(ТЕОРИЯ) Первый московский патриарх

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Установление Патриаршества в Русской Церкви стало следствием роста ее значения и влияния в православном мире, что к исходу XVI в. обозначилось особенно ярко. Московская Русь не только получала свидетельство своего усилившегося духовного значения в православном мире, но и укреплялась перед лицом грядущих испытаний Смутного времени.
1665409358206.png
1665409345728.png
1665409327549.png
Святой патриарх Иов, икона XX в.
Патриарх Иов
Святой патриарх Иов
Иов (в миру Иван) был первым московским патриархом. Он происходил из посадской семьи (не имеющей никаких родственных связей с представителями знатных боярских родов) города Старицы (появился на свет в 1525 г.). С ранних лет Иван испытывал интерес к чтению, поэтому был отдан на обучение в местный Успенский монастырь. Пройдя полный курс обучения, юноша вернулся в родительский дом. Те решили, что пришло ему время обзавестись своей семьей и начали искать невесту. Будучи любящим сыном, будущий патриарх воле родительской не противился, а лишь попросил разрешения посетить своего духовного наставника, чтобы получить благословение на семейный союз. Домой Иван не вернулся. Под влиянием архимандрита Германа в 1556 г. он принял постриг. В 1569 г. после посещения монастыря Иваном Грозным был назначен его архимандритом (до этого он был игуменом).
В 1571 г. по приказу царя Ивана IV Иов был переведен в Москву и сначала стал архимандритом Симонова монастыря, потом – Новоспасского. В 1581 г. он стал епископом Коломенским, в 1586 г. – архиепископом Ростовским. После опалы, наложенной на митрополита Дионисия, в конце 1586 г. Иов был возведен в сан митрополита Московского. В январе (26 января (5 февраля)) 1589 г., когда был решен вопрос об учреждении московской патриархии, Иов был провозглашен первым Патриархом Московским (находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II Транос; 17 января 1589 г. царь созвал боярскую думу вместе с Церковным Собором: в Москву прибыли 3 архиепископа, 6 епископов, 5 архимандритов и 3 соборных старца монастырских; царь Феодор Иванович объявил о своем решении просить у патриарха Иеремии благословения на поставление Иова в патриархи Москвы). Современники объясняли особую любовь царей (Ивана IV, Федора Ивановича, Бориса Годунова) к Иову тем, что он был высокообразованным, обладал хорошей памятью и красивым голосом.
Годы пребывания патриарха Иова во главе Русской православной церкви ознаменовались активным распространением христианства на присоединенных к России землях в Поволжье и Сибири. Был канонизирован Василий Блаженный. Большое внимание патриарх уделял распространению грамотности на Руси. Он считал, что как можно больше людей должны, лично ознакомится с Христовым учением, и потому развивал книгопечатанье. Будучи человеком для своего времени весьма образованным Он и сам написал множество богословских трактатов. Именно к нему в трудную минуту за советом и утешением шли высшие лица государства.
По его инициативе появились на Руси 4 митрополии: Казанская, Новгородская, Крутицкая, Ростовская. Везде строились каменные храмы. Иов во всем поддерживал царя Федора и его супругу. Поэтому он оказал большую помощь Борису Годунову в избрании на престол. После смерти царя Федора Ивановича и ухода царицы Ирины в монастырь именно Иов возглавил временное правительство. Затем организовал созыв Земского собора для царского избрания и на его заседании зачитал свое сочинение «Повесть о честном житии царя Федора Ивановича». В нем не столько прославлялся умерший государь, сколько доказывалось, что главным участником всех царских дел и начинаний был Б.Ф. Годунов. По утверждению патриарха, только он был достоин царского престола.
Поскольку иных кандидатов на престол не было, то 17 февраля 1598 г. участники собора избрали новым царем Бориса Годунова. Затем Иов организовал народные шествия в Новодевичий монастырь, где находились Борис с сестрой, для умоления всенародного избранника принять царский титул. Поскольку Годунов постоянно отвечал отказом, Иов объявил 21 февраля новым праздником в честь Богоматери Одигитрии и во главе бояр, служителей двора и большой толпы народа сам отправился в монастырь. Там в ходе обряда «умоления иконой» Б.Ф. Годунов «согласился» стать царем. Безусловно, Годунов был честолюбив. Но в то же время это был великий государственник и патриот, создавший масштабную программу реформ с целью преобразования Российского государства, усиления его мощи и международного престижа.
После восшествия царя Бориса на престол патриарх Иов стал его надежной опорой. Он не осудил решение царя выдать свою дочь за одного из иностранных принцев – шведского Густава или датского Иоганна, хотя те были иноверцы. Он выступил с разоблачением самозваного царевича Дмитрия (Лжедмитрия). По его указанию представители духовенства выяснили настоящее имя авантюриста – Гришка Отрепьев, живший в кремлевском Чудове монастыре и служивший у Иова келейником. После смерти царя Бориса в апреле 1605 г. Иов поддержал его сына царевича Федора как нареченного царя и начал подготовку к его венчанию на царство. Но из-за измены царского войска под Кромами в мае того же года не успел осуществить эту церемонию. В июне Годуновы были свергнуты, а Иов по приказу Лжедмитрия был отправлен в Старицкий Успенский монастырь. Там он через некоторое время ослеп.
В 1607 г. по просьбе нового царя Василия Шуйского и патриарха Гермогена Иов приехал в Москву и принял участие в церемонии покаяния москвичей. Со слезами на глазах они просили прощения у бывшего пастыря за изгнание. Он всех прощал. После возвращения в Старицу Иов вскоре умер (в июне 1607 г.).
Похоронили первого патриарха в Старицком монастыре. Затем его нетленные мощи перенесли в Москву в Успенский собор в Кремле. В 1989 г. был канонизирован на Архиерейском соборе Русской православной церкви.
1665409430317.png
1665409443475.png
Памятник Святителю Иову в Свято-Успенском монастыре (Старица)
Успенский собор в Кремле. Место упокоения Святого Иова
Русская православная церковь причислила Иова к лику святых в 1989 г., когда праздновалось 400-летие Московского Патриаршества, – это, конечно, не случайность, связанная с юбилеем. Канонизация Иова готовилась еще в середине XVII в., при первых Романовых, не любивших Годунова, при котором их род сильно пострадал. Но в середине XVII в. прославление не успели подготовить, а при Петре I, когда упразднили Патриаршество, канонизировать первого Русского Патриарха уже было невозможно по политическим мотивам.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх