ 1076 гг. киевский престол находился в руках второго Ярославича ― Святослава. В этот период Изяслав Ярославич искал поддержку у князя Болеслава II, обращался за помощью к германскому королю Генриху IV и папе римскому Григорию VII, но безуспешно.
После смерти Святослава в Киеве вновь стал править Изяслав Ярославич. Но против него выступили племянники Олег Святославич и Борис Вячеславич ― ради успеха в войне они заключили союз с половцами. В 1078 г. в битве на Нежатиной Ниве войско Изяслава и Всеволода Ярославичей было разгромлено объединёнными силами их племянников и половцев. Изяслав Ярославич погиб в бою. Киевским князем стал последний из братьев Ярославичей Всеволод (1078 ‒ 1093 гг.). Но оставшиеся после смерти братьев многочисленные племянники вовсе не собирались почитать Всеволода за правителя всех русских земель.
1685811379187.png
«Гибель Изяслава Ярославича в битве на Нежатиной Ниве». В.П. Верещагин
Ле́ствичный порядок престолонаследия
Ещё в правление Ярослава Мудрого сложился порядок, при котором мужчины из династии Рюриковичей становились князьями в более или менее значимых городах Древнерусского государства. В то же время все князья признавали старшинство Ярослава Мудрого ― держателя престола в Киеве.
Причиной многих усобиц между русскими князьями в XI ‒ XII вв. стал так называемый ле́ствичный порядок престолонаследия (от слова «лестница»). Согласно этому порядку, князь передавал престол не по наследству старшему сыну, а следующему после себя по старшинству брату. Далее брат передавал престол следующему брату. Очередным князем в любом городе становился идущий за ним по старшинству Рюрикович: это мог быть брат, дядя, племянник или другой родственник. Однако в большинстве случаев при лествичном порядке наследования престолов власть передавали именно брату.
Лествичный порядок престолонаследия — порядок престолонаследия на Руси, который предполагал передачу наследных прав сперва по горизонтали — между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем по вертикали — между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения.
Старший сын или иной старший родственник киевского князя должен был занимать престол в самом важном после Киева городе ― Чернигове. Если же киевский князь умирал, то его престол должен был занять следующий по старшинству представитель династии Рюриковичей ― черниговский князь. На черниговский престол в таком случае садился следующий по старшинству родственник. Престол в провинциальном городе мог освободиться раньше, чем в Киеве: князья умирали от болезней и погибали в битвах. В итоге при освобождении княжеского престола в любом городе князья Рюриковичи переезжали по порядку старшинства править в другие, более престижные города. Престол могли наследовать родственники только по мужской линии. Такая система наследования престолов поначалу казалась разумной. Родственников киевского князя по мужской линии было не очень много, а переезды на более почётные престолы успокаивали властные амбиции князей, что препятствовало возникновению конфликтов между ними. В дальнейшем по мере увеличения численности Рюриковичей ле́ствичный порядок престолонаследия стал вызывать большую путаницу в определении старшинства князей и почётности престолов. Княжеские усобицы оказались неизбежны.
Долгая междоусобица
Вступивший на киевский престол в 1078 г. Всеволод Ярославич отправил своего сына Владимира Мономаха (1053 ‒ 1125 гг.) править в Чернигове, следующем по значению после Киева городе. Но на престол в Чернигове, согласно ле́ствичному порядку, также претендовал князь Олег ― сын Святослава Ярославича. Отец Олега успел побывать князем как в Чернигове, так и в Киеве. Князья стали спорить о том, кто будет считаться следующим по старшинству после киевского князя. Вслед за этим возникли распри из-за других, менее значимых городов. Несколько десятилетий по всей Руси не прекращались княжеские междоусобицы. В борьбе за власть князья не гнушались обманывать друг друга, нарушать договоры, убивать родственников и заключать союзы с традиционными врагами Руси. Ради завоевания более выгодного престола князья не раз брали в союзники половцев, наградой для которых становился грабёж и угон в плен жителей русских земель.
После смерти Всеволода в 1093 г. и вступления на киевский престол его старшего племянника Святополка Изяславича (1093 ‒ 1113 гг.) междоусобная борьба вспыхнула с новой силой ― теперь уже между внуками и правнуками Ярослава. Положение усугубило вторжение в русские земли половецкого хана Тугоркана. Сын Святослава Ярославича Олег потребовал возвращения Чернигова — наследия его отца. Заключив союз с половцами, в 1094 г. Олег отнял Чернигов у Владимира Мономаха, а кочевники разорили южнорусские земли. Война между Мономахом и Олегом Святославичем продолжалась ещё несколько лет. Олег стремился как можно прочнее утвердиться в землях к востоку от Днепра, но на власть в Киеве не посягал.
Усобицы и нашествия половцев опустошали русские земли. Князьям нужно было договориться, как прекратить бесконечные войны. С этой целью в 1097 г. по инициативе Святополка Изяславича и Владимира Мономаха был собран съезд князей в г. Любече. На съезде князья решили быть «в едино сердце», «не преступать пределы земель братьев» и жить по принципу «каждый да держит отчину свою». Таким образом, решения съезда разделили русские земли между линиями династии Рюриковичей. Съезд показал, что князья стремятся к отказу от ле́ствичного порядка престолонаследия. Теперь они хотели передавать престолы по наследству своим детям.
Решение Любечского съезда не могло устроить всех представителей княжеской династии: споры между ними за землю и власть носили затяжной и ожесточённый характер. Например, почти сразу после съезда киевский князь Святополк Изяславич и волынский князь Давыд Игоревич решили отобрать город Теребовль у князя Васи́лько Ростисла́вича. Теребовльский князь обманом был захвачен в плен и ослеплён. Считалось, что увечный человек не может быть правителем. Это событие подорвало доверие к княжескому съезду в Любече. Однако опыт проведения съездов был продолжен князьями, ведь другого пути преодоления конфликтов не было. Большая роль в их организации принадлежит князю Владимиру Мономаху. В 1098 г. состоялся Городецкий съезд князей, 1100 г. — Витичевский съезд, 1103 г. — Долобский съезд.
1685811445197.png
«Ослепление Василька Теребовльского». Миниатюра Радзивилловской летописи. XV в.
Раздоры между русскими князьями не позволяли организовать защиту границ. В 1095 г. на Русь пришли половецкие орды ханов Итларя и Китана. В этих условиях ответственность за родную землю взял на себя сын Всеволода Ярославича — переяславский князь Владимир Мономах. Он заключил союз с киевским князем Святополком Изяславичем, и им вместе удалось организовать успешный поход против половцев. В дальнейшем по инициативе Мономаха русские князья ещё несколько раз объединяли силы против кочевников. В 1111 г. большое совместное войско князей выступило в степь, на территорию противника. Благодаря общерусскому сплочению сил была одержана важная победа.
1685811489302.png
«Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком». А.Д. Кившенко
Владимир Мономах
Киевский князь Святополк Изяславич покровительствовал ростовщикам, которые, пользуясь этим, обирали бедняков и обращали их в рабство за неуплату долгов. После смерти Святополка в 1113 г. в Киеве состоялось мощное городское восстание. Были разграблены дворы тысяцкого (главного городского чиновника) Путяты и богатых ростовщиков. Ситуация разрешилась созывом вече (народного собрания), на котором решили пригласить на киевский престол Владимира Мономаха (годы правления 1113 ‒ 1125 гг.), который пользовался в народе большой популярностью.
Владимир Мономах продолжил бороться с половцами и достиг в этом деле больших успехов: южные и восточные границы Древнерусского государства на долгие годы были избавлены от половецких набегов. Другие князья Рюриковичи признавали власть Мономаха, уважая его лидерские качества и опасаясь мощи его войска. Древнерусское государство, как и при Ярославе Мудром, стало единым: все беспрекословно подчинялись киевскому князю.
Важнейшим событием правления Владимира Мономаха стало принятие нового закона о ростовщичестве ― Устава Владимира Мономаха, по-другому Устава о резах, то есть ссудных процентах. Теперь закон запрещал обращать людей в рабство за долги, а ссудные проценты были значительно снижены ― не более 20 % от суммы долга. Так была ограничена деятельность ростовщиков, что отвечало интересам низших слоёв населения. Устав Владимира Мономаха стал частью Русской Правды. Дополненный свод законов приобрёл более полный и завершённый вид. Так в XII в. при Владимире Мономахе сформировалась Пространная редакция Русской Правды.
Киевский князь вошёл в историю как выдающийся писатель. Владимир Мономах в конце жизни написал «Поучение детям» ― автобиографичное произведение, которое повествует о его военных походах на половцев и усобицах с другими князьями. «Поучение» написано в форме призыва к потомкам соблюдать нормы христианской морали. Владимир Мономах заповедовал детям жить в мире друг с другом, проявлять уважение к чужестранцам, помогать нищим, стремиться к новым знаниям, трудиться не покладая рук на благо отечества.
После смерти Владимира Мономаха киевским князем стал его сын Мстислав Великий (1125 – 1132 гг.). Новый князь отличался умом, честностью и личной храбростью, поэтому пользовался уважением среди других князей Рюриковичей. Он стал последним киевским князем, которому удавалось сохранять единство русских земель.
Во второй половине XI в. Древнерусское государство оказалось охвачено княжескими распрями. Если сыновьям Ярослава ещё удавалось какое-то время сдерживать распад государства, то внукам эта задача оказалась не по плечу. Решение, принятое на съезде в Любече, в дальнейшем предопределило самостоятельное развитие отдельных земель. Фактором, побуждающим князей к сплочению, оставалась опасность половецких нашествий. В организации обороны русских земель против неприятеля и походов в половецкую степь преуспел князь Владимир Мономах. Его правление в качестве киевского князя стало последним большим периодом единства и могущества Древнерусского государства.
Важнейшие даты:
1016 ‒ 1018 гг., 1019 ‒ 1054 гг. ― княжение Ярослава Мудрого в Киеве
XI в. ― составление Русской Правды (Краткой редакции)
1097 г. ― Любечский съезд князей
1113 ‒ 1125 гг. ― княжение Владимира Мономаха в Киеве
1125 ‒ 1132 гг. ― княжение Мстислава Великого в Киеве
XII в. ― составление Пространной редакции Русской Правды
Особенности общественного и политического строя Древней Руси в X ‒ XII вв.
Политический строй
В Древнерусском государстве была монархическая форма правления. Верховная власть принадлежала одному человеку ― киевскому князю. Он собирал налоги (дань), вершил суд, издавал законы, руководил защитой страны от нападения врагов, организовывал строительство городов, заключал договоры с соседними государствами. На монетах содержалось имя князя. Благополучие и порядок в государстве зависели от личности правителя. Для сохранения своего положения князь должен был проявлять мудрость и отвагу: например, он лично вёл в бой дружину против неприятеля и рисковал погибнуть в сражении.
1685811574052.png
Сребреник XI в. ― монета, отчеканенная при Ярославе Мудром. На одной стороне монеты изображён небесный покровитель князя, св. Георгий Победоносец. На другой стороне ― гербовый знак в виде трезубца и надпись «Серебро Ярослава»
Киевский князь управлял страной при помощи наместников ― чиновников, которые представляли его интересы в разных землях. Роль наместников выполняли родственники князя или наиболее верные дружинники. Подчинение той или иной земли князю выражалось в уплате населением налога-дани. Отказ от выплаты дани означал откол от государства, что приводило к карательному походу княжеской дружины.
Жители наиболее крупных городов Руси имели свою политическую организацию в виде народного собрания, именуемого вече. Вече существовало в Киеве, Новгороде, Пскове, Ростове и других городах. На собрании решали наиболее важные вопросы городского управления: сбор налогов, разбирательство крупных споров, организация обороны от врагов, а иногда ― признание власти того или иного князя. Участвовали в вечевом собрании, как правило, только свободные мужчины ― главы семей. Решения принимали путём открытого обсуждения и голосования. Поэтому важную роль в политической жизни городов играли наиболее состоятельные горожане ― купцы и бояре, которые могли продвигать выгодные для себя решения путём подкупа участников веча.
Вече ― народное собрание в городах средневековой Руси, на котором решали важные вопросы политической, экономической и культурной жизни. Многие историки считают вече признаком существования демократии на Руси.
1685811622966.png
«Псковское вече». А.М. Васнецов
Значение веча увеличивалось, когда ослабевала княжеская власть. Так, в 1068 г. киевляне собрались на вече, после чего изгнали князя Изяслава Ярославича и поставили вместо него во главе города Всеслава Брячиславича. В 1093 г. Владимир Мономах вместе с остальными князьями собрались заключить мир с половцами, но киевское вече настояло на продолжении войны.
Иерархия древнерусского общества
Устройство общества Древней Руси было похоже на то, что было в средневековой Европе. Люди по своему положению были не равны между собой. В древнерусском обществе можно выделить три основных сословия: светскую знать (те, кто воюет), духовенство (те, кто молится) и крестьянство (те, кто работает).
Неравенство в положении сословий усугублялось разным уровнем материального благосостояния, а также разными правами и обязанностями. Составляющее более 90% населения Руси крестьянство зависело от светских феодалов и духовенства. Крестьяне платили налоги и не чувствовали себя в безопасности без опеки князя и его дружинников.
Большинство сведений об общественном устройстве Древней Руси передаёт свод законов Русская Правда. В нём перечислены разные категории населения, а также указаны способы решения конфликтов в зависимости от сословной принадлежности человека. Например, компенсация за убийство княжеского дружинника составляла 80 гривен (гривна ― древнерусская денежная единица), а за убийство простого крестьянина-общинника ― 5 гривен, что наглядно показывает разницу в общественном положении людей.
Князь и его дружинники
В средние века основу благосостояния людей составляла земля и то, что на ней можно вырастить. Большинство войн происходило из-за территорий, поскольку владение угодьями, пригодными для ведения сельского хозяйства, и людьми, работающими на земле, делало человека богатым. Крупными землевладельцами и влиятельными людьми на Руси были князья и их дружинники.
1685811733287.png
Южнорусский дружинник
Дружина князя делилась на старшую и младшую. Старшая дружина ― бояре: они занимали особенно почётное положение в обществе. Бояре командовали полками во время военных походов, князь давал им ответственные поручения и назначал на управленческие должности в государстве. Наградой для бояр за верную службу было право владеть земельными угодьями. Жившие на боярской земле крестьяне были зависимы от хозяина, они должны были работать на него и платить подати. Боярские владения ― вотчину ― передавали по наследству от отца к сыну. Крупные вотчины порой становились замкнутым, самодостаточным миром, где жили и работали тысячи крестьян, велось разнообразное хозяйство, а полновластным господином был боярин. Посягательство со стороны князя на вотчину боярина могло спровоцировать политическую смуту. Власть князя во многом зависела от верности его бояр.
Боярин ― представитель высшей знати в Древней Руси, владеющий земельными угодьями и служащий князю.
Основу княжеского войска составляли младшие дружинники, по-другому ― отроки, гриди и дети боярские. На службе киевского князя было более тысячи младших дружинников. Князь ходил с ними на войну против кочевников, защищал границы, обеспечивал порядок в своих землях. Младшие дружинники находились на службе постоянно. За службу они получали от князя землю, деньги и возможность делить военную добычу во время походов. В IX – XII вв. из-за частых войн княжеская дружина была открыта для пополнения из других слоёв населения общества, например иноземцев, горожан и крестьян, которые имели опыт в военном деле.
1685811779293.png
«Богатыри». В.М. Васнецов
Бояре и младшие дружинники были не только у киевского князя, но и в меньшем количестве у его родственников Рюриковичей, местных (удельных) князей. При большой опасности со стороны внешнего врага киевскому князю следовало договариваться с местными правителями, чтобы идти на войну силами объединённых дружин. В противном случае войско киевского князя могло не справиться с неприятелем.
Духовенство
Духовенство ― служители церкви ― играло большую роль в общественной жизни. После принятия на Руси христианства в 988 г. основные нравственные постулаты стала определять церковь. В каждом конкретном случае именно представитель духовенства решал, насколько поступок человека соответствует нравственности.
Церковные обряды в средние века сопровождали всю жизнь человека. Если кто-то не посещал церковь, его можно было заподозрить в неверии, что могло спровоцировать конфликт с властью. В церкви крестили детей, отпевали умерших, заключали браки (других учреждений для этого не было), фиксировали клятвенные обещания между людьми и даже хранили наиболее ценное имущество богатых людей. Представители высшего духовенства зачастую выступали посредниками в переговорах между князьями. Особенно важно это было во время междоусобиц: духовенство пыталось примирить воюющих правителей.
1685811838776.png
Митрополит Киевский Михаил I ― предположительно стал первым главой Русской церкви в 988 г. Икона XIX в.
Глава Русской церкви митрополит Киевский представлял высшую церковную власть. Он назначал епископов и наделял их властью в отдельных землях. Митрополит также распоряжался доходами церкви, которые поступали в виде особого налога ― десятины. Эти деньги могли потратить на строительство храмов, содержание священнослужителей, благотворительность. Ве́дению митрополита и епископов подлежала частная жизнь простых людей. Высшее духовенство имело судебную власть в отношении семейных дел и вопросов чистоты веры.
Духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством называли служителей церкви, которые становились монахами. Для этого они приносили специальные клятвы жить в усердном служении Богу, полностью отказаться от мирской жизни ― семьи и собственности. Большинство монахов жили в особых поселениях ― монастырях, где люди совмещали физический труд и молитвы. Высшее духовенство (митрополит и епископы) назначали только из числа монахов. Белым духовенством считали всех священнослужителей, кроме монахов. Им разрешали вступать в брак и жить не в монастыре, а среди простых людей, владеть имуществом. Представителями белого духовенства, как правило, были священники, служившие в обычных городских и сельских церквях.
Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, который использует община монахов или монахинь.
1685811878438.png
«Преподобные Антоний и Феодосий Печерские» ― монахи-основатели Киево-Печерского монастыря. С.М. Афонина
Крестьяне
Подавляющее большинство населения Руси составляли крестьяне, работавшие на земле. Почти всё, что было у крестьян, они производили своими руками: еду, одежду, рабочий инструмент. Крестьянское сословие находилось в зависимости от представителей знати. Земледельцы должны были платить налоги князю, на земле которого они жили. Кроме того, в случае государственной необходимости, например во время войны, князь мог привлечь крестьян к различным работам и обложить дополнительным налогом. Зависимых только от князя крестьян называли смердами.
Зачастую смерды попадали в зависимость от крупных землевладельцев ― бояр. Крестьянское хозяйство могло прийти в упадок из-за неурожая, нашествия иноземцев или других обстоятельств. Крестьяне брали в долг у боярина купу ― часть урожая или деньги. Взамен они должны были работать на боярина и постепенно отдавать долг. Крестьянин-должник боярина назывался закупом. Бывало также, что крестьянин полностью разорялся и, не имея другого выхода, вынужден был идти наёмным работником в хозяйство боярина. Такого крестьянина называли рядовичем, поскольку его взаимоотношения с работодателем регулировались специальным договором ― рядом.
Смерд — основная категория сельского населения Древней Руси, как правило зависимая от князя и выплачивающая ему повинности.
Закуп — в Древней Руси лицо, попавшее в долговую кабалу и обязанное своей работой, в том числе на господской пашне, вернуть долг заимодавцу.
Рядович — в Древней Руси лицо, попавшее в зависимость от землевладельца (князя или боярина) на основании заключённого с ним договора — ряда.
1685811931492.png
«В славянском селении». В.А. Малышев
Провинившиеся или не сумевшие отдать долги закупы и рядовичи становились холопами, или челядью, что фактически означало рабство. Холопами также становились иноплеменники, взятые в плен на войне. Рабский статус холопов передавался по наследству. Человек, вступивший в брак с холопом, сам становился холопом. Хозяин мог заставить крестьянина выполнять самую грязную работу или наказать. За убийство холопа хозяином Русская Правда не предусматривала суда.
Холоп — в Древней Руси категория зависимого населения, которая по своему социальному статусу была близка к рабам.
Общественное устройство Древней Руси в X ‒ XII вв. отличалось иерархичностью, неравенством. Сословия и политический строй государства (монархия) в общих чертах были схожи с общественным и государственным устройством соседних стран.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх