(ТЕОРИЯ) Примеры решения заданий ОГЭ

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Задание. Рассмотрите диаграмму и ответьте на вопросы
Анализ диаграммы – самое дорогое и самое сложное задание в ОГЭ. Чтобы его решить нам нужно сформулировать 4 суждения:
1. О сходствах во мнениях опрошенных
2. О различиях во мнениях опрошенных
3 и 4. По 1 объяснению на 1 и на 2 пункт
Чаще всего, просто сравнить столбики могут все. А вот сделать выводы, почему мнения людей по тому или иному вопросу расходятся – уже сложнее.
Итак, рассмотрим условия для решения задания:
📌Одинаковое количество опрошенных обеих групп считает, что … (и далее комбинируем вопрос, который задавался опрошенным и ответ, на основе которого показываем сходства).
📌Это можно объяснить тем, что …
📌Среди опрошенных … (тут пишем, о какой группе идет речь) больше/меньше тех, что считает что … , чем среди опрошенных … (пишем название второй группы)
📌Это можно объяснить тем, что …
Разберем на примере диаграммы по экономике
1714408162609.png
Перед нами такое задание:
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им задавали вопрос о том, какие банковские услуги они считают наиболее востребованными (можно было дать несколько ответов).
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу:
а) о сходстве;
б) о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами:
а) сходство;
б) различие.

Одинаковое количество опрошенных обеих групп считают, что наиболее востребованной является банковская услуга по приему коммунальных платежей.
Теперь нам необходимо дать объяснение. Обратите внимание, что объяснить нужно не то, почему нужна такая услуга, не то, почему люди ей пользуются, а именно то, почему среди опрошенных обеих групп есть люди, кто так думает. В объяснениях мы за основу берем различие между группами, в данном случае это возраст. Почему же и те, и другие могли выбрать этот вариант ответа? Скорее всего, потому что оплата коммунальных услуг — это то, с чем сталкиваются люди и трудоспособного возраста, и пенсионеры.
Это можно объяснить тем, что и 30-летние люди и 60-летние часто пользуются данной банковской услугой, так как оплачивать коммунальные услуги должны все.
Теперь переходим к различиям. Здесь советую сразу думать о том варианте, где легче всего будет объяснить различие во мнениях опрошенных. Это может быть вариант «прием денег на депозиты» или «кредитование населения». В ОГЭ, конечно же, нужно привести только одно различие и его объяснение. Но я для наглядности сформулирунм оба этих варианта.
ВАРИАНТ 1
Среди опрошенных в возрасте 30 лет больше тех, кто считает самой востребованной банковской услугой кредитование населения, чем среди опрошенных в возрасте 60 лет. Это можно объяснить тем, что (опять опираемся на их возраст) к 60 годам люди уже имеют финансовую подушку безопасности, которую они смогли обеспечить себе за период своей трудовой деятельности и у них нет необходимости брать кредиты.
ЛИБО
Это можно объяснить тем, что люди в возрасте 30 лет, как правило, имеют трудовой доход, а значит у них есть средства на выплату кредитов, в то время как доход людей пенсионного возраста ниже и они не могут позволить себе выплату кредита, и поэтому реже пользуются данной банковской услугой.
ВАРИАНТ 2.
Среди опрошенных в возрасте 30 лет меньше тех, кто считает самой востребованной банковской услугой прием средств на депозиты, чем среди опрошенных в возрасте 60 лет. Это можно объяснить тем, что люди в возрасте 30 лет, как правило, еще не имеют достаточно количество сбережений, чтобы класть их на депозит, а люди в возрасте 60 лет имеют сбережения, и для того, чтобы их сохранить, пользуются услугой банковских вкладов.
Подведем итоги:
👉 Внимательно анализируем столбцы, аккуратно формулируем фразы о сходстве/ различии во мнениях, чтобы не запутаться
👉 Заранее думай о том, как будешь писать объяснение и исходя из этого выбирай столбики для описаний различий
👉 Помни, что от тебя требуется объяснить, почему именно эти группы опрошенных думают схоже или различно, тебе не нужно объяснять саму суть предложенных им вариантов

Задание. Рассмотрите фотографию.
1714408250194.png
Какая социальная роль подростков может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры трёх любых обязанностей, соответствующих данной социальной роли.
Ответ:
1. С помощью данной фотографии может быть показана социальная роль ученика.
2.1 Обязанность посещать школу: Анатолий учится в 8 классе. Он регулярно посещает учебные занятия и следит за своим прогрессом в учёбе. Это помогает ему не только получить хорошие знания, но и развивать дисциплину и ответственность.
2.2 Обязанность уважать учителей и одноклассников: ученики 6 класса всегда соблюдают этические нормы и проявляет уважение к своим учителям и друг к другу. Это помогло создать благоприятную атмосферу в классе и укрепить дружбу между одноклассниками.
2.3 Обязанность выполнять домашние задания: на уроке обществознания ученику 9 класса Марату дали задание написать эссе на тему «Влияние социальных сетей на молодёжь». Он осознал, что от него требуется. Нашёл информацию из разных источников. Продумал структуру эссе и написал его. На следующем уроке он прочёл своё эссе перед классом и получил оценку за выполненную работу.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх