(ТЕОРИЯ) Первобытный человек. Борьба за доминирование

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1672922388321.png
1672922398286.png
Первобытные охотники
Неандертальцы
1672922408438.png
1672922419708.png
Неандерталец и кроманьонец
Схватка неандертальцев и кроманьонцев
До сих пор палеоантропологи не могут найти однозначного ответа на вопрос, почему неандертальцы, прожившие на территории современной Европы порядка четверти миллиона лет, решили вдруг вымереть, когда туда из Африки пришел человек современный, наш предок, сходный с нами настоящими анатомически, а возможно и по поведению … С тех пор как в 1856 г. были обнаружены первые кости неандертальцев, ученые бьются над вопросом, почему современный человек выжил, а его эволюционный кузен – нет.
Неандертальцы, обладавшие крепким телосложением, большим мозгом, использовавшие сложные орудия охоты, были ближайшими родственниками современного человека. Около 200000 лет назад, когда человек только начал мигрировать со своей эволюционной родины в Африке, неандертальцы – потомки гораздо более древнего ответвления рода Homo давно расселились в Европе. Но когда современный человек около 45000 лет назад распространился в Европе, неандертальцы вдруг исчезли.
Есть версия, что неандертальцы просто вымерли во время Ледникового периода, не сумев справиться с суровыми условиями окружающей среды, при резком похолодании. По другому мнению, которая рассматривалась достаточно не долгое время, и не получила значительных доказательств, неандертальцы проиграли людям современным во многотысячелетней войне между видами, и были просто истреблены. Другие исследователи говорят, что причина в инструментальном превосходстве человека современного, так как их орудия труда и охоты были качественнее и совершеннее. Относительно недавно появилась еще одна версия — территориальная, то есть за сравнительно короткое время, люди вытеснили неандертальцев из их естественного ареала обитания в никуда …
Знаменитый палеоантрополог из Пенсильванского университета Пэт Шипман изучая миграцию первобытных племен и выдвинула гипотезу (опубликованную в статье журнала American Scientist) о том, как наши прародители (кроманьонцы) распространялись по Европе. В то же время род неандертальцев исчез. Ученый полагает, что доминирование кроманьонцев при завоевании территории обусловлено приручением собаки. Всего лишь несколько лет назад (до 2009 г.) эта теория не могла бы иметь права на жизнь, так как принято было считать, что приручать собак стали гораздо позднее, чем период одновременного сосуществования неандертальцев и людей на одной европейской площадке. Однако, в последние годы, многие страны (в частности Россия, Бельгия, Чехия) стали сообщать о находках окаменелых собачьих останков на стоянках человека современного. Таким образом, Шипман имеет основание предполагать, что приручение собак началось 45000-35000 лет назад. и как раз в то время человек современный жил в соседстве с неандертальцами.
Результаты раскопок также доказывают, что в то время собака была другом человека, настолько хорошим другом, что люди хоронили своих почивших псов с почестями (здесь ученая ссылается на стоянки верхнего палеолита). В Северной Моравии был найден собачий череп, держащий во рту кость, и исследования доказывают, что эта кость была вложена в пасть собаке уже после смерти. Пэт упоминала также и о других находках, свидетельствующие о человеческой любви и уважении к собакам, например, собачьи кости и зубы, обработанные явно для того, чтобы носить их как украшения, что довольно необычно. Этот факт можно трактовать двояко, но общее видение человека того времени позволяет сформировать идею о том, что эти украшения делались именно «на память».
1672922685158.png
1672922694848.png
Пэт Шипман говорит о том, что древние прирученные собаки были достаточно крупными — выше 60 см. в холке, и весом более 30 кг, а внешне напоминали современных немецких овчарок. Палеоантрополог предполагает, что такие собаки могли использоваться в качестве тяговой силы. Также, собак могли использовать для охоты, и для охраны стоянки от диких зверей. Собака давала человеку современному неоценимую помощь, и преимущества в выживании, которых не было у неандертальцев.
Конечно, такая теория рождает много вопросов, например, почему эти люди смогли приручить собак, а неандертальцы — нет? Конечно, отсутствие прирученных собак в жизни неандертальцев нельзя считать стопроцентно доказанным, но на редких находках стоянок неандертальцев не обнаружено останков собак. Кроме того, последние исследования подтвердили, что в остальном неандертальцы не сильно уступали человеку современному — умели использовать самодельные инструменты и оружие, но, по-видимому, у них не было никаких метательных снарядов: добычу убивали ударом коротких копий, о чём свидетельствуют следы развитых мышц на костях правой руки. Также, неандертальцы умели обращаться с огнем, не хуже Homo Sapiens, и ели не только мясо (как считалось раньше, и было одной из причин их гибели).
При этом, как заявил палеогенетик Свант Саабо, наше и неандертальское племя не состояли в связи. Установлено, что некоторая часть генома схожа, но и только. Исследователь заключил, что неандертальцы — это исчезнувшие гоминиды. При этом эти виды постоянно воевали друг с другом за ресурсы и территорию. Вымирание, скорее всего, произошло из-за вооруженных конфликтов. Благодаря овладению новыми технологиями кроманьонцы победили и стали доминирующим видом. В основном сыграла роль их способность адаптироваться к суровым климатическим условиям, более высокий, чем у неандертальцев, уровень социального взаимодействия.
По мнению Шипман прирученная собака завершила междоусобицу. Собака пришла на помощь человечеству. Это случилось примерно 40000-30000 лет назад. В это время нашу планету поделили между собой три основных популяции (вида или подвида) древних людей. Европу тогда заселяли неандертальцы (Homo neanderthalensis), пришедшие туда на смену гейдельбергскому человеку (Homo heidelbergensis), а в Азии проживали их дальние родственники – денисовцы (Homo denisovensis). Африка же была долгое время вотчиной темнокожих сапиенсов (Homo sapiens).
Доказывая свои выводы Шипман опирается на исследования других специалистов.
В 2009 г. группа под руководством Матье Жермонпре начала публиковать некоторые из своих удивительных открытий. Жермонпре интересовало, когда и где впервые произошло одомашнивание волка. Она намеревалась проанализировать строение и пропорции черепа, которые отличали собак от волков. Сначала ее группа провела стандартные измерения черепов 48 волков, 52 собак 11 пород (чау-чау, сибирский хаски, малинуа, немецкой овчарки, добермана-пинчера, ирландского волкодава, ротвейлера, немецкого дога, мастифа, тибетского мастифа, среднеазиатской овчарки) и пяти известных и общепризнанных доисторических одомашненных собак, возраст которых, определенный методом радиоуглеродного анализа, варьировался от 10000 до 22000 лет.
Самой большой неожиданностью стали результаты передатировки идентифицированных группой Жермонпре останков собаки, которые были найдены на территории Бельгии. До этого исследования было принято считать, что самые древние доисторические собаки существовали около 18000 лет назад или, что более вероятно, около 14000 лет назад. Находка собачьих останков возрастом 36000 лет была беспрецедентной ... Исследования ученых дают веские основания утверждать, что современные домашние собаки появились в Европе, а не в Китае или на Ближнем Востоке, как предполагалось ранее.
«Борьбу» за гегемонию подтверждают и другие исследования …
Климатические условия в разных территориях Земли постоянно менялись (на севере ледники то наступали, то отступали, а на юге периоды сильных засух сменялись потопами). Все это приводило к гибели целых биоценозов и значительным миграциям животных, которые служили пищей для наших древних предков. Вслед за этими изменениями, в поисках лучших мест для жизни, пускались в далекие путешествия и древние люди. Как показывают, современные археогенетические исследования, неандертальцы несколько раз волнами перемещались в Азию и обратно, денисовцы достигли даже Австралии и Полинезии, а сапиенсы также несколькими волнами пытались освоить Европу и Азию. В процессе этих миграций наши предки не только конкурировали и враждовали между собой, но и создавали союзы и даже временами вступали в брачные отношения с представителями других популяций людей. Сейчас ученым известно, что современные люди несут неандертальский геном – от 0,3 % (африканцы) до 2-3 % (европейцы) и до 4 % (некоторые народы Азии). У жителей Азии также присутствует гены и денисовского человека (Homo denisovensis) на уровне 2-4 %. Считается, что в прошлом эти проценты были существенно выше, но за счет дрейфа генов и низкой численности популяций неандертальцев и денисовцев они по прошествии многих веков снизились. Неандертальцы и денисовцы были более тесно связаны друг с другом, чем с современными людьми, а их разделение произошло позднее, уже после разделения с современными людьми (Homo sapiens sapiens). Между собой неандертальцы и денисовцы чаще скрещивались, чем с сапиенсами, а их общие компоненты генома достигали 15 % и даже более.
Первая попытка современных людей (Homo sapiens) проникнуть сначала на Ближний Восток, а оттуда в Европу и Азию зарегистрирована учеными где-то в промежутке между 120000-160000 лет назад. В этот далекий период времени зарегистрированы первые скрещивания между неандертальцами и Homo sapiens, которые происходили где-то на Ближнем Востоке. Этой гибридной популяции удалось частично проникнуть в Европу и Азию. Но если в Азии сапиенсы сумели как-то закрепиться, то в Европе они в тот раз не смогли выдержать конкуренцию со стороны неандертальцев и вскоре полностью исчезли.
Как известно, последние неандертальцы исчезли в Европе примерно на рубеже 40000-39000 лет назад. Одной из главных причин их исчезновения считается недостаточная их конкурентоспособность кроманьонцам или ранним современным людям (Homo sapiens), которые на закате эпохи неандертальцев сосуществовали вместе с ними в Европе.
Однако, как показали последние исследования ученых-генетиков, самые древние в Европе Homo sapiens – кроманьонцы из болгарской пещеры Бачо Киро и чешской пещеры Злата Кун (возраст более 40000 лет), не являются предками современных европейцев. Исследователи из Института наук истории человека и Института эволюционной антропологии Макса Планка опубликовали статьи в известных научных журналах Nature и Nature Ecology & Evolution. В результате оказалось, что геномы кроманьонцев (современных людей из раннего Верхнего Палеолита, около 40000 лет назад) совсем не похожи на геномы более поздних жителей Европы, но имеют некоторое сходство с популяциями Восточной Азии, Центральной Азии и Америки того давнего периода.
Исходя из всего этого, ученые пришли к выводу, что первые европейские Homo sapiens не имеют родства с современным населением Европы. А линия древних европейцев (Homo sapiens в Европе) прерывается где-то на рубеже 40000 лет назад. По мнению ученых, причиной этого могло быть мощное вулканическое мегаизвержение, которое произошло около 40000-39000 лет назад или какое-то другое событие, после которого климат в Северном полушарии значительно похолодел. Это, вероятно, и привело к практически одновременному исчезновению не только неандертальцев, но и первых кроманьонцев (ранних современных людей) в Европе.
Новое исследование – первое в истории, в котором найдены гены, которые позволили современным людям победить неандертальцев и другие виды гоминид. Оно было проведено международной группой генетиков из Музея естественной истории США и Вашингтонского университета в прошлом году и опубликовано в апреле 2021 г. в журнале Molecular Psychiatry. Ученые нашли 267 генов, которые встречаются только у современных людей и играют важную роль в эволюции его поведенческих характеристик, отличающих Homo sapiens от других видов гоминид.
«Один из самых фундаментальных вопросов человеческой природы – это то, что вызвало взрывной рост творческих способностей у современных людей в период непосредственно до и после их массового расселения из Африки и связанного с этим исчезновение неандертальцев и других видов людей», – сказал один из авторов данной работы Ян Таттерсолл. Благодаря этому исследованию стало понятно, как и за счет чего Homo sapiens победил другие виды гоминид в процессе эволюции.
Современные люди демонстрируют уникальные творческие способности по сравнению с другими видами гоминид и человекообразных обезьян (шимпанзе, гориллы, орангутанги и их непосредственные предки), в числе которых новаторство, гибкость, глубина планирования и связанные с ними когнитивные способности. Но генетическая основа возникновения этих творческих способностей у современных людей оставалась загадкой даже после восстановления данных полного генома у наших вымерших близких родственников – неандертальцев.
1672922602083.png
Слева направо: шимпанзе, современный человек и реконструированный неандерталец
«Долгое время ученым было трудно идентифицировать гены, которые привели к возникновению творческих способностей из-за большого количества вариаций в геноме человека после того, как он отклонился от общего предка людей и человекообразных обезьян около 10 миллионов лет назад, а также неясность в функциях этих изменений», – сказал генетик из Вашингтонского университета в Сент-Луисе и один из ведущих авторов данного исследования Роберт Клонингер. «Поэтому мы начали наше исследование с определения того, какие гены, влияющие на личность современного человека, организованы в скоординированные системы обучения и позволяют адаптироваться к изменяющимся условиям жизни», – заявил он.
Команда под руководством Клонингера в начале идентифицировала 972 гена, которые определяют три отдельных группы факторов, играющих важную роль при обучении людей и других видов гоминид. Первая из них, регулирует эмоциональную реактивность, обучение привычкам, а также социальную привязанность и способы разрешения конфликтов Она появилась у человекообразных обезьян примерно около 40 миллионов лет назад. Вторая группа регулирует самоконтроль, самоуправление и склонность к сотрудничеству для взаимной выгоды. Эти особенности поведения появилась около 2 миллионов лет назад. Третья группа регулирует творческое самосознание, которое появилось всего около 100000 лет назад.
В своем исследовании генетики выяснили, что 267 из 972 генов, которые встречаются только у современных людей, а у неандертальцев и других гоминид они отсутствуют. Эти уникальные человеческие гены кодируют особенности самосознания, а также регулируют процессы, которые позволяют Homo sapiens проявлять креативный подход, быть более социальными и лучше сопротивляться различным болезням, чем ныне вымершие гоминиды, которых они заменили.
Гены, регулирующие эмоциональную реактивность, были почти одинаковыми у людей, неандертальцев и шимпанзе. А неандертальцы находились примерно посередине между шимпанзе и Homo sapiens в наличие генов самоконтроля и самосознания.
«Мы обнаружили, что адаптивность неандертальцев составляла от 60 до 70 процентов от Homo sapiens, а это означает, что разница в их приспособленности к условиям среды была значительной», – сообщил Клонингер. После того, как более творческие, общительные и физически более устойчивые Homo sapiens мигрировали из Африки между 65000 и 55000 лет назад, они вытеснили неандертальцев и других гоминидов, которые вымерли 40000 – 50000 лет назад. Последние неандертальцы, как показали радиоуглеродные исследования, недавно опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences, исчезли из Северо-Западной Европы в промежутке между 44200 и 40600 лет назад, то есть намного раньше, чем предполагали до этого.
Интересно, что гены, которые отличают современных людей от других видов гоминид, в том числе неандертальцев, представляют собой только регуляторные гены, состоящие из РНК, а вот гены, кодирующие белок, состоящие из ДНК, у них практически одинаковые.
Таким образом, ученые обнаружили, что только регуляторные гены являются уникальными для современных людей и формируют процессы их самосознания. По, их мнению эти гены особенно важны для физического, умственного и социального благополучие людей, потому что они позволяют регулировать наши привычки в соответствии с нашими целями и ценностями.
Исследователи определили, что эти уникальные для современных людей гены дают ряд преимуществ, связанных с большей креативностью, социальным поведением и здоровым долголетием. Проживание более долгой и здоровой жизнью, а также социальность и альтруизм позволили Homo sapiens поддерживать своих детей, внуков и других людей в своих сообществах на протяжении всей жизни в разнообразных, а иногда и суровых условиях. А будучи более инновационными и креативными, чем другие виды гоминид, современные люди смогли более гибко адаптироваться к непредсказуемым климатическим колебаниям.
«В более широком плане это исследование помогает нам понять, как мы можем в дальнейшем эффективно реагировать на проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваемся. Наше поведение не фиксируется и не определяется только нашими генами. Действительно, человеческое творчество, социальность и здоровое долголетие возникли в связи с необходимостью быстро приспосабливаться к суровым условиям и общению в больших социальных группах», и – сказал один из авторов данного исследования Ян Таттерсолл.
Другой соавтор этого исследования – Корал дель Валь из Университета Гранады добавил по этому поводу: «В настоящее время мы сталкиваемся с аналогичными проблемами, на которые мы также должны реагировать творчески, как и вначале нашей истории. К сожалению, когда мы оказываемся в условиях страха, конфликта, неравенства, жестокого обращения или пренебрежение, наше самосознание ухудшается, что снижает нашу способность использовать наш потенциал для творчества и достижения благополучия. Творчество может помочь нам в достижении благополучия людей, когда мы сталкиваемся с новыми экологическими или социальными проблемами».
Таким образом, предки современных людей сумели победить простых и менее изворотливых своих родственников-неандертальцев в борьбе за существование благодаря использованию более креативных и, возможно, более коварных подходов и приемов конкуренции.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх