(ТЕОРИЯ) Понятие науки. Функции науки. Классификация наук

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Понятие «наука»
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Структурные элементы науки:
- Социальный институт со своей структурой и функциями. Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.).
- Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
- Общность людей, научное сообщество.
- Отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания.
Основная продукция: понятия, законы, теории.​
Результатом научной деятельности является формирование научной картины мира, те. представление или «образ» мира, основанный на достижениях различных наук.
Классификации наук
Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.
Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.
Прикладные науки – это, отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.
Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли – возрастная, клиническая, семейная, юридическая – прикладными.
Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:
- Естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
- Общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
- Технические - науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).
Классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время мировоззрения – взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.
Модели развития научного знания
Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания
Наименование модели
Её содержание
Постепенное развитие наукиИстоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Развитие науки через научные революцииПериодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*».
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознанияЗа эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
Развитие через интеграцию научного знанияСтроить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук
Парадигма* (от гр. — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Функции науки
Наука выполняет в обществе ряд важнейших функций:​
ФункцияХарактеристика
культурно-мировоззренческаяФормирование мировоззрения человека, создание научной картины мира.
В современном мире человеку доступны неограниченные знания об окружающем мире и безмерный опыт предшествующих поколений. Информационное общество способствует всестороннему развитию личности и расширению границ мировоззрения.
познавательно-объяснительнаяОткрытие и объяснение различных явлений и процессов.
Наука призвана изучать и исследовать окружающий мир, его закономерности и процессы. Получая новые знания, и перерабатывая их, ученые создают научные положения и теории, которые подвергаются проверкам и доказательствам, тем самым объясняя происходящее и сущность существующего мира.
прогностическаяПрогнозирование развития общества, природы.
На основе уже приобретенных теоретических представлений о состоянии явлений и процессов, происходящих в мире, и выявленных закономерностей ученые способны составлять научные прогнозы на будущее, например, прогноз погоды, климатических изменений, предвидение каких-либо социальных явлений и т. п.
социальнаяСоциальное прогнозирование, управление общественными процессами, конструирование сложных социальных объектов.
С развитием науки меняется и картина мира, само общество. Так, еще 30 лет назад невозможно было представить наличие у каждого сотового телефона, компьютера, автомобиля. На сегодняшний день эти предметы стали необходимостью для людей современного общества.
производственнаяРазработка и внедрение новых технологий.
Способствуя развитию техники и новых научных открытий, наука становится мощной производительной силой, посредством которой теоретические научные знания материализуются – появляются новые технологии, оборудование, средства связи, вакцины и т. д.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх