Тридцать пятый и последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви (1919 — 1980 гг.) правил страной с 1941 по 1979 гг.
Суровый критик роскоши и развращённости шахского двора и монархического режима – аятолла Рухолла Хомейни (1900 – 1989 гг.)
Как видим, на нём чёрная чалма прямого потомка пророка Мухаммеда, что усиливало уважение к его проповедям. До поры до времени аятолла оставался в эмиграции, в Париже, и оттуда его гневные обличения на магнитофонных кассетах расходились по Ирану.
В октябре 1971 г. шах устроил, возможно, самый помпезный пир в истории человечества — празднование 2500-летия иранской монархии в Персеполисе.
Так выглядел палаточный лагерь — Золотой город, как его называли, разработанный лучшими французскими дизайнерами и художниками по интерьеруВ аэропорту Шираза гостей праздника встречали 250 «Мерседесов» красного цвета, которые везли их на праздничный банкет в Персеполь.
Банкетный зал для 600 гостей с 57 м столом причудливой змееобразной формы украшали итальянские драпировки и занавески, великолепные люстры богемского хрусталя, лиможский фарфор с гербом династии Пехлеви, сделанный по специальному заказу для празднества.
Банкет, по официальным данным стоивший 22 млн долларов, а по неофициальным — вдесятеро дороже, начался с яиц, наполненных иранской чёрной икрой, извлечённой из осетров Каспийского моря, с вином Chateau de Saran. Продолжался банкет муссом речного рака, сопровождаемым Brion Chateau de Blanc 1969 года, жареной бараниной с трюфелями, с Шато Лафит Ротшильд 1945 года, и шампанским (Moet 1911 года). Символ иранской монархии, павлин, также присутствовал в меню в жареном виде, наполненный паштетом из гусиной печёнки, и сопровождался вином Musigny Comte de Vogue 1945 en magnum. Все эти блюда в Персеполис доставили из парижского ресторана «Максим». Трапеза шла под звуки оркестра, исполнявшего мелодии Моцарта и Шуберта.
О жизни простых иранцев в 1967 г. писала западногерманская радикальная журналистка Ульрика Майнхоф в открытом письме шахине Ирана: «Для крестьян Мехдиабада, например, «настоящая персидская трапеза» состоит из размоченной в воде соломы — и в каких-нибудь 150 километрах от Тегерана крестьяне подняли восстание против правительственной кампании по борьбе с соломенными чучелами, поскольку эти чучела являются их основной пищей. А ещё можно жить, питаясь корнями растений и косточками фиников — жить недолго, конечно, и нехорошо, но изголодавшиеся иранские крестьяне пытаются. И умирают в 30 лет (это — средний срок жизни иранца)».
Ещё перед гостями того празднества был устроен великолепный парад, перед ними прошли 2500 лет истории персидского государства.
Аятолла Хомейни в своих проповедях назвал это — «фестиваль дьявола».
На рубеже 1978 – 1979 гг. в Иране вспыхнули очередные волнения. Большую роль в них играли левые, в том числе коммунисты — запрещённая Народная партия Ирана (запрещены были все партии, кроме единственной правящей партии самого шаха) — и студенты.
16 января 1979 г. шах решил покинуть Иран, надеясь, возможно, что его отъезд несколько притушит волну народного недовольства.
1 февраля на иранскую землю после 15 лет изгнания с триумфом, на французском «Боинге», вернулся опальный изгнанник — аятолла Хомейни.
Аятоллу встречали миллионные восторженные толпы.
Уезжая, шах оставил правительство во главе с деятелем либеральной оппозиции Шахпуром (Шапуром) Бахтияром. При назначении тот сказал шаху: «Ваш отец убил моего отца, а вы посадили меня в тюрьму. У меня не должно быть никакой личной преданности вашему режиму. Но я верю, что Иран не готов к демократической республике, по крайней мере ещё пятьдесят лет … На данный момент, однако, наша самая важная задача — остановить этих варваров».
Но кабинет Бахтияра не продержался после прибытия неистового аятоллы и двух недель: аятолла назначил собственное правительство. «Ни шаха, ни Шахпура!» — скандировали революционные толпы. Попытки шахских гвардейцев, так называемых «бессмертных», подавить протесты вызвали кровопролитие, но результатов не дали.
10 февраля домой к Хомейни явились командующие вооружёнными силами Ирана, чтобы объявить о своём переходе на сторону революции. 11 февраля старое правительство окончательно пало, Бахтияр бежал (в Париж, где и был убит в 1991 г.).
Леонид Ильич Брежнев на XXVI съезде КПСС дал оценку иранской революции: «Особый характер имеет революция в Иране, которая стала крупным событием в международной жизни последних лет. При всей своей сложности и противоречивости это в основе своей антиимпериалистическая революция, хотя внутренняя и внешняя реакция стремится изменить этот её характер … В некоторых странах Востока в последнее время активно выдвигаются исламские лозунги. Мы, коммунисты, с уважением относимся к религиозным убеждениям людей, исповедующих ислам, как и другие религии. Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Всё дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения …»
Шах Реза Пехлеви | Шах и его супруга | Бывшая правительница Ирана Фарах Пехлеви. Она жива и сегодня (2024 г.) и проживает ныне в Америке |
Как видим, на нём чёрная чалма прямого потомка пророка Мухаммеда, что усиливало уважение к его проповедям. До поры до времени аятолла оставался в эмиграции, в Париже, и оттуда его гневные обличения на магнитофонных кассетах расходились по Ирану.
В октябре 1971 г. шах устроил, возможно, самый помпезный пир в истории человечества — празднование 2500-летия иранской монархии в Персеполисе.
Так выглядел палаточный лагерь — Золотой город, как его называли, разработанный лучшими французскими дизайнерами и художниками по интерьеру
Банкетный зал для 600 гостей с 57 м столом причудливой змееобразной формы украшали итальянские драпировки и занавески, великолепные люстры богемского хрусталя, лиможский фарфор с гербом династии Пехлеви, сделанный по специальному заказу для празднества.
Банкет, по официальным данным стоивший 22 млн долларов, а по неофициальным — вдесятеро дороже, начался с яиц, наполненных иранской чёрной икрой, извлечённой из осетров Каспийского моря, с вином Chateau de Saran. Продолжался банкет муссом речного рака, сопровождаемым Brion Chateau de Blanc 1969 года, жареной бараниной с трюфелями, с Шато Лафит Ротшильд 1945 года, и шампанским (Moet 1911 года). Символ иранской монархии, павлин, также присутствовал в меню в жареном виде, наполненный паштетом из гусиной печёнки, и сопровождался вином Musigny Comte de Vogue 1945 en magnum. Все эти блюда в Персеполис доставили из парижского ресторана «Максим». Трапеза шла под звуки оркестра, исполнявшего мелодии Моцарта и Шуберта.
О жизни простых иранцев в 1967 г. писала западногерманская радикальная журналистка Ульрика Майнхоф в открытом письме шахине Ирана: «Для крестьян Мехдиабада, например, «настоящая персидская трапеза» состоит из размоченной в воде соломы — и в каких-нибудь 150 километрах от Тегерана крестьяне подняли восстание против правительственной кампании по борьбе с соломенными чучелами, поскольку эти чучела являются их основной пищей. А ещё можно жить, питаясь корнями растений и косточками фиников — жить недолго, конечно, и нехорошо, но изголодавшиеся иранские крестьяне пытаются. И умирают в 30 лет (это — средний срок жизни иранца)».
Ещё перед гостями того празднества был устроен великолепный парад, перед ними прошли 2500 лет истории персидского государства.
Аятолла Хомейни в своих проповедях назвал это — «фестиваль дьявола».
На рубеже 1978 – 1979 гг. в Иране вспыхнули очередные волнения. Большую роль в них играли левые, в том числе коммунисты — запрещённая Народная партия Ирана (запрещены были все партии, кроме единственной правящей партии самого шаха) — и студенты.
Иранская студентка (с распущенными (!) волосами) в 1979 г. в Тегеране гордо демонстрирует свои символы веры — «Историю русской революции» Льва Давидовича Троцкого и книгу «Молодой Ленин» | Студенты Тегеранского университета свергают статую шаха — отца правившего монарха | Свержение статуи шаха в Тегеранском университете революционными студентами. 1978 г. |
На фотографии шах запечатлён за несколько минут до своего последнего отлёта из Ирана, 16 января 1979 г. В ноги ему бросился один из верноподданных слуг, офицер шахской гвардии, умоляя монарха не покидать страну | Рисунок Бориса Ефимова (1900 — 2008 гг.). Шах и свергнутый революцией экс-правитель Никарагуа Анастасио Сомоса. «— Не посоветуете ли, где найти надёжное политическое убежище? — Сам ищу». 1979 г. |
Аятоллу встречали миллионные восторженные толпы.
Уезжая, шах оставил правительство во главе с деятелем либеральной оппозиции Шахпуром (Шапуром) Бахтияром. При назначении тот сказал шаху: «Ваш отец убил моего отца, а вы посадили меня в тюрьму. У меня не должно быть никакой личной преданности вашему режиму. Но я верю, что Иран не готов к демократической республике, по крайней мере ещё пятьдесят лет … На данный момент, однако, наша самая важная задача — остановить этих варваров».
Но кабинет Бахтияра не продержался после прибытия неистового аятоллы и двух недель: аятолла назначил собственное правительство. «Ни шаха, ни Шахпура!» — скандировали революционные толпы. Попытки шахских гвардейцев, так называемых «бессмертных», подавить протесты вызвали кровопролитие, но результатов не дали.
10 февраля домой к Хомейни явились командующие вооружёнными силами Ирана, чтобы объявить о своём переходе на сторону революции. 11 февраля старое правительство окончательно пало, Бахтияр бежал (в Париж, где и был убит в 1991 г.).
Леонид Ильич Брежнев на XXVI съезде КПСС дал оценку иранской революции: «Особый характер имеет революция в Иране, которая стала крупным событием в международной жизни последних лет. При всей своей сложности и противоречивости это в основе своей антиимпериалистическая революция, хотя внутренняя и внешняя реакция стремится изменить этот её характер … В некоторых странах Востока в последнее время активно выдвигаются исламские лозунги. Мы, коммунисты, с уважением относимся к религиозным убеждениям людей, исповедующих ислам, как и другие религии. Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Всё дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения …»