(ТЕОРИЯ) От первых праведных халифов до Омейядов и Аббасидов

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
В 632 г. пророк Мухаммед умирает, его ближайший и влиятельнейший сторонник – Абу Бакр получает всю полноту власти и становится первым праведным (рашидунским) халифом.
Начало его правления не было легким, многие арабские племена вернулись к старой жизни и вновь стали почитать языческих богов, к тому же вдруг возвысились лжепророки и всплыли внутренние противоречия среди сторонников Мухаммеда. Сторонники Али утверждали, что лишь он может претендовать на верховную власть над мусульманами, в будущем этот конфликт приведет к гражданским войнам и отделению от основной ветви ислама шиизма.
1675133898578.png
Праведный халифат в начале правления Абу Бакра
Будучи со всех сторон окружен врагами, первый халиф призвал к джихаду (священной войне). К 633 г. Аравия была вновь усмирена, и Абу Бакр устремил свой взор на север. На его счастье, ромеи (византийцы) и Сасаниды (персы) так увлеклись истреблением друг друга, что оказались не готовы к вторжению. В 633 г. начинается покорение Ирана, а в 634 г. в битве при Аджнадайне арабы наносят византийцам поражение и халифат получает часть Сирии и Палестины.
После укрепления Праведного халифата, на землях бедуинов были сформированы четыре отряда, которые должны были захватить с разных направлений Сирию и Палестину. В 634 г. эти отряды были сконцентрированы у города Табук. Оттуда они начали наступление в Палестине, разбив приграничные силы ромеев.
1675133937798.png
Вторжение арабов в Сирию и Палестину
Силы ромеев концентрируются у городов Бусра и Джабия в Палестине. Чтобы обойти их через сасанидские земли идет отряд Халида ибн аль-Валида. Он вторгся в Сирию с востока, захватив города Арак и Тадмур. Навстречу им вышли отряды союзного ромеям правителя Гассанидов (это тоже арабы) Джабала VI ибн аль-Айхама. Однако Гассаниды были разгромлены и отошли к своей столице Бусре.
1675133977962.png
Владения Гассанидов
Так как Халид ибн аль-Валид задержался в пути, Джабал VI смог собрать новое войско и снова атаковал мусульман. Но он был разбит, и мусульмане беспрепятственно подошли к Бусре. Там к ибн-Валиду присоединились еще два отряда мусульман. В итоге Бусра была взята, а земли Гассанидов вошли в состав халифата. За это время византийскому полководцу Феодору удалось собрать в Палестине армию. Но мусульмане разбили ромеев, начав после этого движение к Дамаску.
В том же году Абу Бакр умирает. Его правление продлилось лишь 2 года и тем не менее его считают величайшей фигурой в исламе после самого Мухаммеда.
1675134032841.png
Арабская империя в 634 г.
Перед смертью, первый халиф завещает власть своему ближайшему стороннику Умару (Омару) ибн Хаттабу. Его описывают, как непреклонного праведника. Унаследовав политику экспансии Абу Бакр, Умар свято верил в идеалы праведной войны, где нет места жестокости и запрещено убивать и пользоваться слабыми и обездоленными. Подобное мировоззрение приводило к конфликтам с его военачальниками, в особенности с Халид ибн аль-Валидом, который принес Умару много побед.
Новый халиф Умар назначает главнокомандующим силами мусульман в Палестине Абу-Убайду. Ему удалось разбить новую армию ромеев, после чего он вернулся к осаде Дамаска. В 635 г. он снова разбил армию ромеев, которая вышла из Эмесы на помощь к гарнизону Дамаска. Гарнизон был вынужден сдаться.
Вскоре мусульмане захватили Эмесу, а в 636 г. Эпифанию и Лариссу. Тогда ромеи высадили в районе Антиохии большую армию во главе с полководцем Ваганом. Из-за явного превосходства в силах Абу-Убайда оставил все захваченные города, в том числе и Дамаск. Мусульмане сконцентрировались в районе Джабии. Вскоре противники встретились в долине рек Ярмук и Раккад. У ромеев было войско в 40000, у мусульман 20000.
1675134089044.png
Иллюстрация битвы при Ярмуке анонимного каталонского иллюстратора (между 1310 и 1325 гг.)
После победы при Ярмуке Абу Убайда (важную роль в победе арабов сыграл Халид ибн аль-Валид) осадил Дамаск и вскоре он был захвачен. К 637 г. он вернул все ранее потерянные территории, включая Алеппо.
После этого, мусульмане в 637 г. вернулись на юг Палестины и осадили Иерусалим. Гарнизон согласился на сдачу, и праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб лично подписал договор о принятии капитуляции. Взяв Иерусалим часть мусульманских сил осадила Кесарию, а часть двинулась к Антиохии. В 638 г. Абу-Убайда захватил Антиохию.
В 639 г. на Ближнем Востоке вспыхнула чума и военные действия прекратились. От чумы умер и Абу-Убайда. Но это не помешало мусульманам овладеть Кесарией.
В итоге к 642 г. был покорен Египет.
Египет был продовольственной базой Византийской империи. Египтяне были монофизитами, то есть верили только в божественную сущность Христа. Это утверждение отвергалось официальной Константинопольской патриархией. Поэтому, население было настроено враждебно по отношению к ромеям. 23000 византийских воинов были рассредоточены по 9 провинциям Египта ...
1675134142871.png
Египетские провинции в период Византийской империи
Правитель Египта от Византии патриарх Александрийский Кир пытался примирить египтян с официальной религией. Но это у него не получилось. О ситуации в Египте хорошо знал арабский полководец Амр ибн-Ас, который часто бывал в Египте. В декабре 639 г. несмотря на чуму среди арабов он выдвинулся к египетской границе с 4000 войском. Это была его личная инициатива, против которой выступил халиф Умар. Но Амр ибн-Ас настоял и халиф согласился с ним, начав собирать для него подкрепления. Первым пал египетский приграничный город Ринокорура. Арабы достигли приморской крепости Пелузий. После двухнедельной осады крепость сдалась. Арабы разрушили укрепления и продолжили продвижение.
В новом 640 г. арабы осадили город Бильбаис (город в Египте, в юго-восточной части дельты Нила, сегодня второй по величине город провинции Эш-Шаркия), гарнизон которого попытался контратаковал арабов. Но был разбит и в марте 640 г. Бильбаис (на коптском Фелбс) пал.
Следующей целью арабов стала крепость, которая защищала дельту Нила с юга. Там концентрировались войска ромеев под командованием командующего обороной Египта Феодора. Ромеи сосредоточили половину своих сил у стен крепости. Мусульмане атаковали их, но были отбиты лучниками ромеев. Несмотря на успех ромеи не контратаковали, так как не знали о малочисленности арабов. Те взяли передышку и получив подкрепление, снова атаковали ромеев. Однако снова были отбиты. Только получив новое подкрепление и увеличив свои силы до 12000 воинов арабы смогли атаковать. В конце концов им все-таки удалось победить.
Арабы 13 мая 641 г. смогли без боя захватить Александрию. К Амру ибн-Асу стали присоединяться берберские племена.
1675134205982.png
Александрия — город в дельте Нила, главный морской порт и второй по величине город Египта
Но вскоре Феодоро смог победить арабов и вытеснить их из дельты Нила. В это время в Константинополе новым императором становится малолетний Ираклий II. Однако власть фактически принадлежит его матери Мартине. Она приказывает патриарху Киру заключить мир с арабами.
6 ноября 641 г. мир заключен. Ромеи выплачивали дань, а стороны обязались не воевать друг с другом до сентября 642 г. Арабы получали все египетские земли, которые успели захватить. А захватили они практически весь Египет, кроме Александрии.
В 644 г. Умар умирает. Его правление продлилось 10 лет, за которые Халифат значительно расширил свои владения. В то же время, слава Умара выходит далеко за расширение империи, ведь он был известен, как новатор и законодатель.
1675134243886.png
После смерти Умара, халифом избирают Усмана, который завершил покорение Ирана в 654 г. В отличие от своих предшественников, личность Усмана подвергается критики, ему приписывают кумовство (в возвышении членов своего клана) и рост коррупции. В 656 г. его убивают в собственном доме, вероятно за этим покушением стояли сторонники Али, который и стал четвертым и последним праведным халифом.
1675134280052.png
Праведный халифат при Усмане
В правление Али, темп расширения Халифата значительно замедляется, из-за внутренних противоречий. Клан Усмана объявил Али и его сторонников виновными в убийстве третьего халифа, а его сторонник Муавия стал лидером повстанческого движения. Близилась Первая фитна (гражданская война).
Несмотря на первоначальные успехи, Али был убит в 661 г. На несколько месяцев халифом стал сын Али - Хасан. Юридически и фактически это был пятый праведный халиф, однако его всегда выделяют отдельно, так или иначе уже в августе того же года, Хасана свергли. А точнее, он сам добровольно отказался от власти в сторону Муявии, после чего удалился в Медину, где был отравлен в 670 г.
Так, у Муявии не осталось соперников в борьбе за власть и он стал основателем династии Омейядов, первой династии халифата, где выборность правителя сменилась на наследственность власти.
Итак, в 661 г. власть в Халифате перешла в руки Омейядам, которые отринули старую практику выборности халифа и установили наследственное правление своей династии. Они создали крайне крепкую государственную структуру и, вероятно, сильнейшую армию в мире на тот момент времени. Именно при них Халифат добился наивысших территориальных завоеваний.
Однако при всем этом, они далеко отошли от принципов заложенных в основу Халифата Праведными Халифами. Теократия стала настоящей империей ... Теперь статус человека в обществе зависел от его национальности. Мусульмане перестали быть равны между собой, вопреки принципам Корана. Более того, Омейяды презирали иные культуры, и пытались их силой искоренить. Ярче всего это выражается в их правлении Ираном. Древняя и величественная культура находилась на пороге гибели и вечного забвения. Сюда же добавляются жестокие гонения на последователей Али (шиитов).
1675134335083.png
Омейяды на пике своей территориальной экспансии и мир в 750 г.
В империи Омейядов постоянно возникали локальные бунты, но они сумели продержаться 89 лет, пока в 750 г. не были свергнуты Аббасидами. Из всей своей империи, Омейяды смогли сохранить лишь Андалусию (Испанию), где основали Кордовский халифат.
1675134370785.png
Аббасидский халифат в начале своего существования
Аббасиды оказались более терпимыми и подходящими на роль духовного лидера всех мусульман. Однако в плане госуправления они сильно уступали Омейядам и с каждым годам их Халифат поступенно уменьшался. Региональные лидеры и наместники становились всё более автономными и в итоге власть Аббасидов уменьшилась до предела одного города – Багдада. В 1258 г. этот город захватили монголы, и Багдадский халифат перестал существовать, а вместе с тем закончился и Золотой век ислама ...
Главный герой антиомейядского восстания крайне таинственная, но значимая личность. В истории он известен, как Абу Муслим.
Родился он на территории современного Афганистана, и, вероятно, имел иранские корни. Был, скорее всего, рабом, он, вероятно, искренне ненавидел Омейядов. Это привело его к контакту с последователями Али, а они в свою очередь, познакомили его со своими союзниками – Аббасидами. Они претендовали на власть в Халифате на основании своего близкого родства с Пророком, однако действовать открыто не решались. И таким подарком судьбы, как Абу Муслим они не могли не воспользоваться. Невероятно талантливый, но при этом человек без имени, безродный невольник – отличная жертва, на которую можно списать все в случае неудачи.
Так, Абу Муслим стал «агентом» Аббасидов. В 743 г. его отправили в Хорасан для поднятия восстания. Иран в это время был готов взорваться в любой момент. Это помогло Абу Муслиму, в 746 г., подняв восстание, он сверг омейядское владычество во всем Хорасане. К 748 г. под его контролем был весь Иран. Тогда Аббасиды поняли, что наступил их час … и в том же году Абу аль-Аббас (Абуль-Аббас ас-Саффах) объявил себя халифом. Так народное восстание стало Третьей фитной (гражданской войной).
1675134427752.png
Движение Аббасидской «революции»
В 750 г. силы восставших, под командованием Абу Муслима, нанесли Омейядам сокрушительное поражение в Битве на реке Большой Заб. Дальнейшее развитие событий было стремительным и вскоре восстание захватило Дамаск, столицу Омейядов.
Практически всех Омейядов ждала жестокая смерть, выжили лишь единицы, одним из которых был Абд ар-Рахман I, основатель Кордовского халифата.
1675134467853.png
Суд Абу Муслима
После воцарения новой династии в стране сложилось, своего рода, двоевластие. В Иране люди были лояльны Абу Муслиму, по приказу которого, вне всяких сомнений, пошли бы воевать и против новой династии. Осознавая опасность этого человека, Абу аль-Аббас всеми силами старался оградить его от Ирана, даровав ему титул наместника Египта. Однако ситуация лишь обострилась и в 755 г. он приказал убить Абу Муслима.
Это происшествие взбудоражило весь Иран, вновь настроив его против Халифата. И на сегодняшний день в Иране, Средней Азии, а также в Афганистане с Пакистаном, Абу Муслим почитается как великий праведник и национальный герой.
1675134515874.png
Печать последнего омейядского халифа
1675134547489.png
Хотя сами Аббасиды были потомками арабских кланов Мекки, их политика была осторожной, уделяющей особое внимание обращенным в ислам людям, не принадлежащих к арабским народам.
В связи с этим столица Халифата была перенесена из Дамаска в основанный Аббасидами Багдад в 762 г. Этот шаг был направлен на то, чтобы усилить связи Аббасидов с персами. Более того, двор халифа стал теперь открыт для всех мусульман всех этнических групп, составлявших империю.
Династия Аббасидов руководила многочисленными впечатляющими архитектурными проектами. Одним из таких проектов было строительство новой столицы Халифата: Багдада. Основание нового города было запущено вторым правителем династии Аббасидов Мансуром. Он решил построить город на реке Тигр, чтобы он находился на перекрестке караванов, идущих по Шелковому пути из Северной Африки и Европы в Китай. Строительство началось летом 762 г. и продолжалось пять лет. В работах было задействовано более 100000 рабочих, включая архитекторов, каменщиков и строителей. Городу была придана круглая форма. Он был укреплен двумя стенами, окружавшими город. В период расцвета Багдад насчитывал более 1,5 млн. жителей.
«Шелковый путь» был сетью торговых путей, которые связывали Китай с Европой. Большинство этих маршрутов проходили через Ближний Восток. Еще задолго до Аббасидов этот торговый путь находился в руках мусульман. Однако отсутствие стабильности во времена халифата Омейядов не позволяло в полной мере пользоваться столь важным торговым маршрутом.
Аббасиды изменили это, построив Багдад в центре Шелкового пути. Его центральное положение позволило халифату привлечь торговцев из Китая, франкских земель, Византийской империи, Индии и Эфиопии. Этот крупный приток торговли принес большие денежные поступления, которые в значительной степени способствовали развитию сильной регулярной армии.
Ко времени правления Аль-Мамуна в начале IX в. халифат Аббасидов был одной из самых богатых и развитых империй мира.
Правление Аббасидов также ознаменовалось появлением великих интеллектуалов, таких как Аль-Кинди, Аль-Фараби и Ибн Сина, более известный как Авиценна. Одним из главных вкладов этих интеллектуалов является перевод трудов греческих философов на арабский язык. Позже эти переводы использовались западными интеллектуалами и способствовали европейскому Возрождению в XV, XVI и XVII вв.
Но исламские ученые не ограничивались переводом иностранных документов. Они внесли значительный вклад в развитие более поздних философских школ, таких как экзистенциализм, основываясь при этом на очень прогрессивном и смелом прочтении Корана и религиозных текстов. Те же самые философы внесли большой вклад в другие области, такие как медицина, математика, физика и химия. К XIV в. большинство их трактатов были переведены на европейские языки.
Аббасиды были покровителями нескольких ученых, которые внесли большой вклад в технологии, математику, химию и физику. Книга Аль-Хаваризми по вычислениям является важным рассуждением по алгебре. Работа Аль-Хаваризми также способствовала популяризации использования арабских цифр во всем мире. Появляются многочисленные астрономы, такие как Аль-Баттани, которые улучшили измерение прецессии земной оси. Мусульманские ученые продолжили разработку греческой астролябии и внесли большой вклад в современную навигацию.
Контакт с Китаем «принес» бумагу в исламскую империю. Арабы построили первую бумажную фабрику в Самарканде, современный Узбекистан. Затем эта фабрика была перенесена в Багдад, где стали печататься и процветать книги и литература. Столица халифата Аббасидов была известна своей процветающей бумажной промышленностью и библиотеками.
Арабская поэзия и литература достигли своего расцвета в эпоху халифата Аббасидов. Пять веков правления Аббасидов были временем появления великих художественных произведений, таких как «Тысяча и одна ночь». Под покровительством халифов и губернаторов многочисленные поэты получили известность при дворах Багдада и столиц провинций. Среди них были Абу Таммама, Абу Наваса и Аль-Мутанабби.
Главным технологическим достижением халифата Аббасидов стало появление бумаги из Китая, которая медленно распространилась по всему мусульманскому миру, прежде чем в Х в. достичь Европы. Порох также был элементом, привезенным из Китая.
Аббасиды также добились больших успехов в области орошения, установив первые ветряные мельницы. Кроме того, мусульманские инженеры разработали машины, которые позволили механизировать некоторые аспекты сельского хозяйства. Это, в свою очередь, привело к увеличению производства, что еще больше способствовало продовольственной безопасности, процветанию и стабильности империи.
Арабские мореплаватели Аббасидов господствовали на морях от Средиземного моря до Индийского океана. Арабские корабли тех времен считались вершиной навигационных технологий.
Еще во время правления халифа Мансура (в VIII в.) в центре Багдада была построена большая библиотека. Эта библиотека, известная как Багдадский дом мудрости, продолжала развиваться и пополняться книгами и научными трудами до конца IX в.
В этой библиотеке были книги самого разного происхождения, от древнегреческих трактатов и историй до текстов из Индии, Китая и Эфиопии. Кроме того, эта библиотека охватывала такие области, как философия, медицина, математика, астрономия и так далее. Во времена халифа Мамуна дипломатическим миссиям было поручено собирать книги из разных стран, чтобы перевести их в Багдадском Доме мудрости. Развитие библиотеки прекратилось во времена халифа аль-Мутаваккиля в конце IX в., когда на смену прогрессивным мутазилитам пришли более религиозные движения. Но, несмотря на то, что халифы постепенно отворачивались от знаний, Багдадский Дом мудрости оставался главным местом сосредоточения ученых со всего мира ...
1675134647338.png
Битва за Багдад
В 1258 г. библиотека была сожжена после штурма Багдада монгольскими войсками Хулагу-хана, внука Чингисхана. Наряду с сожжением Великой Александрийской библиотеки разрушение Багдадского Дома мудрости считается главной трагедией в истории науки.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх