(ТЕОРИЯ) Плавание Шпанберга

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
В начале XVIII в. к Камчатским берегам штормом прибило японское рыбацкое судно, на котором находилось двое моряков. Рыбаков сняли с потерпевшего крушение корабля и отправили в Петербург, так как никто не понимал на каком языке они говорят. О Японии было известно европейским морякам (испанцам, португальцам, голландцам), так как они пытались наладить торговлю в этой части Азии, однако изоляционистская политика самураев не позволила развить широкие связи со Старым Светом.
Петербург заинтересовался «японским направлением». И для того, чтобы разведать путь в это островное государство была отправлена двухгодичная экспедиция под началом русского мореплавателя датского происхождения Мартына Петровича Шпанберга.
1688531314940.png
Мартын Петрович Шпанберг. Российский мореплаватель. По происхождению датчанин. В 1725 – 1730 и 1733 – 1741 гг. – участник первой и второй Камчатских экспедиций. В 1738 – 1739 гг. совершил плавание к берегам Японии и Курильских островов
18 июня 1738 г. отряд состоявший из бригантины «Святой Михаил», бота «Святой Гавриил» и дубель-шлюпки «Надежда» отправился в море. Курильские острова были частично известны русским мореходам, однако в первый свой поход текущей экспедиции Мартын Петрович существенно расшили эти знания, описав более полно данный район океана.
1688531349590.png
Суда, построенные на охотских верфях. Рисунок М.П. Шпанберга
Впрочем, высаживаться на берег он не рискнул. Установившаяся в море погода и также особенность рельефа не позволили ему подойти достаточно близко, чтобы отправить на острова людей, и он, испытывая нужду в сухарях и воде, отправился в обратный путь. Прибыв в Большерецкий острог на Камчатке для зимовки Матрын Петрович принялся обобщать опыт экспедиции, с тем, чтобы спланировать будущий поход. Так, узнав особенности рельефа островов, он решил, что необходимо построить более легкое судно, на котором можно было бы осуществлять высадку. Этим и озаботилась команда зимой 1738 – 1739 гг. Таким образом, летом 1739 г. в поход вышла эскадра в составе уже 4-х кораблей. К отряду прибавился шлюп «Большерецк».
В июне месяце русская экспедиция впервые приблизилась к Японии. Был обнаружен большой остров с удобной гаванью и крупным поселением на берегу. Шлюп «Большерецк» направился было высадить людей, однако местное население проявило пугающую активность, около 30 лодок направились в сторону русского судна. И капитан шлюпа предпочел уйти от превосходящего флота туземцев. Очевидно, что перед Шпанбергом была Япония.
Продолжив плаванье, вскоре Мартын Петрович нашел еще одно поселение. На сей раз, местные жители приблизились к кораблю на двух лодках. Переводчика с японского в команде Шпанберга не имелось, и потому сразу установить контакт с местными жителями не получилось.
На следующий день ситуация повторилась, и было принято решений группе матросов во главе с офицером сойти на берег. А вскоре делегация вернулась на корабль, и уже местные жители ступили на палубу бригантины «Святой Михаил». Так русский мир встретился с миром японским. Мартын Петрович, согласно инструкции из Петербурга старался расположить к себе местных жителей, и одаривал японцев, поднявшихся к нему на борт. Автохтоны с удовольствием принимали подарки от русских моряков, и горячо благодарили. В свою очередь местные жители привозили провизию и угощали гостей: они доставляли рис, рыбу, огурцы и большую редьку.
Мартын Петрович несколько дней провел в гавани, налаживая контакты с местными жителями, когда вдруг вокруг бригантины стало скапливаться большое количество лодок. Суденышек собралось уже более 80 и Шпанберг увидел, что кто-то их координирует, возможно готовя нападение. Русский капитан приказал сняться с якоря и уйти в открытое море во избежание нежелательных эксцессов.
Так или иначе, Мартын Петрович продолжил путь. В районе Курильских островов во время высадки его люди повстречали айнов. Несмотря на звероподобный внешний вид, оказались вполне дружелюбными людьми. От аборигенов удалось узнать, что японский хан, как по татарской аналогии называли тогда местных императоров, на данной территории власти над ними не имеет.
1688531399393.png
Вернувшись на Камчатку, и сделав обширный доклад Берингу (Витус Ионассен Беринг иначе Иван Иванович Беринг), Шпанберг предложил на следующий год еще раз отправиться к берегам Японии и начать приводить в подданство русской императрицы местное население. Однако Иван Иванович, отвечавший за всю экспедицию в целом, не решился брать на себя такую ответственность.
В 1745 г. Шпанберг самовольно возвратился из Сибири, за что был предан суду и приговорен к смертной казни, однако, в 1747 г., вместо исполнения приговора, высочайше повелено понизить чином и написать в поручики по флоту на 3 месяца.
В 1753 г. он был произведен в капитаны 1 ранга. Умер в 1761 г.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх