(ТЕОРИЯ) Правление Камбиса. Персидское завоевание Египта

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
«… Перед тем как уехать на войну с массагетами, Кир поэтому признал Камбиса правителем, позволив ему использовать официальный титул «царь Вавилона» и оставив себе титул с более широкими претензиями — «царь стран». Вскоре после этого Камбис снова «держал за руки бога» в новогодний праздник 26 марта 530 г. до н.э.; на документах значится двойной титул. К сентябрю 530 г. до н.э. пришли вести о смерти Кира, и Камбис взял себе полный титул своего отца — «царь Вавилона, царь стран». По эламитскому обычаю он женился на своих сестрах Атоссе и Роксане. Затем он стал готовиться к вторжению в Египет, последнюю из четырех великих империй, которая еще не была завоевана ...» (Альберт Олмстед).
1665544137083.png
Персидская империя к моменту смерти Кира Великого (530 г. до н.э.)
1665544179137.png
Карты мира по версии различных ученых античности
1665544209675.png
В 530 г. до н.э. основатель огромной империи Ахеменидов царь царей Кир II погиб в сражении с племенами массагетов во время похода в области около северо-восточной границы Персии. Точные обстоятельства гибели великого царя остаются неизвестными, что породило множество легенд. После смерти Кира Великого империю возглавил его старший сын Камбис/Камбиз.
Известно, что Камбис родился около 559 г. до н.э., то есть за шесть лет до того, как его отец начал завоевание своей великой империи. Грандиозные исторические события происходили прямо на глазах юного «принца», что не могло не наложить отпечатка на его личность. С детства царевич наблюдал, как одно за другим рушатся под натиском персидских воинов древние царства, а повзрослев, и сам присутствовал при покорении Персией областей Ближнего Востока. Поэтому вполне естественно, что Камбис считал подчинение и поклонение окружающих естественным порядком вещей.
Другим обстоятельством, отрицательно повлиявшим на характер будущего царя Персии стало то, что его мать – любимая жена Кира, царица Кассандана была дочерью Фарнаспа из рода Ахеменидов. Кир Великий также принадлежал к Ахеменидам, следовательно, супруги находились в родстве между собой, возможно, довольно близком. Но, согласно эламским традициям, которые старались перенять персидские аристократы, кровное родство не являлось препятствием для брака. Можно предположить, что «родственный брак» родителей наделил Камбиса неприятными чертами характера, ставшими следствием его болезни. Согласно Геродоту: «… Камбис от рождения страдал тяжким недугом, который у иных слывет под названием «священного» (эпилепсия). Поэтому вполне естественно, что при тяжком телесном недуге он страдал и душевно …».
Одно из первых упоминаний в «летописях» о Камбисе относится к периоду завоевания Вавилонии. Решив сделать своего старшего сына царем Вавилона, Кир Великий, желая придать этому «назначению» вид законности, провел «коронацию» по вавилонскому обычаю, что предусматривало многочисленные религиозные церемонии. Кроме всего прочего Камбису пришлось принять участие в празднование Нового года. Но царевич не счел нужным поинтересоваться подробностями ритуала и сменить эламское облачение, популярное у знатных персов, на традиционные для Вавилона одежды. Появление одного из главных действующих лиц праздника в чужеземных одеждах вызвало переполох, и даже было занесено, как из ряда вон выходящее событие, в Вавилонскую хронику: «… На 4-й день месяца нисанну Камбиз, сын Кураша, пошел в храм ... Жрец (дал ему) жезл бога Набу, (но ... когда) он пошел, ... жрец не разрешил ему сопровождать идол Набу из-за (его) эламской одежды; (только, когда они сняли) с (него) копья и колчан ... сын царя (пошел) на службу ...».
«Царствование» Камбиса в Вавилоне продолжалось недолго, уже через десять месяцев (по другим данным через восемь), по неизвестным нам причинам, он сложил с себя звание «царя Вавилона», передав его отцу. Тем не менее, жизнь в шумной и яркой «столице мира» того времени пришлась по вкусу персидскому «принцу». Он проводит в Вавилонии большую часть времени, прошедшую с момента завоевания Вавилона до гибели Кира Великого. Сохранившиеся документы сообщают нам, что Камбису принадлежал дом в городе Сиппар, а сам он активно участвовал в «деловой» жизни Вавилона. Ему принадлежал крупный денежный вклад, хранившийся в «Деловом доме Эгиби». Кроме того, царевич занимался ростовщичеством, разумеется не лично, а через своих слуг. Одна из расписок сообщает нам о том что: «… писец царевича Камбузии» отдал одному лицу под залог дома в Вавилоне «1 1/3 мины серебра, имущество царевича Камбузии …».
В 530 г. до н.э. Камбис, согласно сведениям Геродота, прервал свою роскошную жизнь в Вавилонии и присоединился к войску отца, идущему к северо-восточной границе Империи Ахеменидов. Перед тем, как переправиться на правый берег реки Узбой и двинуться вглубь «страны массагетов» Кир, видимо чувствуя грядущее поражение и смерть, официально объявил Камбиса своим преемником и отправил его назад в Персию. «... Кир вверил Креза своему сыну Камбису, которого он назначил своим наследником. ... Кир отпустил Камбиса и Креза (советника Кира) и отправил их в Персию ...» (Геродот). В августе – начале сентября 530 г. до н.э. вавилонские документы начинают именовать Камбиса «Царь Вавилона и Царь Стран», с этого времени можно считать его «вступившим в должность» царя Персии.
И хотя Ксенофонт пишет в «Киропедии»: «… когда Кир умер, его сыновья тотчас затеяли распрю, и немедленно началось отпадение городов и народов, и все пошло хуже ...». Других сведений о каких-либо волнениях в начале царствования Камбиса нет. Возможно, Ксенофонт, живший через несколько столетий после смерти Кира, имел в виду более поздние события мятежа Гауматы. Ничего неизвестно и о попытках Камбиса отомстить за отца походов (по имеющимся у нас данным) в восточную часть империи при нем не было. Зато хорошо известны его усилияпо покорению Египта.
Правление фараона Яхмоса II стало вершиной экономического могущества Египта в Саисскую эпоху (Саисская династия – XXVI династия фараонов Древнего Египта; последняя из местных династий, правивших Египтом до персидского завоевания Египта в 525 г. до н.э.; отмечает начало Позднего периода). Потерпев сокрушительное поражение в «войне за ассирийское наследство», пережив гражданскую войну и иностранную интервенцию, «страна Та-Кемет» (то есть Египет) поумерила свои амбиции. Пришедший к власти в результате внутренней усобицы фараон Амасис II (Яхмос II) за время своего долгого 44-х летнего правления ни разу не пытался вмешаться в дела Заречья, удовольствовавшись своим контроля над Кипром. Фараон направил свои усилия на внутренние дела Египта, и ему удалось преодолеть хаос, последовавший за гражданской войной и вавилонским вторжением. Чтобы преодолеть ксенофобию египтян, для иностранцев были созданы обособленные кварталы, а греческие наемники были сосредоточены в районе Мемфиса, они стали своеобразной гвардией фараона. Греческие торговцы лишились права свободно торговать на территории Египта, но «взамен» Навкратис (греческий полис на египетских землях, на западе дельты Нила) получил исключительные права в греко-египетской торговле (греки именовали Амасиса своим благодетелем и филэллином).
Международная торговля приносила немалые выгоды и самому Египту, правление Амасиса стало временем его экономического расцвета. Мирная и благополучная жизнь породила демографический всплеск, население «страны фараонов» достигло 7 млн. человек, показатель, превзойденный лишь в начале ХХ в. По всей стране шло строительство, Геродот говорит о 20000 городов Египта, возможно, это преувеличение, но сам факт развития налицо. Помня о судьбе своего предшественника – фараона Априя, Амасис-Яхмос старался поддерживать хорошие отношения с влиятельным египетским жречеством. Святилища получали богатые подношения, а строительный бум коснулся и храмовой архитектуры. До нашего времени дошли остатки реконструированных по распоряжению Амасиса храмов в Саисе и Мемфисе, а так же развалины вновь построенных культовых сооружений в Ливии и Навкратисе.
1665544286447.png
Египетские воины во времена правления Саисской династии. Саисские фараоны делали ставку на иностранных наемников
При этом львиная доля серебра, получаемого от торговли, шла на содержание вооруженных сил Египта. Фараон Яхмос придавал огромное значение морскому господству, и при нем египетский флот господствовал в Средиземном море, надежно оберегая рубежи «страны Та-Кемет». Основу сухопутных войск Египта, как и при предшественниках Амасиса, продолжали составлять наемники, в основном греческие и карийские. Сближение с «греческим миром» было основой политики фараонов Саисской династии, и Яхмос II не был исключением. Он поддерживал дружеские отношения со Спартой, Самосом и Киренаикой – греческим государством на африканском побережье Средиземного моря к западу от Египта, дочь киренского царя Ладика даже стала одной из его жен. Стараясь участвовать в жизни «греческого мира», Яхмос делает щедрые подарки греческим храмам. Так, на восстановление сгоревшего Дельфийского святилища он отправил 1000 талантов. Не были забыты и другие культовые места Эллады, щедрые подношения регулярно получали жрецы Самоса, Кирены и Родоса.
«Заигрывание» с греками облегчало торговлю и вербовку наемников, но осложняло взаимоотношения фараона с египетским жречеством и простыми египтянами. Для Египта был характерен изоляционизм и высокомерное отношение к другим народам. Египетские жрецы составляли замкнутую касту (со своей иерархией и таинствами). Они, порой «играли» фараонами, возводя их на престол и смещая по собственному разумению. Теперь же, жизнь заставляла ломать сложившиеся традиции, что мало жрецам нравилось. Ситуация особенно обострилась к концу правления Яхмоса, когда «персидская угроза» заставила фараона усилить армию и флот. Содержание многотысячной армии наемников обходилось очень дорого, а флот всегда был дорогой «игрушкой». Даже мощная экономика Египта не смогла выдержать подобную нагрузку, и пришлось прибегать к чрезвычайным мерам. Финансовые потоки были перенаправлены в сторону военных, а богатейшие храмы Египта «попросили» поделиться доходами и имуществом. Отношений между жрецами и фараоном это не улучшило.
Внешнеполитическая ситуация также не благоприятствовала Египту. Созданные сначала против Мидии, а затем против Персии союзы оставались «на бумаге». Кир Великий беспрепятственно захватил сначала Лидию, а затем и Вавилонию, никто не пытался ему помешать. Отсиделся на своем острове Поликрат, не стали вмешиваться в далекую войну лакедемоняне (спартанцы), не вступил в борьбу и сам Яхмос. Между персы подступали все ближе. Заречье признало власть персидского царя и он готовил там плацдарм для атаки на Египет. Но, сначала персидского царя отвлекли заботы управления империей, а затем он отправился в злосчастный поход на массагетов. Камбиз же должен был, прежде чем идти в завоевательный поход, утвердиться на престоле и восстановить утерянные со смертью отца нити управления огромным государством. Тем временем фараон Яхмос II умер от старости, и не увидел, как рушится царство, которое он восстановил и оберегал всю свою жизнь. Через шесть месяцев после его смерти Египет утратит независимость и будет надолго подчинен Персии.
Посмотреть вложение 12924
Персидские воины, реконструкция
1665544421068.png
1665544408801.png
Финикийский военный корабль
За четыре года, прошедшие с момента смерти Кира Великого, Камбис и его приближенные проделали большую работу. Египет оказался фактически в изоляции, даже друг Яхмоса – Поликрат Самосский предпочел перейти на сторону персов. Киприоты отказались от дальнейшего подчинения Египту и отправили свои корабли персам. Давние союзники «страны фараонов» – финикийцы, тоже поддержали Камбиса, из их кораблей и состоял в основном «персидский» флот. Часть кораблей и тяжелую пехоту предоставили персам греки Малой Азии. Вошли в состав армии Камбиса и контингенты других народов империи Ахеменидов. «… На этого-то Амасиса и пошел войной Камбис, сын Кира, и вместе с ним шли все покоренные им народности, в том числе ионяне и эолийцы ...». Кроме того, египетские документы того времени, сообщают о пришедших вместе с Камбисом чужеземцах из разных краев, именуя их «жители всех стран». Персами был заключен договор с вождями арабских племен, кочевавших в степях и пустынях между Египтом и Южной Палестиной. Они согласились не тревожить тылы персидского войска набегами и снабжать воинов Камбиса водой при переходе через пустыню.
Кроме того, судя по бегству в Персию руководившего наемниками галикарнасского военачальника Фанеса и измене руководившего флотом жреца Уджагорреснета, персидская агентура успешно работала и внутри Египта. Подготовка к войне была проделана талантливо.
В годы, предшествующие войне, Камбис продолжал жить в так понравившейся ему Вавилонии. Причем его царский двор располагался не в Вавилоне, а в Уруке. Кроме подготовки к будущему походу, он озаботился своей личной жизнью, женившись, по эламскому обычаю, на своих родных сестрах Атоссе и Роксане. К весне 525 г. до н.э. персидские войска были сосредоточены в Палестине, а точкой сбора флота служил финикийский город Акко. Все было готово к началу похода на Египет.
Геродот объясняет войну Персии с Египтом личной неприязнью Камбиса, называя две причины возникновения таковой. Согласно первой, фараон Амасис не желая выдавать замуж за Камбиса свою дочь, «подсунул» ему вместо нее дочь смещенного им Априя. Через некоторое время девушка призналась царю персов: «... Амасис обманул тебя. Он нарядил меня в эти роскошные одежды и прислал к тебе как свою родную дочь. А я на самом деле дочь Априя, его прежнего господина, на которого он вместе с египтянами восстал и затем умертвил». Согласно второй, Камбис возненавидел египтян из-за соперничества его матери с египетской принцессой Нитетис за расположение Кира Великого. «... Кассандана, супруга Кира, сказала на это: «Хотя я и родила Киру таких детей, но он меня презирает, а вот эту женщину, сосватанную из Египта, носит на руках». Хотя, гораздо легче поверить в попытку устранить конкурента по влиянию и торговле. Несмотря на то, что, потерпев поражение в «войне за ассирийское наследство» египтяне были вынуждены уйти из Заречья, «страна фараонов» продолжала сохранять влияние в государствах Средиземноморья. Многовековые торговые, политические и религиозные связи было не так просто разорвать. И наконец, не стоит сбрасывать со счетов такой субъективный фактор, как желание Камбиса доказать всем, что он ничем не хуже своего великого отца.
Армия Камбиса двинулась в поход, и вскоре войско достигло Египта, где его уже ждали воины «страны Та-Кемет».
1665544488078.png
Город Пелузий (Син, Сену)
К моменту персидского вторжения у власти в Египте уже шесть месяцев находился Псамметих III (Псамтик, Псамменит, Псаммехритос) сын Амасиса. Геродот упоминает о неблагоприятном предзнаменовании в начале его царствования: «… явилось египтянам великое знамение, а именно, выпал дождь в египетских Фивах, чего, по словам самих фиванцев, не бывало ни раньше, ни после …». Псамметиху предстояло доказать, что он по праву занимает трон фараонов и защитить свою землю от иностранных захватчиков. Египетская армия, в ожидании персов, разбила лагерь в Пелусийском устье Нила, недалеко от города Танис – столицы Египта при предыдущей династии (XXV династия – Кушитская династия). При приближении армии Камбиса египтяне двинулись ей навстречу и около города-крепости Пелузий (Пелусий) в мае 525 г. до н.э. произошло сражение, положившее конец правлению в Египте саисской династии.
Пелузий (Пелусий) – греческое название египетского пограничного поселения, расположенного на самом восточном из рукавов Нила. Он контролировал проход между побережьем моря и болотами дельты Нила. Как пограничная крепость, Пелузий имел большое стратегическое значение, являясь «восточным щитом» Египта. Кроме того, через неё проходило торговое сообщение между Египтом и странами Азии. Во время многочисленных конфликтов Египта с Ассирией и Нововавилонским царством, Пелузий множество раз подвергался нападению, находился в осаде и разрушался. И каждый раз египтяне отстраивали крепость заново, с каждым разом делая ее все мощнее. В рассматриваемое время гарнизон Пелузия состоял почти из 5000 египетских воинов.
1665544572796.png
Африканское побережье Средиземного моря, VI в. до н.э.
Число воинов армии Псамметиха III, согласно античным источникам, доходило до 30000, численность армии Камбиса неизвестна. Никаких подробностей этой битвы не сохранилось, за исключением ее несчастливого для египтян итога: «…После жаркой битвы, когда с обеих сторон пало много воинов, египтяне обратились в бегство …». Согласно родившемуся в Македонии греку Полиэну, автору «Стратегемы» («Стратегетика»), посвященной римским императорам Марку Аврелию и Луцию Веру. Труд датируется примерно 163 г., он часто цитируется: «… Камбиз осаждал Пелузий. Египтяне мужественно сопротивлялись, закрыв проходы в Египет, и, собрав много орудий, пускали катапультами стрелы, камни и горящие головни. Камбиз всех животных, которым египтяне поклонялись: собак, овец, кошек, ибисов поставил впереди своего войска. Египтяне же перестали стрелять из-за страха поранить какое-либо из священных животных. Таким образом, Камбиз, взяв Пелузий, вошел в Египет …». Бой у Пелусия стал единственным крупным полевым сражением между египетской и персидской армиями за всю войну.
1665544634874.png
Царь Камбиз II пленяет египетского фараона Псамметиха III. Изображение на персидской печати. VI в. до н. э.
Потерпевший поражение Псамметих III отступил на юг, в Мемфис и укрылся за его мощными стенами. Согласно Геродоту: «… Камбис отправил туда к ним вверх по реке на митиленском корабле персидского вестника с предложением сдаться. А египтяне, завидев подходивший к Мемфису корабль, толпою бросились из города, потопили корабль, людей порубили в куски и тела их потащили в город …». После этого Мемфис был осажден главными силами персидской армии и после осады, продолжавшейся около месяца, город сдался. Фараон Псамметих III и вся его семья попали в плен. Вероятно, еще до этого «начальник морских кораблей царя при царе Верхнего и Нижнего Египта Анхкара (Псамметихе III)», номарх Саисса, Начальник переписчиков Великих текстов, Великий управитель и жрец богини Нейт – Уджагорреснет, сдал без боя египетский флот, которого опасались персы и вверенный ему город Саис. Ктесий Книдский также упоминает о неком высокопоставленном евнухе Комбафее, передавшем Камбису «мосты и прочие дела египтян». Неизвестно, была ли это реально существовавшая историческая фигура или собирательный образ переметнувшегося на сторону победителей египетского чиновника. Некоторые историки отождествляют Комбафея с Уджагорреснетом.
1665544673040.png
Встреча Камбиза и Псамметиха III. Художник Жан-Адриен Гинье
Всего за несколько месяцев Египетское царство, одно из сильнейших в Древнем мире, оказалось полностью подчиненным персам. Камбису было чем гордиться, он проявил себя достойным учеником отца. На радостях он был довольно милостив с побежденными, Псамметиху была сохранена жизнь. Большинство египетских чиновников сохранили свои должности, а некоторые были повышены и награждены. Впрочем, совсем без репрессий тоже не обошлось: «… Камбис послал затем (на казнь) сына Псамменита и 2000 его сверстников с петлей на шее и заткнутым удилами ртом. Их вели на казнь в отмщение за митиленцев, погибших с кораблем в Мемфисе. Такой приговор вынесли царские судьи: за каждого человека казнить десять знатнейших египтян …» (Геродот).
В конце августа 525 г. до н.э. Камбис (с соблюдением всех необходимых формальностей) принял титул фараона. Он стал основателем новой, XXVII династии царей Египта. «… Как свидетельствуют египетские источники, он придал своему захвату характер законной унии с египтянами, короновался по местным обычаям, пользовался традиционной египетской системой датировки, принял титул «царь Египта, царь (чужеземных) стран» и древние титулы «потомок (богов) Ра, Гора, Осириса». Он отправился в Саис, чтобы лично участвовать в религиозных церемониях в храме Нейт, и на коленях поклонился ей, приносил жертвы египетским богам и оказывал им другие знаки внимания …».
Относительно методов правления Камбиса существуют две противоположные точки зрения, причем каждая из них подкреплена ссылками на документальные свидетельства. Так Геродот и, вторящий ему, Диодор Сицилийский, сообщают о надругательстве над телом фараона Амасиса: «… Камбис же прибыл из Мемфиса в город Саис ради того, чтобы совершить там деяние, которое он и действительно совершил. Именно, вступив во дворец Амасиса, он повелел выбросить из усыпальницы тело царя. А когда это было исполнено, Камбис велел бичевать тело, вырвать волосы, исколоть, словом, всячески осквернить. Когда, наконец, исполнители царского приказа измучились, а набальзамированное тело, несмотря на их усилия, все-таки не распадалось, Камбис приказал предать мумию огню …». Хотя, не очень понятно, чем же покойный фараон так досадил персам. Им даже в бою встретиться не довелось, а политическое противодействие и интриги – не повод для ненависти, особенно со стороны победителей. Кроме этого: «… Во время своего пребывания в Мемфисе он велел открыть древние гробницы царей и осматривал мумии покойников. Так он вступил и в святилище Гефеста (храм Пта в Мемфисе) и насмеялся над кумиром бога ... Вступил Камбис также и в святилище Кабиров, куда не дозволено входить никому, кроме жреца. Кумиры этих богов после поругания он приказал сжечь ...». Про бесчинства иноземных воинов, поджоги, разграбление храмов и городов сообщают египетские источники, современные событиям. В частности, сдавший персам египетский флот адмирал-жрец Уджагорреснет хлопотал о «родном» саисском храме богини Нейт: «… Я обратился с просьбой в присутствии царя Верхнего и Нижнего Египта Камбиза по поводу чужеземцев всяких, которые поселились в храме Нейт, чтобы изгнать их оттуда, чтобы дать храму Нейт быть во всем его великолепии, как он был издревле ...». О реакция Камбиса на эту просьбу сообщает все тот же Уджагорреснет: «… Приказал его величество изгнать чужеземцев всяких. . .разрушив дома их, нечистоту их всякую, которая в храме этом ... Приказал его величество, чтобы был очищен храм Нейт, возвращены все люди его в него ... Приказал его величество приносить жертвы Нейт великой ... и богам, находящимся в Саисе, как это было издревле ….». Отголоски тех событий доносят до нас и более поздние источники. Страбон сообщает о сильных пожарах в Мемфисе, Диодор Сицилийский говорит о разграблении Фиванского некрополя в Верхнем Египте, Плиний пишет о том, что только личное вмешательство Камбиса остановило разрушение культового центра бога солнца - города Гелиополь.
Дав своим воинам «спустить пар» и обогатиться, Камбис приказал прекратить грабежи. Выполнение этого приказа потребовало дисциплинарно-репрессивных мер и вскоре порядок был восстановлен, и жизнь египтян вернулась в привычное русло. Воины покинули египетские святилища, конфликт с влиятельным жречеством в планы Камбиса пока не входил. Некоторым храмам даже был возмещен ущерб, не всем и, конечно, не в полном объеме, но тенденция была продемонстрирована. Завоеватели не вмешиваются в частную жизнь египтян, если она не противоречит их планам и не мешают местному населению молиться своим богам. Завоевание Египта идет по «Вавилонскому сценарию», большинство чиновников сохраняет свои места, сопротивление со стороны египтян отсутствует полностью.
Юридические и административные документы Египта времен Камбиса подтверждают, что завоевание не привело к значительному перерыву в деловой и административной жизни страны (пример хозяйственная деятельность Хнемибре – начальника работ в каменоломнях Вади-Хаммамата, должность была весьма важной, так как в каменоломнях Вади-Хаммамата добывали камень, в том числе, для погребальных саркофагов фараонов и знати).
Камбис пытался продолжать традиции Кира Великого и расположить к себе народ и правящее меньшинство завоеванной страны. Он старался демонстрировать соблюдение египетских традиций и поклонение египетским богам. Коль скоро одним из его советников был Уджагорреснет – не самый последний из жрецов богини охоты и войны Нейт, то в ее храм стал одним из первых в «стране Та-Кемет», которые он посетил. «… Пришел царь Верхнего и Нижнего Египта Камбиз в Саис. Когда прибыл его величество самолично в храм Нейт, он бил челом перед ее величеством весьма, подобно тому как (это) делали цари все, и совершил он жертвоприношение большое из вещей всяких добрых для Нейт великой ... и богов, находящихся в Саисе, подобно тому как (это) делали цари все превосходные … Сделал его величество полезное все в храме Нейт …». Попыткой завоевать расположение египтян была и коронация Камбиса по «египетскому обряду».
Неизвестными нам персидскими пропагандистами была создана и «запущена в оборот» легенда о рождении Камбиза от брака Кира с египтянкой Нитетидой, дочерью фараона Априя. До нас она дошла в «пересказе» Геродота: «… египтяне считают Камбиса египтянином, именно сыном этой дочери Априя. Ведь, по их словам, Кир, а вовсе не Камбис послал к Амасису сватать его дочь. Но это неверно. … Камбис был сыном Кассанданы, дочери Фарнаспа Ахеменида, а вовсе не египтянки. Египтяне искажают историческую истину, выдавая себя за родственников Кирова дома ...». Целью подобной мистификации было посеять сомнения в законности власти Амасиса и его наследника Псамметиха III и придать завоеванию Египта Камбисом вид борьбы законного наследника против узурпатора. Сам Камбис, видимо, придавал этой «игре в наследника» большое значение. Свои документы он датирует, начиная свое царствование от времени смерти Амасиса, исключая время царствование Псамметиха III. Существует также документ Камбиса, где начало его царствования в Египте считается от 530 г. до н.э., то есть с момента восшествия на престол в Персии.
Но «игра» Камбиса в «доброго фараона» имела свои границы, и, прекратив мародерство рядовых воинов, Камбис тут же начал «грабеж на государственном уровне». Земли и имущество фараона Псамметиха перешли в собственность империи Ахеменидов. Даже спустя века при раскопках археологи натыкались на следы «сокровищ фараонов». Предметы с именами Нехо, Амасиса и Псамметиха нашли в Персеполе, в Сузах обнаружены предметы из слоновой кости, алебастровые вазы и фигурки божеств Бэса и Исиды, явно египетского происхождения. Диодор Сицилийский сообщает о вывезенном из египетских храмов золоте, серебре и драгоценной слоновой кости, а также об уведенных в далекую Персию ремесленниках. Ему вторит Ктесий Книдский, также пишущий о египтянах, депортированных на строительство дворцов Персеполя, Суз и Экбатаны. Он даже называет точное количество вынужденных переселенцев – 6000 человек, правда проверить степень достоверности этих сведений, не представляется возможным. Население Египта было обложено тяжелыми податями, которые выплачивались серебром и натуральными продуктами. Причем при Камбисе не было твердо урегулированной системы податей, что приводило к многочисленным злоупотреблениям и поборам. Камбис посягнул даже на «святое» - имущество жрецов и храмов. Поскольку содержание различных святилищ и их служителей составляло чуть ли не главную статью расходов в государственном бюджете Египта, то с его сокращения и начали экономию.
Появился указ Камбиза о финансовом управлении святилищами Египта. Только три храма (храм бога Пта в Мемфисе, святилище Тота в Гермополе; название третьего храма расшифровать не удалось) сохранили «государственное финансирование». Поддержка остальных храмов была существенно сокращена. Поставки скота уменьшены наполовину, а птицы – отменены полностью. В указе было провозглашено: «Пусть жрецы сами выращивают птицу, чтобы приносить жертвы богам». Кроме того, отныне храмы должны были сами заготавливать и транспортировать строительный лес и дрова. Была сокращена вполовину или совсем прекращена выдача храмам серебра, зерна, ладана, папируса и льна. Отныне жрецам предлагалось недостающее, как и всем остальным, покупать. Жрецы подсчитали, что благодаря «гонениям Камбиса» они ежегодно «недополучали» 60530 дебенов 8 кедетов серебра (примерно 5,5 тонн), 170210 мер зерна и 6000 буханок хлеба.
При Камбисе «налоги» на имущество храмов и жрецов были значительно повышены. «Слуги богов» отправились изливать свое горе «в народные массы». Большая часть историй о жестокости Камбиса по отношению к египтянам и о его пренебрежении египетской религией родилась именно тогда. Народу Египта тоже было на что пожаловаться: непосильные подати, засилье иноземцев во власти, грабежи оккупантов, депортация близких … Именно жрецы превратили народное недовольство в легенды, вошедшие в книги Геродота.
Камбис продолжал свою территориальную экспансию. Первым «в очереди» было завоевание северного побережья Средиземного моря, осуществление этих планов обеспечило бы Персидской империи господство над значительной частью акватории Средиземного моря и позволило бы ей контролировать пролегающие там торговые пути, что сулило колоссальные прибыли. Но осуществить этот великолепный план, Камбису было не суждено ...
Обитающие к западу от дельты Нила ливийские племена признали владычество Камбиса и отправили ему дары. Их давние соперники, греки Киренаики последовали примеру своих соседей. Греки-колонисты, обосновавшиеся на северо-востоке современной Ливии, успели разделиться на два независимых государства-полиса – Кирену и Барку. Эти города далеко не всегда действовали совместно, и даже воевали между собой, но тут их решение было единодушным. Греки признали власть персидского царя и тоже отправили ему дары «… Камбис милостиво принял дары ливийцев, дарами же киренцев остался недоволен, как я думаю, потому что они были ничтожны (киренцы послали царю всего 500 мин серебра). Царь взял деньги и собственноручно разделил своему войску ...» (Геродот).
Подобное начало завоевания африканских земель было вполне удачным. Чуть раньше под контроль Персии попал Навкратис – древнегреческая колония на западе дельты Нила и единственный порт Египта, предназначенный для иностранцев. Теперь, после подчинения греков Киренаики, вся греческая торговля, проходящая через Египет, была у Камбиса «в руках». У персидского монарха хватило мудрости не душить «курицу, несущую золотые яйца», и никаких препон эллинам не чинили. От иноземцев требовалось только соблюдение единых для всех законов империи и уплаты податей.
1665544792175.png
Карфаген, современная реконструкция
После Киренаики Камбис планировал продвинуться дальше на запад и владеть Карфагеном. Основанный в IX в. до н.э. колонистами из финикийского города Тир, Карфаген благодаря своему выгодному географическому положению и отсутствию, на первом этапе существования, внешних врагов быстро развивался. В VIII в. до н.э. завоевание Финикии ассирийцами вызвало поток беженцев, резко увеличившееся население позволило Карфагену начать создание собственных колоний. Начавшееся на рубеже VII – VI в. до н.э. противостояние с греческими полисами, также ведущими колонизацию, заставило финикийцев искать союзников, в начале VI в. до н.э. ими был заключен союз с этрусками. В морском сражении при Алалии греческий флот был разбит, после этого этруски завладели Корсикой, финикийцам досталась Сардиния. Кроме того Карфаген смог уничтожить своего конкурента – город Тартесс и объединить вокруг себя финикийские колонии в Северной Африке и Испании. Это доказывает, что к VI в. до н.э. Карфаген был весьма серьезным противником. Задуманная Камбисом авантюра была довольно рискованной, зато, в случае победы, Персия получала почти «мировое господство», в масштабах античной Ойкумены. Тем горше было персидскому царю осознавать крушение своего замысла. «… Финикияне, однако, отказались подчиниться царскому приказу. Они объявили, что связаны страшными клятвами, и выступить в поход на своих потомков для них великое нечестие. А без финикиян корабли остальных (подвластных царю городов) не могли тягаться с карфагенянами ... Камбис не пожелал силой заставить финикиян (выступить в поход), потому что они добровольно подчинились персам, и вся морская мощь персидской державы зависела от финикиян (и держалась) на них …».
После того, как поход на Карфаген был отменен, Камбис обратил свой взор на юг и задумался. «…После захвата Египта Камбиз мечтал о покорении остальной части Африки, о протяженности которой он имел более чем смутное представление ...» (М.А. Дандамаев).
Египтяне прекрасно знали о «стране Куш» – Мероитском царстве и его предшественниках. Они ходили в завоевательные походы на территорию современного Судана (Нубии), в эпоху Нового царства Нубия, вплоть до четвёртого и пятого порога Нила, на пять веков была включена в состав Египта. В более поздние времена, царям «страны Куш» даже удастся на некоторое время завоевать Египет и основать XXV, кушитскую династию фараонов.
1665544838975.png
Камбис вполне искренне мог полагать, что где-то за Нубией плещутся воды мирового Океана, видимо, к ним он и стремился. Целью Камбиса был захват нескольких оазисов, расположенных в ливийской пустыне, и нападение на «Страну эфиопов». Геродот является практически единственным источником сведений об этой войне. К сожалению, его рассказ полон заведомо легендарных деталей.
Подготовку к новому походу персы, как всегда, начали с разведки. «… Камбис же, решив послать (к эфиопам) соглядатаев, велел вызвать из города Элефантины несколько ихтиофагов (рыбоедов), знающих эфиопский язык …».
Принесенные разведчиками сведения вывели царя из равновесия: «… соглядатаи возвратились (в Египет). Когда они принесли эту весть Камбису, царь так разгневался, что немедленно выступил в поход на эфиопов, даже не позаботившись о съестных припасах для войска и не подумав, что ему предстоит идти на край света. Словно в неистовом безумии от вести, принесенной ихтиофагами, собрался царь в поход ...». Другие античные источники, вскользь упоминающие об этом походе Камбиса, сообщают о том, что готовясь к войне с Нубией, персидский царь основал в Верхнем Египте несколько укрепленных городов. То есть, ни о каком «безумии» или о «голодном походе» речи не идет.
«… Когда Камбис прибыл в Фивы, то разделил свое войско: 50000 воинов должны были покорить и продать в рабство аммониев и сжечь прорицалище Зевса. Сам же царь с остальным войском двинулся на эфиопов …». Путь до оазиса Аммона (оазиса Сива) выбран, конечно, не самый близкий, но по пути, персидский отряд должен был захватить и другие оазисы. «… Часть же войска, посланная против аммониев, выступила из Фив с проводниками. До города Оасиса (оазис Харга), населенного будто бы самосцами из филы Эсхрионии, войско без сомнения дошло. Город этот находится в семи днях пути от Фив по песчаной пустыне …». Персидский отряд благополучно выполнил первую часть задачи – подчинил Камбису оазис Харга. В этом, довольно большом (протяжённость около 150 км, ширина 20-80 км.) оазисе, пересекались караванные тропы, идущие через Ливийскую пустыню.
Покинув оазис Харга воины отправились через пустыню к оазису Амона (оазис Сива). В древности оазис был знаменит, прежде храмом бога Амона, откуда и получил свое название. При храме вещал один из самых знаменитых оракулов Древнего мира, чей авторитет не уступал дельфийскому. Вот только персидский отряд так никогда и не появился в оазисе Амона. «… До Аммона, во всяком случае, они не дошли и назад не вернулись. Сами же аммонии рассказывают об этом вот что. Из Оасиса персы пошли на них через песчаную пустыню. Приблизительно на полпути между Оасисом и Аммоном как раз во время завтрака поднялась страшная (песчаная) буря с юга и погребла войско под кучами песка …».
1665544979238.png
Карта предположительного маршрута персидского войска. Сплошные стрелки – путь, засвидетельствованный Геродотом, пунктирные – планируемый дальнейший маршрут. Звездочкой отмечено место битвы у оазиса Дахла, по гипотезе Олафа Карпера
Основные силы персидского войска продолжили путь на юг. При этом, по словам Геродота: «… Не успело, однако, войско пройти пятой части пути, как уже истощились взятые с собой съестные припасы. Вьючные животные были также забиты и съедены. Если бы Камбис, заметив это, одумался и повернул назад, то, несмотря на свою первую ошибку, он все-таки поступил бы как благоразумный человек. Однако царь, ни о чем не рассуждая, шел все вперед и вперед. Пока воины находили еще съедобную траву и коренья, они питались ими. Когда же пришли в песчаную пустыню, то некоторые воины совершили страшное дело: каждого десятого они по жребию убивали и съедали. Когда Камбис узнал об этом, то в страхе, что воины съедят друг друга, прекратил поход и велел повернуть назад. В Фивы царь прибыл, потеряв большую часть своего войска …». И другие авторы сообщают о том, что поход успеха не достиг. «… Камбиз, как пример приводят они (эфиопы), который шёл войной на них с большим войском, не только потерял все своё войско, но и сам подвергся величайшей опасности …» (Диодор Сицилийский). Многие историки считают рассказ о поражении Камбиза явным преувеличением. Есть предположение, что передовым отрядам войска Камбиса удалось добраться до Второго порога Нила. А некоторые считают, что и до третьего, ссылаясь на то, что там еще во времена Рима была местность под названием «Склад Камбиза». Согласно Страбону Камбис дошел даже до Мероэ: «Когда Камбиз овладел Египтом, он достиг вместе с египтянами даже Мероэ. И действительно, как говорят, он дал это имя острову и городу, потому что сестра его (иные говорят, что жена) умерла там. Во всяком случае, он назвал это место в честь женщины». Но, в любом случае, исход похода не удовлетворил Камбиса и его воинов. Возможно, экспедиция понесла слишком тяжелые потери, чтобы безоговорочно считать ее успешной. А добыча была значительно меньше, чем ее рисовало воображение, подогретое рассказам о «чудесной стране».
Итак, персидский отряд, отправленный на покорение оазисов, в полном составе сгинул в пустыне, так и не выполнив полностью свою задачу. А поход основных сил Камбиса к верховьям Нила, судя по отсутствию победных реляций, был не слишком прибыльным. В результате, в Египет Камбис и его воины вернулись в не самом благостном расположении духа. А в «стране Та-Кемет» их уже не ждали … египтяне, узнавшие о неудачах персов, сочли своих завоевателей погибшими в неизведанных землях.
Подобное развитие событий давало Египту надежду на освобождение от власти иноземцев. Все недоброжелатели «персидского фараона» немедленно активизировались. Жрецы, лично заинтересованные в смещении Камбиса, только разжигали страсти, апеллируя к якобы попранным религиозным святыням. В стане противников персидского царя оказалось и немало египетских «князьков», их тоже не устраивала имперская власть, ограничивающая их власть. Мятежные аристократы были особенно опасны. Персидский отряд, который Геродот счел жертвой песчаной бури, по мнению профессора Лейденского университета Олафа Капера, пал жертвой скрывающихся в оазисах повстанцев. Он сделал подобное заключение на основании надписей, обнаруженных в оазисе Дахла. Видимо, служившим базой мятежников, под руководством князя Сехерибре Петубаста, позднее ставшего на короткое время фараоном Петубастом III.
1665545076597.png
1665545054253.png
Доказательства существования фараона Петубаста III:
1. Печать с картушем Петубаста III;
2. Деревянный дверной косяк, первоначально инкрустированный стеклом и покрытый сусальным золотом, с изображением подносящего дары Петубаста III
Весть о беспорядках, происходящих по всему Египту и грозящих перерасти в полномасштабное восстание, настроение Камбису не улучшила. По рассказу Геродота его прибытие совпало с религиозным праздником. Но царь не был расположен к веселью и произошел инцидент, служащий одним из доказательств «безумия» Камбиса. «… Видя это, Камбис заподозрил, что египтяне устроили праздник и так веселятся именно по случаю его неудачного похода и приказал городским властям Мемфиса явиться к нему. Когда же они предстали пред его царские очи, Камбис спросил, почему при его первом пребывании в Мемфисе египтяне так не радовались, как ныне, когда он потерял большую часть своего войска. А те отвечали, что им явился бог, обычно являющийся только по истечении долгого времени. При явлении этого бога по всему Египту справляют радостные празднества. Услышав такой ответ, Камбис назвал их лжецами и за ложь велел предать казни ...» (Геродот).
1665545158888.png
Церемония почитания Аписа. Худ. Фредерик Артур Бриджмен
Камбис убивает священного быка
После этого персидский царь обратился с тем же вопросом к жрецам и, получив точно такой же ответ, захотел увидеть «божественное» животное. «… Когда жрецы привели Аписа, Камбис как безумный выхватил кинжал и, желая ударить животное в брюхо, рассек ему только бедро. Тут он рассмеялся и сказал жрецам: «Жалкие вы людишки! Разве это боги с кровью и плотью и уязвимые железом? Такого бога египтяне, конечно, вполне достойны. Но вам-то уж не придется больше безнаказанно издеваться надо мной!». С этими словами он приказал палачам бичевать жрецов и хватать и убивать всякого египтянина, справляющего праздник. Так-то кончилось это празднество у египтян. Жрецов бичевали, Апис же, пораженный в бедро, умер, лежа в храме. После его кончины от раны жрецы тайно, чтобы Камбис не узнал об этом, предали Аписа погребению …» (Геродот). Современные историки считают большую часть этого рассказа вымыслом. Жрецы вели строгий учет рождения и смерти «священного быка», которому «не полагалось» жить дольше двадцати пяти лет. По истечении этого времени Аписа топили в храмовом колодце, связанном с Нилом. Египетские тексты, современные правлению Камбиса, сообщают что бык, родившийся во время двадцать седьмого года правления Амасиса, скончался на шестой год царствования Камбиса (524 г. до н.э.), который в это время воевал в Верхней Нубии. Следующий бык, провозглашенный Аписом, родился во время пятого года правления Камбиса и умер на четвертый год царствования Дария I. Ни одно из этих животных не могло быть убито Камбисом, а другие «Аписы» хроникой не зафиксированы.
1665545188030.png
Изображение фараона Камбиса на известняковой стеле, установленной в месте захоронения священного быка Аписа
Итак, Аписа хоронили торжественно, согласно отработанной веками церемонии. Быка поместили в роскошный саркофаг из серого гранита, на крышке которого была высечена традиционная надпись: «Гор, Самтови, царь Верхнего и Нижнего Египта, Местиу-ра, сын Ра, Камбис да будет жить вечно. В качестве памятника своему отцу Апису-Осирису он сделал огромный гранитный саркофаг, который царь Верхнего и Нижнего Египта, Местиу-ра, сын Ра, Камбис посвятил ему, да будет ему, навеки дарована жизнь, твердость и удача, здоровье и радость как царю Верхнего и Нижнего Египта». Рассказ Геродота об убийстве Аписа не соответствуют действительности. Он создан, скорее всего, на основании легенды, сочиненной мстительными египетскими жрецами, уже после смерти Камбиса.
После возвращение из неудачного воины персидской армии с лихвой вознаградили себя за перенесенные в Нубии лишения. Свою «славу» гонителя и ненавистника египтян Камбис, во многом, приобрел благодаря этим событиям. Персы вспомнили и о бывшем фараоне: «… Псамменит и остался жить и в дальнейшем не терпел никаких обид. Если бы он сумел воздержаться от козней, то получил бы в управление Египет. Ведь у персов обычно царские дети в почете. Если даже какой-нибудь царь и поднимает восстание против них, то все же сыну его возвращают престол. Подобных случаев можно привести много. Так они, например, поступили с Фанниром, сыном ливийца Инара, которому возвратили престол его отца, и с Павсирисом, сыном Амиртея, хотя никто не причинил персам зла больше Инара и Амиртея. Теперь же Псамменит, «зло замышляя», получил достойное возмездие: он был уличен в подстрекательстве египтян к мятежу. Услышав об этом, Камбис приказал Псаммениту выпить бычьей крови, отчего египетский царь тотчас же скончался ...» (Геродот). Нельзя сказать, что фараон Псамметих III пользовался какой-то особой любовью египтян. Царствовал он всего шесть месяцев, но на нем лежал отблеск былой славы «живого бога на земле». Его казнь стала вершиной террора. Даже зависящий от персов и лояльный к ним Уджагорресент напишет про эти дни в своем посмертном послании: «… Я — человек хороший в городе моем; я спас людей его в величайшем ужасе, случившемся во всей стране, подобного которому не было во всей земле ...». Тем не менее, для подавления восстания понадобился почти год, в течение которого Камбис будет вынужден оставаться в Египте. Но ему так и не удалось полностью усмирить волнения, после его смерти война вспыхнет с новой силой и Дарию I придется начинать все сначала.
Прежде чем перейти к описанию безвременной кончины Камбиса, хотелось бы остановиться на обвинении в безумии, брошенным Геродотом в отношении царя. «… Камбис же, по рассказам египтян, из-за этого кощунства (убийства Аписа) тотчас был поражен безумием (хотя, впрочем, и прежде был не совсем в своем уме) ...». Рассматривая сегодня его жизнь, мы ничего «такого» не увидели, наоборот, Камбис действует как расчетливый, циничный и вполне разумный царь-военачальник. Хотя есть «особая» группа рассказов Геродота, показывающая Камбиса с очень неприятной стороны – повествование об убийстве им близких родственников или случайных людей.
Первым из подобных случаев можно считать историю гибели брата Камбиса – Бардии. Геродот излагает это событие в традиции «сказки о двух братьях», почему-то путая при этом имя Бардии. «… Царь отослал Смердиса из Египта в Персию из зависти (потому что тот, единственный из персов, мог почти на два пальца натягивать тетиву принесенного ихтиофагами лука эфиопского царя) ...». А дальше Камбис увидел сон, который ошибочно истолковал, как предсказание царской короны для брата. «… Камбис в страхе, что брат умертвит его, и сам станет царем, послал в Персию Прексаспа, самого преданного ему человека, убить Смердиса. А тот отправился в Сусы и убил Смердиса. Одни говорят — заманив его на охоту, а другие — будто привел к Красному морю и там утопил ...». История убийства Бардии-Смердиса настоящая. Правда, есть версия и о том, что «мятеж Гауматы» возглавлял именно Бардия, но она не является общепринятой. А вот на тему «кто» и «когда» споры среди историков не стихают со времен Геродота. Империя Кира Великого была «лакомым кусочком» и желающих на ее трон среди Ахеменидов хватало, не зря же и Камбис умер довольно странно. А на тему «когда» существует вполне официальное заключение, написанное современниками, другой вопрос – можно ли ему верить. «… Камбиз убил Бардию. Когда Камбиз убил Бардию, народ не знал, что Бардия убит. Между тем Камбиз отправился в Египет ...» Бехистунская надпись Дария I. Таким образом, убийство Бардии – результат борьбы за власть, даже если Камбис и причастен к нему, то это «всего лишь» политика, а не безумие.
«… Затем он умертвил свою сестру. Она сопровождала царя в Египет … Эллины рассказывают, что Камбис велел стравить львенка со щенком. Супруга его также смотрела на эту борьбу. Когда щенок стал ослабевать, то другой щенок, его брат, сорвался с цепи и бросился на помощь и таким образом они вдвоем одолели львенка. Камбис с удовольствием смотрел на борьбу, а супруга рядом с ним проливала слезы. Заметив это, царь спросил, почему она плачет. А та отвечала, что плачет, видя, как щенок пришел на помощь брату: она вспомнила при этом о Смердисе, зная, что за него никто не отомстит. За эти-то слова, говорят эллины, Камбис и велел умертвить ее. Египтяне же передают, будто царица, сидя с царем за столом, взяла кочан салата, ощипала его и спросила супруга, какой салат красивее, ощипанный или пышный (с листьями). А когда царь отвечал, что с листьями красивее, царица сказала: «Ты поступил с домом Кира, как я с этим салатом, — ты сделал его пустым». Тогда Камбис, распалившись гневом, бросился на нее. А та была беременной, родила преждевременно и скончалась …» (Геродот). Страбон также упоминает о смерти сестры-жены Камбиса во время его нубийского похода, но не называет причин смерти. По причине недостатка информации нам сегодня сложно прокомментировать что-либо. Еще есть рассказ Геродота о том, как царь в порыве гнева казнил своих слуг. Уже упоминавшийся Прексасп, убийца Бардии, которого Геродот называет «самым преданным Камбису человеком», лишился сына, потому что рискнул поучать царя. «… царь натянул свой лук и пустил стрелу в мальчика. И когда тот упал, то приказал рассечь его тело и осмотреть рану. Стрелу нашли в сердце …». В следующий раз Камбис «… велел без всякой веской причины схватить двенадцать знатнейших персов и с головой закопать живыми в землю ...». Все эти безрассудные действия Камбиса «в порыве гнева», очень напоминают о другом знаменитом царе, тоже бывало убивавшем приближенных и друзей под влиянием раздражения ... Речь идет … об Александре Македонском.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх