(ТЕОРИЯ) Мышление. Речь

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1681632344499.png
Человек постоянно получает огромное количество информации из окружающего мира. Он обрабатывает эту информацию в процессе мышления.
Понятие мышления
1681632385697.png
Мышление — высшая ступень познавательной деятельности человека. В процессе мышления человек активно отражает усвоенные знания об окружающем мире, преобразовывая их в суждения, гипотезы, теорию.
Мышление — процесс опосредованного и обобщённого познания окружающего мира.
Соответственно, мышление позволяет человеку получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые нельзя воспринимать непосредственно в ходе чувственного познания.
Особенности мышления
Из приведённого выше понятия можно выделить две основные особенности мышления:
Опосредованность — человек получает знания об объекте познания косвенно, опираясь на чувственный опыт и ранее приобретённые теоретические знания;
Обобщённость — человек в процессе мышления использует разные виды обобщений, связывает воедино различные свойства объектов познания.
Кроме того, мышлению присущи и другие важные особенности:​
- личностный характер — мышление обладает довольно сильной личностной окраской, поскольку в этот процесс вовлекаются эмоционально-волевые стороны личности;
- социальная природа — в процессе мышления человек использует чувственный опыт и теоретические знания, уже полученные человечеством ранее;
- неразрывная связь с речью — в процессе мышления человек использует язык и речь, чтобы выражать мысли, формулировать понятия, выводить суждения и умозаключения.
1681632448285.png
О такой особенности мышления, как неразрывная связь с речью, следует сказать отдельно. Она заключается в том, что речь — универсальное средство выражения мысли. Мысль становится мыслью только после того, как её облекли в слова.
Речь — форма, в которой проявляется сознание человека, когда он контактирует с другими людьми, а также форма мышления.
Соответственно, речь не существует без мышления, а мышление — без речи; они неразрывно связаны.
1681632487706.png
Приведённые выше особенности присущи мышлению как таковому, то есть мышлению любого человека. Однако у мышления конкретного человека могут быть и индивидуальные особенности:
- быстрота
— скорость, с которой мышление протекает;
- самостоятельность — умение человека увидеть и поставить новый вопрос или проблему, решить их собственными силами;
- критичность — способность человека в процессе мышления оценивать его результаты, находить в них сильные и слабые стороны.
Виды мышления
В зависимости от формы выделяют три вида мышления:​
1. наглядно-действенное (практическое мышление): решает конкретно поставленные задачи и выражается в практической деятельности людей;
2. наглядно-образное (художественное мышление): использует отвлечённые мысли и обобщения, воплощается в конкретных образах;
3. словесно-логическое (абстрактное мышление): направлено на поиск закономерностей в природе и обществе, воплощается в общих связях и отношениях.
1681632544809.png
Однако этим классификация видов мышления не ограничивается, выделяют также следующие его виды:
- в зависимости от характера — теоретическое мышление, основанное на теоретических рассуждениях, и практическое мышление, основанное на решении практических задач;
- в зависимости от степени новизны — репродуктивное мышление, не образующее новых знаний, и продуктивное мышление, вырабатывающее новые идеи, гипотезы;
- в зависимости от степени развёрнутости — дискурсивное мышление, основанное на логике, и интуитивное мышление, основанное на непосредственном чувственном восприятии, «схватывании» ситуации.
Основные формы мышления
Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх основных форм:
- понятие — отражение общих закономерных связей в определении посредством слов и словосочетаний: «право», «политика», «религия»;
- суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи посредством повествовательного предложения: «Земля — третья по счёту планета от Солнца»;
- умозаключение — выведение нового суждения на основе других посредством рассуждения: «Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля вращается вокруг Солнца. Следовательно, Земля — планета Солнечной системы».
Операции (приёмы, методы) мышления, их содержание
В ходе мыслительной деятельности человек использует специальные операции (приёмы, методы). Они включают:
1. индукцию — движение мысли от частного к общему: «Сто делится на пять. Следовательно, все числа, оканчивающиеся нулём, делятся на пять»;
2. дедукцию — движение мысли от общего к частному: «Все люди смертны. Петров — человек. Следовательно, Петров смертен»;
3. анализ — разделение целого на составные части: например, разбор слова по составу, составление плана текста;
4. синтез — сбор составных частей в единое целое: например, химический синтез различных элементов, в ходе которого создаётся новое вещество или материал;
5. сравнение — сопоставление различных предметов и явлений: например, сравнение уровня жизни в Канаде и Мексике.
Связь мышления с деятельностью человека
Мышление тесно связано с деятельностью человека. В процессе мышления человек открывает законы, по которым живёт окружающий мир. Использование этих законов в познавательной деятельности даёт человеку возможность активно воздействовать на окружающий мир, преобразовывать его. Соответственно, деятельность — не что иное, как результат мышления. Существует и обратная связь: деятельность помогает развитию мыслительных способностей.
Итоги
Мышление — процесс опосредованного и обобщённого познания окружающего мира. Мышлению присущи такие особенности, как опосредованность, обобщённость, личностный характер, социальная природа и неразрывная связь с речью. Это общие признаки, однако существуют также и индивидуальные признаки мышления, присущие конкретным людям.
К видам мышления относится наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, а к формам мышления — понятие, суждение и умозаключение. Этих результатов мыслительной деятельности человек добивается благодаря методам мышления, в числе которых индукция, дедукция, анализ, синтез и сравнение.
Связь мышления с деятельностью человека проявляется в том, что деятельность — результат мышления, а также она помогает развитию мыслительных способностей.
1681632646517.png
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх