Пусть глупцы, насмешники и клеветники … признают бесплодной ту попытку, которая только в конце дает полезный результат. Ведь если бы знаменитые и славные мореплаватели Колумб, Кортес, Магеллан и многие другие, открывшие самые дальние страны и царства, оставили свои намерения после первой, второй и третьей неудачной поездки, то впоследствии они никогда не достигли бы результатов своих трудов …
К концу XVI в. только две области на Земле оставались ещё «белыми пятнами» – Арктика и Антарктика. Экспедиции Вильяма Баренца открыли сразу несколько крупных архипелагов и островов Западной Арктики. В 1594 – 1597 гг. отважные голландские мореплаватели обнаружили два архипелага: Шпицберген и Новая Земля, а также подтвердили существование крупных островов в Ледовитом море (Баренцевом море).
Виллем Баренц трижды был в экспедициях: в 1594, в 1595 и в 1596 — 1597 гг. Исследователь искал северный морской путь из Европы в Ост-Индию. Первые две экспедиции закончились в районе архипелага Новая Земля. В ходе третьей Баренц обнаружил Шпицберген и обогнул северную оконечность Новой Земли. Корабль затёрло во льдах, поэтому Баренцу и его команде пришлось высадиться на берегах бухты Ледяная Гавань. После арктической зимовки удалось возобновить экспедицию: команда на двух шлюпках добралась до материка. Баренц скончался от цинги во время последней экспедиции, 20 июня 1597 г.
В честь голландского мореплавателя и исследователя названы Баренцево море, один из островов и город на архипелаге Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.
Виллем Баренц (Виллем Баренц ван дер Схеллинг). Голландский мореплаватель и исследователь. Руководитель трёх арктических экспедиций, целью которых был поиск северного морского пути в Ост-ИндиюВ 1581 г. на карте Европы появилось новое государство – Республика Соединённых провинций (Объединённое королевство Нидерландов). Независимое голландское купечество стремилось установить свои торговые связи с заморскими территориями, но им мешали бороздившие океаны пираты из Англии. Франции и Испании, представляя реальную угрозу голландским торговым кораблям.
Еще одной причиной, побудившей Нидерланды заняться поисками северного морского пути в конце XVI в., являлось господство Испании и Португалии, полностью контролировавших «дорогу специй» вдоль побережья Индии в эпоху Великих географических открытий. А голландцам, англичанам и французам приходилось искать северный путь к богатствам Китая и Индии, о существовании которого первым догадался известный географ и историк Паоло Джовио.
Корабль голландской экспедиции у берегов Новой Земли. Первая экспедиция 1594 г. Старинная голландская гравюраЖелая наладить торговые связи с Юго-Восточной Азией – Индией и Китаем (откуда европейские купцы везли драгоценные камни, чай, ценные породы дерева, пряности) и обезопасить свои купеческие суда, голландцы решили наладить отправку торговых караванов в обход Атлантического и Индийского океанов, – вокруг северного побережья Евразии. Идейным вдохновителем этой и ещё двух последующих поисковых экспедиций стал знаменитый астроном и космограф, богослов и картограф Петр Планций или Платевойт (развивший идеи Джовио).
В 1594 г. по решению амстердамских купцов и принца Оранского «были снаряжены четыре корабля для открытия удобного морского пути в царства Китайское и Синское». Корабли были снаряжены купцами и под завязку забиты товарами для торговли в Китае и Индии.
Корнелис Най (капитан одного из судов) направился на восток, вошел в Карское море и достиг, по-видимому, западного берега Ямала. Отметив, что здесь берег отклоняется к югу, они сочли свою задачу выполненной и поспешили в обратный путь. Полагали, будто достигли восточной окраины Татарии и далее начинаются китайские владения.
Новая Земля была обнаружена неожиданно 4 июля 1594 г.: «под вечер Виллем Баренц при помощи своего астрономического креста (старинный угломерный инструмент для измерения высоты солнца) определил высоту солнца, когда она была наименьшей. Эти наблюдения были проделаны приблизительно в 5 или 6 милях от Новой Земли». Так в дневнике Геррита де Фера (голландский мореплаватель, участвовавший путешествиях Виллема Баренца) описывается географическое открытие крупнейшего в Евразии архипелага – Новая Земля. Пройдя небольшое расстояние вдоль берега новооткрытой суши, голландцы обнаружили и первый географический репер, объект, – вытянутый в море низкий мыс, который они назвали «Лангенес» (Длинный Нос). Отсюда голландские корабли двинулись вдоль берега на север и северо-восток в надежде найти проход и обойти эту обширную сушу. На карту наносились новые географические названия.
Стоит заметить, что и до них не одно десятилетие сюда на промыслы ходили русские поморы из низовьев Печоры и других поселений Архангельского Севера. Их маршруты простирались далеко на север архипелага, вплоть до Крестовых островов, знали они и многие географические пункты, открытые позже голландцами, но все их знания о крупнейшем архипелаге были на уровне рассказов. Возможно, они даже не представляли, что Новая Земля состоит из двух крупных островов. Поморы ласково называли Новую Землю Маткой или Маточкой, подразумевая в её облике мать-кормилицу. Ведь они ходили сюда на промыслы – за морским зверем, рыбой и песцом.
Но в Юго-Восточную Азию голландским мореплавателям пройти не удалось. Преодолеть ограничивающую с запада ледовитые арктические моря Новую Землю и лежащие к востоку от неё акватории не удалось, непреодолимые льды встали ледяной преградой на пути.
Эта неудача не смутила голландцев, и на следующий год они послали по тому же маршруту сразу семь каравелл. И вторая голландская экспедиция в поисках морского пути в «царства Китайское и Синское» окончилась неудачей. Казалось бы, после двух неудачных попыток голландцы отступят. Но голландские мореплаватели открыли арктических животных – белого медведя, атлантического моржа, дали их описание, сообщили миру о виденных ими птицах – казарках и прочих, первыми наблюдали гнездовые колонии на скалах, птичьи базары и многое другое.
Голландцы встретили белого медведя. Иллюстрация из «Морского дневника» Геррита де Фера (помощник Баренца и «летописец» его экспедиций)Вначале 1596 года «амстердамский сенат снарядил два корабля и нанял моряков». Выйдя из Голландии в мае, 7 июня они подошли к огромному массиву льдов, барражируя вдоль ледяных полей. Не зная, куда их занесло, европейские мореплаватели решили, что они у ледяных берегов Гренландии. Почти две недели голландские моряки плавали вдоль неизвестной земли. Тут их также преследовали белые медведи, на которых они с успехом охотились. 1 июля голландские корабли разошлись. Ведомый Гемскерком (капитан) и Баренцем (штурман) корабль (с командой из 17 человек) двинулся на восток, к Новой Земле (вторым судном командовал Ян Корнелиус Рейп (позднее спасший своих соотечественников)).
Якоб ван Хемскерк (1567 – 1607 гг.). Голландский мореплаватель и адмирал, капитан Голландской Ост-Индской компании. Принимал участие в третьем и последнем плавании Баренца (1596 – 1597 гг.), которое закончилось зимовкой на Новой Земле. 1 ноября 1597 г., после смерти Баренца, он с остатками экспедиции вернулся в Амстердам17 июля они подошли к уже знакомым им западным берегам Северного острова Новой Земли на широте открытого в 1594 г. залива Ломсбэй. Дальнейший маршрут корабля лежал на север. Голландцы оказались среди труднопроходимых льдов и белых медведей. Через два дня их корабль достиг мыса Желаний (позже это название трансформировалось в мыс Желания) – Kaap Begeerte, но сплочённые льды не позволили пройти на восток в Карское море. Тогда Виллем Баренц решил вернуться на юг к Вайгачу и, обойдя его, идти вдоль восточного берега Новой Земли.
Третья экспедиция, 1596 – 1597 гг. Голландцы перетаскивают на берег Ледяной Гавани лодки и провизию с затёртого льдами корабля. Старинная голландская гравюра. Если верить свидетельству де Фера, белый медведь задрал одного из участников экспедиции на зимовке в Ледовой гаваниНо 26 августа судно вошло во льды и, как оказалось в дальнейшем, навсегда осталось в ледяном плену. 11 сентября мореплаватели сошли на берег и приняли решение зазимовать. Залив, на берегу которого они решили провести зимовку, назвали Ледяная Гавань.
«Дом спасения» («Behouden Huys») на берегу Ледяной Гавани. На переднем плане – пасти, ловушки на песцов. Голландская гравюра 1598 г.За шесть недель они построили дом, названный ими «Behouden Huys» (Дом спасения). Строительного материала было мало, и в поисках плавника приходилось уходить за несколько километров. На санях брёвна сволакивали на место будущей постройки, из них собрали сруб, а для крыши и входа в дом использовали доски от палубы: их отрывали и по льду доставляли на сушу.
Для дополнительного утепления дома поверх деревянной крыши положили парус, который утяжелили камнями, чтобы не снесло ветром. Внутри размещались пять лежанок, каждая на трёх человек; в центре горел открытый очаг. Дрова для отопления хранились снаружи. Проведённые несколько месяцев на берегу залива Ледяная Гавань были полны приключений и трагизма. У оказавшихся на берегу Ледяной Гавани голландцев было три главных заботы – продовольствие, поддержание тепла и защита от нападений белых медведей.
Арктический мороз пробирался везде и доставал зимовщиков ежесекундно и в доме, и «на улице». В конце ноября они начали охотиться на песцов, решив добывать тёплый мех и из них пошить себе шапки. С этими шапками они не расстались вплоть до самого возвращения в Амстердам. К 11 декабря мороз стал настолько сильным, что уже не помогали и широкие кожаные морские сапоги с овчинным носом, которые, по мнению голландцев, предназначались для работы в холодной воде. Голландцы старались без особой нужды не выходить из дома: сидели внутри, лишь охотники и караульщики по необходимости работали на морозе. Кое-кто пытался изготовлять тёплую обувь из песцовых шкурок. 31 декабря мороз был таким сильным, что сидящие внутри дома люди, греясь у очага, протягивали к огню ноги и не замечали, что подошвы на сапогах прогорали быстрее, чем согревалось тело.
Количество провианта постепенно иссякало, хотя прием пищи был ограничен двумя трапезами в день. Постоянным пополнением рациона служило мясо песцов, которых голландцы ловили поблизости от своего дома. В планы голландцев не входило провести остаток жизни на берегу Новой Земли и они собирались по весне отправиться домой. Поэтому часть провизии всегда держали про запас, на обратный путь. 1 мая 1597 г. мореплаватели сварили последний запас мяса.
Постоянной проблемой была и защита от практически ежедневных нападений белых медведей. Такие нападения были днём и ночью. Поэтому зимовщики всегда выставляли караулы из «сторожей-наблюдателей» и убивали хищников при малейшей возможности, хотя применяемые ими способы охоты – топоры, пики, мушкеты и их небольшие свинцовые пули – годились разве что на кабана или оленя.
В конце зимовки, когда уже казалось, что многие лишения позади, наступило короткое полярное лето и замаячило скорое возвращение домой, заболел самый опытный из мореплавателей, душа и лидер экспедиции Виллем Баренц. В мае 1597 г. зимовщики приступили к постройке двух лодок, чтобы возвращаться домой. 29 мая они начали готовиться к отплытию в Голландию. 14 июня всё было готово, в плавание взяли минимум вещей и провианта.
Путь в 2000 км был омрачен несколькими трагическими событиями. Обогнув мыс Желания, голландцы потеряли своего командора Виллема Баренца; 20 июня он умер вместе со своим слугой. Причиной, видимо, была цинга …
Кристиан Портман. «Смерть Баренца». 1836 г.
Де Фер писал: «Смерть Виллема Баренца причинила нам немалое горе, ибо он был нашим главным руководителем и незаменимым штурманом». Тело Баренца опустили в море, которое позже получило его имяПозже путники потеряли и часть провизии. Пристав к плавающей льдине и выгрузив на неё весь свой провиант, они не заметили, как льдина треснула. К счастью, южнее стали попадаться колонии гнездящихся морских птиц. Голландцы забирались на отвесные скалы, собирали на базарах яйца и ловили самих птиц.
Памятный знак совместной русско-голландской экспедиции 1996 г. к 400-летию третьей голландской экспедиции (памяти В. Баренца)26 июля обе лодки достигли пролива Костин Шар, где они встретили русских промысловиков-поморов, с которыми познакомились во время первой экспедиции в проливе Югорский Шар. Русские зверобои снабдили их хлебом и другой провизией. Отсюда, от западных берегов Южного острова Новой Земли, путь в Европу был уже проще, 4 августа голландцы были у берегов устья Печоры.
18 сентября мореплаватели оказались в Коле, где их взял на борт находившегося здесь второго корабля экспедиции Ян Корнелиус Рейп; он в начале экспедиции отказался плыть на восток и остался исследовать Шпицберген (за прошедшее время он успел побывать на родине, снарядить судно с товарами и продать их в Архангельске). В память о своем путешествии голландцы оставили жителям тогдашнего самого северного русского города одну из своих лодок; позже она ещё долго стояла здесь в гостином дворе. Другую же лодку голландцы привезли на родину, она до сих пор хранится как национальная реликвия в Амстердаме, в морском музее.
1 ноября 1597 г. жители города Амстердам наблюдали странную процессию. По ступеням дворца принца Морица Оранского поднимались 12 человек в износившейся зимней одежде и шапках из белых шкурок песца. Это были возвратившиеся из последнего, третьего, путешествия вокруг Европы и Сибири в поисках пути в «Китайское и Синское царства» моряки. Они направлялись в зал, где за большим столом их с нетерпением ожидали бургомистр, члены городского совета, канцлер и посол его Величества Короля Дании, Норвегии, готов и вандалов, консулы. Эти и другие официальные лица были приглашены во дворец для торжественного обеда в честь необычных приключений голландских мореплавателей в Арктике.
Для голландских купцов экспедиции не принесли прибыли. Но были открыты и составлены карты ранее неизвестных северных земель – острова Медвежьего, западных частей архипелагов Шпицберген и Новая Земля, островов Оранских, Штатов и других. По результатам этих плаваний на картах появились десятки новых географических названий и были определены их географические координаты.
Карта западного побережья Новой Земли с нанесёнными на неё голландскими названиями (по результатам плаваний В. Баренца) из европейского атласа
ван Лоона 1664 г.Голландцы выполнили первые в истории Арктики «океанологические наблюдения»: на всём протяжении маршрутов по Баренцеву морю и его границе с Карским.
Они провели первую в истории европейцев зимовку в Арктике, подробно описали её события и осуществили беспрецедентное плавание на гребных лодках, пройдя от Ледяной Гавани до городка Колы в Русской Лапландии (современный Кольский полуостров).
В целом, результатом экспедиций Баренца стали значительные географические открытия, карты, составленные поразительно точно для конца XVI в., а также метеорологические данные, которые до сих пор учитываются при изучении и прогнозировании арктического климата.
Геррит де Фер. «Морской дневник (Плавания Баренца)»
К концу XVI в. только две области на Земле оставались ещё «белыми пятнами» – Арктика и Антарктика. Экспедиции Вильяма Баренца открыли сразу несколько крупных архипелагов и островов Западной Арктики. В 1594 – 1597 гг. отважные голландские мореплаватели обнаружили два архипелага: Шпицберген и Новая Земля, а также подтвердили существование крупных островов в Ледовитом море (Баренцевом море).
Виллем Баренц трижды был в экспедициях: в 1594, в 1595 и в 1596 — 1597 гг. Исследователь искал северный морской путь из Европы в Ост-Индию. Первые две экспедиции закончились в районе архипелага Новая Земля. В ходе третьей Баренц обнаружил Шпицберген и обогнул северную оконечность Новой Земли. Корабль затёрло во льдах, поэтому Баренцу и его команде пришлось высадиться на берегах бухты Ледяная Гавань. После арктической зимовки удалось возобновить экспедицию: команда на двух шлюпках добралась до материка. Баренц скончался от цинги во время последней экспедиции, 20 июня 1597 г.
В честь голландского мореплавателя и исследователя названы Баренцево море, один из островов и город на архипелаге Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.
Виллем Баренц (Виллем Баренц ван дер Схеллинг). Голландский мореплаватель и исследователь. Руководитель трёх арктических экспедиций, целью которых был поиск северного морского пути в Ост-Индию
Еще одной причиной, побудившей Нидерланды заняться поисками северного морского пути в конце XVI в., являлось господство Испании и Португалии, полностью контролировавших «дорогу специй» вдоль побережья Индии в эпоху Великих географических открытий. А голландцам, англичанам и французам приходилось искать северный путь к богатствам Китая и Индии, о существовании которого первым догадался известный географ и историк Паоло Джовио.
Корабль голландской экспедиции у берегов Новой Земли. Первая экспедиция 1594 г. Старинная голландская гравюра
В 1594 г. по решению амстердамских купцов и принца Оранского «были снаряжены четыре корабля для открытия удобного морского пути в царства Китайское и Синское». Корабли были снаряжены купцами и под завязку забиты товарами для торговли в Китае и Индии.
Корнелис Най (капитан одного из судов) направился на восток, вошел в Карское море и достиг, по-видимому, западного берега Ямала. Отметив, что здесь берег отклоняется к югу, они сочли свою задачу выполненной и поспешили в обратный путь. Полагали, будто достигли восточной окраины Татарии и далее начинаются китайские владения.
Новая Земля была обнаружена неожиданно 4 июля 1594 г.: «под вечер Виллем Баренц при помощи своего астрономического креста (старинный угломерный инструмент для измерения высоты солнца) определил высоту солнца, когда она была наименьшей. Эти наблюдения были проделаны приблизительно в 5 или 6 милях от Новой Земли». Так в дневнике Геррита де Фера (голландский мореплаватель, участвовавший путешествиях Виллема Баренца) описывается географическое открытие крупнейшего в Евразии архипелага – Новая Земля. Пройдя небольшое расстояние вдоль берега новооткрытой суши, голландцы обнаружили и первый географический репер, объект, – вытянутый в море низкий мыс, который они назвали «Лангенес» (Длинный Нос). Отсюда голландские корабли двинулись вдоль берега на север и северо-восток в надежде найти проход и обойти эту обширную сушу. На карту наносились новые географические названия.
Стоит заметить, что и до них не одно десятилетие сюда на промыслы ходили русские поморы из низовьев Печоры и других поселений Архангельского Севера. Их маршруты простирались далеко на север архипелага, вплоть до Крестовых островов, знали они и многие географические пункты, открытые позже голландцами, но все их знания о крупнейшем архипелаге были на уровне рассказов. Возможно, они даже не представляли, что Новая Земля состоит из двух крупных островов. Поморы ласково называли Новую Землю Маткой или Маточкой, подразумевая в её облике мать-кормилицу. Ведь они ходили сюда на промыслы – за морским зверем, рыбой и песцом.
Но в Юго-Восточную Азию голландским мореплавателям пройти не удалось. Преодолеть ограничивающую с запада ледовитые арктические моря Новую Землю и лежащие к востоку от неё акватории не удалось, непреодолимые льды встали ледяной преградой на пути.
Эта неудача не смутила голландцев, и на следующий год они послали по тому же маршруту сразу семь каравелл. И вторая голландская экспедиция в поисках морского пути в «царства Китайское и Синское» окончилась неудачей. Казалось бы, после двух неудачных попыток голландцы отступят. Но голландские мореплаватели открыли арктических животных – белого медведя, атлантического моржа, дали их описание, сообщили миру о виденных ими птицах – казарках и прочих, первыми наблюдали гнездовые колонии на скалах, птичьи базары и многое другое.
Голландцы встретили белого медведя. Иллюстрация из «Морского дневника» Геррита де Фера (помощник Баренца и «летописец» его экспедиций)
Якоб ван Хемскерк (1567 – 1607 гг.). Голландский мореплаватель и адмирал, капитан Голландской Ост-Индской компании. Принимал участие в третьем и последнем плавании Баренца (1596 – 1597 гг.), которое закончилось зимовкой на Новой Земле. 1 ноября 1597 г., после смерти Баренца, он с остатками экспедиции вернулся в Амстердам
Третья экспедиция, 1596 – 1597 гг. Голландцы перетаскивают на берег Ледяной Гавани лодки и провизию с затёртого льдами корабля. Старинная голландская гравюра. Если верить свидетельству де Фера, белый медведь задрал одного из участников экспедиции на зимовке в Ледовой гавани
«Дом спасения» («Behouden Huys») на берегу Ледяной Гавани. На переднем плане – пасти, ловушки на песцов. Голландская гравюра 1598 г.
Для дополнительного утепления дома поверх деревянной крыши положили парус, который утяжелили камнями, чтобы не снесло ветром. Внутри размещались пять лежанок, каждая на трёх человек; в центре горел открытый очаг. Дрова для отопления хранились снаружи. Проведённые несколько месяцев на берегу залива Ледяная Гавань были полны приключений и трагизма. У оказавшихся на берегу Ледяной Гавани голландцев было три главных заботы – продовольствие, поддержание тепла и защита от нападений белых медведей.
Арктический мороз пробирался везде и доставал зимовщиков ежесекундно и в доме, и «на улице». В конце ноября они начали охотиться на песцов, решив добывать тёплый мех и из них пошить себе шапки. С этими шапками они не расстались вплоть до самого возвращения в Амстердам. К 11 декабря мороз стал настолько сильным, что уже не помогали и широкие кожаные морские сапоги с овчинным носом, которые, по мнению голландцев, предназначались для работы в холодной воде. Голландцы старались без особой нужды не выходить из дома: сидели внутри, лишь охотники и караульщики по необходимости работали на морозе. Кое-кто пытался изготовлять тёплую обувь из песцовых шкурок. 31 декабря мороз был таким сильным, что сидящие внутри дома люди, греясь у очага, протягивали к огню ноги и не замечали, что подошвы на сапогах прогорали быстрее, чем согревалось тело.
Количество провианта постепенно иссякало, хотя прием пищи был ограничен двумя трапезами в день. Постоянным пополнением рациона служило мясо песцов, которых голландцы ловили поблизости от своего дома. В планы голландцев не входило провести остаток жизни на берегу Новой Земли и они собирались по весне отправиться домой. Поэтому часть провизии всегда держали про запас, на обратный путь. 1 мая 1597 г. мореплаватели сварили последний запас мяса.
Постоянной проблемой была и защита от практически ежедневных нападений белых медведей. Такие нападения были днём и ночью. Поэтому зимовщики всегда выставляли караулы из «сторожей-наблюдателей» и убивали хищников при малейшей возможности, хотя применяемые ими способы охоты – топоры, пики, мушкеты и их небольшие свинцовые пули – годились разве что на кабана или оленя.
В конце зимовки, когда уже казалось, что многие лишения позади, наступило короткое полярное лето и замаячило скорое возвращение домой, заболел самый опытный из мореплавателей, душа и лидер экспедиции Виллем Баренц. В мае 1597 г. зимовщики приступили к постройке двух лодок, чтобы возвращаться домой. 29 мая они начали готовиться к отплытию в Голландию. 14 июня всё было готово, в плавание взяли минимум вещей и провианта.
Путь в 2000 км был омрачен несколькими трагическими событиями. Обогнув мыс Желания, голландцы потеряли своего командора Виллема Баренца; 20 июня он умер вместе со своим слугой. Причиной, видимо, была цинга …
Кристиан Портман. «Смерть Баренца». 1836 г.
Де Фер писал: «Смерть Виллема Баренца причинила нам немалое горе, ибо он был нашим главным руководителем и незаменимым штурманом». Тело Баренца опустили в море, которое позже получило его имя
Памятный знак совместной русско-голландской экспедиции 1996 г. к 400-летию третьей голландской экспедиции (памяти В. Баренца)
18 сентября мореплаватели оказались в Коле, где их взял на борт находившегося здесь второго корабля экспедиции Ян Корнелиус Рейп; он в начале экспедиции отказался плыть на восток и остался исследовать Шпицберген (за прошедшее время он успел побывать на родине, снарядить судно с товарами и продать их в Архангельске). В память о своем путешествии голландцы оставили жителям тогдашнего самого северного русского города одну из своих лодок; позже она ещё долго стояла здесь в гостином дворе. Другую же лодку голландцы привезли на родину, она до сих пор хранится как национальная реликвия в Амстердаме, в морском музее.
1 ноября 1597 г. жители города Амстердам наблюдали странную процессию. По ступеням дворца принца Морица Оранского поднимались 12 человек в износившейся зимней одежде и шапках из белых шкурок песца. Это были возвратившиеся из последнего, третьего, путешествия вокруг Европы и Сибири в поисках пути в «Китайское и Синское царства» моряки. Они направлялись в зал, где за большим столом их с нетерпением ожидали бургомистр, члены городского совета, канцлер и посол его Величества Короля Дании, Норвегии, готов и вандалов, консулы. Эти и другие официальные лица были приглашены во дворец для торжественного обеда в честь необычных приключений голландских мореплавателей в Арктике.
Для голландских купцов экспедиции не принесли прибыли. Но были открыты и составлены карты ранее неизвестных северных земель – острова Медвежьего, западных частей архипелагов Шпицберген и Новая Земля, островов Оранских, Штатов и других. По результатам этих плаваний на картах появились десятки новых географических названий и были определены их географические координаты.
Карта западного побережья Новой Земли с нанесёнными на неё голландскими названиями (по результатам плаваний В. Баренца) из европейского атласа
ван Лоона 1664 г.
Они провели первую в истории европейцев зимовку в Арктике, подробно описали её события и осуществили беспрецедентное плавание на гребных лодках, пройдя от Ледяной Гавани до городка Колы в Русской Лапландии (современный Кольский полуостров).
В целом, результатом экспедиций Баренца стали значительные географические открытия, карты, составленные поразительно точно для конца XVI в., а также метеорологические данные, которые до сих пор учитываются при изучении и прогнозировании арктического климата.