(ТЕОРИЯ) Скандальный полет, как немец посадил самолет в самом центре Москвы

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1691837179117.png
28 мая 1987 г. произошел международный скандал. Немецкий летчик Матиас Руст приземлился на Красной площади. Он без проблем перелетел границу, влетел в Москву и спикировал на Большой Москворецкий мост. Пилоту-любителю было всего 18 лет. Добавляло остроты в эту историю, что в СССР в этот день отмечали День пограничника!
Матиас родился в семье инженера-электрика, и с юных лет отец (Карл-Хайнц Руст, владелец бизнеса по продаже легкомоторных самолетов марки «Сессна») приучил ребенка к технике.
В 5 лет Матиас попал на аэродром и поклялся, что станет пилотом. Желаемое сбылось – уже в 17 лет парень сдает экзамены и получает лицензию пилота.
Матиас арендовал у своего аэроклуба легкомоторный самолет Cessna 172 (точнее — Reims-Cessna F172P Skyhawk II). Это американский самолет – самый массовый за всю историю авиации. Благодаря высокому расположению крыла, из кабины Cessna 172 был хороший обзор, что очень помогало начинающим пилотам при посадке.
Идея прилететь в Москву у парня возникла давно. Он хотел совершить эпатажный поступок и даже летал на саммит в Исландию, где встречались Рейган и Горбачев. Матиас сильно расстроился, что саммит не продвинул мирные переговоры. «Холодная война» продолжалась.
Свой мотив Руст изложил в интервью «Комсомольской правде»: «Я боялся, что, если Горбачев расслабится, соперники его уберут. Поэтому хотел прилететь в Москву, подать ему руку и сказать, что на Западе очень много людей, которые думают, что он все делает правильно».
1691837231011.png
Матиас Руст у самолета
Утром 28 мая Матиас вышел на старт ...
Находившийся в своей стартовой точке – финском Хельсинки, Руст заправился под пробку, обозначил диспетчеру свой маршрут на Стокгольм, и в 13.10 28 мая 1987 г. произвел взлет. Первые 20 минут он летел строго по маршруту, но затем, у города Нуммела на юге Финляндии, произвел резкий разворот и вылетел на воздушную трассу, соединяющую Москву и Хельсинки, и начал полет в сторону советской границы. Выключив радиостанцию, он пропал со связи с диспетчером. Финские власти сразу начали поисково-спасательную операцию и обнаружили в последней точке: где самолет Руста пропал с радаров – масляное пятно. Увидев масляное пятно на воде, они решили, что самолет потерпел крушение и вызвали подмогу. Спасатели сделали вывод, что «легкомоторник» разбился, и даже вызвали водолазов для поиска обломков.
Полет юного летчика был непростым. Руст «наводился» на крупный ориентир – сланцевый комбинат в Кохтла-Ярве, дым из труб которого был хорошо заметен на дистанции до 100 км. При этом пилот действовал по всем правилам военной науки, снизившись до 80-100 м, чтобы как можно дольше быть невидимым для советских РЛС ПВО. Было облачно, Матиас ориентировался, где он находится только визуально. Он замечал крупные объекты, вроде железных дорог и Чудского озера, которые он заранее отметил себе на карте.
1691837442275.png
1691837451659.png
Маршрут полетов М. Руста
С финских радаров самолет исчез в 14:00, но уже в 14:10 его засекли советские средства ПВО (самолет был взят на сопровождение советской РЛС П-15, 14-й дивизии ПВО). С этого момента самолет вели зенитные комплексы. Расчёты ЗРК были подняты по тревоге, информация постоянно поступала на КП генерала Г.В. Кромина, командующего в то время Ленинградском военном округе ПВО. Цели присвоили боевой номер 8255, но не сбивали. Команду на уничтожение армейские власти не давали. Конвенция о международной гражданской авиации, которую подписали СССР, США и еще 50 стран, запрещала без весомых причин уничтожать легкомоторные самолеты. Максимум, что можно было сделать – принудить самолет к посадке.
Советские пограничные системы ПВО отработали хорошо. Самолёт не миновал радары, как потом писали многие газеты, его засекли части ПВО и даже поднимали на перехват несколько МиГ-21 и МиГ-23. Один из истребителей обнаружил самолёт визуально. Только сопровождать воздушное судно-нарушитель было сложно — Cessna летела низко и медленно по сравнению с МиГ-23. Ни части ПВО, ни лётчики истребителей не предпринимали никаких действий ввиду отсутствия чёткого приказа. Руст тоже заметил истребители, но, по его словам, они облетели его пару раз и больше не возвращались.
Между тем погода начала ухудшаться, как раз в том месте, где летел маленький самолет, низкая облачность и дождь не дали двум поднятым дежурным МиГам-23, обнаружить «Сессну» визуально. Уязвимое место для систем ПВО – пространство между локационными зонами. В одном из них Руст и слетел с радаров, пройдя в аккурат между зонами ответственности 14-й дивизии ПВО и 54-го корпуса ПВО ВС СССР. В итоге военные списали цель 8255 как плотную стаю птиц.
А вот дальше ...
В Пскове Руста приняли за своего и свободно пропустили. В тот момент там шли учения и в воздухе было много самолетов (12 машин), в том числе и легкомоторных. Ровно в 15.00 происходила смена кода опознания: «Я – свой самолет», под которую попал и Руст, «легализовавшись в воздушном пространстве СССР.
Ошибку поняли, но поздно – когда самолет уже подлетал к Московскому региону. Но не поняли, что самолет – иностранный! Подумали, что это советских легкомоторный самолет вылетел без заявки. И решили не докладывать – пусть сами разберутся.
На подходе к Москве, он опять попал на экраны радаров, но был принят за метеорологический зонд. Тем не менее двойка МиГов-23, поднятая на проверку сигнала, прочесала территорию, опять упустив нарушителя.
К 17.40 самолет Руста уже находился в зоне московского аэроузла. В аэропорту Шереметьево забили тревогу и даже закрыли прием и вылет гражданских авиалайнеров. Кстати, в прессе чуть позже активно муссировались слухи о сговоре руководства аэропорта Шереметьево и Руста. Но они не подтверждены.
На радиозапросы гражданского аэропорта Руст не отвечал, а когда поняли, что гражданские сами не справятся, устраивать погоню с истребителями в небе Москвы было уже поздно.
Так почему же самолет-нарушитель заметили, но не сбили, хотя могли? Причин две. После того, как сбили в 1984 г. южнокорейский Boeing 747, было указание не трогать гражданские самолёты. Но главная причина — отсутствие приказа. Никто не хотел брать на себя ответственность.
А сбить самолет Руста все-таки могли.
1691837475892.png
«Сессна-172 Скайхок» у Покровского собора
В 18:30 Матиас влетел в Москву. Далее он ориентировался на гостиницу «Россия», которую заранее отметил на карте. Подлетев к Красной площади он стал искать место для посадки, но приземлиться на самой площади оказалось невозможно. На площади было много народу, пилот дал три круга, чтобы публика поняла, что он хочет сесть, и разошлась. Но никто расходиться не собирался.
Тогда он решил высадиться на Большом Москворецком мосту, он приземлился и, подкатил прямо к Собору Василия Блаженного.
1691837564559.png
1691837572512.png
1691837580342.png
1691837588034.png
Полет занял больше шести часов. В 12.21 пилот вылетел из Хельсинки, в 18.43 – приземлился.
Советская публика встретила Матиаса тепло, у него брали автографы, которые он охотно раздавал. Силовики также были тут как тут, наблюдали за немцем и вскоре его задержали. На следующее утро все газеты мира писали: «Немецкий пилот пересек границу СССР в День Пограничника и посадил свой самолёт на Красной площади».
1691837603203.png
1691837611878.png
Суд над Рустом состоялся спустя три месяца (2 сентября 1987 г). Матиаса обвинили в хулиганстве (предъявили обвинение по трем статьям УК РСФСР – незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство) и приговорили (4 сентября) к 4 годам лишения свободы за хулиганские действия, нарушение госграницы и несоблюдение авиационных правил. И, хотя в свою защиту Матиас приводил доводы, что его поступок являлся символическим актом и призывом к дружбе с СССР, его помиловали лишь спустя год – 3 августа 1988 г. Благодаря указу, подписанному Андреем Громыко, немца выпустили из тюрьмы и выдворили за пределы СССР. Всего же за решеткой пилот провел 433 дня и попал под амнистию (к Михаилу Горбачеву мог обратиться лично канцлер ФРГ Гельмут Коль).
Мягкость приговора Русту свидетельствовала о том, что никто и не собирался наказывать его серьезно. В былые времена, когда Советский Союз действительно был противником капиталистического Запада, Матиас Руст в лучшем случае получил бы лет десять в лагерях, а в худшем был бы просто приговорен к расстрелу. Но в 1987 г. ситуация изменилась. Возможно, что либеральная мера наказания Русту должна была продемонстрировать Западу дальнейшую готовность Советского Союза к «демократизации».
Тем временем, в Европе его ждало худшее наказание. Матиасу выписали крупный счет финские власти за проведение поисковой операции. Штраф превысил 100000 долларов. Финны, пока Руст летел к Москве, все это время разыскивали пропавший самолет. Они были уверены, что тот потерпел крушение и утонул. Однако, штраф был в итоге уменьшен.
1691837730969.png
1691837739525.png
1691837748478.png
1691837783302.png
1691837792626.png
С.Л. Соколов. Министр обороны СССР. Он занимал эту должность с 1984 г., сменив на посту маршала Дмитрия Устинова. До назначения министром обороны маршал Соколов с 1967 по 1984 гг., на протяжении 17 лет, был первым заместителем министра обороны СССР. Участник Великой Отечественной войны, маршал Соколов был одним из наиболее видных советских военачальников. В частности, с 1980 по 1985 гг. он отвечал за управление действиями советских войск на территории Демократической Республики Афганистан
М.С. Горбачев. Советский и российский государственный, политический, партийный и общественный деятель. Последний Генеральный секретарь ЦК КПСС
А.И. Колдунов. Главный маршал авиации, занимавший пост главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны Советского Союза и непосредственно отвечавший за безопасность воздушного пространства. Дважды Герой Советского Союза, А. Колдунов прошел Великую Отечественную войну летчиком-истребителем, после войны служил в истребительной авиации ВВС, а затем в ПВО. Должность главкома Войск ПВО он занял в 1978 г.
А.Н. Яковлев. Советский и российский политический деятель, публицист, учёный-американист, доктор исторических наук, академик РАН. Член ближайшего политического окружения Михаила Горбачёва и один из главных идеологов, «архитекторов» перестройки
Д.Т. Язов. Советский и российский военачальник. Министр обороны СССР. Маршал Советского Союза. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Член ЦК КПСС. Член Президентского совета СССР. Член Совета безопасности СССР. Член ГКЧП (в 1991 г.). Участник Великой Отечественной войны
В СССР Михаил Горбачев умело использовал этот инцидент, чтобы избавиться от политических оппонентов. Он «натравил» прессу на главу Министерства Обороны Сергея Леонидовича Соколова, и на главкома войск ПВО Александра Ивановича Колдунова. Оба были ярыми противниками перестройки, гласности и других горбачевских реформ. Победив оппонентов (свои должности потеряли еще свыше 300 офицеров (своих должностей лишились 10 генералов, 20 старших офицеров, 34офицера были отправлены на пенсию, а 2 военных, ответственных за работу ПВО, и вовсе приговорили к лишению свободы (подполковник Иван Карпец, бывший оперативным дежурным по Таллинской дивизии Войск ПВО в день полета Руста, и майор Вячеслав Черных, бывший в тот злополучный день дежурным по радиотехнической бригаде))), М.С. Горбачев получил полную власть для осуществления реформ. В выборе новых кандидатов главным советчиком Горбачева был Александр Николаевич Яковлев, человек, которого за глаза называли «архитектором перестройки». На посту главы Минобороны ставка была сделана на генерала с хорошей репутацией, но безынициативного политика – Дмитрия Тимофеевича Язова. Теперь Горбачев получил лояльное командование вооруженными силами, шедшее на все возможные уступки НАТОвским планам по сокращению вооруженных сил СССР.
Впоследствии американский военный эксперт Вильям Одом даже сравнил «зачистку» советской военной элиты после полета Матиаса Руста с репрессиями против советских военачальников, имевшими место в 1937 – 1938 гг.
Советские СМИ тем временем громили генералитет за эту историю. Это, якобы, провал советской ПВО. В связи с этим есть интересная версия из серии теории заговоров. Что эта история – спланированная акция западных спецслужб, согласованная с советскими властями. Генерал и глава ВВС России 1991 – 1998 гг. Петр Дейнекин был убежден именно в этой версии. Эту же версию озвучивал впоследствии, согласно ряду публикаций в российских СМИ, генерал-полковник Леонид Ивашов. Но. Документы по этой истории пока не открыты, чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию.
Тем не менее отметим …
Маршрут Руста был уж слишком четким – он грамотно шел по «мертвым зонам» между локациями. Перед вылетом Матиас тщательно подготовился. Сначала он облетел почти всю Северную Европу, включая Исландию. За более чем 2600 миль полета, из которых большая часть проходила над морем, Руст приобрел необходимый опыт полетов. Более того, вместо заднего ряда сидений, он предусмотрительно смонтировал дополнительные топливные баки, что существенно повысило радиус полета легкой «Сессны».
Немецкие журналисты отмечали, что самолет Руста прилетел с почти полными баками. Значит, заправился по дороге (где-то на советской территории …). Да и одежду он где-то успел поменять – вместо рубашки и джинсов, в которых он вылетел, в Москве Руст уже был в модном красном комбинезоне.
Как только Руст вернулся домой, лицензию пилота у него отобрали. В 1989 г., Матиас Руст отправился на альтернативную военную службу в госпиталь города Риссен. Он устроился в больницу, но там напал с ножом на медсестру, которая отказалась с ним встречаться. За это его приговорили к 4 годам тюрьмы. Но и здесь выпустили через год.
Дальше Матиас работал кем придется. Позднее, как турист приезжал в Москву. Пытался встретиться с Горбачевым, но его не пустили.
Потом (в 1997 г.), Руст уехал путешествовать по Юго-Восточной Азии, потом жил в государстве Тринидад-и-Тобаго. Обратился в индуизм, всерьез увлекся йогой, нашел жену-индианку (по имени Гита), возможно, дочь богатого торговца чаем (из Бомбея). А потом чета вернулась в Германию ...
А тайна его полета так и остается тайной …
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх