(ТЕОРИЯ) Территории, которые СССР хотел получить (но не получил) после Второй Мировой войны

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1690811770111.png
После Второй мировой войны советская дипломатии приложила не мало усилий для получения новых территорий.
Одной из таких земель была Ливия, которая с 1911 г. была колонией Италии. После ее освобождения британскими войсками в 1943 г. бывший нарком иностранных дел Максим Литвинов предложил руководству СССР «забрать» часть страны. Иосиф Сталин поднял этот вопрос на Потсдамской конференции в 1945 г.
1690811812181.png
Этли, Трумен и Сталин. Потсдамская конференция, 1945 г.

Переговоры о контроль над районом Триполи продолжались до 1951 г., когда Ливии была предоставлена независимость. СССР остался без стратегической военно-морской базы, которую он надеялись создать в Средиземном море.
Додеканесские острова, еще одна потенциальная советская военная база в юго-восточной части Эгейского моря, также вызывали интерес СССР. Победив Турцию в «Триполитанской» войне 1911 – 1912 гг., Италия захватила у неё не только Ливию, но также острова Додеканес (Южные Спорады; Додеканес (итальянское название)) с примыкающей акваторией на юго-востоке Эгейского моря Эти острова могли позволить Советскому Союзу влиять на политику Греции и контролировать торговые пути в восточном Средиземноморье. Британцы также претендовали на эти земли, осенью 1944 г. британские войска захватили эти стратегические острова с расчётом их передачи под «временную» опеку Великобритании.
Впоследствии Москва решила увязать принадлежность архипелага с представлением там СССР площадки для базирования хотя бы для торгового флота. На сессии Совета министров иностранных дел (СМИД) СССР, Великобритании, США и Франции 14-17 сентября 1945 г. в Москве нарком иностранных дел Молотов заявлял, что, «поддерживая передачу архипелага Афинам, данная область представляет стратегический интерес для СССР ввиду ее близости к входу в Чёрное море». Такая позиция Москвы обусловлена ещё и тем обстоятельством, что с весны 1945 г. британские войска оставались в Греции, будучи эвакуированы оттуда под давлением США только через два года.
В меморандуме министра иностранных дел Великобритании Бевина своему правительству и делегации СССР в СМИД 19 сентября 1945 г. допускалось, что после греческих выборов, если к власти придет «более уступчивое правительство, возможно согласие Афин на размещение советской базы в качестве «цены» за передачу Додеканесских островов». На это Молотов заявил британцам, что «неужели Советский Союз не может иметь «уголок» в Средиземном море для своего торгового флота?» В утвержденных 7 января 1946 г. «Директивах для советской делегации на Совещании заместителей в Совете министров иностранных дел в Лондоне» Политбюро предписало «… обеспечить, чтобы в предварительных переговорах с греками было обусловлено, что согласие на передачу островов Додеканеса может быть дано, если СССР будет предоставлена на условиях аренды база для торговых кораблей на одном из Додеканесских островов».
Тогдашний посол СССР в Афинах адмирал К. Родионов на переговорах с греческим премьером Ф. Софулисом 18 февраля 1946 г. отметил, что советское торговое пароходство «могло бы арендовать участок на одном из Додеканесских островов для создания/ аренды базы для торговых кораблей». Этот шаг «благоприятно сказался бы на восстановлении греко-советской торговли и решении вопроса по Додеканесу».
Но в конечном итоге архипелаг передали в 1947 г. Греции. В Париже в июне 1946 г. Молотов заявил, что «у советской делегации нет никаких возражений о передаче Додеканес Греции». Взамен Москва потребовала от Афин и уже бывших союзников гарантий неприкосновенности границ Албании. Населённый преимущественно греками «Северный Эпир» (Чамерия) и расположенный поблизости крупный порт Влёра был давним объектом претензий со стороны Греции. К тому времени в Албании утвердился просоветский коммунистический режим (Энвера Ходжи), что имело очевидные стратегические выгоды для СССР на Балканах и в Средиземноморье вплоть до начала 1960-х гг.: именно во Влёре располагалась единственная база советского ВМФ в Средиземноморье в 1952 – 1961 гг.
Еще 25 августа 1941 г., в самый разгар войны с Германией, советские и британские войска начали совместные военные действия в Иране под кодовым названием «Операция «Согласие»» (Operation Countenance). По сути дела, военная акция была инициативой И.В. Сталина, который очень опасался германофильских настроений шаха Реза Пехлеви, а также возможности допуска фашисткой Германии к иранской нефти. В результате операции немцы не получили контроль за стратегическим сырьем. Уже после Второй мировой войны Сталин попытался расширить советское влияние в этой стране. Советское руководство потребовало, чтобы Иран допустил СССР к разработке нефти в северной части этого государства. То есть Иранский Азербайджан был еще одной территорией, на которую Советский Союз пытался претендовать после Второй мировой войны. К 1945 г. Советская армия оккупировала два региона Ирана – Иранский Азербайджан и Курдистан – несмотря на объявленный Ираном нейтралитет в войне. В 1946 г. Сталин объявил о своем желании присоединить Иранский Азербайджан к Азербайджанской ССР, фактически сделав его частью Советского Союза. В ответ Иран направил ноту протеста в ООН, и Советский Союз был вынужден покинуть иранскую территорию. Спорные регионы, лишенные советской поддержки, были быстро отвоеваны иранской армией.
Карсская область, историческая территория Армении, много раз переходила из рук в руки между Турцией, Россией и самой Арменией. В 1921 г. власти Советской России передали спорный регион Турецкой Республике в обмен на сотрудничество. Однако Мустафа Кемаль (Ататюрк) запретил в Турции все коммунистические партии и предпочел забыть о советской помощи. Учитывая недружественную политику Турции во время Второй мировой войны, Сталин выдвинул ультиматум: вернуть СССР Карсскую область или передать Советскому Союзу частичный контроль над черноморскими проливами. Согласно заявлениям наркома (а потом и министра) иностранных дел Вячеслава Молотова, территориальные претензии Кремля служили наказанием Турции за «подлость» (прогерманские настроения во время Второй мировой войны). Западные державы пришли на помощь Турции, а Соединенные Штаты даже угрожали ядерным ударом. В 1952 г. Турция вступила в НАТО, фактически положив конец надеждам Советского Союза на возвращение Карсской области (частично в состав Грузинской ССР, а частично Армянской). В 1953 г., чтобы не накалять обстановку, Советский Союз отказался от всех территориальных претензий.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх