(ТЕОРИЯ) Римское папство в средние века

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Христианство, возникшее в I в. н.э. в Римской империи, первые столетия своего существования систематически подвергалось жестоким преследованиям со стороны римских властей.
1707623341470.png
Христиане, верившие в единство и всемогущество Бога-Создателя и миссию в этой религии Иисуса Христа, активно распространяли свою религию среди остального населения Римского государства, а римляне, считавшие покровительство своих языческих божеств важнейшим залогом общественного блага, не терпели попыток отвратить своих соплеменников от традиционных верований. Христиане жили в разных провинциях империи общинами, возглавляемыми выборными предводителями — епископами (от греческого «επισκοπος — надзиратель»). Епископов и местных священников, позиционируемых как духовные наставники, христиане почтительно называли «παππας — отец».
1707623387815.png
В 313 г. римский император Константин I запретил преследования и дискриминацию христиан, а незадолго до смерти сам принял крещение. Несмотря на это, римские власти постоянно осуществляли попытки влиять на христианское священство, заставлять епископов вести проповеди в русле своей политики.
1707623420852.png
На фреске Рафаэля Санти изображено крещение императора Константина I
В особенно сильную зависимость от императорской власти попали епископы Константинополя, со времен Константина, ставшего столицей империи вместо Рима. Епископы Рима, где императорский двор больше не появлялся регулярно, наоборот, сохранили значительно бóльшую независимость. Они могли разрешать возникающие в христианской общине внутренние споры, могли критиковать не сообразующиеся с христианской моралью действия властей. Именно в Риме закончил свою земную жизнь во время преследований один из учеников Иисуса апостол Петр, считающийся основателем церкви — системы христианского духовного наставничества, объединяющей епископов и местных священников. Рим, хотя больше не был столицей империи, по-прежнему был ее культурным и духовным центром. Все это возвышало авторитет римских епископов в глазах христианской общины. А также способствовало зарождению противоречий между римской и константинопольской церковью, которые накапливались, правда, медленно, и только через 700 лет привели к окончательному расколу христианской церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную). В 343 г. епископы западных — латиноговорящих, областей империи признали римского епископа своим главой и сами стали обращаться к нему почтительным словом «papa», являющимся латинской переделкой греческого «παππας». Постепенно прозвание «Papa Romanus — Папа (отец) Римский» превратилось в настоящий титул римских епископов. Также римские папы заимствовали из древнеримской религиозной терминологии почетный титул понтифика (латинское «pontifex — строитель моста»), как в языческом Риме назывались жрецы высшего ранга. Отсюда происходит название периода правления Папы — понтификат.
1707623464135.png
Разрушение Римской империи на картине художника Томаса Коула
После падения в 476 г. Западной Римской империи духовный авторитет пап в христианском мире еще более возрастает, так как императорская власть полностью утрачивает влияние на Рим, а установившие власть в Риме германцы-остготы не стремились вмешиваться в церковные дела. Кроме того, остготы воевали с императорами Константинополя, продолжавшими контролировать восточные территории распавшейся Римской империи (Византийская империя). Рим переходил в руки то византийских, то остготских войск. В этот период папы как наиболее авторитетные в городе лица фактически сосредоточили в своих руках и светскую власть.
Знаковой фигурой раннесредневековой церкви является папа Григорий I, бывший духовным главой Рима во время завоевания Италии германскими племенами лангобардов. Он организовал снабжение продовольствием страдающих от вызванного войной голода римлян, выкуп у лангобардов пленных жителей Италии и мероприятия по укреплению обороноспособности города. Также Григорий активно писал труды, адресованные простым христианам, в которых наставлял тех в христианских религиозных основах, призывал не увлекаться погоней за мирскими благами, а каяться в грехах и готовиться к скорому наступлению Судного Дня.
1707623525911.png
1707623535944.png
Папа Григорий I
Папа Григорий I на картине художника Карло Сарачени
Папы, являвшиеся духовными наставниками для миллионов людей, живших в разных странах Средиземноморья, тяготились господством Византийской империи, подданство которой вынуждены были принять, чтобы хоть как-то обезопасить Рим от лангобардской экспансии. Светское подданство римлян было в основном формальным: Константинополь был сильно удален от их города, и Рим во внутренних делах сохранял самостоятельность, но пап совсем не радовала зависимость от императорских поставок материальных средств и воинов для охраны их безопасности. И очень кстати для них оказалось принятие христианской религии населением Королевства франков, обширные земли которого лежали к северу от Альп.
1707623619948.png
Позднее, в середине VIII в. король франков Пипин Короткий нанес поражение лангобардам, передал папе Стефану II (III) часть завоеванных в Италии земель и признал папу правителем нового государства, получившее название Наследия Святого Петра (христиане-католики считают апостола Петра первым христианским епископом Рима, соответственно, возводят к нему начало римского папства) и в историографии известное просто как Папская область. Так папы стали не только духовными главами христианского мира, но и светскими владетелями подобно европейским королям. Впрочем, четыре столетия реальные властные полномочия пап оставались очень ограниченными властью сначала франкских королей, затем — римской родовой аристократией. Именно аристократическое чиновничество вершило основную политику в Риме и принадлежавших ему землях, тогда как Папа, по сути, лишь санкционировал принимаемые знатью решения. У церкви не было собственной военной силы, чтобы защищать свое влияние и наводить порядок в подвластных землях.
1707623688630.png
В 800 г. папа Лев III короновал сына Пипина Короткого Карла (позже получившего прозвище Великий) императорской короной.
1707623758093.png
В 962 г. папа Иоанн XII короновал императорской короной правителя Германского королевства (бывшей восточной части распавшегося государства франков) Оттона I.
1707623841912.png
1707623850671.png
1707623918233.png
1707623938577.png
Папа Лев III
Карл Великий
Папа Иоанн XII
Оттон I
С этого времени возникает Священная Римская империя — обширная в лучшие свои годы сильная держава на Европейском континенте. Формально у нее было два правителя: Папа и император. Рим считался его формальной столицей, хотя светскими центрами его были города, где находилась резиденция императора: сначала Ахен, потом — Прага, потом — Вена. Несмотря на слова о «союзе» духовного и светского, папы и императоры время от времени соперничали между собой, стремясь обогнать друг друга во влиянии на подданных. Императоры совершали завоевательные походы, приводили к повиновению вольнолюбивых вассалов, а церковь разрабатывала теории богоизбранности своей власти, которые проповедовала многочисленной пастве.
1707623964245.png
В 1054 г. римские папы окончательно разорвали всякую солидарность с константинопольским патриархом и сохранившей тому верность православной (ортодоксальной) церковью, объединявшей христиан Византийской империи, Руси, Грузии и некоторых других областей Кавказа, часть румын. «Великая схизма» 1054 г. также стала событием, окончательно сформировавшим единую Римско-католическую (позже ставшую называться просто католической) церковь, подчиненную Папе Римскому.
1707624014849.png
В 1059 г. на Латеранском соборе (собрании высшего духовенства) в Риме, созванном папой Николаем II, был утвержден новый порядок избрания пап, согласно которому участвовать в том могли лишь носители высшего церковного сана — кардиналы. Отныне избрание пап перестало юридически зависеть от воли и участия светских лиц, в том числе императоров. Императоры лишь утверждали выдвинутую кардинальским собранием — конклавом, кандидатуру Папы. Папа возглавлял весь огромный церковный аппарат в большинстве европейских стран.
Важным оружием в руках церкви было полномочие отлучать от себя людей, совершивших, по христианским представлениям, тяжкие злодеяния против религии (в том числе оскорбление или резкую критику самой церкви и ее иерархов), а в руках конкретно Папы — налагать интердикт, то есть, запрещение исполнять церковные обряды, на восставшие против религиозного порядка территориальные области. Отлученный от церкви лишался возможности церковного благословения и заступничества, становился изгоем в христианской общине, и даже хоронить его на христианском кладбище, по всем положенным обрядам было нельзя. Поскольку в те времена христиане воспринимали церковь как посредника между Богом и людьми, то считали ее благоволение залогом спасения в Судный День, гарантией защиты от попадания в загробной жизни в адский огонь. Для многих отлучение от церкви воспринималось страшнее самой смерти. Интердикт же означал для «проштрафившихся» области или даже целого государства невозможность даже заключать браки, крестить детей и хоронить покойников, что, по представлениям христиан средневековья, тоже могло обречь целые тысячи людей на погибель в загробной жизни. Согласно христианскому вероучению, все люди несут в себе часть греха, совершенного прародителями человечества — Адамом и Евой, которые ослушались Бога, вкусив запретного плода в Раю (т.н. «первородный грех»), исходя из чего, даже не совершавший в своей жизни никаких злодеяний (что на практике может быть только у младенцев) человек не является полностью духовно чистым, заслуживающим Божьей милости. И только в повиновении Иисусу Христу, от имени которого выступала церковь, христиане видели возможность спасения своих грешных душ. Потому немилость Папы вызывала у европейцев средневековья подчас больший страх, чем мечи и копья королевских воинов. Интердикт, наложенный Папой на христианскую область, всегда грозил восстаниями ее населения против прогневавших понтифика светских властей. Если же от церкви отлучался правитель государства, его власть в том считалась более незаконной, а те, кто продолжал ему повиноваться, рисковали сами оказаться на его месте. И в 1077 г. император Генрих IV, босой и одетый в рубище, униженно молил о прощении римского папу Григория VII за то, что ранее выступил против него, объявившего светскую власть греховной по своей сути и требовавшего ее полного подчинения власти духовной. Однако церковь продолжала нуждаться в финансировании, снабжении землями и военной защите.
1707624089060.png
1707624098808.png
1707624107168.png
Король Генрих IV
Папа Григорий VII
Папа Климент III
Григорий VII простил «заблудшего» императора и позже за это поплатился. Генрих IV заручился поддержкой ряда недовольных Григорием кардиналов, которые избрали собственного «папу» — Климента III, благословившего Генриха. Григорий, в свою очередь, провозгласил королем Германии и благословил на царство графа Рудольфа Райнфельденского, который стал сражаться с Генрихом. В итоге Генрих IV разгромил войска Рудольфа, явился со своей армией в Рим и низложил папу Григория, возведя на его место Климента.
Однако, несмотря на время от времени сотрясавшие церковь изнутри провоцируемые светскими правителями и сопровождавшиеся взаимными проклятиями и отлучениями расколы, папство продолжало укреплять свое влияние. И дело было не только в том, что церковь владела умами и настроениями населения средневековой Европы. В католической церкви существует целибат — обычай безбрачия священнослужителей. Поэтому церковные должности и звания не могли передаваться по наследству. Тогда как светским правителям служила феодальная аристократия, получавшая титулы от своих отцов, да и власть самих королей была наследственной. А это означало, что на церковные должности люди назначались посредством своих заслуг, а не происхождения. К тому же, чтобы стать даже рядовым священником, человеку требовалось долго и тяжело обучаться, терпеть серьезные лишения. Простые авантюристы и любители сытной жизни редко отваживались вступить на путь, ведущий на церковную кафедру. Соответственно, в церковной системе управления было гораздо больше талантливых, глубоко преданных своему делу людей, чем среди королевских чиновников. И эти люди гораздо лучше организовывали саму управленческую систему. Папская область была самым организованным государством в христианской Европе, а церковная организация была значительно надежнее системы управления светских государств. Кроме того, церковь распространяла свое влияние на совершенно разные народы Европы. Все христиане, независимо от национальной принадлежности, рассматривались ею как «братья во Христе». И из представителей разных народов формировались ее кадры. Церковные служащие не были скованы национальными противоречиями. Король Германии имел влияние только среди немцев, король Франции — только среди французов, а проповедям Папы внимал весь западно-христианский мир. В подчинение церкви переходили многие рыцари, недовольные властью своих феодальных сеньоров. С благословения Папы они организовывали самоуправляющиеся военно-духовные сообщества — ордена. Так у церкви фактически появились и собственные вооруженные силы. Рыцари этих орденов были главной ударной силой в так называемых крестовых походах — инициируемых католической церковью завоеваниях с целью распространения христианской религии и укрепления католического влияния.
1707624128999.png
Священная Римская империя при все широте своей территории была внутренне очень нестабильным государством: ее постоянно сотрясали феодальные усобицы и вольнолюбивые устремления немецких князей, время от времени выходивших из повиновения императору. В 1197 г. императоры утратили контроль над Италией, а в следующем году на папский престол взошел Иннокентий III, который вынудил принести себе вассальную присягу римского городского префекта (начальника). Папская область обрела полную независимость, а светские дела в ней стали вестись под строгим контролем церковного аппарата. Независимость Папы в своих владениях способствовала и возвышению церковного влияния по всей католической Европе.
1707624178797.png
При папе Бонифации VIII (1294 — 1303 гг.) в Риме была разработана целая теория о неразрывной связи духовного и светского в форме «двух мечей», разящих врагов христианского мира. Папа полностью владел «духовным мечом», но и «светский меч», то есть, светская, мирская власть, должен был извлекаться из ножен только с благословения духовенства. Светского правителя сравнивали с луной, которая, не имея собственного свечения, отражает солнечный свет (то есть, в данном случае, власть Папы). Бонифаций в своей булле — каноническом постановлении, подтвердил, что только в лоне церкви может человек получить вечное спасение, и только через повиновение Папе это возможно. Однако именно в этот период началось новое ожесточенное противостояние между папством и светскими властями европейских стран.
1707624220269.png
Король Франции Филипп IV Красивый сумел установить в своей стране сильную собственную власть. Европа в конце XIII — начале XIV вв. переживала пик хозяйственного благополучия и населенности (который вскоре сменился опустошительными голодом и эпидемиями). Лишенная военной поддержки германских императоров, Папская область не могла противостоять мощному французскому войску, а другие католические государства, не отличавшиеся особо большими размерами и силой, в то пресыщенное время не торопились рисковать мирским благополучием ради духовных идеалов, защищая Папу от такого грозного противника. Филипп IV, стремясь к полному единовластию в своей стране, не желал следовать политике Рима и вступил в острый спор с Бонифацием VIII, стремившимся, наоборот, еще больше укрепить папское влияние в Европе. В 1303 г. французское войско заняло Папскую область, а сам Бонифаций VIII был застигнут французами на церковной службе в своем дворце в Аланье неподалеку от Рима. Когда папа стал перед собравшейся паствой поносить французов и оскорблять их короля, прибывший с французами давний враг папы, как гласит предание, ударил его по щеке рукой, одетой в железную перчатку. Имело это место или нет, достоверно неизвестно, однако известно, что Бонифаций был заключен французами под стражу. И хотя через три дня он был освобожден разгневанными римлянами, такое ужасно унизительное обращение со своей персоной было немыслимым для понтифика. Вероятно, от болезни, вызванной этим душевным потрясением, Бонифаций VIII умер.
После непродолжительного правления папы Бенедикта XI в 1305 г. на папский престол под нажимом Филиппа IV был избран француз Климент V.
1707624255902.png
Филипп заверил конклав в том, что будет во всем повиноваться Клименту, однако в реальности, наоборот, Климент стал действовать в русле политики французского короля. Он перенес папскую резиденцию из Рима во французский город Авиньон, и начался продлившийся аж до 1376 г. период «Авиньонского пленения пап». В этот период папы избирались только из французов, постоянно заседали в Авиньоне и поддерживали правление королей Франции. Климент V упразднил базировавшийся во Франции духовно-рыцарский орден тамплиеров и санкционировал их преследование в разных странах Европы. Однако в 1315 — 1317 гг. Францию потряс опустошительный голод на севере страны, вызванный ее перенаселенностью в связи с предшествующим длительным периодом хозяйственного благополучия и сменившей тот чередой холодных и неурожайных лет. В 1348 г. не менее трети населения Франции вымерло от охватившей почти всю Евразию пандемии чумы («Черной смерти»). Кроме того, с 1337 г. Франция находилась в состоянии хронической тяжелый войны с Англией («Столетняя война»). Эти бедствия совершенно разорили казну французской короны, едва не привели к полному распаду государства. Поскольку французские короли больше не могли покровительствовать папам, в 1376 г. папа Григорий XI возвратил свою резиденцию из Авиньона в Рим. Начался новый период оспаривания папами влияния на западно-христианский мир у европейских королей.
1707624288151.png
Однако фактически папы играли со светскими правителями в одну игру: стремясь избавиться от притязаний одного короля, они поддерживали других королей — светских врагов того. В 1378 — 1417 гг. на фоне политических противоречий между Францией и итальянскими государствами произошел Великий западный раскол, когда за престол, получая поддержку соответственно от французов или итальянцев, стали бороться три провозглашенных папами человека. Вслед за этим на три лагеря раскололся и весь католический мир. Только после вмешательства германского короля Сигизмунда противоборство было прекращено, а созванный по инициативе того в немецком городе Констанц собор объявил низложенными всех троих претендентов и в 1417 г. избрал на папский престол Мартина V. Констанцский собор для укрепления единства католической церкви и предотвращения повторных расколов издал постановление, что Вселенский собор — съезд высших церковных представителей от разных католических стран, имеет верховенство над папой и может отменить любое постановление того. Католическая церковь восстановила свою фактическую независимость от светских государств, но при этом ограничила власть самого Папы.
1707624335991.png
Практически все Средневековье отношения католической церкви, возглавляемой Римским Папой, и светских правителей представляли собой своего рода симбиоз. Церковь призывала христианский народ к повиновению светской власти, взамен получая от правителей защиту и содержание. Однако симбиоз этот был нестоек: церковь не могла жить лишь духовной пищей, нуждалась и в материальных благах, но духовное играло в сознании людей того времени исключительно важную роль, нередко было выше мирского. И церковь, и правители на протяжение долгих столетий спорили, какая власть: духовная или светская, стоит выше. Иногда этот спор принимал очень острые формы. Но затем церковь и короли все равно были вынуждены мириться, потому что не могли существовать друг без друга.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх