(ТЕОРИЯ) Знаменитый полководец, флотоводец и авантюрист, принц Руперт Пфальцский

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1691680100184.png
1691680108084.png
1691680116853.png
1691680127427.png
Принц Рупрехт (именно такое имя было дано принцу при рождении) или Руперт, родился 17 декабря 1619 г. в Праге. Отец его Фридрих V (вошел в историю как «зимний король») – курфюрст Пфальцский и правитель Богемии (Чехии), а мать – Елизавета Стюарт (сестра английского короля Карла I). В связи с началом Тридцатилетней войны родители Рупрехта были изгнаны из Чехии. В 1622 г. семья курфюрста Пфальцского обосновалась в Соединённых провинциях Нидерландов.
1691680148535.png
Курфюрст Пфальцский Фридрих V
Несмотря на то, что чехи-протестанты изгнали отца с престола, принц Рупрехт, достигнув совершеннолетия, принял участие на последнем этапе Тридцатилетней войны на стороне Евангелической Унии. В 1641 г. юноша угодил в австрийский плен, но вскоре был отпущен под честное слово не воевать в дальнейшем против Священной Римской империи.
С началом Гражданской войны в Англии принц поступил на службу к своему дяде – Карлу I. Монарх назначил своего племянника начальником всей королевской кавалерии, присвоив ему чин генерала. С этого момента сын Фридриха V Пфальцского стал широко известен как «принц Руперт» и талантливый перспективный полководец.
В сентябре армия роялистов, состоящая из 3000 человек, победила сторонников парламента в битве у Повик-Бридж.
1691680189784.png
Карл I, король Англии
В первой же битве при Эджгилле (23 октября 1642 г.) принц своей смелой кавалерийской атакой смял парламентскую армию, обратив её в бегство. В летнюю кампанию 1643 г. принц Руперт разбил парламентские войска при Челгров-Филде (близ Оксфорда), а затем взял Бристоль. За эти успехи Карл I пожаловал своему лучшему кавалерийскому генералу титул герцога Камберлендского и должность главнокомандующего с широчайшими полномочиями.
В генеральной битве при Марстон-Муре (близ Йорка) 2 июля 1644 г. Руперт командовал правым флангом роялистских войск. Его кавалерия не сумела в решающий момент сдержать всеобщую атаку конницы Кромвеля, понеся тяжёлые потери.
В решающей битве при Нейзби, состоявшейся 14 июня 1645 г., принц Руперт руководил правым крылом. Он стремительно атаковал левый фланг парламентской армии, возглавляемый генералом Айртоном. Всадники Руперта сокрушили и обратили противника в бегство. Когда принц вернулся на поле боя, Оливер Кромвель уже разбил центр и левый фланг королевской армии. Герцогу Камберлендскому ничего оставалось, как прикрывать отход уцелевших частей Карла I.
В 1646 г. после ареста короля принц Руперт покинул Англию, сложив с себя полномочия главнокомандующего роялистскими войсками. До 1648 г. он формально являлся командующим роялистскими отрядами, сформированными из сторонников Карла I, бежавших со своей родины и обосновавшихся на территории Франции.
В сентябре 1648 г. полководческая карьера и дальнейшая судьба принца Руперта совершили головокружительный поворот. Как образно и точно заметил один из биографов принца «… этот человек совершенно внезапно, как всегда и бывало в его жизни, решил сменить седло боевого коня на шаткую палубу военного корабля». Будучи до этого сухопутным военачальником, Руперт возглавил эскадру боевых кораблей, чьи капитаны и команды сохранили верность Карлу I.
Из-за перипетий Гражданской войны, а также общей неразберихи и неурядиц во внешней политике часть флота, сражавшаяся на стороне монарха, к тому моменту находилась близ рейда голландского порта Хеллевутслёйс. Англия и Нидерланды тогда были весьма близки к тому, чтобы развязать войну на водах Ла-Манша.
Принц Руперт решил прорываться в порты южного побережья Ирландии, где у Карла I ещё оставались сторонники. Однако новоявленный флотоводец долго не мог выйти в море, поскольку его корабли были не конца укомплектованы экипажами, имелся также дефицит провианта, такелажа, ядер и пороха.
Приказ монарха предписывал Руперту тактику рейдерства и каперства: «Для оплаты имеющихся долгов Вам необходимо захватывать торговые суда Парламента». Будучи человеком практичным и деятельным, принц Руперт продал несколько имевшихся в его распоряжении медных пушек (снял их с судна «Антилопа»), а также заложил фамильные драгоценности своей матери (Елизаветы Стюарт, сестры короля Карла I). На вырученные деньги Руперт Пфальцский полностью снарядил два корабля – 30-пушечный «Гини» и 14-пушечный «Робак».
С этими двумя судами племянник английского короля захватил несколько судов в водах Северного моря, продав и сами корабли, и весь товар. Теперь вся необходимая сумма была собрана. 21 января 1649 г. в Ирландию под началом принца Руперта направилась эскадра в составе семи кораблей. Флагманом этого отряда был 42-пушечный галеон «Констант Реформейшн». В состав эскадры входили: 40-пушечный «Конвертайн» (флаг Морица (брат Руперта) Пфальцского), 34-пушечный «Суоллоу» (флаг Джона Меннеса), «Робак», «Гини» (переименованный роялистами в «Чарльз»), «Пеликан» и 34-пушечный приватир «Джеймс».
В это время контр-адмирал парламентского флота Моултон стоял с тремя кораблями в Даунсе. Получив сведения о выходе Руперта, сам он в море не вышел. Это позволило принцу Пфальцскому миновать Канал и дойти до Кинсейла. Но привлечь на свою сторону большое число местных роялистов принцу не удалось. Более того, после казни Карла I, последовавшей 30 января 1649 г., и начала периода протектората Оливера Кромвеля, оставаться в Ирландии для Руперта стало весьма опасным.
1691680284647.png
Эрнест Крофтс. «Казнь короля Карла I»
Узнав о казни Карла I 30 января 1649 г. и провозглашении Протектората во главе с Оливером Кромвелем, принц Руперт поклялся отомстить. Чтобы привлечь как можно больше моряков и приватиров на свою сторону, он ввёл очень либеральную политику по выплате призовых, оставляя себе только пятую часть добычи. Это привело в его ряды корсаров Дюнкерка и немецкого Мюнстера. Весной 1649 г. купцы Бристоля жаловались, что ни одно судно не может войти в Ла-Манш без риска быть захваченным. К апрелю у контр-адмирала роялистской Ирландской эскадры Репера было уже 28 приватиров, которые вели свободную охоту у Западных Подходов. Чтобы постоянно иметь полноценные команды на своих судах, а также избежать возможного дезертирства и недовольства, Руперт 4/5 захваченной добычи отдавал своим людям, забирая себе лишь пятую часть добытых трофеев.
Тем временем, чиновники Адмиралтейства решили назначить «морских генералов» — выходцев из армии, безусловно поддерживавших Парламент. Ирландским флотом стал командовать Эдвард Попхэм, эскадру Даунса возглавил Роберт Блейк, ранее служивший под началом Попхэма, а Портлендскую эскадру — Ричард Дин, инспектор английской артиллерии, родственник Оливера Кромвеля. Попхэм развернул энергичную борьбу с роялистами, взяв до 13 роялистских призов (в том числе 30-пушечный «Гини») и заблокировав Руперта в Кинсейле. На суше у роялистов и ирландцев дела также не ладились: Ормонд был разбит у Дублина, 15 августа 1649 г. на Зелёном Острове высадились войска Оливера Кромвеля. Вскоре эскадра Роберта Блейка блокировала Кинсейл с моря. Сдались ирландские города Корк и Вексфорд. Английская армия продвигалась к Кинсейлу с суши ...
От берегов Ирландии принц Руперт повернул на юго-запад, взяв курс на побережье Португалии. По пути английская эскадра захватила несколько попавшихся торговых кораблей, принадлежавших разным европейским державам. На первых порах португальский король Жуан IV (дочь его, Екатерина Брагансская, была обещана в жены Карлу II (будущему королю Англии)) с радушием относился к английскому принцу, разрешив тому оставаться в пределах своих владений. 20 ноября 1649 г. корабли Руперта бросили якорь в устье реки Тахо (Тежу). По пути роялистам удалось захватить три приза, два из них были приняты в эскадру. В Лиссабоне Руперт продал «Блэкмур Леди» и «Конвертайн», а на вырученные деньги зафрахтовал голландский 30-пушечный приватир «Блэк Принс», а также довооружил и пополнил экипажи остальных своих кораблей. Однако Жуан IV, опасаясь испортить отношения с Англией и её торговыми компаниями, запретил Руперту каперские операции в водах Португалии.
Государственный Совет Англии признал роялистскую эскадру пиратской и 17 января 1650 г. послал к берегам Иберийского полуострова мощный отряд под командованием «морских генералов» Роберта Блейка и Уильяма Пенна. Одновременно с этими мерами Парламент потребовал от Мазарини, первого министра французского короля Людовика XIV, признания Протектората, угрожая в противном случае начать в Канале войну против французской торговли. Мазарини, уже имевший к тому времени Фронду принцев крови и непрекращающуюся войну с Испанией, не желал ввязываться в ещё один конфликт и признал Кромвеля. С другой стороны, в Европе явно не сочувствовали Парламенту, а поддерживали роялистов, доказательством чему могут служить тёплый приём, устроенный Руперту в Португалии, и изгнание англичан из России.
1691680335828.png
Жуан IV король Португалии
10 марта Блейк появился у гавани Лиссабона. Тотчас же король Жуан IV получил требование разрешить парламентской эскадре вход на рейд и сотрудничать с ней в поимке или уничтожении пиратской эскадры Руперта. На следующий день Блейк попытался войти в устье Тахо и подняться вверх по реке, но береговые батареи португальцев произвели несколько предупредительных выстрелов, и «морской генерал» был вынужден отказаться от своих намерений. После этого Блейк остался на рейде и потребовал, чтобы португальцы заставили Руперта выйти в море, но получил отказ. В течение нескольких месяцев обе эскадры оставались на якорях, а враждующие стороны пытались убедить португальцев, что мятежником является именно их противник.
Меж тем на роялистской эскадре дела были совсем плохи: настроения моряков попахивали мятежом, люди дезертировали, так что Руперту пришлось даже десятерых из них повесить на реях. Положение с экипажами становилось отчаянным: даже на флагмане Руперта из команды в 300 человек осталось всего 40.
1691680373932.png
Генри Бриггс. ««Морской генерал» Роберт Блейк»
21 мая Блейк захватил десять английских торговых кораблей, зафрахтованных португальцами для торгового конвоя в Бразилию. Тут же он направил Жуану IV письмо, в котором предлагал освободить эти суда, если король передаст Парламентскому флоту корабли Руперта. Португальский монарх, прочитав послание Блейка, рвал и метал. В ярости Жуан IV приказал арестовать всех находившихся на территории Португалии английских подданных, сочувствующих Протекторату, а эскадре Блейка было запрещено использовать португальские гавани и брать питьевую воду у португальских берегов. В результате необдуманного поступка своего командующего Парламентский флот был вынужден теперь посылать корабли за провизией и водой в Кадис.
Однако 26 мая 1650 г. к Блейку прибыло подкрепление — эскадра Эдварда Попхэма. Попхэм также привёз приказ Парламента начать операции против португальской торговли, если Жуан IV не согласится на требования Англии.
В этой ситуации португальский король попросил Руперта по возможности покинуть португальские воды. Руперт снялся с якоря (12 октября 1650 г.) и взял курс в открытое море (Средиземное море), захватив по пути три торговых английских судна.
Спустя месяц эскадра принца прибыла в Тулон, захватив по пути несколько торговых кораблей, принадлежавших парламенту. В Тулоне их ласково встретил адмирал Франции Сезар де Бурбон, герцог де Вандом, который рассматривал Руперта как союзника по войне с Испанией. Благодаря Вандому Руперт смог выгодно продать во Франции груз с «Мармадюк», переоборудовать свои суда и докупить ещё несколько кораблей.
Кромвель приказал своим адмиралам любой ценой нейтрализовать дерзкого корсара.
Узнав, что против него брошены лучшие морские силы Англии, принц счёл за благо в апреле 1651 г. покинуть акваторию Средиземного моря, куда уже спешили флотилии адмиралов Блейка и Пенна. Миновав Гибралтар, неутомимый Руперт вырвался на просторы Атлантики, занявшись уже привычным и весьма доходным делом – грабежом торговых судов (что активно требовала команда).
Изначально принц планировал плыть к Барбадосу, где были сильны роялистские настроения, но команды его судов — настоящее отребье, служившее только за призовые деньги — настояли на плавании к островам Зелёного Мыса, поскольку там надеялись захватить много купцов.
25 июля Руперт и Мориц прибыли в порт Сен-Мигель на Азорских островах, где их тепло принял португальский губернатор.
7 декабря корабли Руперта пришли к Кабо-Бланко у берегов западной Африки, где занялись починкой кораблей. Отсюда же Руперт на голландском торговом судне отослал долю от захватов принцу Уэльскому, которого теперь роялисты именовали королём Англии Карлом II. Принц также просил в письме, чтобы из своей доли Карл II оплатил его долги, сделанные в Тулоне зимой 1651 г.
26 января 1652 г. отряд Руперта взял курс на устье реки Гамбия в Западной Африке, где установил контакт с колонией герцогства Курляндского. Курляндцы помогли Руперту найти английский торговый корабль, который был захвачен. Вскоре удалось захватить ещё два английских и один испанский корабль. Испанский приз Руперт подарил курляндцам в награду за их помощь роялистам.
9 мая 1652 г. эскадра, наконец, отправилась к Вест-Индии.
29 июля Руперт прибыл на Мартинику, где узнал, что недавно пришедшая в Вест-Индию эскадра Джона Аскью уже привела английские колонии к присяге Протекторату.
20 июня 1652 г. принц взял курс на Виргинские острова, где планировал отремонтировать свои корабли и создать небольшой укреплённый форт, который служил бы базой для вылазок роялистов. 13 сентября корабли Руперта попали в страшный ураган, которыми так славится Карибское море. Во время шторма вместе с кораблём погиб и брат Руперта принц Мориц.
Каперская одиссея, полная приключений, лишений, мытарств, смертельных опасностей, морских стычек и баталий, завершилась для принца и его команд 4 марта 1653 г., когда пара уцелевших кораблей Рурерта вошла на рейд французского порта Сен-Назер. Сам флотоводец-роялист пребывал в плачевном состоянии – его мучила лихорадка, кровохаркание, нервное и физическое истощение.
1691680443354.png
Маршрут эскадры принца Руперта по водам Атлантики (ноябрь 1649 – март 1653 гг.).
Едва сойдя на берег, Руперт Пфальцский упал без сознания. Более месяца он находился между жизнью и смертью. Врачи сумели спасти бесстрашного предводителя корсаров.
Затем он вернулся во Францию, а оттуда поехал в Германию, где его старшему брату Карлу Людвигу удалось возвратить часть земель, потерянных их отцом 33 года назад после изгнания в Голландию.
Вернулся Руперт на берега Туманного Альбиона лишь летом 1660 г. после реставрации Стюартов, когда на престол взошёл его двоюродный брат – Карл II Стюарт. По распоряжению новоявленного монарха принц Руперт, генерал-адмирал Дж. Монк (сделавший много для реставрации Стюартов) и принц Джеймс (герцог Йоркский) – главный лорд-адмирал были привлечены к участию в реформировании военно-морских сил Англии.
1691680490086.png
Джордж Монк, герцог Альбемарль
С началом Второй англо-голландской войны в конце мая 1665 г. во флотоводческой карьере принца Руперта наступил новый поворот. Он стал командиром отдельной флотилии, входившей в состав главных военно-морских сил принца Джеймса. В бою при Лоуэсттофте (13 июня 1665 г.) Руперт успешно командовал центром английского флота, разгромившего голландскую эскадру адмирала Якоба ван Вассенара.
11-14 июня 1666 г. последовала новая баталия – «Четырехдневная битва» у Северной Косы (близ рейда Дюнкерка). В этом сражении принц Руперт своими умелыми действиями, хладнокровием и отвагой помог адмиралу Монку избежать тяжёлого поражения в жестоком бою против голландской флотилии, возглавляемой выдающимся адмиралом М.А. де Рюйтером. Уже в следующей битве, состоявшейся 4 августа 1666 г. (в день Святого Якова) недалеко от Галоперской отмели, адмирал Монк и принц Руперт нанесли поражение прежде непобедимому и легендарному де Рюйтеру.
17 марта 1672 г. началась очередная – третья война между Англией и Голландией. После неудачных действий принца Джеймса против неутомимого де Рюйтера в следующую кампанию английский флот возглавил 53-летний принц Руперт. Ему предстояло действовать совместно с французской эскадрой адмирала Жана д’Эстре.
7 июня 1673 г. недалеко от Схоневельда англичане и французы, имевшие перевес в судах и орудиях, сошлись с голландским флотом. Битва завершилась вничью: обе стороны потеряли по 400 человек и по три корабля. Принц Руперт и д’Эстре спустя неделю – 14 июня 1673 г. дал ещё один бой де Рюйтеру – в тех же водах Схоневельда. И вновь бой не выявил явного победителя.
1691680542703.png
Общий ход Второй (1665 – 1667 гг.) и Третьей (1672 – 1674 гг.) англо-голландских войн
Последняя – третья схватка заклятых противников у рейда Текселя (21 августа 1673 г.) также не выявила сильнейшего в дуэли Руперт – де Рюйтер. После кампании 1673 г. на водах Ла-Манша и Северного моря наступило затишье. Обе стороны, крайне утомленные войной, 19 февраля 1674 г. заключили мирный договор в Вестминстере.
После окончания войны Руперт, несмотря на некоторые поражения заслуживший в глазах общества славу героя, вышел в отставку.
После завершения англо-голландского противостояния принц Руперт отошёл от активного участия в делах Адмиралтейства. В дальнейшем принц занимался делами Компании Гудзонова залива, одним из основателей которой он стал в 1670 г. С тех пор обширная территория вокруг Гудзонова залива называется Землей принца Руперта.
1691680596549.png
Компания Гудзонова залива – Земля принца Руперта
Последние годы своей жизни принц Руперт провёл в собственном имении в Вестминстере, скончавшись 29 ноября 1682 г. Его похоронили в часовне Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, рядом с могилой королевы Шотландии Марии, его прабабки. После его смерти многие английские протестанты стали говорить, что этот человек был связан с потусторонними силами или вовсе был сатаной. Причиной тому были удачливость принца и его привязанность к пуделю по прозвищу «Бой». Несчастное животное даже назвали фамилиаром (вместилищем души) Руперта, после чего умертвили с помощью серебряной пули.
Руперт Пфальцский вошёл в историю не только как опытный военачальник и лорд-адмирал. Он стал одним из первопроходцев, подробно изучивших берега залива Гудзона (герцог Камберлендский стал участником колонизации Канады). Имя принца Руперта было увековечено в названиях реки и порта. Кроме того, принц занимался написанием картин, к чему у него был особенный талант, и даже изобретал новые виды оружия. Считается, что он первым на Британских островах создал револьвер. «Честолюбец, эксцентрик, сибарит, авантюрист, отличный полководец, математик, философ, учёный и, наконец, просто умный и насмешливый человек, Руперт обладал как организаторскими способностями, так и упорством в достижении целей, иногда переходящим в упрямство ... У Карла I Руперт стал командующим кавалерией и прославился своей храбростью и харизматичностью, а также откровенным пренебрежением к смерти», – такую характеристику принцу дал писатель и историк Сергей Махов.
1691680674572.png
1691680684501.png
1691680691538.png
1691680700932.png
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх