[ТЕОРИЯ] Формирование проблемной ситуации

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Формирование образовательной проблемной ситуации предполагает, что учащиеся и педагог устанавливают отношения к выделенной и заданной позиционной структуре. То есть предварительно выработанная и созданная позиционная схема должна быть реализована. И то, как, собственно, предполагается осуществлять реализацию схемы, одновременно конкретизируя и уточняя ее, и образует остов (ядерные структуры) сценария.
Две основные линии развертывания сценария процесса проблематизации определяются тем, как его участники заимствуют и входят в предложенные им позиции (первая линия), и тем, какие позиции они занимают в обсуждении предложенной позиционной схемы, заданной проблемной темы или самого отношения позиционной схемы к тематическому содержанию (вторая линия).
Первая линия предполагает чтение и понимание соответствующих текстов, в которых представлены средства мышления, коммуникации, действия, характерные для заданных позиций, попытку воспроизвести ходы мысли и действия, закрепленные за выделенными позициями, а затем точно так же выработку и определение собственного отношения к этим позициям. Это отношение затем должно быть схематизировано в виде нового набора позиций, проявившегося в ходе работы с предварительно заготовленной позиционной структурой.
Вторая линия предполагает, что участники проблемной ситуации занимают разные, оппозиционные друг другу позиции по отношению к предъявленному объектному содержанию (в виде ли тематизма, в виде ли самой позиционной схемы) и затем выявляют и схематизируют впервые обнаруживающиеся позиции здесь и теперь, в данной ситуации. В последующем проявившиеся позиции должны быть соотнесены с первоначально заготовленной и выделенной позиционной структурой.
Таким образом, обе линии в принципе сводятся к принципиальному вопросу: соответствует ли метод объекту, где методом является деятельность педагогов и учащихся в ситуации, а объектом — созданная позиционная структура и связанное с ней тематическое проблемное содержание. Это, безусловно, важнейший вопрос приблизительно такого уровня: как дискуссия на уроке при обсуждении одного из платоновских диалогов соответствует форме коммуникации, представленной в самом диалоге?
После того как сценарно построена и развернулась ситуация, в которой выявились хотя бы две противопоставленных друг другу позиции, участники выдвигают третью позицию, задача которой — обрисовать ситуацию в целом и зафиксировать проблему.
Итак, результатом этого этапа построения сценария является последовательность шагов по определению позиций участников образовательной ситуации и по соотнесению этих позиций с исходно заготовленной позиционной структурой.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх