(ТЕОРИЯ) Неугомонный Баренц: поиск новых путей в Китай

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Пусть глупцы, насмешники и клеветники … признают бесплодной ту попытку, которая только в конце дает полезный результат. Ведь если бы знаменитые и славные мореплаватели Колумб, Кортес, Магеллан и многие другие, открывшие самые дальние страны и царства, оставили свои намерения после первой, второй и третьей неудачной поездки, то впоследствии они никогда не достигли бы результатов своих трудов …
Геррит де Фер. «Морской дневник (Плавания Баренца)»​

К концу XVI в. только две области на Земле оставались ещё «белыми пятнами» – Арктика и Антарктика. Экспедиции Вильяма Баренца открыли сразу несколько крупных архипелагов и островов Западной Арктики. В 1594 – 1597 гг. отважные голландские мореплаватели обнаружили два архипелага: Шпицберген и Новая Земля, а также подтвердили существование крупных островов в Ледовитом море (Баренцевом море).
Виллем Баренц трижды был в экспедициях: в 1594, в 1595 и в 1596 — 1597 гг. Исследователь искал северный морской путь из Европы в Ост-Индию. Первые две экспедиции закончились в районе архипелага Новая Земля. В ходе третьей Баренц обнаружил Шпицберген и обогнул северную оконечность Новой Земли. Корабль затёрло во льдах, поэтому Баренцу и его команде пришлось высадиться на берегах бухты Ледяная Гавань. После арктической зимовки удалось возобновить экспедицию: команда на двух шлюпках добралась до материка. Баренц скончался от цинги во время последней экспедиции, 20 июня 1597 г.
В честь голландского мореплавателя и исследователя названы Баренцево море, один из островов и город на архипелаге Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.

1689228648962.png
Виллем Баренц (Виллем Баренц ван дер Схеллинг). Голландский мореплаватель и исследователь. Руководитель трёх арктических экспедиций, целью которых был поиск северного морского пути в Ост-Индию
В 1581 г. на карте Европы появилось новое государство – Республика Соединённых провинций (Объединённое королевство Нидерландов). Независимое голландское купечество стремилось установить свои торговые связи с заморскими территориями, но им мешали бороздившие океаны пираты из Англии. Франции и Испании, представляя реальную угрозу голландским торговым кораблям.
Еще одной причиной, побудившей Нидерланды заняться поисками северного морского пути в конце XVI в., являлось господство Испании и Португалии, полностью контролировавших «дорогу специй» вдоль побережья Индии в эпоху Великих географических открытий. А голландцам, англичанам и французам приходилось искать северный путь к богатствам Китая и Индии, о существовании которого первым догадался известный географ и историк Паоло Джовио.
1689228693066.png
Корабль голландской экспедиции у берегов Новой Земли. Первая экспедиция 1594 г. Старинная голландская гравюра
Желая наладить торговые связи с Юго-Восточной Азией – Индией и Китаем (откуда европейские купцы везли драгоценные камни, чай, ценные породы дерева, пряности) и обезопасить свои купеческие суда, голландцы решили наладить отправку торговых караванов в обход Атлантического и Индийского океанов, – вокруг северного побережья Евразии. Идейным вдохновителем этой и ещё двух последующих поисковых экспедиций стал знаменитый астроном и космограф, богослов и картограф Петр Планций или Платевойт (развивший идеи Джовио).
1689228745735.png
Пётр Планций
В 1594 г. по решению амстердамских купцов и принца Оранского «были снаряжены четыре корабля для открытия удобного морского пути в царства Китайское и Синское». Корабли были снаряжены купцами и под завязку забиты товарами для торговли в Китае и Индии.
Корнелис Най (капитан одного из судов) направился на восток, вошел в Карское море и достиг, по-видимому, западного берега Ямала. Отметив, что здесь берег отклоняется к югу, они сочли свою задачу выполненной и поспешили в обратный путь. Полагали, будто достигли восточной окраины Татарии и далее начинаются китайские владения.
Новая Земля была обнаружена неожиданно 4 июля 1594 г.: «под вечер Виллем Баренц при помощи своего астрономического креста (старинный угломерный инструмент для измерения высоты солнца) определил высоту солнца, когда она была наименьшей. Эти наблюдения были проделаны приблизительно в 5 или 6 милях от Новой Земли». Так в дневнике Геррита де Фера (голландский мореплаватель, участвовавший путешествиях Виллема Баренца) описывается географическое открытие крупнейшего в Евразии архипелага – Новая Земля. Пройдя небольшое расстояние вдоль берега новооткрытой суши, голландцы обнаружили и первый географический репер, объект, – вытянутый в море низкий мыс, который они назвали «Лангенес» (Длинный Нос). Отсюда голландские корабли двинулись вдоль берега на север и северо-восток в надежде найти проход и обойти эту обширную сушу. На карту наносились новые географические названия.
1689228824296.png
Карта первой экспедиции Баренца, составленная ван Линсхотеном. 1601 г.
Стоит заметить, что и до них не одно десятилетие сюда на промыслы ходили русские поморы из низовьев Печоры и других поселений Архангельского Севера. Их маршруты простирались далеко на север архипелага, вплоть до Крестовых островов, знали они и многие географические пункты, открытые позже голландцами, но все их знания о крупнейшем архипелаге были на уровне рассказов. Возможно, они даже не представляли, что Новая Земля состоит из двух крупных островов. Поморы ласково называли Новую Землю Маткой или Маточкой, подразумевая в её облике мать-кормилицу. Ведь они ходили сюда на промыслы – за морским зверем, рыбой и песцом.
1689228868121.png
Голландцы впервые высаживаются на Новую Землю (1594 г.). Старинная голландская гравюра
Но в Юго-Восточную Азию голландским мореплавателям пройти не удалось. Преодолеть ограничивающую с запада ледовитые арктические моря Новую Землю и лежащие к востоку от неё акватории не удалось, непреодолимые льды встали ледяной преградой на пути.
Эта неудача не смутила голландцев, и на следующий год они послали по тому же маршруту сразу семь каравелл. И вторая голландская экспедиция в поисках морского пути в «царства Китайское и Синское» окончилась неудачей. Казалось бы, после двух неудачных попыток голландцы отступят. Но голландские мореплаватели открыли арктических животных – белого медведя, атлантического моржа, дали их описание, сообщили миру о виденных ими птицах – казарках и прочих, первыми наблюдали гнездовые колонии на скалах, птичьи базары и многое другое.
1689228911564.png
Голландцы встретили белого медведя. Иллюстрация из «Морского дневника» Геррита де Фера (помощник Баренца и «летописец» его экспедиций)
Вначале 1596 года «амстердамский сенат снарядил два корабля и нанял моряков». Выйдя из Голландии в мае, 7 июня они подошли к огромному массиву льдов, барражируя вдоль ледяных полей. Не зная, куда их занесло, европейские мореплаватели решили, что они у ледяных берегов Гренландии. Почти две недели голландские моряки плавали вдоль неизвестной земли. Тут их также преследовали белые медведи, на которых они с успехом охотились. 1 июля голландские корабли разошлись. Ведомый Гемскерком (капитан) и Баренцем (штурман) корабль (с командой из 17 человек) двинулся на восток, к Новой Земле (вторым судном командовал Ян Корнелиус Рейп (позднее спасший своих соотечественников)).
1689228955081.png
Якоб ван Хемскерк (1567 – 1607 гг.). Голландский мореплаватель и адмирал, капитан Голландской Ост-Индской компании. Принимал участие в третьем и последнем плавании Баренца (1596 – 1597 гг.), которое закончилось зимовкой на Новой Земле. 1 ноября 1597 г., после смерти Баренца, он с остатками экспедиции вернулся в Амстердам
17 июля они подошли к уже знакомым им западным берегам Северного острова Новой Земли на широте открытого в 1594 г. залива Ломсбэй. Дальнейший маршрут корабля лежал на север. Голландцы оказались среди труднопроходимых льдов и белых медведей. Через два дня их корабль достиг мыса Желаний (позже это название трансформировалось в мыс Желания) – Kaap Begeerte, но сплочённые льды не позволили пройти на восток в Карское море. Тогда Виллем Баренц решил вернуться на юг к Вайгачу и, обойдя его, идти вдоль восточного берега Новой Земли.
1689228989460.png
Третья экспедиция, 1596 – 1597 гг. Голландцы перетаскивают на берег Ледяной Гавани лодки и провизию с затёртого льдами корабля. Старинная голландская гравюра. Если верить свидетельству де Фера, белый медведь задрал одного из участников экспедиции на зимовке в Ледовой гавани
Но 26 августа судно вошло во льды и, как оказалось в дальнейшем, навсегда осталось в ледяном плену. 11 сентября мореплаватели сошли на берег и приняли решение зазимовать. Залив, на берегу которого они решили провести зимовку, назвали Ледяная Гавань.
1689229037779.png
«Дом спасения» («Behouden Huys») на берегу Ледяной Гавани. На переднем плане – пасти, ловушки на песцов. Голландская гравюра 1598 г.
За шесть недель они построили дом, названный ими «Behouden Huys» (Дом спасения). Строительного материала было мало, и в поисках плавника приходилось уходить за несколько километров. На санях брёвна сволакивали на место будущей постройки, из них собрали сруб, а для крыши и входа в дом использовали доски от палубы: их отрывали и по льду доставляли на сушу.
1689229077211.png
Для дополнительного утепления дома поверх деревянной крыши положили парус, который утяжелили камнями, чтобы не снесло ветром. Внутри размещались пять лежанок, каждая на трёх человек; в центре горел открытый очаг. Дрова для отопления хранились снаружи. Проведённые несколько месяцев на берегу залива Ледяная Гавань были полны приключений и трагизма. У оказавшихся на берегу Ледяной Гавани голландцев было три главных заботы – продовольствие, поддержание тепла и защита от нападений белых медведей.
1689229108254.png
«Дом спасения» изнутри. Старинная голландская гравюра
Арктический мороз пробирался везде и доставал зимовщиков ежесекундно и в доме, и «на улице». В конце ноября они начали охотиться на песцов, решив добывать тёплый мех и из них пошить себе шапки. С этими шапками они не расстались вплоть до самого возвращения в Амстердам. К 11 декабря мороз стал настолько сильным, что уже не помогали и широкие кожаные морские сапоги с овчинным носом, которые, по мнению голландцев, предназначались для работы в холодной воде. Голландцы старались без особой нужды не выходить из дома: сидели внутри, лишь охотники и караульщики по необходимости работали на морозе. Кое-кто пытался изготовлять тёплую обувь из песцовых шкурок. 31 декабря мороз был таким сильным, что сидящие внутри дома люди, греясь у очага, протягивали к огню ноги и не замечали, что подошвы на сапогах прогорали быстрее, чем согревалось тело.
Количество провианта постепенно иссякало, хотя прием пищи был ограничен двумя трапезами в день. Постоянным пополнением рациона служило мясо песцов, которых голландцы ловили поблизости от своего дома. В планы голландцев не входило провести остаток жизни на берегу Новой Земли и они собирались по весне отправиться домой. Поэтому часть провизии всегда держали про запас, на обратный путь. 1 мая 1597 г. мореплаватели сварили последний запас мяса.
Постоянной проблемой была и защита от практически ежедневных нападений белых медведей. Такие нападения были днём и ночью. Поэтому зимовщики всегда выставляли караулы из «сторожей-наблюдателей» и убивали хищников при малейшей возможности, хотя применяемые ими способы охоты – топоры, пики, мушкеты и их небольшие свинцовые пули – годились разве что на кабана или оленя.
В конце зимовки, когда уже казалось, что многие лишения позади, наступило короткое полярное лето и замаячило скорое возвращение домой, заболел самый опытный из мореплавателей, душа и лидер экспедиции Виллем Баренц. В мае 1597 г. зимовщики приступили к постройке двух лодок, чтобы возвращаться домой. 29 мая они начали готовиться к отплытию в Голландию. 14 июня всё было готово, в плавание взяли минимум вещей и провианта.
1689229160931.png
Весна 1597 г. Отплытие голландцев после зимовки в Европу, из книги В.М. Пасецкого
Путь в 2000 км был омрачен несколькими трагическими событиями. Обогнув мыс Желания, голландцы потеряли своего командора Виллема Баренца; 20 июня он умер вместе со своим слугой. Причиной, видимо, была цинга …
1689229192085.png
Кристиан Портман. «Смерть Баренца». 1836 г.
Де Фер писал: «Смерть Виллема Баренца причинила нам немалое горе, ибо он был нашим главным руководителем и незаменимым штурманом». Тело Баренца опустили в море, которое позже получило его имя
Позже путники потеряли и часть провизии. Пристав к плавающей льдине и выгрузив на неё весь свой провиант, они не заметили, как льдина треснула. К счастью, южнее стали попадаться колонии гнездящихся морских птиц. Голландцы забирались на отвесные скалы, собирали на базарах яйца и ловили самих птиц.
1689229236626.png
Памятный знак совместной русско-голландской экспедиции 1996 г. к 400-летию третьей голландской экспедиции (памяти В. Баренца)
26 июля обе лодки достигли пролива Костин Шар, где они встретили русских промысловиков-поморов, с которыми познакомились во время первой экспедиции в проливе Югорский Шар. Русские зверобои снабдили их хлебом и другой провизией. Отсюда, от западных берегов Южного острова Новой Земли, путь в Европу был уже проще, 4 августа голландцы были у берегов устья Печоры.
1689229291859.png
Встреча голландцев с русскими промышленниками. Старинная голландская гравюра
18 сентября мореплаватели оказались в Коле, где их взял на борт находившегося здесь второго корабля экспедиции Ян Корнелиус Рейп; он в начале экспедиции отказался плыть на восток и остался исследовать Шпицберген (за прошедшее время он успел побывать на родине, снарядить судно с товарами и продать их в Архангельске). В память о своем путешествии голландцы оставили жителям тогдашнего самого северного русского города одну из своих лодок; позже она ещё долго стояла здесь в гостином дворе. Другую же лодку голландцы привезли на родину, она до сих пор хранится как национальная реликвия в Амстердаме, в морском музее.
1 ноября 1597 г. жители города Амстердам наблюдали странную процессию. По ступеням дворца принца Морица Оранского поднимались 12 человек в износившейся зимней одежде и шапках из белых шкурок песца. Это были возвратившиеся из последнего, третьего, путешествия вокруг Европы и Сибири в поисках пути в «Китайское и Синское царства» моряки. Они направлялись в зал, где за большим столом их с нетерпением ожидали бургомистр, члены городского совета, канцлер и посол его Величества Короля Дании, Норвегии, готов и вандалов, консулы. Эти и другие официальные лица были приглашены во дворец для торжественного обеда в честь необычных приключений голландских мореплавателей в Арктике.
Для голландских купцов экспедиции не принесли прибыли. Но были открыты и составлены карты ранее неизвестных северных земель – острова Медвежьего, западных частей архипелагов Шпицберген и Новая Земля, островов Оранских, Штатов и других. По результатам этих плаваний на картах появились десятки новых географических названий и были определены их географические координаты.
1689229329896.png
Карта западного побережья Новой Земли с нанесёнными на неё голландскими названиями (по результатам плаваний В. Баренца) из европейского атласа
ван Лоона 1664 г.
Голландцы выполнили первые в истории Арктики «океанологические наблюдения»: на всём протяжении маршрутов по Баренцеву морю и его границе с Карским.
1689229388105.png
Одна из первых карт Новой Земли, составленная на основе плаваний голландцев
Они провели первую в истории европейцев зимовку в Арктике, подробно описали её события и осуществили беспрецедентное плавание на гребных лодках, пройдя от Ледяной Гавани до городка Колы в Русской Лапландии (современный Кольский полуостров).
1689229423628.png
Памятник Баренцу на острове Терсхеллинг
В целом, результатом экспедиций Баренца стали значительные географические открытия, карты, составленные поразительно точно для конца XVI в., а также метеорологические данные, которые до сих пор учитываются при изучении и прогнозировании арктического климата.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх