(ТЕОРИЯ) Киммерийцы

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Этот древний народ упоминается и в Библии и «Одиссее» Гомера (в 11-й песне «Одиссеи» великий аэд помещает их в преддверии Аида на дальнем западе, на берегу мировой реки Океан, в покрытых вечным туманом землях, куда не проникают лучи солнца) и тем не менее о киммерийцах до сих пор толком мало что известно ... После Гомера о киммерийцах как обитателях степей северного Причерноморья писал поэт Аристей из Проконнеса в поэме «Аримаспея». Здесь же упоминались гипербореи, арисмаспы и другие фантастические народы ...
1675908804395.png
Киммерийцы
Из словаря Брокгауз и Ефрон узнаем: «В «Одиссее» Гомера киммерийцы являются баснословным народом, живущим на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи солнца. Название киммерийцы производят от финикийского Kamar — темный. В историческое время киммерийцами назывался народ, живший близ Таврического (Киммерийского) пролива; их имя сближают с греческим словом χειμέριοι, то есть зимние. Около VIII в. до н.э. киммерийцы были изгнаны из своей родины перешедшими через Дон с востока сколотами-скифами, переселились во Фракию, здесь соединились с трерами и в союзе с ними несколько десятков лет, в начале VII в. до н.э., грабили Малую Азию. Они уничтожили Фригийское царство, угрожали существованию Лидийского: царь Лидии Гигес пал в битве с ними. С ассирийцами киммерийцы столкнулись около 675 г. до н.э.; Ассаргаддон воевал с ними и называет их гимирраи. Они разрушили Магнезию на Меандре и осаждали Ефес, в котором поэт Каллин увещевал сограждан к мужественному им отпору. Преемники Гигеса продолжали войну с киммерийцами; Алиат освободил от них Малую Азию до Галиса. В этих войнах киммерийцы были почти уничтожены. Часть их, как предполагают, соединилась со скифами, около 640 г. до н.э. напавшими на Переднюю Азию, разгромившими Ассирию и все страны до границ Египта».
Достоверный факт - в VIII в. до н. э. в Переднюю Азию откуда-то с севера вторгся ранее неизвестный народ, могучий и воинственный. Многие древние царства были полностью разрушены, взяты и сожжены крупные города. Греки называли этот народ «киммерийцами», ассирийцы и вавилоняне – «гимир» или «гамир», в Библии они называются «гомер». Ряд библейских апокрифов считает киммерийцев чудовищным народом, который должен явиться во всей своей мощи в конце времён.
Кавказская мифология знает киммерийцев как живших в древности исполинов …
Но длилось это весьма недолго. Уже к VI в. киммерийцы исчезают, причем полностью, оставив следы только в письменных источниках своего времени – греческих, ассирийских, вавилонских и многих других. Ну и заодно оставляют большую загадку для современных историков.

1675908880089.png
Изображение киммерийцев на этрусской вазе. VI в. до н.э.
Итак, киммерийцы (устаревшее киммеры) — кочевые племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII в. до н.э. и в VII в. до н.э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии. Это также условное название так называемых «доскифских» народов Северного Причерноморья железного века. Гимирру из ассирийских источников (именовавших этих кочевников вначале старым термином «умман-манда», то есть «варвары с севера») могут быть тождественны киммерийцам античных авторов, вытесненным из степей на Ближний Восток продвижением скифов. О вторжении скифов в земли киммерийцев, их миграции в Малую Азию и установлении там их власти писал Гекатей из Милета, который в этом вопросе послужил основным источником для «Истории» Геродота. Последний полагал, что киммерийцы населяли причерноморские степи прежде скифов и упоминал ряд сохранившихся с тех пор названий («Боспор Киммерийский»).
В современной историографии «киммерийская проблема» одна из самых запутанных и не имеет решения, которое устраивало хотя бы большинство историков.
Какие только гипотезы не выдвигались. Одни исследователи относят киммерийцев к народам «фракийского круга», другие считают их ираноязычными кочевниками. Долгое время господствовала гипотеза, что это вообще не отдельный народ, а часть скифов, их социальная прослойка. Однако детальное изучение письменных источников опровергло эту гипотезу. И все -таки с точки зрения большинства историков, киммерийцы были ираноязычным народом, родственным скифам. Хотя, есть и альтернативные мнения. Согласно одному из них, киммерийцы относились к арийской общности, когда она еще не разделилась на иранскую и индоарийскую ветви.
Обращает на себя внимание созвучие имени киммерийцев с кимврами – народом, вторгшимся в Римскую державу в конце II в. до н.э. Кимвров обычно считают германцами. Но здесь можно указать на распространение в древности одних и тех же названий народов на разных территориях. Названия киммерийцев, кимвров и кимбров также могли быть наследием некой индоевропейской общности.
Заметим, что франкские королевские анналы именно от киммерийцев выводят происхождение династии Меровингов. Эти же кочевники считались общим предком франков, шведов и англичан.
Все древние письменные источники о киммерийцах можно разделить на две части – ассиро-вавилонские и древнегреческие.
Ассирийцы и вавилоняне говорят о них как о современниках и реальных врагах, с которыми они встречались и воевали. А греки пришли в Анатолию позже и киммерийцев не застали и писали о них в прошедшем времени. Поэтому греки делали упор на истории и происхождении киммерийцев, а восточные источники больше говорят о конкретных событиях. Вместе они дают следующий результат.
1675908969949.png
Урартская боевая колесница преследует легковооружённого всадника-киммерийца. Реконструкция Михаила Горелика
1675909011846.png
Киммерийцы во время похода против Урарту, VIII – VII в. до н.э. Реконструкция Евгения Края
Во-первых, можно говорить о том, что киммерийцы пришли с севера, из Причерноморья и Крыма. Об этом пишут греческие авторы-историки, а ассирийцы сообщают, что первыми с ними схлестнулись урарты в Закавказье.
1675909071611.png
Но примерно так двигались и скифы, и тогда это все-таки один народ (или его передовой отряд/часть).
1675909127062.png
Знатный скифский воин, VII – VI в. до н.э. Художник: Евгений Край
Однако нет. Все древние письменные источники сходятся еще в одном - они называют эти народы по-разному, говорят о вражде между ними и определяют разный ареал их обитания. Например, у ассирийцев это народы «гимир» или «гомер» (киммерийцы) и «ишкуза» (скифы). И тогда получается, что это два разных народа и скифы придя в Причерноморье изгнали киммерийцев на юг, в Анатолию, а потом и сами двинулись вслед за ними.
Генетические исследования последних лет подтверждают смешанный характер происхождения киммерийцев.
А вот письменные источники больше ничего не дают. Также остаются открытыми вопросы о происхождении и языке киммерийцев, известны только имени нескольких царей ... Происхождение этих слов остаётся неочевидным. По одной версии, язык киммерийцев имел древнеиранское происхождение, по другой — относился к «потерянному звену» между языками иранской и фракийской групп.
Учеными-археологами были проведены широкомасштабные раскопки в тех областях Малой Азии, где согласно письменным источникам, локализовались киммерийцы и скифы (а это разные регионы) и неожиданно выяснилось, что никаких различий в материальной культуре просто нет. Все они относится к так называемой «раннескифской культуре». В принципе ничего удивительного. Ведь и скифы, и киммерийцы кочевники-скотоводы и пришли из одного региона и сходство материальной культуры вполне объясняется одинаковым типом хозяйствования.
1675909180544.png
Материалы из киммерийского слоя памятника Норшун-Тепе на востоке Турции
По-видимому, предками киммерийцев являлись носители срубной археологической культуры, жившие в степях к западу от Урала и Волги и даже до Дуная в эпоху позднего бронзового века (во II тысячелетии до н.э.). Считается, что киммерийцам принадлежат археологические находки Черногоровской и Новочеркасской археологической культур X – VII вв. до н.э.
1675909247426.png
Комплексы археологических находок степной зоны Северного Причерноморья доскифского времени
Погребения киммерийцами обычно совершались в прямоугольных или овальных ямах, скрытых в курганах более раннего времени и ориентированных по оси восток-запад. Стены могильной ямы иногда обшивались деревом, из которого также сделаны перекрытия могил. Тела хоронились в скорченной позе. В мужских погребениях нередко встречаются находки железных кинжалов с бронзовыми рукоятями, а также бронзовые наконечники стрел и детали лошадиной упряжи. Женские захоронения в основном включают находки керамики ручной лепки. Некоторые погребения очень богато обставлены, в том числе золотыми украшениями и оружием, а также другими импортами малоазиатского и месопотамского происхождения, что свидетельствует о социальной дифференциации и дальних связях.
В Причерноморье киммерийцы создали одну из первых культур этого региона. Быт этого народа мало отличался от принципов жизни других кочевников. Племена объединялись вокруг воинов-вождей, которых Геродот в своих работах называет киммерийскими царями. В обществе киммерийцев существовали племенные советы, старейшины, за которыми нередко оставалось принятие важных решений.
Как же выглядели киммерийцы. Их облик напоминает типичного кочевника из ираноязычного племени. Об этом можно судить по изображениям на глиняной посуде, найденной археологами. Большая часть представителей этого народа носила островерхие шапки, сапоги, широкие штаны и куртки, что перевязывали поясом. Такой наряд был вполне удобен для верховой езды, а сами лошади были верными помощниками киммерийцев во время кочевий и войн. Образцы древнего искусства нередко демонстрируют всадников в сопровождении собак.
Основным занятием киммерийцев было разведение лошадей, что обеспечивало народ и пищей, и транспортом. Эти кочевники первыми сумели в полной мере приспособиться к климатическим условиям восточноевропейских степей. Развитие скотоводства также было связано с перемещениями по местности – теперь киммерийцы искали подходящие пастбища для своих животных. Археологические находки указывают на то, что в киммерийских племенах было немало превосходных ремесленников. Они мастерски изготавливали орудия труда, наконечники для стрел и копий, всевозможные украшения. Нередко традиционными орнаментами киммерийцы украшали рукояти ножей, посуду, металлические детали одежды. В киммерийском искусстве явно прослеживается тяготение к геометрическим формам. Кроме того, на украшениях часто встречаются изображения женской фигуры и змеи. Это – воплощение культа матери и божеств плодородия.
1675909329164.png
Киммерийские изделия из кости
Основная часть жизни киммерийцев проходила в походах и войнах. Завоевание новых территорий открывало неограниченные возможности народу, делало его более могущественным и значимым. Господствующее положение в войске киммерийцев занимали конные воины. Главным оружием являлись железные мечи, в длину превышавшие 1 м. Их киммерийские бойцы использовали в сражениях при непосредственном столкновении с противником. В «мирное» время киммерийцы носили это грозное оружие на левом боку. Воины пользовались особым уважением народа.
1675909371099.png
Клазомены, Турция. Киммерийцы, изображённые на ионийском саркофаге, VI в. до н.э.
В «Одиссее», созданной в VIII в. до н.э., мелькает описание знакомства древних греков с этим народом, который живет на крайнем пределе обитаемой земли, ибо грекам времён «Одиссеи» это должно было казаться именно так. Географическая память о киммерийцах осталась у греков в тогдашнем названии Керченского пролива – Боспор Киммерийский. Какую-то область они именовали Киммерией – по-видимому, это нынешний Керченский полуостров. Греки считали, что всей страной, в которой позднее обитали скифы, прежде владели киммерийцы.
По Геродоту, пришедшие из-за Волги скифы напали на киммерийцев и вынудили их оставить родные степи. По преданию, киммерийцы не смогли договориться между собой, оказать ли сопротивление скифам или спасаться бегством и искать новых мест для поселения. Этот спор привел к братоубийственной войне между киммерийцами, в которой погибло множество народа, в основном знати, которая стояла за противоборство скифам. Всех павших в этой роковой битве, по Геродоту, киммерийцы похоронили где-то в районе реки Днестр (где ещё во времена Геродота якобы можно было видеть курган киммерийских царей), а оставшимся ничего не оставалось, как покинуть страну. Исход киммерийцев, преследуемых скифами, проходил вдоль Черноморского побережья Кавказа.
То есть примерно в середине — третьей четверти VIII в. до н.э. на территории современной Монголии и Восточного Казахстана поднялась волна передвижения кочевых народов, цепная реакция от которой затронула большую часть степной зоны Евразии. В целом вектор миграции был направлен с востока на запад и юго-запад: от гор Алтая и Тянь-Шаня в Среднюю Азию и далее в Иран, а также в казахские степи и далее на запад — за Волгу, на Кавказ и в Северное Причерноморье. Продвигаясь вперед, эти племена подчиняли стоявшие на пути народы, сгоняя их с прежних мест, одних заставляя примкнуть к себе, а других вынуждая спасаться бегством. Геродот сообщает, что, когда скифы перешли Волгу, киммерийцы, населявшие прежде эти степи, частично ушли оттуда в земли к югу от Кавказа, а частично покорились завоевателям. Так скифы установили гегемонию в степной зоне Северного Причерноморья и Предкавказья. Со временем по их имени все другие ираноязычные кочевники этого региона стали именоваться скифами — точно так же, как прежде они именовались киммерийцами по предыдущему доминирующему племени.
Геродот рассказывает, что с приближением врага киммерийцы стали держать совет, что им предпринять перед лицом столь грозного и многочисленного противника: «И вот на совете мнения разделились (…) Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне (для современников Геродота)). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной».
1675909447219.png
Кочевники киммерийцы на ассирийском рельефе VII в. до н.э.
Спасаясь от скифов, киммерийцы, согласно Геродоту, ушли в Малую Азию, куда они попали, всё время двигаясь вдоль берега Понта (Чёрного моря). Преследовавшие их скифы сбились с пути и, «обойдя Кавказ слева», оказались в землях мидян. Возможно, это означает, что скифы шли через Дербентский проход, в то время как киммерийцы воспользовались маршрутом через Дарьяльское ущелье. Оказавшись в Азии, они поселились на Синопском полуострове на севере современной Турции и отсюда стали предпринимать опустошительные набеги во внутренние районы.
1675909494880.png
Передняя Азия в VIII – VII вв. до н.э.
В конце VIII в. до н.э. киммерийцы появляются на Ближнем Востоке. В 714 г. до н.э. они поселяются на землях государства Урарту. Урартский царь Руса I, попытавшийся подчинить их, но потерпел страшное поражение.
В ассирийских документах киммерийцы впервые встречаются в правление царя Саргона II (722 – 705 гг. до н.э.). Сами ассирийцы в это время ещё непосредственно не сталкивались с киммерийцами, и потому все сообщения о них представляют собой лишь разведывательные донесения о событиях, происходивших на отдалённых границах страны Урарту. Из этих писем следует, что киммерийцы (Gimirri) находились примерно к северу или северо-западу от озера Севан, и что прежде они платили дань царям Урарту. В 714 г. до н. э. царь Руса I (735 – 714 гг. до н.э.) совершил неудачный поход против них и потерпел крупное поражение. Урартское войско было уничтожено, погиб царский военачальник, а двое наместников царя вместе со множеством других знатных лиц попали в плен. Источник сообщал, что население страны охвачено паникой и опасается вторжения врагов.
Страхи урартов оказались не напрасны. Воспользовавшись ослаблением противника, ассирийский царь Саргон II в том же году предпринял большой поход против Урарту, разбил войска урартов, разграбил святилище главного бога Халди в Муцацире и вывез оттуда огромную добычу.
1675909558164.png
Урарту в правление Русы I, завоевательный поход ассирийского царя Саргона II и нашествие киммерийцев в 714 г. до н.э.
На следующие три десятилетия сведения о киммерийцах пропадают из документов. Вероятно, в это время кочевники-киммерийцы оставались в юго-восточной части Закавказья и оттуда угрожали набегами границе Урарту и Ассирии. К этому времени можно выделить две ветви этих племён: условные «западные» и «восточные» киммерийцы. Первые будут активно участвовать в исторических событиях на территории Малой Азии. Вторые — относительно мирно существовать на восточных границах Ассирии, постепенно ассимилируясь с местным населением.
В то же время восточные киммерийцы сыграют важную роль в восстании Каштарити, вождя мидян, в результате которого в 673 г. до н. э. появится новая сила — Мидийское царство. После этого события упоминания о восточных киммерийцах прекращаются — они ассимилируются среди разнообразных этносов новообразованного государства.
1675909614027.png
Восточное Средиземноморье в ранний железный век
Около 680 г. до н.э. часть скифов, некогда изгнавших киммерийцев с их родины, двигаясь вслед за беглецами, сами перешли Кавказ. Под их напором киммерийцы отступили в юго-западном направлении.
Они двинулись на Ассирию, Каппадокию и Фригию – царства в Малой Азии. Где-то они проигрывали сражения, где-то одерживали победы.
Эпоха могущества Фригии относится ко второй половине VIII в. до н.э., когда её цари Гордий (около 750 г. до н.э.) и его сын Мидас I (около 725 – 696 гг. до н.э.) сумели подчинить своей власти большую часть Малой Азии. Борьба с Ассирией за влияние в буферных мелких царствах горной части Киликии завершилась не в их пользу и в конечном счёте ослабила фригийцев перед более могущественными соседями. В 675 г. до н.э. урартский царь Руса II (680 – 639 гг. до н.э.) провёл успешный поход против восточной части Фригии. Около 670 г. до н.э. киммерийцы, действуя, возможно, в союзе с Урарту, разгромили ядро фригийской территории, взяли и разрушили её столицу Гордион. В борьбе с ними погиб последний царь Мидас II (около 685 – 675 гг. до н.э.), герой греческих мифов. Эта область была плотно населена еще до киммерийцев, и им нигде не удалось прочно закрепиться. Во второй половине VII в. до н.э. они, очевидно, полностью растворились в местном населении, теряя свою идентичность.
1675909687294.png
Цитадель Гордиона
Разгром Фригии киммерийцами оказался на руку царям Лидии, которые прежде находились в зависимости от наследников Мидаса. Около 685 г. до н.э. знатный военачальник Гиг основал лидийскую царскую династию Мермнадов. Он подчинил обширные западные окраины Фригийской державы, в том числе Троаду, Мисию и Карию. Для борьбы с киммерийцами в 667 г. до н.э. Гиг заручился покровительством ассирийского царя Ашшурбанипала (669 – 627 гг. до н.э.). Около 665 г. до н.э. ему удалось успешно отразить нападение кочевников. Чтобы продемонстрировать одержанный успех, а заодно и верноподданнические чувства, лидийский царь отправил в Ниневию двух захваченных в плен вождей киммерийцев. Через несколько лет Гиг перестал выплачивать Ассирии дань, а в 654 г. до н.э. даже вступил в союз с враждебным ей египетским царём Псамметихом. Пока его враги были заняты взаимной борьбой, Гиг продолжал расширять свои владения в Малой Азии.
1675909785487.png
Места, связанные с пребыванием киммерийцев в Передней Азии
Экспансия киммерийцев в западной части Малой Азии продлилась дольше. Она пришлась на время правления в Лидии царя Ардиса II – первого в истории государственного деятеля, начавшего чеканку монеты определённого веса и пробы. Ардис II c 678 по 644 гг. до н.э. был соправителем своего отца Гигеса, а после до 629 г. до н.э. царствовал самостоятельно. Как раз в этот период киммерийцы напали на его государство и овладели его столицей Сарды. В 644 г. до н.э. киммерийский царь Тугдамме (на греческом Лигдамид) вторгся в Лидию с большим войском. Гиг вышел ему навстречу, однако потерпел поражение и погиб.
Киммерийцы хозяйничали в Лидии, пока сыну Ардиса Садиатту (629 – 617 гг. до н.э.) не удалось изгнать их из своей страны. Вскоре после этого киммерийцы полностью исчезли с исторической сцены.
Вслед за взятием Сард киммерийцы предприняли поход против греческих городов Ионии и Эолиды. По данным греческой традиции, они захватили и разрушили Магнесию на Меанде, разорили Эфес и сожгли находившийся здесь знаменитый храм Артемиды. Вероятно, кочевники оставались в западной части Малой Азии как минимум три года. Аристотель сообщает, что киммерийцы располагались лагерем в Антадре у подножия Иды. Другая часть орды киммерийцев находилась в приенской Батинете напротив Самоса. Отсюда они предпринимали нападения на другие местности. В страхе перед ними сельские жители бежали на острова, а оставшиеся спешно возводили укрепления вокруг городов.
В 641 г. до н.э. царь Тугдамме увёл своих людей в Киликию. Здесь он вскоре скончался от какой-то болезни. Её симптомы красочно описаны в ассирийских документах: «… он стал безумным и в помрачении разума кусал свои пальцы. Половина его тела была разбита параличом, острая боль поразила ему сердце, был истерзан и отвалился его член. В истечениях и выделениях, стонами его жизнь закончилась». Греки, узнав о гибели Лигдамида, полагали постигшую его болезнь карой Артемиды за разграбление своего святилища.
1675909839663.png
Изображение киммерийского лучника на греческой вазе VII в. до н.э.
После смерти Тугдамме к власти пришёл его сын Шандакурру. Он пытался продолжать нападения на Ассирию, но, по-видимому, неудачно. Документы времён Ашшурбанипала благодарят за заступничество от кочевников бога Мардука, но никак не проясняют судьбу киммерийцев, сведения о которых исчезают после 640 г. до н.э. Античная традиция, представленная Страбоном, говорит о том, что киммерийцев и их союзников уничтожили традиционные враги — скифы. Другая версия событий принадлежит Геродоту, который приписывает победу над киммерийцами лидийскому царю Алиатту. Отсутствующие у Геродота подробности встречаются в тексте Полиена: «Алиатт, когда выступили против него киммерийцы, имеющие тела необыкновенные и звероподобные, вывел в сражение вместе с прочими силами и самых сильных собак, которые, приблизившись к варварам, как зверей, многих из них убили, остальных же вынудили позорно бежать».
1675909888227.png
Расписной терракотовый саркофаг из Клазомен с изображением схватки лидийцев и киммерийцев (археологический музей Измира)
Вероятно, источником этих сведений послужил не дошедший до нашего времени текст историка Ксанфа Лидийского, который приписывает Алиатту (591 – 560 гг. до н.э.) деяния его деда Ардиса (644 – 603 гг. до н.э.). Известно, что Ардис, взойдя на престол, возобновил соглашение с ассирийцами, ранее заключённое его отцом Гигом. Обоих участников соглашения сближал страх перед общим противником — киммерийцами.
Вскоре после этого ассирийские союзники скифы обрушились на киммерийцев в Малой Азии. Возможно, за приведённым в тексте Полиена преданием об участии «самых сильных собак» в сражении против киммерийцев в действительности скрывается историческая память о молодых скифских воинах. Как бы то ни было, киммерийцы не смогли оправиться от поражения. Многие воины погибли в бою, а оставшихся сравнительно быстро ассимилировали скифы или местные народы Малой Азии.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх