(ТЕОРИЯ) Операция «Тарантелла»

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Эта операция проводилась в 30-х гг. ХХ в. и имела весьма важные последствия не только для СССР, но и для всей Европы, и в ней была задействована масса народу ... На различных этапах масштабной операции в нее оказались вовлеченными специальные службы Германии, Франции, Румынии, Польши, Австрии, Швейцарии, Португалии, а события, связанные с судьбами ее непосредственных участников, происходили в Европе, на Ближнем Востоке и даже в Китае. Она изобиловала крутыми поворотами и драматическими эпизодами …
1689061921617.png
СССР в 30-е гг. ХХ в.
1689061954262.png
Активная фаза операции под кодовым названием «Тарантелла» приходилась на 1930-е гг. Ее непосредственными организаторами и руководителями были начальник Иностранного отдела ОГПУ Артур Артузов, его заместитель Абрам Слуцкий и Матус Штейнберг.
По своей значимости «Тарантелла» может быть смело поставлена в один ряд с операциями «Трест» и «Синдикат».
Это была одна из удачных операций, которая продолжалась длительное время и закончилась без провалов агентов.
1689062054582.png
1689062065715.png
1689062074166.png
Артур Христианович Артузов (до 1918 г. — Артур Евгений Леонард Фра́учи или Ренуччи; 18 февраля 1891 — 21 августа 1937 гг.). Деятель советских органов государственной безопасности. Один из основателей советской разведки и контрразведки, корпусной комиссар. Расстрелян в «особом порядке» в 1937 г. Реабилитирован посмертно
Абрам Аронович Слуцкий — деятель советской разведки, комиссар государственной безопасности 2-го ранга (с 1935 г.). В 1934 — 1935 гг. заместитель А. Х. Артузова. Руководитель Иностранного отдела ГУГБ НКВД СССР. Умер во время репрессий в НКВД 1937 – 1938 гг. Внезапно скончался 17 февраля 1938 г., по официальной версии — «от сердечной недостаточности» (есть версия, что был отравлен)
Матус Азарьевич (Озарьевич) Штейнберг (также известен как Макс Штейнберг, Матвей Штейнберг, а также как Чарльз Эмиль Мартин и Шарль Эмиль Мартен; 1904 – 1987 гг.). Советский разведчик-нелегал, майор госбезопасности, участник агентурной сети Красная капелла в Швейцарии. Кодовые имена: харбинский предприниматель и швейцарский инженер George Wilmer, Lorenz, Laurenz, Dubois, миланский индустриалист Carlo Emilio Wilmer. 23 сентября 1956 г., на грани высылки из Швейцарии, вернулся к семье в СССР, где в марте 1957 г. был приговорён Военной коллегией Верховного суда к 10 годам заключения. Отбывал срок во Владимирской тюрьме, некоторое время в одной камере с П. Судоплатовым, затем — с Н. Эйтингоном, а с 1964 г. — с Б. Меньшагиным, который, как утверждается, помог ему составить ходатайство, приведшее к освобождению за год до окончания тюремного срока. После освобождения (в 1966 г.) жил в Москве
Одной из главных ее фигур был Виктор Васильевич Богомолец (В. Богомолец (дворянин) – уроженец Киева (родился в 1895 г.), окончил факультет права, изучал медицину, служил в царской армии в качестве военного врача, в годы Гражданской войны служил в разведке у белых – в деникинском ОСВАГе (Осведомительное агентство (которое выполняло агитационно-пропагандистские функции и взаимодействовало с контрразведкой) при штабе Деникина, являвшегося тогда Главнокомандующим Вооруженными силами Юга России)) – бывший офицер Белой армии, он воевал под командованием А.И. Деникина. После поражения белых – уехал в Европу, где в 1921 г. в Стамбуле его завербовала британская разведка (его вербовку осуществил региональный резидент СИС в Восточной и Юго-Восточной Европе – капитан Гарольд Гибсон). Задача перед Богомольцем была поставлена самая банальная – шпионаж против СССР.
Началась эта операция значительно раньше – после эвакуации белогвардейской армии Врангеля из Крыма в Турцию. Именно тогда английская разведка Сикрет интеллидженс сервис (СИС) начала активно работать в среде русских эмигрантов, собирая информацию по Советской России. Одновременно СИС начала привлекать к сотрудничеству на профессиональной основе бывших кадровых сотрудников спецслужб Врангеля и Деникина.
Одним из таких людей был специалист по агентурной работе Виктор Богомолец. Он достаточно быстро достиг определенных высот в разведывательной деятельности на новых хозяев, став впоследствии региональным резидентом Сикрет интеллидженс сервис.
Вначале Богомолец специализировался на сборе информации о России с территорий сопредельных ему государств – Польши, Румынии и Прибалтийских стран. Затем перед ним была поставлена конкретная задача по приобретению источников надежной информации о положении в СССР, используя для этого каналы русской эмиграции.
Советской разведке удалось подставить Богомольцу, а фактически – английской разведке, Бориса Федоровича Лаго.
Второй главной фигурой являлся Б.Ф. Лаго – это также бывший офицер Белой армии, сослуживец Богомольца.
Борис Федорович Лаго родился 27 июля 1898 г. в Петербурге в семье служащего Московской железной дороги. Отец умер рано, после смерти мужа мать сошлась с офицером Генерального штаба Колпаковым, так появилась двойная фамилия. Несколько лет Борис воспитывался родственниками матери, поскольку сама она сопровождала отчима в его перемещениях как военного. После окончания реального училища Борис приехал в Одессу, где отчим, ставший к этому времени генералом, занимал должность начальника военных сообщений Одесского округа. Юноша поступил в университет на юридический факультет, а затем перевелся на медицинский. Летом 1917 г. Лаго был зачислен вольноопределяющимся на военную службу и послан на фронт для службы в госпиталях и лазаретах.
В годы Гражданской войны Лаго записывается в Сумской пехотный полк, участвует в боях с гайдамаками Петлюры, получает ранение. В лазарет, где он лежал на излечении, генерал Лукомский вручил Борису медаль Георгиевского креста.
Потом он был отправлен в Одессу, где его прикомандировали к агитационному отделу штаба Деникина. Вместе с армией Лаго эвакуируется в Константинополь. В конце 1921 г. Лаго обратился в советское полпредство в Чехословакии с просьбой предоставить ему гражданство РСФСР, учитывая постановление Совета народных комиссаров об амнистии рядовым участникам белых армий. В полпредстве с ним разговаривал оперативный работник, находившийся под консульским прикрытием. Лаго заинтересовал советскую разведку.
Позднее он угодил в тюрьму в Румынии (по наводке Богомольца). Отсидев (в каторжной тюрьме Дофтана) 5 лет, он освободился, после освобождения на него вышел старый «товарищ» Богомолец. Британский агент предложил Лаго сотрудничать с британской разведкой, обещая тому хорошие деньги. Лаго согласился, но тут же сообщил об этом и советской разведке. Там подумали и решили, что Лаго можно дать еще один шанс – так этот человек и стал двойным агентом.
1689062095423.png
Борис Лаго (в оперативной переписке был присвоен псевдоним А/243), он же Лаго-Колпаков. Он являлся заметной фигурой русского зарубежья: невозвращенец, участник белогвардейской группы «Борьба», автор многочисленных публикаций в белоэмигрантской печати, разоблачавших деятельность чекистов в Западной Европе. Но вся эта деятельность являлась прикрытием для секретного сотрудника ИНО ОГПУ, проходившего по переписке Центра под псевдонимом «Марсель». Во внешней разведке Борис Лаго работал с 1922 г. Являлся сотрудником берлинской объединенной резидентуры ОГПУ и Разведывательного управления Штаба РККА
Операцию по использованию Бориса Лаго разрабатывал Артур Артузов, начальник Иностранного отдела ОГПУ. Он использовал Лаго для того, чтобы передавать через него дезинформацию британской разведке. Лаго давали «секретную» информацию, которую он нес своим британским кураторам, чаще всего Богомольцу, и британцы действовали уже исходя из этих добытых сведений.
В 1931 г. британцы уверились в том, что Лаго – один из ценнейших для них агентов. Они поручили ему задание: отправиться в СССР и завербовать ряд чиновников и деятелей партии. Он все сделал в точности так, как ему велели – съездил в Москву и «завербовал» нужных людей. Из Советского Союза он вернулся с большим объемом информации, которая была предоставлена советскими спецслужбами и по большей части была «липовой», при этом для убедительности Лаго все же выдали и парочку реальных документов, имевших определенную ценность. С этих пор англичане были уверены, что в СССР у них есть широкая агентурная сеть, которая в том числе включает и государственных деятелей.
1689062131391.png
Артур Артузов
Британцы долго не хотели никакого сотрудничества, они не видели в СССР сильную страну, равное себе государство. Так вот через Лаго советская разведка передавала в Великобританию дезинформацию: в документах были данные об армии (сильно завышенные), данные о промышленности (опять же сильно завышенные), данные о многих достижениях советской науки (даже те, которых не было и в помине). То есть советские спецслужбы подали все так, что СССР уже почти передовое государство, которое обладает самой могучей армией, самой могучей промышленностью ...
В ходе операции «Тарантелла» советская разведка через Богомольца получила доступ к документам и материалам польских и румынских спецслужб. На регулярной основе в Центр поступала информация относительно перевооружения Германии, о начале массового выпуска бомбардировщиков и истребителей, а также подробные сведения относительно деятельности созданного в конце апреля 1933 г. министерства авиации во главе с Герингом: о структуре, функциях и персональном составе нового германского ведомства.
Под руководством Артузова в штаб-квартиру СИС продвигалась информация о том, что, благодаря успешному выполнению пятилетних планов в СССР, западные страны, включая конкурентов Англии – США, Германию и Францию, – имеют возможность активно сотрудничать с Москвой в экономической области и могут потеснить Лондон на обширных советских рынках. После разгрома оппозиции советское руководство чувствует себя уверенно, полностью контролирует обстановку в стране и положение в армии. Надежды внешней контрреволюции на крах советского режима беспочвенны, поэтому Запад должен отказаться от интервенции в СССР и активно сотрудничать с ним в деле создания системы коллективной безопасности в Европе.
И британцы поверили в мощь СССР. Поверили, что с этой страной надо считаться ...
А вскоре случилось другое знаковое событие – СССР и США начали вести переговоры по военной теме. Правда, в итоге они не увенчались вообще ничем достойным, но Лаго передал в Британию информацию о том, что переговоры довольно успешны, и что на них были достигнуты некие «тайные» соглашения. И тогда Великобритания окончательно сдалась, между британским и советским правительствами начались контакты, которые привели и к торговым отношениям, и к полноценным дипломатическим, и ко многим другим видам сотрудничества.
1689062174917.png
Таким образом главная цель операции «Тарантелла» была достигнута. Из международной изоляции Советский Союз вышел, ведь после Британии сотрудничать с СССР выказали желание и остальные государства Европы.
Судьба главных героев этой операции сложилась по разному: Виктор Богомолец после Второй мировой был перевербован уже советской разведкой, и как советский агент служил СССР во Франции; Борис Лаго вернулся в СССР, был арестован по доносу в 1938 г., после чего был приговорен к высшей мере наказания (реабилитирован в 1997 г.); главный «разработчик» операции Артур Артузов был арестован в 1937 г., после чего его объявили «врагом народа» и приговорили к высшей мере (7 марта 1956 г. реабилитирован посмертно определением ВКВС СССР).
1689062221065.png
Павел Михайлович Фитин — советский государственный деятель, руководитель внешней разведки СССР (ИНО ГУГБ НКВД-НКГБ; 1939 — 1946 г.). Генерал-лейтенант (с 1945 г.). Он тот самый «Алекс», глава советской внешней разведки, выведенный в качестве закулисного героя в эпопее «Семнадцать мгновений весны». Именно Фитин (в конце 30-х гг.) отправил в Берлин Александра Короткова, заслужившего позже прозвище «короля нелегалов». За год он восстановил связи со многими ценными агентами, включая Вилли Лемана, и довёл численность резидентуры до 13 человек. В разных странах мира работали также Василий и Елизавета Зарубины, Павел Журавлев, Зоя Рыбкина, Исхак Ахмеров и другие разведчики. Исследователи считают, что под руководством П. Фитина советская разведка достигла выдающихся результатов. «Предел мечтаний любой разведки мира» — так назвал директор ЦРУ Аллен Даллес добытые советскими разведчиками данные в период Второй мировой войны
Операция «Тарантелла» официально завершилась в 1945 г., когда Виктор Богомолец принял решение перейти на прямое сотрудничество с СССР (передавал в СССР информацию о деятельности британцев в Египте; руководство внешней разведки СССР, во главе которой с 1939 по 1946 гг. стоял П.М. Фитин, пошло на его использование для получения оперативной и политической информации). Впрочем, в начале 50-х гг. с «Британцем»/«Бриттом» (такова была кличка Богомольца) прервала связь и советская разведка. До конца своих дней Богомолец проживал во Франции.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх