(ТЕОРИЯ) Философия

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Философия – учение о всеобщем, об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека, о ценностных основаниях человеческого бытия.
Философию интересуют всеобщие основы бытия, вопрос субстанции бытия. Субстанция – основа бытия, само себя обуславливающее.
Специфика философского знания. Функции философии
На определенном этапе развития культуры, мифологическое и религиозное мировоззрения перестают соответствовать потребностям человека в объяснении мира. Формируется философский подход, который ориентирован на постановку и формулировку проблем. Формирует установку на человеческий разум, как единственное средство познания.
Чем характеризовалось это мировоззрение, его основные черты:
1. Основано на знании, а не на вымысле. В отличие от мифологии и религии, которые характеризуются эмоционально-образным отношением к действительности, философское мировоззрение представляет собой логически упорядоченную систему знаний.
2. Рефлексивно, то есть философское мировоззрение направлено не только на объективный мир, но и на свое собственное содержание.
3. Логично, то есть имеет внутреннее единство и систему.
4. Опирается на четкие понятия и категории. В отличие от мифологии и религии, которые в решении мировоззренческих задач опираются на веру, философия есть отражение мира в теоретической, рационально-понятийной форме. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей логически упорядоченной форме.
Как мировоззрение философия представляет собой систему общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Будучи рационально-теоретической формой мировоззрения и отражая мир в понятийной и категориальной форме, философия предстает и как форма знания.
Предметом философского знания являются всеобщие свойства и связи действительности, которые касаются:
–– основ бытия;
–– назначения человека;
–– возможностей человеческого познания и преобразования мира.
Вопросы философии – вопросы культуры (что я могу знать? что я должен знать? на что я могу надеяться? что такое человек?) – ввёл И. Кант.
Цель философии – выработка стратегий свободной человеческой жизнедеятельности.
Философии как особой форме познания присущи следующие особенности:
Универсальность – философское познание связано с выявлением и исследованием всеобщих принципов бытия и познания.
Системность – философия стремится к упорядочению и систематизации имеющихся знаний о мире и человеке.
Плюралистичность – многообразие философских школ, направлений обуславливает неоднозначность(вариативность) решения фундаментальных философских проблем.
Критичность – специфика «вечных» философских вопросов определяет необходимость критического отношения к опыту предшественников.
Рациональность. Философия – это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей, но она предполагает эти цели лишь как возможные варианты жизни и мысли, она вырастает из потребности человека обрести устойчивость, прочность бытия, стремится к логической аргументированности и обоснованности.
Персоналистичность. Философия персоналистична, личностна, она есть выражение индивидуальности философа.
Рефлексивность – философское мышление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и на процессы его изучения.
По своей цели философия есть знание свободное от утилитарных практических интересов. Полезность не есть цель философии. Аристотель отмечал, что к ней стремятся не ради пользы «это наука единственно свободная, ибо она существует ради самой себя»
Функции философии:
Мировоззренческая – формирование целостного мировоззрения.
Гносеологическая (познавательная): философия – учение об общих законах, источниках и сущности познания, о его возможностях и границах.
Методологическая – философия помогает сформулировать наиболее общие методологические ориентации познавательной и продуктивной деятельности.
Критическая – философия берёт роль критической селекции, отражает присущий здравому смыслу дух сомнения, критического мышления. Благодаря этой функции и способности обозревать объекты, выходя за границы как во времени, так и в пространстве – философия выполняет функцию исторического напоминания.
Духовно-гуманистическая – защита от потери смысла существования.
Эвристически-прогностическая – философия обладает творческим потенциалом для формирования новых идей, способна помочь выбрать наиболее универсальный вариант решения проблемы.
Разделы философии:
Онтология – учение о бытие.
Гносеология – учение о познании.
Логика – учение о законах, правилах, формах движения.
Аксиология – учение о ценностях, иерархиях.
Этика – учение о моральных ценностях.
Эстетика – учение о прекрасном.
Философия и наука. Роль философии в науке. Сциентизм и антисциентизм
Философия и наука – формы рационального знания (ориентируются на познание причин сущности, закономерностей развития).
Отличия философии и науки:
- Философия направлена на целое личности, наука – на частное, фрагменты.
- Научное мышление отвлекается от любого ценностного отношения к миру, мир – объект, форма объекта. Философия помимо познавательного отношения включает ещё и ценностное, философия ориентирует на понимание мира с позиции ценностей, идеалов.
- Философские положения нельзя подтвердить или опровергнуть на опыте. Исходные положения философии формулируются в предельно-общих понятиях (категориях). Истинность философии нельзя доказать с помощью других теорий, так как более общей теории не существует.
Для науки абсолютной истинностью является объективная истина, независимо от отношения человека.
Какую роль играет философия в научном познании? Обычно говорится, что философия дает ученому базовые теоретические и методологические принципы. Но это слишком общая характеристика. Она не раскрывает все богатство функций философии в реальной научной практике. На самом деле философские, или метафизические, составляющие научной деятельности очень разнообразны и плодотворны. Так, к основным функциям философии в научном познании относятся:
Критическаяпереосмысление, взгляд со стороны – философская деятельность позволяет подвергнуть сомнению привычное и отправиться в свободный интеллектуальный поиск – это и есть философия в действии (для учёного)
Предпосылочнаянаучная деятельность пронизана понятиями, первоначально выдвинутыми в философском познавательном проекте. Философское предпосылочное знание существенно влияет на возможность достижения конкретных научных результатов. («+» и «-»)
Обобщающе-экстраполирующаячастный случай предыдущей функции: наука основана на далеко идущих обобщениях. Привычные и естественные для ученого представления - на самом деле не следствия продвижения науки, а предпосланные ей метафизические гипотезы, обладающие предельно общим характером
Эвристическаяфилософия – неистощимый поставщик ценных идей, регулятивов, теоретических сюжетов для ищущего новые пути ученого. Подхваченные наукой плодотворные философские идеи и концепции со временем естественным образом оказываются в составе научных теорий
Ценностно-этическаянаучное познание вообще было бы невозможно без ценностно-личностной включенности ученого в область исследовательской деятельности: для занятий наукой он должен видеть в ней высокий смысл и ценность, ради которых стоит тратить время собственной жизни
Интерпретирующе-коммуникативнаявыступает средством общения для:
- ученых смежных или более отдаленных специальностей, решающих общую проблему;
- естествознания и гуманитарных наук;
- ученых и представителей других сфер деятельности
Поясняющаяактуальная задача: понять саму научную деятельность, и она в широком смысле слова – философская
Направляющаяметафизика играет в науке направляющую роль, координируя сам процесс научного поиска, стимулируя научный интерес
Сциентизм (XIX в.) – идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки», предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза – антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.
Сциентизм
Антисциентизм
приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности наукиотрицательно относятся к НТР, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.
знание – наивысшая культурная ценностьне устают подчеркивать критическое отношение к науке
в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целомпонятие «научное знание» не тождественно понятию «истинное знание»
намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизацииприбегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников
Дилемма сциентизм – антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности. Примечательно и то, что антисциентизм автоматически перетекает в антитехнологизм, а аргументы антисциентистского характера с легкостью можно получить и в сугубо научной (сциентистской) проблематике, вскрывающей трудности и преграды научного исследования, обнажающей нескончаемые споры и несовершенство науки.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх