(ТЕОРИЯ) Смута. Первые самозванцы

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1690475913369.png
1690475948473.png
В это сложное для России время в стране объявилось множество самозванцев ...
Все Лжедмитрии выдавали себя за царевича Дмитрия, погибшего в 1591 г. Угличе младшего сына Ивана Грозного, и претендовали на московский престол под именем Дмитрий Иванович. Михаил Молчанов и Лжедмитрий II, кроме того, претендовали на тождество с убитым в 1606 г. Лжедмитрием I, в то время как Лжедмитрий III отождествлял себя с убитым в 1610 г. Лжедмитрием II.
Лжедмитрий I
До сих пор ведутся споры, кто же выдавал себя за царевича, есть догадки, что это Гришка Отрепьев, некогда служивший боярам Романовым, когда с ними было, решено расправится, он принял постриг (в Чудовом монастыре), чуть позже бежал и в 1602 г. объявился в Литве, где и решил действовать (как чудесно спасшийся царевич Дмитрий).
Итак, удачно начавшись, правление первого выбранного царя Бориса Годунова было прервано страшным неурожаем, голодом и вспыхнувшими бунтами. В такой атмосфере просто обязан был появиться «истинный» правитель. И он отыскаться. Григорий Отрепьев превратился в «государя Дмитрия Ивановича, младшего сына Ивана IV Грозного. Порубежные русские города тут же начали открывать самозванцу ворота. Большая часть войска после неожиданной смерти царя Бориса Годунова присягнула Лжедмитрию на верность (изменив очередному царю Федору Годунову, правда, он не был венчан на царство). И вскоре Лжедмитрий входит в палаты Московского Кремля ...
Заняв престол, Лжедмитрий I попал в очень затруднительное положение. Обещая люду безбедное существование и упразднить крепостное право он не смог выполнить обещанного, зато был готов передать во владение будущему родственнику, польскому магнату и сенатору Юрию Мнишку (Мнишеку) Новгород и Псков. Фактически послабления и льготы были дарованы только тем жителям Путивля, которые первыми признали Лжедмитрия. В итоге обострились отношения Лжедмитрия и с русской знатью и с Речью Посполитой.
Столичные бояре, видя сложившуюся обстановку стали просить у польского монарха Сигизмунда III, его наследника на московский престол. Тем временем Лжедмитрий сочетался браком с Мариной Мнишек. Тем временем бояре под началом Василия Шуйского организовали заговор, в результате которого новоиспечённый правитель был свергнут и убит, а главный заговорщик, В.И. Шуйский, был « выкрикнут новым государем».
1690476121510.png
Последние минуты жизни Лжедмитрия I
Однако приход к власти представителя суздальской ветви рода Рюриковичей не принёс долгожданного мира и покоя. Десятки городов и уездов не признали Василия Ивановича истинным государем. Вскоре Московское правительство утратило контроль над провинцией.
1690476183516.png
В стране началась гражданская война.
Против Шуйского взбунтовались не только крестьяне и казаки, но и провинциальные дворяне. Например, вместе с бывшим холопом, вдруг ставшим «большим воеводой» царя Димитрия, Ивашкой Болотниковым, бились его прежний хозяин, лжесын царя Фёдора, атаман Илейко, «худородный» дворянин Ляпунов и «веневский сотник» Пашков.
В 1606 г. на Москву через Серпухов и Коломну двинулись две армии — Ивана Болотникова и Прокопия Ляпунова (вместе с отрядами Пашкова). Шуйский предпринял массу шагов, чтобы остановить восставших: заменил ненадёжных воевод, разослал грамоты, разоблачавшие воров. Ему даже удалось справить войско и найти денежные средства (церковь передала Василию Ивановичу немалые деньги).
Борьба с восставшими шла несколько месяцев с переменным успехом. Царь Шуйский лично повёл армию против укрепившихся в Туле мятежников. После долгой осады осенью 1607 г. он заключил с повстанцами «мир», но тут же его нарушил: отпустив большую часть бунтовщиков, жестоко наказал предводителей.
«Промежуточный» Лжедмитрий
Этот самозванец сыграл важную роль в развитии восстания Болотникова.
Согласно материалам посольства в Польшу князя Г.К. Волконского (лето 1606 г.), у жены Юрия Мнишка (Мнишека) скрывался в то время некий московский беглец, в котором признавали чудом спасшегося от казней бояр царя Дмитрия. Волконский заявил польскому приставу, что объявивший себя царём Дмитрием — самозванец, и скорее всего «Михалко Молчанов» (бежавший из Москвы приспешник Лжедмитрия I). По просьбе русских послов польский пристав дал словесный портрет претендента на роль царя Дмитрия; русские послы объявили, что Молчанов именно таков лицом, а «прежний вор расстрига» выглядел иначе.
Согласно мемуарам Конрада Буссова, слухи о спасении московского царя Дмитрия привлекли внимание Ивана Болотникова, пробиравшегося на родину после турецкого плена из Венеции через Германию и Польшу. Болотников добился встречи с мнимым царём, который долго с ним беседовал, а затем снабдил письмом к князю Григорию Шаховскому и отправил в Путивль в качестве своего личного эмиссара и «большого воеводы».
В дальнейшем Молчанов отказался от самозванчества (видимо, сознавая её смертельную опасность и не желая разделить участь Лжедмитрия I). В развитии восстания Болотникова Молчанов никакого участия не принимал и при Лжедмитрии II действовал уже под своим подлинным именем.
Лжедмитрий II
Победа Василия Шуйского над болотниковцами оказалась мнимой. В том же, 1607 г. объявился новый Лжедмитрий.
Его происхождение неясно, возможно, что он крещёный еврей из Шклова или подьячий Молчанов. Очередной Лжедмитрий объявился в 1607 г. и женился на вдове первого самозванца, Марине Мнишек. В 1607 — 1610 гг. он контролировал часть Российского царства, имел резиденцию в Тушине под Москвой (известен как «Тушинский вор»), а потом в Калуге, где и был в конце 1610 г. убит Петром Урусовым. Воспользовавшись тем, что с «правителем» была немногочисленная стража, он, как писал потом современник Смутного времени Иосиф Будило, «прискакав к саням на коне, рассёк царя саблей, а младший брат его отсёк царю руку …».
1690476242703.png
В его стане скопилась пёстрая «дружина»: выдворенные из Польши шляхтичи с гетманами Рожинским и Сапегой, царица Марина Мнишек, признавшая «воскресшего супруга», болотниковские военачальники Беззубцев и Заруцкий, бояре Салтыков и Черкасский, запорожские казаки и татары. На сторону самозванца перешли города: Псков, Ярославль, Кострома, Вологда, Владимир и другие.
В 1608 г. отряды Шуйского были разбиты. Москва оказалась в осадном положении. В государстве были образованы две столицы: Москва и лагерь Лжедмитрия в подмосковном Тушине. В провинции же наступило безвластие и, как следствие, «рождение» новых самозванцев. Уезды и города переходили из рук в руки. Каждый из правивших «царей» сажал на места своих воевод, которые не гнушались проводить реквизиции и собирать налоги с населения.
Лжедмитрий III
1690476279962.png
Визуализация Лжедмитрия III (Сидорки), сделанная художником Н. Невревым
Весной 1611 г. в Новгороде на рынке появился человек, который назвал себя очередным «чудесно спасшимся» царевичем Дмитрием. Новгородцы не поверили ему и изгнали из города, а вот псковичи и ивангородцы поверили.
До всеобщего народного признания очередному самозванцу было далеко — его влияние ограничивалось лишь северо-западной Русью. Однако в марте 1612 г. ему присягнуло часть первого ополчения (им руководил Ляпунов). Эта присяга открыла Лжедмитрию III путь на Москву, которая к тому времени была занята польско-литовскими оккупантами.
Кто скрывался под его личиной, теперь доподлинно и неизвестно. Историки полагают, что казак Сидорка (или Матюшка или «Псковский вор»). Он оказался человеком глупым и властолюбивым. Сам он не вылезал из княжеских палат, а его подручные промышляли грабежами и поборами. Народ быстро разочаровался в таком «царе». От него отвернулись казаки, а затем и ополчение.
Потеряв фактическую власть, самозванец бежал из Пскова, был пойман, возвращен и предъявлен народу уже не как «настоящий царь», а как преступник. После взятия Москвы ополчением и воцарения первого из Романовых, был самозванец посажен на цепь в столице для всеобщего обозрения, а затем и казнен.
Лжедмитрий IV
Одновременно с третьим на Волге действовал и четвертый «чудесно спасшийся» царевич Дмитрий. Правда, про Лжедмитрия IV историкам практически ничего не известно — ни кем был по происхождению, ни какой властью обладал. Известно лишь, что в ближайших подручных у самозванца находился Петр Урусов — тот самый, что убил Лжедмитрия II. Из этого исследователи делают вывод, что Лжедмитрий IV был его ставленником.
Народы Нижней Волги принесли ему присягу «царю», но военного похода на Москву предпринято не было. В середине 1612 г. последний из «чудесно спасшихся» исчез так же бесследно, как и появился.
Список Лжедмитриев на этом заканчивается, а вот перечень прочих самозванцев отнюдь нет. Были в истории Смутного времени еще и «сыновья» царя Федора (наследник Ивана Грозного, правивший после него и умерший бездетным), и «братья» все того же царевича Дмитрия, и даже старшие дети самого Ивана Грозного ... Вот некоторые из них:
1690476331369.png
Но после Земского собора 1613 г., который дал начало новой царской династии Романовых, поток лже-Рюриковичей быстро иссяк.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх