(ТЕОРИЯ) Сефевидский Иран в XVII в. Аббас Великий

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Децентрализацией власти, воцарившейся феодальной анархией в областях, экономическим кризисом, охватившим государство, воспользовались противники Сефевидов. Один за другим начались бунты и восстания, часто подстрекаемые османским правительством. Так, в 1577 г. восстали курдские племена, проживавшие на османо-сефевидском приграничье, затем был бунт Абубекра в Ширване, в итоге началась новая война с Османской империей в 1578 г. Несмотря на отдельные успехи Сефевидов в новой войне, из-за неспособности шахского правительства управлять и контролировать страну и эмиров, успехи носили локальный характер и не могли изменить общего хода войны. В итоге Сефевиды потеряли контроль над Закавказьем. Это привело к бунту в среде кызылбашской знати, которая в 1587 г. отстранила и казнила жену шаха Махди Улью, чуть позже скончался и покинутый всеми шах Мухаммад Худабенде. Государство оказалось практически развалившимся. В такой обстановке к власти пришёл младший сын Мухаммеда Худабенде, Аббас-мирза (Аббас I, Шах-Аббас (на персидском شاه عَباس بُزُرگ‎; на азербайджанском I Abbas Səfəvi; (27 января 1571 — 19 января 1629 гг.) — шах Персии в 1587 — 1629 гг.). Аббас-мирза получил в наследство государство переживавшее тяжёлый экономический и политический кризис. Азербайджан и Закавказье были захвачены турками, Хорасан узбеками-шейбанидами, само государство было разделено на отдельные, порой независимые де-факто уделы.
1692153481999.png
Аббас I Великий, Шах-Аббас, Аббас Бахадур Хан. Шах Персии из династии Сефевидов, правивший в 1588 – 1629 гг.
Воцарившись, Аббас I Великий раз и навсегда устранил возможность повторения кызылбашских междоусобиц: была образована специальная «шахская дружина» («шах-севен»), в которую вошли люди не из одного, а из всех кызылбашских племен, и сверх неё заведено постоянное войско (с огнестрельным оружием). Часть кызылбашской знати была казнена, их владения конфискованы. Верхушка кочевой знати не желала полностью подчиняться шахской власти, что вынудило молодого шаха опереться в деле государственного управления на гражданских чиновников, большая часть которых состояла из этнических персов. Столица была в 1598 г. перенесена в центр Ирана — в Исфахан в 1598 г. Хотя Аббас был жестоким и деспотичным государем, но ещё при жизни подданные стали именовать его Великим.
Аббас провёл административные, политические, военные и экономические реформы, изменил государственное устройство, создал регулярную армию и вёл успешные войны с турками и узбеками, отвоевав ранее потерянные территории, восстановив, доставшуюся ему в наследство фактически разваленную Сефевидскую державу, превратив её в централизованную абсолютистскую монархию. При Аббасе Сефевидское государство достигло расцвета и могущества, простираясь от р. Тигр на западе до Кандагара (Афганистан) на востоке.
Будучи мусульманином-шиитом, Аббас преследовал мусульман-суннитом, но обнаруживал веротерпимость к европейцам-христианам, которых приглашал в страну. Шах поощрял строительство дорог (тракт через весь Мазандеран до Астрабада), караван-сараев, базаров, мостов, каналов, заботился об украшении городов (новая столица, Исфахан, была украшена, обустроены Казвин и священный Мешхед) и развитии ковроделия.
1692153531472.png
Портрет шаха Аббаса. Работа итальянского художника XVI в.
1692153561282.png
Мухаммад Худабенде (Мухаммад Раб божий) сын шаха Тахмасла I, 4-ый шахиншах
Аббас I родился в афганском Герате в семье шахиншаха Мухаммада Худабенде (1531 — 1596 гг.) и Махди Ульи (? — 1579 гг.), дочери хакима (губернатора) области Мазендаран, Мир Абдулла-хана. Он начал переговоры с российским государством о заключении военного союза против Османской империи, обещая уступить Москве Дербент и Ширван. Однако успехом они не увенчались (30 мая 1594 г., в царствование царя Фёдора Ивановича в Персию к шаху Аббасу был отправлен князь А.Д. Звенигородский; результатом этой миссии стало лишь то, что шах выразил желание быть с русским царём «в крепкой дружбе, в братстве и в любви, и в ссылке навеки неподвижно»), и Аббасу пришлось соглашаться на невыгодный мир с турками. Стамбульским договором 1590 г. Аббас закончил войну с Османской империей, уступив ей, часть территории для того, чтобы собрать силы на изгнании узбеков из Северо-Восточного Ирана.
Хорасан, защищаемый узбекским эмиром Абдаллой, был покорён Аббасом только в 1597 г (или в 1598 г. (9 августа 1598 г. узбекскому войску под командование Дин-Мухаммед-хана в битве при Мешхеде было нанесено сокрушительное поражение)), после падения Герата. Между тем, он (Аббас) успел присоединить к своим владениям Гилян и Мазандеран, а на юге область Лурестан и, завоевав Кандагар, распространил своё владычество на большую часть Афганистана. Однако, в попытке присоединить территории к югу от Амударьи, Аббас потерпел неудачу, которая постигла его в битве при Балхе (с новым узбекским ханом Баки-Мухаммед-ханом), закончившейся разгромом персидской армии узбеками. Несомненно, что победа в этом сражении сыграла наиважнейшую роль в сохранении независимости Мавераннахра. Однако на общеполитическую обстановку в регионе, она особо не повлияла, так как после тяжёлых боевых действий, узбекская армия не мела необходимых ресурсов для дальнейших походов, вследствие чего большая часть Хорасана осталась под контролем Аббаса Великого. Ситуация изменилась лишь к 1613 г., когда под руководством эмира Самарканда Ялангтуш Бахадур Бия, узбекам удалось отбить ключевые аванпосты и города, в число которых входили: Мешхед, Нишапур, Герат.
Тяжелыми были войны с турками, не прекращавшиеся почти всё его царствование. Под власть Аббаса как в 1601 г. перешли часть Армении, Грузии и Ширван, он отражал почти ежегодно повторявшиеся нападения турок на Эривань и Тавриз. В 1613 г. он принудил грузинские царства Кахетинское и Картлийское признать над собой власть Сефевидов. Аббас в 1604 г. применив против османов тактику выжженой земли в Армении (Великий сургун), потом переселив армян (250000) в Персию.
В 1614 — 1617 гг. турки возобновили свои вторжения в Иран. Потерпев поражение в 1618 г., они заключили в правление турецкого султана Османа II с шахом Аббасом Марандский мир, который был, однако, непродолжителен. Война возобновилась в 1622 г., но турки её проиграли, и в 1623 г. даже Багдад был завоёван шахом Аббасом.
1692153626909.png
Возведение на престол султана Османа II
1692153812095.png
Осман II. Султан Османской империи. Осман вёл несчастливые войны. Пытался провести многочисленные реформы
Персидский шах провёл военную реформу, что было оправдано не только внешней угрозой со стороны Турции, но и сепаратистскими тенденциями в среде провинциальных феодалов. Ранее персидская армия включала в себя только военную конницу тюркской кызылбашской знати, феодальные ополчения из крестьян и личный конный отряд шаха. Аббас же создал регулярную армию, в которую входили 20000 стрелков с мушкетами, 12000 конных гулямов из кавказцев, 12000 артиллеристов и 500 пушек. Армия регулярно пополнялась рекрутами, которых набирали в обязательном порядке из немусульманского населения Ирана – гулямов — грузинских, армянских и черкесских христиан, пленённых во время сефевидских военных кампаний на Кавказе (небольшое количество грузинских аристократов присоединилось добровольно), обращенных в ислам. Конница феодалов была сокращена. Гулямы по своей организации были схожи с османским корпусом капы-кулы с тем различием, что первые не нанимались на регулярной основе. Гулямы же были людьми шаха, а не племени. Тем самым они играли большую роль в спорах шаха с кызылбашами, однако если племенные вожди могли сами экипировать войско, тяжесть содержания гулямов легла на государство.
Аббас преуспел в ослаблении кызылбашского владычества, однако стоит отметить, что кызылбаши не исчезли со сцены и не были полностью маргинализованы или уничтожены, продолжая играть важную роль в Сефевидском государстве с лишь тем изменением, что административная система стала сложнее с большим количеством соперников в борьбе за власть. Эндрю Ньюман указывает, что кызылбаши продолжили играть важную роль и сражаться бок о бок с гулямами, а также занимать такие важные посты как правитель области. Более того, кызылбаши продолжали быть основной политической и военной силой. Согласно Искандер-беку Мунши, во времена шах Аббаса из 94 эмиров 21 (22 %) были гулямами и 73 (78 %) кызылбашами. Эндрю Ньюман также указывает, что гулямы составляли лишь 1 / 5 часть эмиров государства ко смерти Аббаса, Владимир Минорский даёт соотношение эмиров-гулямов и эмиров-кызылбашей как 20 к 80. Искандер-бек Мунши указывает, что гулямы возводились в эмиры только тогда, когда умирал кызылбашский эмир или наместник и ни одно племя не было способно его заменить. Хоть и во времена Аббаса гулямы были наместниками в 8 из 14 областей, главные посты в центре и основные провинции продолжали оставаться в руках кызылбашей. Особенно видными на этих постах и эмирствах были племена зулькадар ишамлу, так последние ко времени смерти Аббаса составляли 7 из 73 кызылбашских эмирств. Также в этот период кызылбашские племенные лидеры занимали такие видные посты как диванбеги и курчибаши. Браки Сефевидов с кызылбашами также подтверждают превосходство негулямских элементов.
Из кызылбашей составлялась созданная шахская гвардия – шахсеванов («любящие шаха») куда набирались воины из всех кызылбашских племён, лично преданных шаху, которые также составляли личную охрану шаха. Организация шахсеванов поделённая на различные группы расселялись по всему государству, являясь опорой шаха на местах.
Помимо военной реформы, Аббас совершил попытку провести денежную реформу, поскольку за 11 лет безвластия в Иране по стране начало хождение огромное количество валюты, не имевшей твёрдого курса. Аббас ввёл монету «аббаси», достоинство которой равнялось одному мискалю.
Денежная реформа стабилизировала экономическое положение в государстве, были подписаны торговые договоры со многим странами Европы, в самой стране были созданы торговые фактории Англии, Голландии и Франции, что значительно оживило внешнюю торговлю. Оживились и внешнеполитические связи, дипломатические миссии были направлены ко многим дворам Европы для поиска союзников против Турции. При его блестящем дворе посланники Великого Могола и других восточных государей встречались с посланниками России, Франции, Англии, Испании и Нидерландов. При помощи англичан он в 1622 г. отнял у португальцев остров Ормуз. Шах Аббас первым признал новую династию Романовых в России, и выделил ей заём в размере 7000 рублей. В 1625 г. он прислал в Москву подарок-реликвию, ризу Господню, и роскошный трон.
1692153909562.png
Административная реформа позволила шаху прямо контролировать наследственных владетелей ульков на местах, беглярбеками назначались те эмиры, что отличились лояльностью перед шахом. В целом реформы превратили Сефевидское государство, в абсолютистское и централизованное государство, с неограниченной шахской властью. Но даже, несмотря на это, Аббасу не удалось полностью подчинить себе кызылбашских эмиров, они продолжали обладать хоть и ограниченной, но властью в своих ульках, и шахскому правительству приходилось считаться с этим.
В годы правления Аббаса в Гяндже по его поручению была построена Джума-мечеть. К христианам он проявлял более веротерпимости, чем к парсам и евреям, а суннитов преследовал огнём и мечом.
Централизаторская политика Аббаса, опиравшаяся на древние традиции иранской государственности, позволила некоторым востоковедам (В. Хинц, Х. Ремер) сделать вывод о том, что Сефевиды создали в Иране персидское национальное государство (впрочем, другие авторы считают это преувеличением).
19 января 1629 г. Аббас умер в Кавзине. В семье он был тираном, из подозрительности велел убить старшего сына, двух других ослепил, а внука-наследника ослаблял опием и, таким образом, был причиной вырождения своего потомства. Умертвив своего сына, он назначил наследником престола своего внука Софи-Мирзу (Сефи I).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх