(ТЕОРИЯ) Индия в XVII в.

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Акбар Великий умер в 1605 г. На престол взошёл, Салим / Селим, его сын, под именем Джахангира. В последние годы жизни Акбара Салим, поднял бунт против отца и обосновался в Аллахабаде. Столицей Салима осталась Агра.
Воцарение Джахангира в начале XVII в. было отмечено некоторым отходом от политики веротерпимости, провозглашённой Акбаром. Это вызвало недовольство большинства джагирдаров-индусов и части мусульман. Вскоре старший сын Джахангира — Хусру бежал в Пенджаб и поднял восстание. Его поддержал деньгами пятый гуру сикхов Арджан. Но войска Хусру были разбиты, сторонники его казнены, а сам он ослеплён. Джахангир наложит на Арджана штраф, а когда тот отказался платить, казнил и его. С этого времени сикхи стали активно выступать против власти Моголов.
Джахангир стремился подчинить те части Индии, которыми не смог овладеть его отец. Раджпутам Мевара в 1614 г. пришлось сдаться армиям Моголов, и престолонаследник раджи Мевара был доставлен ко двору Джахангира. Последний его обласкал, и богато одарил, стремясь привлечь на свою сторону и других независимых правителей.
Вторжение могольских войск в Ассам закончилось крупным поражением могольской армии. Уничтожен был и речной флот Моголов. Зато осада пенджабской крепости Кангра (от которой отступили в своё время войска Акбара), начатая в 1615 г., привела к тому, что через пять лет осаждённые сдались. Джахангир отпраздновал это событие как великую победу и велел заложить в крепости мечеть.
Последней победой Джахангира на севере Индии было покорение в 1622 г. Киштвара — небольшого княжества в Кашмире. Джахангир не раз сталкивался с португальцами, нападавшими на могольские корабли. В результате падишах стал поддерживать соперников португальцев — англичан и голландцев, появившихся в Индийском океане. Голландские и английские купцы в отличие от португальских стремились проникнуть в глубь Индии и основали фактории в Агре, Дакке, Патне и других центрах ремесленного производства. Английский король Яков I даже отправил к могольскому двору своего посла Томаса Ро (с целью получения привилегий для английских купцов). Ро пробыл при дворе Джахангира три года (1615 — 1018 гг.), оставив подробный дневник.
В Бенгалии с её развитой торговлей и ремеслом раньше, чем в остальных частях империи, стали развиваться отношения субвассалитета. Могольский наместник и крупные военачальники распоряжались завоёванной ими территорией как собственным владением, раздавали джагиры, назначали сборщиков налогов и других представителей власти на местах, отдавали земли халиса на откуп. Наместники Бенгалии фактически действовали независимо. Когда Джахангир за беззакония отстранил бенгальского наместника от должности, тот укрепился в крепости близ Дакки, и его с трудом смогли выбить оттуда. Хотя Бенгалия была завоёвана ещё при Акбаре, власть Моголов над ней не была достаточно прочной. Бенгальские замгандары и джагирдары стремились явочным порядком превратить свои владения в независимые. Процесс покорения бенгальских заминдаров длился с 1608 по 1612 г. Вождей бенгальских заминдаров Муса-хана и Усман-хана до сих пор почитают в Индии как борцов за независимость Бенгалии.
Войны Моголов тяжко сказывались на крестьянском хозяйстве. Настоящим бичом для бенгальских крестьян были откупщики. Их действия вызывали возмущения крестьян. В Кампуре против сборщиков налога и откупщиков вспыхнуло восстание под руководством Санатана. Захватив укрепленный форт Рангамати, крестьяне стали контролировать значительную территорию. Могольским войскам всё же удалось выбить их из укреплений Рангамати; тогда восставшие собрались в крепости Дхандхама, но и она после продолжительной осады была взята правительственными войсками.
В начале XVII в. афганцы-юсуфзаи отошли от движения рошанитов, но другие афганские племена продолжали его поддерживать. Стремление к освобождению от могольского владычества сочеталось у рошанитов с мечтой о равенстве, антифеодальной по существу. Во главе движения рошанитов стал Ахдад, внук Баязида Ансари. В 1611 г. ему удалось взять Кабул (правда, через несколько дней он был изгнан из города). В районы, занятые рошанитами, неоднократно направлялись могольские карательные экспедиции. С помощью предательства Моголам удалось, овладеть лагерем рошанптов. Оставшиеся в живых повстанцы бежали в горы. После многолетнего преследования был убит и Ахдад (1626 г.). Однако на его место встали другие вожди, и только к концу 30-х гг. XVII в. движение рошанитов пошло на убыль.
Сикхи исподволь готовились к вооружённой борьбе с Моголами. Гуру Хар Гобинд (1606 — 1638 или 1645 гг.) предписал всем сикхам вооружиться и быть готовыми к боям. Вокруг него собрались отряды сикхов, располагавшие даже артиллерией. В 1612 г. Хар Гобинд был вызван ко двору Джахангира. Желая сохранить свои отряды, он поступил на могольскую службу, тренируя втайне своих воинов. Но он вёл себя слишком независимо, за что попал в заточение на 12 лет. С 1628 по 1634 гг. могольские наместники Пенджаба неоднократно посылали карательные экспедиции против сикхов, которых так и не удалось покорить в первой половине XVII в.
Могольские правители в XVII в. ещё не теряли надежды подчинить всю Южную Индию. Плацдармом их войск являлся Гуджарат. Противостояли Моголам Ахмаднагар, Биджапур и Голконда. Эти государства вечно спорили друг с другом из-за смежных земель, изредка заключая союз. Моголы напали на самое слабое из них — Ахмаднагар. Однако за несколько предшествовавших нападению лет это государство в результате реформы Малика Амбара, раба-эфиопа, значительно окрепло. Малик Амбар в 1614 г. снизил поземельный налог до 1 / 3 урожая, сделав его посильным для крестьян, и стал привлекать в свою армию маратхов, которые были хорошими воинами. Так в XVII в. маратхи выходят на первый план индийской истории. В их общине уже шёл процесс превращения общинной верхушки в мелких феодалов. Через земли маратхов проходили караванные пути из Могольской империи к Малабарскому побережью. Товарно-денежные отношения рано проникли в маратхскую общину. Земля по существу свободно продавалась и покупалась, хотя формально продавались только права общинника, в том числе и на его участок.
Маратхская легкая конница Ахмаднагара совершала внезапные налёты на отряды противника, угоняли обозы, и наносила большой урон огромной, но громоздкой могольской армии. В результате нескольких военных кампаний, длившихся с 1609 по 1620 гг., могольские войска не смогли добиться новых успехов. Однако, несмотря на помощь Биджапура и Голконды, Ахмаднагар не мог более сопротивляться. В 1621 г. столица Ахмаднагара была занята Моголами. Моголы получили часть территории страны. Все деканские государства заплатили большую контрибуцию. Военные действия прекратились почти на десять лет.
Самым развитым районом Могольской империи, её экономическим центром был Гуджарат. Там вырабатывались прекрасные ткани, производилось индиго, поделки из сердолика, оружие. Была развита внутренняя торговля, на ежедневных базарах в большинстве городов и крупных сёл продавались продукты сельского хозяйства и ремесленные изделия. Большое значение имела внешняя торговля. Сурат был крупнейшим портом Индии: оттуда морем везли товары в районы Персидского залива и Аравийского моря, а также велась каботажная торговля со всем западным побережьем Индии. Здесь существовал значительный слой торговцев, как мусульман, так и индусов.
Кроме специальных торговых каст — мусульман ходжа, бохра и индусов банджара в источниках упоминаются «банья» или «баккал» как общее наименование индусских купцов. Некоторые гуджаратские купцы были чрезвычайно богаты и влиятельны. Суратского купца Вирджи Вора (Бохра) современники считали самым богатым человеком на свете. Он имел свои конторы в Ахмадабаде, Агре, Бурханпуре, а позднее даже в Голконде, но основой его могущества была фактическая монополия на гуджаратскую торговлю с Малабаром. Все купцы Сурата подчинялись Вирджи Вору, он сам устанавливал цены на импортные товары. Сурат стал также центром английской и голландской торговли в Индии. Европейцы вытесняли индийцев из заморской торговли. В борьбе против притеснений феодалов и падишаха европейцы при помощи взяток и угроз смогли обеспечить себе более выгодное положение, чем индийцы торговцы. Наиболее крупные индийские купцы стремились сотрудничать с европейцами и пользовались в качестве партнеров их покровительством. В Гуджарате зарождалась прослойка купцов-компрадоров (связанных с иностранцами). Феодалы (и члены семьи падишаха) также принимали участие в морской торговле, снаряжая корабли и продавая европейцам крупные партии индийских товаров.
За победу над Ахмаднагаром второй сын Джахангира получил от отца титул Шах-Джахан (правитель мира) и был назначен наместником богатого Гуджарата. Сильное влияние на Джахангира в то время оказывала его жена красавица Нур Джахан. Она поддерживала Шахриара, другого сына Джахангира, что грозило Шах Джахану потерей престола.
Опасаясь этого, Шах Джахан на доходы от Гуджарата собрал армию и в 1622 г. поднял мятеж против отца, но был разбит, бежал в Голконду, а оттуда перебрался в Бенгалию, где нашёл поддержку. Однако под Аллахабадом его армия опять потерпела поражение. Неудачей окончилась, и попытка Шах Джахана стать во главе ахмаднагарской армии и изгнать Моголов из Бурхашгура. Шах Джахан вынужден был покориться, Джахангир простил его, но отнял Гуджарат и дал взамен небольшой джагир в Декане.
Во главе могольской армии, многократно наносившей поражение войскам Шах Джахана, стоял Махаббат-хан. Его поддерживали раджпуты. Клика Нур Джахан испугалась роста влияния Махаббат-хана и постаралась его оговорить. Махаббат был вызван ко двору, где его холодно приняли. Тогда Махаббат вместе со своими воинами окружил палатку падишаха и взял его в плен. На некоторое время он стал фактически правителем. Могольокие военачальники были раздражены возвышением раджпутов Махаббата. В конце концов, драка могольских и раджпутскпх воинов переросла в крупное столкновение, в котором 2000 раджпутов — опора Махаббата — были убиты, а сам Махаббат бежал к Шах Джахану.
В 1627 г. Джахангир умер и на трон вступил Шах Джахан. Во избежание возможных восстаний других претендентов на престол он приказал убить всех своих ближайших родственников.
По богатству и пышности двор Шах Джахана превосходил все предыдущие. В главных городах империи были воздвигнуты великолепные здания из инкрустированного полудрагоценными камнями белого мрамора (среди них знаменитый мавзолей Тадж Махал в Агре). Всё это стоило огромных средств.
Армии увеличилась, но её боеспособность снизилась. Во время походов обозники и слуги во много раз превышали число воинов. В бою полководцы полагались не столько на конницу и пехоту, сколько на боевых слонов, таранивших ряды противника. Поэтому, хотя в Декане армии Моголов ещё одерживали победы, в афганских землях, где слоны пройти не могли, войска Шах Джахана не добились успеха.
После вступления на престол Шах Джахану пришлось вести борьбу с мятежными феодалами. Потом восстал Хан Джахан, один из любимцев Джахангира.
Войны в Декане и увеличение налогов для покрытия расходов казны привели к голоду, охватившему Гуджарат, Декан и отчасти Голконду. В разорённом войнами Декане больше всего пострадало сельское население, а в Гуджарате — городское. В результате голода, по словам хрониста, в Гуджарате погибло около 3 млн. человек, в том числе много ремесленников. Английская Ост-Индская компания в связи с гибелью ремесленников и сокращением ремесленного производства в этих районах установила связи на Коромандельском побережье, где купила участок земли, на котором впоследствии вырос порт Мадрас.
Тем временем в Гуджарате продолжало развиваться лишь судостроение, причём кораблей стали строить гораздо больше, чем раньше. Не только местные купцы, но и англичане закупали гуджаратские суда. Однако в целом Гуджарат постепенно стал утрачивать значение экономического центра, на первый план выступила Бенгалия. Там развивалось производство тонких тканей (особенно в Дакке и Патне), селитры и табака. Здесь в XVII в. укрепили свои позиции португальцы. Процветающий город Хугли оказался фактически в их руках. Они ввели налог на табак, насильственно обращали индийцев в христианство, совершали пиратские набеги на прибрежные деревни, а захваченных жителей превращали в рабов и продавали за границей. Ещё Джахангир посылал свою армию против португальцев. В 1632 г. Шах Джахан после длительной осады взял штурмом Хугли, и 4000 пленных португальцев был отправлены в Агру. Принявшие ислам португальцы были впоследствии освобождены, остальных казнили.
Одной из своих главных задач Шах Джахан считал покорение Декана; он перенёс свою столицу в Бурханпур, чтобы быть ближе к месту военных действий. В Ахмаднагаре после смерти Малик Амбара начались феодальные распри. Правитель Ахмаднагара под влиянием придворных — фанатичных мусульман убил своих маратхских военачальников-индусов. Он также бросил в заточение Фатх-хана, сына Малик Амбара. Когда могольская армия овладела рядом ахмаднагарских крепостей, правитель выпустил Фатх-хана и сделал его своим главным министром. Однако Фатх-хан убил его и перешёл на службу к Моголам. Так Ахмаднагар потерял свою независимость (1632 г.).
Затем Моголы приступили к завоеванию Биджапура. Столица этого государства была дважды осаждена, но из-за голода, начавшегося в лагере осаждавших, а также разногласий среди могольских военачальников войска отступили.
В 1636 г. походы Моголов в Декан возобновились. Деканские государства по-прежнему враждовали между собой, при дворах царили интриги, феодалы истребляли друг друга, а могольские армии тем временем оставляли за собой разоренные города и опустошённые деревни. Биджапур и Голконда не смогли оказать сильного сопротивления, они признали себя вассалами Могольской империи, обязались уплатить контрибуцию и вносить ежегодную дань.
Наместником Декана был назначен второй сын Шах Джахана — Аурангзеб. Для упорядочения сбора налогов в разорённой стране диван (глава налогового ведомства) Аурангзеба Муршид Кули-хан ввёл новую налоговую систему, названную «дхара Муршид Кули-хана». Целью её было привлечь крестьян на опустевшие земли путём раздачи денежных авансов — такави. Были также введены низкие ставки налога с орошаемых земель; сумма налогообложения устанавливалась путём переговоров между чиновниками и крестьянами. Хотя феодалы кроме основного поземельного налога взимали ещё около 14 прочих сборов, всё же дхара Муршид Кули-хана постепенно привела к восстановлению крестьянских хозяйств Декана.
Выступления против Моголов не прекращались, хотя хронисты и не отметили в то время крупных народных движений. В Пенджабе продолжали укрепляться сикхи, несмотря на карательные экспедиции, направленные против них Шах Джаханом (1629, 1630, 1631 гг.). В Бенгалии непрерывно продолжалась борьба с «разбойниками». В Доабе имели место крестьянские волнения, и против них в 1629 г. были посланы войска, а в 1650 г. там же восстало племя мевати, которое бежало в джунгли; 10000 армия моголов, прорубив дорогу в джунглях, сожгла деревни мевати, а их самих увела в плен.
Народные выступления вели к сокращению поступлений налогов в казну. Так, Голконда не платила Моголам той дани, которую обязалась выплачивать в 1636 г. Между тем оскудевшая могольская казна рассчитывала на эту дань. Тем временем шах Голконды заключил в темницу (в 1656 г.) сына Мир Джумлы (разбогатевшего персидского купца Мухаммада Сайд Ардистани, который стал главой финансового ведомства Голконды, тайно служившего Моголам), что стало предлогом для вторжения войск Аурангзеба. Моголы ворвались в столицу Голконды — Бхагнагар (ныне Хайдарабад); шах заперся в крепости. Её осаждали два месяца, пока не был подписан мир, по которому часть Голконды отошла к Моголам, которым была выплачена большая контрибуция. Разграбление столицы и тяжёлая дань привели к резкому повышению налогов; с этого времени начался экономический упадок Голконды.
После подчинения Голконды Аурангзеб с помощью войск Мир Джумлы вторгся в Биджапур. Однако в это время (1656 г.) тяжело заболел Шах Джахан. Поскольку в Индии не существовало права первородства, и каждый сын падишаха имел равные права на престол, между сыновьями Шах Джахана началась борьба за трон. Любимцем Шах Джахана был его старший сын Дара Шукох. Он был связан с индусскими «святыми людьми» и писал суфийские сочинения, мечтая о слиянии ислама и индуизма. Однако он не имел боевого опыта, так как Шах Джахан продержал его всю жизнь при дворе. Его опорой были индусы-раджпуты, ожидавшие с его воцарением возврата к Акбаровой политике веротерпимости.
Другой сын Шах Джахана — Шах Шуджа был много лет наместником Бенгалпи. Получив ложное сообщение о смерти отца, он сразу же короновался и направился с армией в Агру. Дара Шукох разбил его войска. Однако, пока армия Дары была занята в Бенгалии, против него выступили другие сыновья Шах Джахана — Мурад, наместник Гуджарата, и Аурангзеб, наместник Декана. Борьба между четырьмя сыновьями Шах Джахана продолжалась больше двух лет и закончилась победой Аурангзеба, нетерпимого мусульманина, который действовал не столько силой, сколько хитростью и жестокостью. Большую помощь ему в борьбе за власть оказал Мир Джумла. Вступив на престол, коварный Аурангзеб поспешил удалить Мир Джумлу, назначив его наместником Бенгалии. Там Мир Джумла завоевал соседнее государство Ахом (в Ассаме). Правда, после смерти Мир Джумлы ассамцы восстали и изгнали из страны могольские гарнизоны.
Во время своего длительного правления (1658 — 1707 гг.) Аурангзеб непрерывно воевал войска то на север, то на восток, то на подавление всё время вспыхивавших восстаний. Численность могольских войск возрастала, доходя до 170000 конных воинов и нескольких сот тысяч обозников. Вместе с тем боевые качества могольских армий продолжали ухудшаться. Аурангзеб всё чаще одерживал победа не умением воевать, а с помощью подкупа. На всё это требовались огромные средства.
Военных и гражданских служащих стало гораздо больше, чем при Шах Джахане, и уже не хватало земель для раздачи. Доходы джагирдаров уменьшились, поскольку казна стала требовать с них различные дополнительные поборы; к тому же многие джагирдары были разорены военными действиями. Они не могли больше содержать полагающееся число всадников. Воины не получали жалованья иногда по нескольку лет, живя в это время главным образом за счёт грабежа населения. Джагиры всё чаще стали передаваться по наследству, хотя вплоть до XVIII в. джагир считался владением условным, служебным. Как и прежде, после смерти джагирдара его имущество поступало в казну, которая производила окончательный расчёт. 'Но на это могло уйти много лет. В результате джагирдары стали просить, чтобы джагиры заменили выдачей жалованья из казны. Правительство отказало им в этой просьбе. Правительство, испытывавшее недостаток средств, джагирдары, лишившиеся большей части своих доходов, армия, подолгу не получавшая жалованья, — все стремились поправить свои дела главным образом за счёт земледельцев. Если при Акбаре нормой поземельного налога считалась 1 / 3 урожая, то при Аурантзебе — уже половина, а в действительности тяжесть налогов возросла ещё больше. Чем больше взимали с крестьян, тем труднее было собирать налоги. Крестьяне не могли вести хозяйство и уходили с насиженных мест. В хрониках того времени содержится много жалоб на разорение и заброшенность деревень.
Недоимки старались собрать с оставшихся крестьян, всё чаще применяя принцип круговой поруки. Не удивительно, что голод постоянно поражал то одну, то другую область страны. Особенно сильным был голод в Декане в 1702 — 1704 гг., когда погибло больше 2 млн. человек. Поправить экономическое положение можно было, только снизив налоги и сделав труд земледельца приносящим хоть какой-нибудь доход. Но правительство, вынужденное изыскивать средства на военные расходы, не желало уменьшать налоговое бремя. Феодальные круги, наоборот, всё увеличивали свои налоговые требования к крестьянству.
В XVII в. продолжало развиваться ремесло, в особенности ткачество (в связи с ростом спроса на индийские ткани на европейских и азиатских рынках), а также отрасли, связанные с ним, — прядение, набойка, окраска тканей. Росло ремесленное население в поселках и городах, особенно вокруг европейских факторий. Так, Мадрас из небольшой деревушки превратился в торговый центр Южной Индии и центр ткацкого производства. К городу обычно тяготела округа, где жили ремесленники; их изделия скупали торговые агенты и поставляли затем в факторию. Ряд мелких городов объединялся вокруг крупного центра, образуя своего рода экономический район. Однако процесс развития ремесла и образования экономических центров шёл неравномерно, и в основном в прибрежных округах. Между ними происходил оживлённый обмен товарами с помощью каботажной торговли.
Внешняя торговля Индии имела активный баланс, но полученные от неё средства оседали в руках знати, превращаясь в предметы роскоши или в сокровища: они не становились источником первоначального накопления. Значительный рост товарно-денежных отношений при господстве мелкого производства неизбежно вызывал появление скупщиков, которые подчиняли себе ремесленников. Основным методом закабаления служили денежные авансы под будущую продукцию. Услугами индийских скупщиков пользовались и европейские фактории. Власть купцов над «своими» ремесленниками была так велика, что они иногда по своему усмотрению переселяли мастеров в другую местность. В Индии происходил процесс сращивания высшей прослойки купечества с господствующим классом. Не только феодалы использовали торговлю для увеличения своих доходов, но и купцы охотно пользовались методами феодальной эксплуатации для повышения прибылей. На самые ценные товары, производимые в стране, порой объявлялась падишахская монополия: для их приобретения или продажи требовалось специальное разрешение.
К концу XVII в. в условиях ослабления центральной власти феодальные чиновники и землевладельцы облагали торгово-ремесленное население дополнительными налогами в свою пользу и чинили им всяческие препятствия, выступая в качестве монополистов на какой-нибудь вид товара. Поскольку большинство ремесленников и торговцев в Могольской империи были индусами, они болезненно реагировали на религиозные преследования при Аурангзебе. Воцарение Аурангзеба означало приход к власти наиболее реакционных кругов джагирдаров. Сам он был фанатичным приверженцем ислама, и его победа над Дара Шукохом означала утверждение политики бесправия и уничтожения индусов, преследования мусульман-шиитов. Стремясь регулировать жизнь согласно предписаниям ислама, Аурангзеб запретил шиитские праздники, употребление вина, музыку, живопись, танцы. В 1665 — 1669 гг. он приказал разрушить все индусские храмы и построить мечети из их камней. Тяжким бременем было введение в 1679 г. джизии, отменённой Акбаром. Это вызвало протест населения в Дели, Гуджарате, Бурханпуре. Вскоре восстали маратхи, раджпуты и джаты. Восстание подняли и мусульмане-афганцы. Это стремление народов Индии к независимости, к освобождению от могольского ига свидетельствует о пробуждении национального самосознания.
Сплочение маратхов в борьбе за свободу независимость было важным этапом процесса рождения маратхской нации. Давние воинские традиции приобретенные на службе у деканских правителей, пригодились маратхам в борьбе против моголов. Проповеди маратхских поэтов-бхактов призывали к борьбе. Так, Рам Дас (1608 — 1681 гг.) восклицал: «Всё отнято, и только родина осталась!». Первым маратхским вождём, игравшим видную роль в Декане, был Шахджи. Переходя на службу со своими воинами то к Ахмаднагару, то к Биджапуру, он получал условные пожалования и стал владельцем Пуны и Мавала. Его сын Шиваджи (Сиваджи) начал сколачивать отряды из маратхаких воинов, нападать на 'небольшие форты, принадлежавшие знатным маратхским родам, и, применяя силу, а чаще хитрость, овладевал ими. Усиление Шиваджи вызвало беспокойство Биджапура, и в 1658 г. против маратхов было послано большое войско под началом старого Афзал-хана. Понимая, что в узком ущелье его армии не развернуться и маратхи тут имеют преимущества, Афзал-хан пригласил Шиваджи на личную встречу на вершине холма, куда должны были подняться только оба полководца. Афзал-хан скрыл в одежде кинжал, которым и ударил Шиваджи, сделав вид, что обнимает его. Но Шиваджи был одёт в кольчугу, которая спасла его. А сам он, обнимая Афзал-хана, вонзил в него спрятанные в рукаве железные «когти», а потом кликнул своих воинов, которые взбежали на холм и отрубили голову могольскому командиру. Оставшееся без полководца биджапурское войско было разгромлено. После этого маратхи стали совершать набеги на Биджапур, захватывая богатую добычу.
Аурантзеб решил покончить с «горными крысами», как он презрительно называл маратхов, и послал против них войско под началом Шайста-хана, занявшего Пуну. Но в ночной атаке, предпринятой Шиваджи, Шайста-хан был разбит и в панике бежал из лагеря. Войско его отступило. В 1664 г. Шиваджи напал на не защищённый укреплениями порт Сурат. В результате ограбления купцов, разрушения домов и складов пострадала вся гуджаратская торговля, и Могольской империи был нанесён тяжёлый удар. Тогда Аурангзеб послал против Шиваджи одного из своих лучших полководцев — раджпута Джай Сингха. Шиваджи пришлось покориться. В 1665 г. он подписал Пурандхарский мирный договор, по которому отдал Моголам свои крепости и поступил на могольскую службу. Джай Сиигх уговорил вождя маратхов поехать на поклон в Агру, обещая ему милости падишаха. Однако прибывших в могольскую столицу Шиваджи с сыном Аурангзеб посадил под арест. Им с трудом удалось бежать. Вернувшись на родину, Шиваджи в 1670 г. возобновил свои набеги. Биджапур, Берар, Хандеш, Гуджарат, Карнатик — эти области стали ареной набегов Шиваджи. Он снова разграбил Сурат, подорвав экономическое значение этого порта, поскольку иностранные купцы, и их корабли боялись туда заходить.
В 1674 г. Шиваджи торжественно короновался в Пуне, образовав независимое от Моголов и Биджапура маратхское государство. В Махараштре (территория маратхских областей) Шиваджи установил сравнительно легкий налог с крестьян. Казну он пополнял за счёт добычи и чаутха («отступные», выплачиваемые наместниками Аурангзеба за освобождение от маратхских набегов в размере 1 / 4 налогов от откупившихся областей). Шиваджи превратил чаутх в регулярно взимаемую подать. В XVIII в. к этому прибавился ещё сбор сардешмукхи, составлявшей 1 / 10 общей суммы налогов. Потом, в 1677 г. Шиваджи заключил союз с Голкондой и напал на Карнатик. Население которого, прослышав о приближении маратхов, бежало. После смерти Шиваджи в 1680 г. правителем государства маратхов стал Самбхаджи (сын Шиваджи). Если соратники Шиваджи боролись за идею национального и религиозного освобождения народа, пренебрегая материальными благами: на могольской службе они получали бы значительно больше. То, приобретя земли и власть, они стали превращаться в обычных феодалов.
В разных частях Могольской империи то и дело поднимались народные восстания. Но они были разными, но характеру, мало связанными между собой. Если, например, основной состав восставших джатов был крестьянским, то в движении сикхов большое участие принимали городские слои. Если для маратхов, раджпутов и сикхов большое значение имела борьба против притеснений, в защиту их религиозных верований, то перед афганцами, боровшимися за независимость, этот вопрос не стоял. Они были такими же мусульманами-суннитами, как и Аурангзеб.
Во второй половине XVII в., в районе Агра-Дели восстали крестьяне-джаты, протестуя против высоких налогов. Под руководством своего вождя Гокла они в 1669 г. перерезали караванный путь из Агры в Дели. Однако джаты не смогли противостоять могольской армии и, несмотря на сопротивление, были разбиты. Гокла был четвертован в Агре. А в 1672 г. в Нарноле (в том же районе) восстала секта сатнами («честное имя»). Повстанцы-джаты хотели свергнуть Аурангзеба и установить царство справедливости. Это восстание также было подавлено. Но восстания джатов вспыхнули снова в 1685 — 1691 гг. и в 1704 г., на этот раз под руководством Чаурамана.
И восстания афганцев следовали одно за другим, их возглавляли то юсуфзаи, то хаттаки, то афридпи. В узких горных проходах афганцам иногда удавалось уничтожить целые могольские армии. Так случилось в 1667 и 1674 гг. Аурангзеб сам возглавил свои армии, он стал подкупать отдельных афганских вождей и разжигать распри между их военачальниками. В результате в 1676 г. афганский союз племен распался. Лишь Хушхал-хан, пламенный патриот и незаурядный поэт (афганцы и сегодня чтят его память), не подчинился Моголам, а создал независимое государство на территории хаттаков, которое распалось в результате междоусобицы вскоре после его смерти (1689 г.).
Продолжали ожесточенную борьбу против Моголов и сикхи. К ним примыкали всё новые слои пенджабского населения. Девятый гуру сикхов Тег Бахадур сплотил их и построил крепость Анандапур. Вокруг него собирались пенджабские крестьяне. Однако, в конце концов, он всё же был схвачен Моголами и в 1675 г. четвертован в Дели. Его сын гуру Гобинд военизировал всю сикхскую организацию. С этого времени сикхизм из сектантского течения среди торгово-ремесленного населения стал превращаться в антифеодальную идеологию мятежных крестьян. Гобинд заявил, что власть гуру отныне распространяется на всю сикхскую общину (хальсу). Сикх должен отречься от прежних кастовых или религиозных связей и сознавать только общность с другими сикхами. Для сикхов были установлены особые правила, резко отличавшие их от индусов и мусульман. Они носили одежду особого покроя, имели особую прическу, особые религиозные символы. В результате этих мер гуру Гобпнд смог превратить сикхов в могучую организацию, ставшую серьёзной угрозой власти Моголов в Пенджабе. Социальной базой сикхизма стали пенджабцы, однако к сикхам мог примкнуть любой человек из другой части Индии. Гобинд построил ряд фортов в Пенджабе, заключил союзы с мелкими раджами горных заминдарств, но, всё же не смог противостоять могольской армии; после долгого сопротивления Анандапур был взят. Гобинду пришлось бежать. Он долго скитался, а в 1708 г. был убит. Однако борьба сикхов продолжалась.
Начались волнения и среди раджпутов — опоры могольского войска. В 1678 г., после смерти князя Марвара, бывшего сановником Аурангзеба, разгорелась борьба между могольским ставленником в княжестве и сторонниками сына-младенца покойного князя, ставшего знаменем восстания против могольского ига. Аурангзеб двинул армию в Марвар. Деревни были разорены, города разграблены, индусские святилища разрушены. Но тут восстал Радж Спнгх — князь соседнего раджпутского княжества Мевар. Аурангзеб выслал против него войско своего сына Акбара; раджпуты разбили армию Амбара и начали с ним тайные переговоры, обещая поддержку, если он попытается свергнуть своего отца. Акбар поднял бунт, но Аурангзеб хитростью расстроил союз сына с раджпутами, и Акбар бежал к маратхам. Аурангзеб заключил мир с княжеством Мевар, а вот Марвар продолжал борьбу с Моголами до 1709 г. Единству действий двух крупнейших раджпутских княжеств воспрепятствовала их феодальная обособленность. Борьба с раджпутами ослабила и Моголов: необходимость держать войска в Раджастхане отвлекала их от борьбы с маратхами.
Борьба с народными восстаниями требовала больших средств. Аурангзеб решил пополнить казну — он напал на Биджапур. Затем настал черед Голконды. Моголы смогли взять крепость путём подкупа голкондских военачальников (1686 г.). Аурангзеб захватил огромную добычу. Это был период наибольшего расширения Могольской империи. Она охватывала почти всю территорию Индии, доходя на юге до рек Пеннар и Тунгабхадра, а на севере включала Кашмир и афганские земли с Кабулом и Газни. Лишь Кандагар оставался под властью Персии.
После смерти Шиваджи чрезвычайные законы, фактически ограничивавшие развитие феодализма у маратхов, перестали соблюдаться. Маратхские военачальники значительную часть военной добычи стали оставлять себе, имущественная разница между маратхским воином и военачальникам всё росла. Самбхаджи и его приближённые больше не думали о военных действиях. Попытка маратхов захватить в 1680 — 1682 гг. остров Джанджира, где правила династия эфиопов Сидди, окончилась неудачей, как и нападение на португальский порт Чдул в 1683 г. В 1689 г. могольские войска неожиданно напали на ставку Самбхаджи, и он попал в плен вместе со своим сыном Саху (Шаху). Махараштра вновь подпала под могольское иго. После падения маратхского государства сопротивление маратхов усилилось, превратившись затем в подлинно народную войну. Поскольку младший сын Шиваджи, Раджарам, жил в Джинджи в качестве номинального правителя маратхов, это придавало действиям маратхских военачальников вид законности. Однако маратхские войска начали постепенно терять свой специфически-национальный облик. Многие маратхи поступили на могольскую службу; могольские воины, не получая жалованья, порой перебегали к маратхам в надежде на добычу. Между военачальниками начались распри. Могольская армия продолжала воевать с отдельными отрядами маратхов, осаждая их форты. Но даже победоносное взятие маратхских крепостей приносило Моголам мало пользы: как только могольская армия уходила, маратхи быстро брали крепость обратно. По образному выражению индийского историка, действия Аурангзеба были похожи на след лодки в реке: вода смыкалась, как только лодка проплывала.
В 1707 г., когда могольские войска возвращались после окончания очередной военной кампании в Бурханпур (Аурангзеб перенёс свою столицу ещё в 1681 г.), маратхские отряды окружили могольскую армию. В это время 89-летний Аурангзеб, возглавлявший поход, заболел; его едва донесли до Ахмаднагара, где он и умер. Последние письма Аурангзеба к сыновьям полны горечи: «Жизнь, столь ценная, ушла ни на что». Над его могилой возле Даулатабада (куда позднее было перенесено его тело) поставлен не пышный мавзолей, а простая беломраморная плита (стелла) с надписью.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх