(ТЕОРИЯ) Франция в годы и после Второй мировой войны (генерал де Голль)

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Вторая Мировая война кардинально перекроила положение стран на планете. Если в 30-е годы прошлого века без учета мнения Великобритании и Франции было трудно представить мировую политику, то по итогам мирового конфликта Великобритания из сверхдержавы превратилась в младшего партнера Соединенных Штатов. А вот во что превратилась Франция?
В появившемся в 1949 г. НАТО решающая роль отводилась США, причем эта страна фактически прислушивалась только ко мнению Великобритании. Остальные страны альянса (в том числе и Франция) заведомо были вынуждены следовать политике этих государств.
Франция, обладавшая крупными колониями в Африке и Азии, не смогла удержать их после Второй мировой войны.
1691059915022.png
До 1939 г. Франция владела частью Африки и Индокитая, но за следующие 20 лет утратила почти все колонии
В 1949 г. независимыми стали Вьетнам и Лаос, в 1953 г. – Камбоджа, в 1956 г. – Тунис и Марокко, а к 1960 г. у Франции остались лишь две крошечные территории в Африке. Колониальная империя рушилась, внутри самой страны не было национального единства. Государству нужно было восстанавливать свой международный авторитет.
Но как же некогда великая Франция пришла к этому … Проблемы начались в 1940 г.
1691059961191.png
Маршал Анри Филипп Петен, которого французы реально воспринимали как героя нации – и в 1918 г., и в 1940 г.
Лидером нации воспринимался французами маршал Петен, которого теперь клеймят как «предателя». Правда, сегодня во Франции есть немало тех, кто не боится высказываться о маршале положительно, объективно, без очернения. Не боится одобрительно отзываться о Петене (и отрицательно о де Голле) политик Жан-Мари Ле Пен: «Преобладающим мнением было то, что Франции нужен был меч и щит против немцев и долгое время я его разделял, до того, как прослушивание радио из Лондона не заставило меня переменить мнение. Мне очень быстро стало ясно, что для голлистов микрофона враг был в Виши, а не в Берлине. Французы вещали на французов чтобы преподать им урок в том духе, что маршала (Петена) нужно ненавидеть больше, чем Гитлера. Меня это глубоко поразило. Я не понимал, почему так происходит. А между тем причина была проста: Де Голль принижал Петена, чтобы возвыситься самому». … «Внешность у него была вовсе не геройская. Герой должен быть красив. Как Святой Михаил или маршал Петен
1691060004070.png
Жан Мари Ле Пен. Французский политик, депутат Европарламента. Придерживается националистических взглядов
А что касаемо лидера Сопротивления, «Сражающейся Франции», то там Ш. де Голль не был единственным и неповторимым. Он был ставленником англичан, точнее - их марионеткой. Его кандидатуру поддерживал У. Черчилль. Причём, де Голль сбежал из Франции ещё до того, как было подписано перемирие Франции с Германией (в 1940 г.), бросив свой полк. Он обосновался в Лондоне, устроил там семью и начал формировать структуру лично преданных ему людей. Голлистское движение было основано на культе личности этого лже-«генерала» (у него не было этого звания, ему присвоили чин временного бригадного генерала, а так он был полковником). Он жил в Лондоне, выступал в эфире ВВС, но никто его во Франции не знал и авторитетом он не пользовался.
1691060037876.png
Де Голль. 1940 г. Лондон
Американцы же имели своих претендентов на лидерство во французском Сопротивлении. Первый – это адмирал Ж.Ф. Дарлан, бывший глава правительства (в Виши) у маршала Петена, который в ноябре 1942 г. с его благословения отбыл в Алжир, чтобы возглавить внешнее Сопротивление. 8 ноября 1942 г. началась операция союзников «Факел» в французской Северной Африке. В октябре администрация Рузвельта начала общаться с Дарланом (который перед этим отказался передать Гитлеру остатки французского флота, базировавшегося в Булони) через своего эмиссара Роберта Мерфи. Причем контакт адмирал был признан законным главой французской администрации, а другого влиятельного француза – соперника де Голля за контроль над Свободными французскими силами генерала Анри Жиро отодвинули в сторону по указанию американского президента.
1691060073811.png
Адмирал Жан Луи Ксавье Франсуа Дарлан. Погиб при весьма странных обстоятельствах и поразительно «вовремя» для де Голля
21 октября 1942 г. подводная лодка Королевского флота «Серафим» высадила группу из восьми американских и британских офицеров под командой заместителя американского командующего Дуайта Эйзенхауэра генерала Марка Кларка на пляж в Черчелле в ста км к западу от Алжира.
1691060103469.png
Генерал Уэйн Кларк. Он был самым молодым четырехзвездочным генералом в армии США во время Второй мировой войны
Кларк прибыл на встречу с Дарланом. Главное, что хотел знать американец, это как войска Виши отреагируют на вторжение союзников в Алжир, но хитрый француз молчал.
На рассвете 8 ноября 1942 г. американские войска высадились на алжирских и марокканских пляжах, Их командование не имела ни малейшего представления, какого уровня сопротивление стоит ожидать. Дарлан так и не объявил «за кого он». Французские артиллеристы открыли огонь по местам высадки, а французские военные корабли атаковали американский линкор «Массачусетс» и сопровождающие его суда в районе Касабланки. Хотя оперативная группа США при поддержке с воздуха быстро одолела нападавших, не было никаких сомнений в том, что «освободителей» тут не ждут. Но 11 ноября Дарлан неожиданно приказал всем сухопутным, морским и воздушным силам Виши в Северной Африке «прекратить борьбу с силами Америки и ее союзников с момента получения этого приказа, вернуться в свои казармы и базы и соблюдать строжайший нейтралитет
Ценность Дарлана для правительства США еще больше возросли в тот день, когда немцы начали операцию «Атилла», захватив ранее незанятую южную Францию. Северная Африка теперь была изолирована от вишистской Франции, и Дарлан мог от имени маршала Петена создать свои личные африканские владения. Кларк и Мерфи согласились назначить Дарлана «политическим руководителем во Франции», и 14 ноября они подписали письменное соглашение. Дарлан предложил генералу Жиро должность «главы вооруженных сил». Французское сопротивление было возмущено американским предательством.
1691060147314.png
Анри Оноре Жиро был французским генералом и лидером Свободных французских сил во время Второй мировой войны, пока он не был вынужден уйти в отставку в 1944 г.
К декабрю 1942 г. ситуация для союзников выглядела мрачной. Попытка генерала Андерсона захватить тунисскую Бизерту была пресечена контратаками Африканского корпуса фельдмаршала Роммеля. Местные французы были настроены враждебно по отношению к «освободителям». Эйзенхауэр после встречи с Дарланом пожаловался в радиограмме своему начальнику штаба генералу Джорджу Маршаллу: «Если так пойдет и дальше, Дарлан снова перейдет на другую сторону.» Но адмирал потерял свой главный козырь – 27 ноября флотом «Свободной Франции» был разгромлен тулонский флот. В то же время 4 декабря войска союзников были разбиты Роммелем под Тебурбой.
Но де Голль не мог успокоиться. Не без его ведома, произошло покушение на Дарлана (24 декабря 1942 г. в адмирала стрелял 20-летний француз-эмигрант Фернан Боннье), явно организованное английской разведкой, в результате чего Дарлан погиб. Его смерть была выгодна де Голлю. Кстати Дарлан, как и положено французскому моряку, был страстным англофобом (не забывайте ещё про Мерс-эль-Кебир (3 июля 1940 г. английский Королевский флот (по приказу Черчилля) разгромил французский флот в Мерс-эль-Кебире, чтобы предотвратить его попадание в руки немцев) при этом почти 1300 французских моряков были убиты).
Де Голль понял, что его момент настал. Публично отрекшись от причастности к убийству, он начал договариваться о создании новой «временной администрации» во французской Северной Африке, пригласив генерала Жиро принять в этом участие.
1691060203722.png
Январь 1943 г. Касабланка. Жиро, Рузвельт, де Голль и Черчилль
1691060231822.png
Справа налево: Владислав Сикорский, Энрю Макнотен, Уинстон Черчиль, Шарль де Голль
Маршал Петен был в курсе, что Жиро отбывает в Алжир и одобрил его намерение. Так у де Голля появился серьёзный конкурент, которого поддерживал президент Рузвельт (впрочем, за спиной французов мечтавший о расчленении Франции и лишении её колоний) и которому симпатизировал генерал Эйзенхауэр. Какое-то время французским правительством в изгнании руководили одновременно Жиро и де Голль, но последний в результате интриг сумел добиться отстранения генерала и стал единоличным вождём Сопротивления. На генерала было организовано покушение, в ходе которого он выжил, но последствия ранения дали потом о себе знать (позднее в 1949 г. Жиро умер, но есть подозрения, что его ликвидировали).
1691060266300.png
Франсуа Миттеран
В любом случае, де Голль сумел убрать со своего пути всех, кто ему мешал и сделать себя единоличным «лидером нации». Голлистские историки тогда и сейчас активно поют дифирамбы де Голлю (в частности, говорят, что по силе патриотизма Шарль де Голь уступал разве что Жанне Д‘Арк и Наполеону), старательно принижая и клевеща на Дарлана, Жиро и, конечно же, на маршала Петена. Стоит отметить, что подвижки к реабилитации маршала начались при первом неголлистском президенте – Франсуа Миттеране, для которого память о маршале была священна.
1691060568671.png
1691060576742.png
1691060584616.png
1691060592586.png
И все же Шарль де Голль национальный герой Франции. Он был тем, кто удержал Францию в борьбе с фашизмом и позволил ей быть в числе победителей. Он главный архитектор независимой Франции, не желавшей находится в вассалах США.
Однако после войны во Франции было сильное левое влияние благодаря массовому участию коммунистов в Сопротивлении. Де Голль потерпел поражение (французам не понравился его конституционный проект) и отошел (на какое-то время) от государственных дел. Не сумев договориться со представителями других партий о форме правления (де Голль бы убежденным сторонником сильной президентской власти и сильной армии), он покидает пост главы правительства и ушел практически в изгнание.
Суэцкий кризис 1956 г. заставил де Голля задуматься о доверии США. Египет хотел национализировать Суэцкий канал, чему препятствовали Великобритания, Франция и Израиль. Они ввели войска в страну и вернули контроль над судоходным путём, однако из-за вмешательства США и СССР были вынуждены отказаться от своих планов.
1691060620215.png
Суэцкий канал – кратчайший путь из Европы в Азию – и европейцы очень не хотели его отдавать Египту
Фактически именно американцы заставили французов вывести вооруженные силы из прилежащей к каналу территории, и Франция была сильно недовольна этим.
В мае 1958 г. в стране распространяется воззвание: «Вот уже 12 лет, как Франция старается разрешить проблемы, непосильные для режима партий, и идёт к катастрофе. Некогда в тяжёлый час страна доверилась мне с тем, чтобы я повёл её к спасению. Сегодня, когда стране предстоят новые испытания, пусть она знает, что я готов принять на себя все полномочия Республики» (Шарль де Голль.
Он вернется в политику в 1958 г. из-за алжирского кризиса и сыграет важную роль в истории страны. Однако, вместо того чтобы удвоить усилия по «умиротворению» французского Алжира, он предпримет необходимые меры, чтобы дать Алжиру независимость.
1691060668112.png
Выступление перед избирателями
Именно отсюда исходила большая часть критики де Голля во Франции. Французы, живущие в Алжире, довольно болезненно относились к тому, чтобы покидать свой дом, и некоторые из них зашли так далеко, что попытались убить его (к ним присоединились и «обиженные» французские военные). И они пытались много раз, де Голль был одним из самых «уязвимых» политиков в истории.
Как мы знаем, НАТО или Североатлантический альянс – военный блок европейских государств во главе с США, созданный после Второй мировой войны. Но альянс не монолитен: среди стран-союзниц полно противоречий и разногласий. В 1958 г. США совместно с Великобританией провели военные учения на Тайване и Ближнем Востоке. Причём не только не спросив совета у французов, но даже не сочтя нужным поставить Париж в известность. И это при том, что штаб-квартира НАТО находилась тогда именно в столице Франции. Такого пренебрежения де Голль стерпеть не мог.
Глава Франции направил тайный документ президенту США Эйзенхауэру и британскому премьеру Макмиллану, в котором предлагал создать механизм с участием трёх держав для консультаций по важнейшим военно-политическим вопросам. Но и Британия, и США попросту уклонились от конкретного ответа. Франция не нужна была даже в качестве младшего партнера. И это крайне возмутило её главу.
1691060757299.png
1691060771399.png
Его раздражение начало накапливаться еще во время Второй мировой войны, когда американцы, открыв Второй фронт, совсем не принимали в расчет французское Сопротивление. По их мнению, Шарль де Голль должен был полностью подчиниться союзному командованию. Но непокорный француз ослушался. Он рвался в Париж, где бойцы Сопротивления подняли восстание, и надо было спасти город от полного разрушения.
Шарль де Голль уже тогда понимал, что союзники вычеркнули Францию из числа победителей во Второй мировой войне. Их не позвали на Ялтинскую конференцию, где обсуждались вопросы капитуляции и послевоенного устройства. А Шарль де Голль грезил восстановлением Великой Франции, ведь на протяжении почти всей европейской истории она была ведущей державой Старого мира.
И вот в 1963 г. НАТО решило создать вооруженный ядерным оружием Атлантический флот. От Франции требовалось внести вклад в его создание, параллельно отказавшись от собственных планов создания наступательных ядерных вооружений. Это означало полное подчинение государства в военном плане США и Англии и потерю шансов на возрождение страны как державы, имеющей серьёзный вес в мире. Де Голль понял, что если будет полностью следовать американской политике, то Франции не удастся восстановить величие.
И президент Франции сначала вывел войска Пятой республики из-под подчинения руководства войск НАТО. А затем потребовал, чтобы войсковые части и управления сил альянса покинули его страну. Так, в 1966 г. Франция покинула НАТО. Но только в военном плане: в самой структуре страна продолжила числиться и участвовала в переговорах и вернулась полностью в союз в 2009 году.
Шарль де Голль хотел покинуть НАТО из-за того, что стремился возродить величие Франции. США и Великобритания не желали видеть в официальном Париже равного партнера. Впрочем, уход из альянса никак не помог внешней политике Франции, и страна к этому времени утратила свой мировой статус.
Однажды он сделал громкое заявление. Де Голль объявил, что Америке пора возвратить золото Франции. Государство оплачивало закупки оружия, продуктов и другого оборудования. И пока страна не понимала, как справиться с истощением казны, США постоянно требовали оплатить «помощь» ценным металлом.
С 1944 г. сложилась весьма выгодная для Америки система валютного регулирования. 35 долларов приравнивались к 31 гр. золота. Шарль де Голль собирался возвратить доллары (речь шла о сумме в 750 млн. долларов), потребовав от Америки обменять их на золото. Неординарная и весьма уверенная выходка де Голля вынудила Бреттон-Вудскую систему смириться с существование «стандарта». Так в феврале 1965 г. де Голль отказался признавать одновременное существование Золотого стандарта и долларовой системы. Он настаивал, что «стандарт» остается последним гарантом и хоть как-то регулирует валютную систему. Доллар испытал то, что называют «Никсон-шок», когда президент Никсон в 1971 г. вынужден был объявить об отмене золотого обеспечения доллара.
Де Голль не раз призывал европейские страны объединиться. Ведь ни один «завоеватель» не сможет проглотить мощный конгломерат, тогда как порознь они слабее. Он даже согласился на переговоры с Германией, хотя страны никогда не были союзниками. Шел диалог Франции и с Советским Союзом, и с другими государствами. Разногласий было много. В первую очередь идеологических. Но де Голль считал, что в такие времена не стоит смотреть на избранный социальный строй как на причину к разногласиям, ибо нельзя допускать большего разобщения.
В 1966 г. он посетил СССР. Своим визитом в СССР Шарль де Голль хотел продемонстрировать намерение сотрудничать со страной Советов. «Мы видим Европу от Атлантики до Урала, объединяющуюся не посредством наднациональных институтов, а путем сотрудничества государств». А еще легендарному генералу антифашисту принадлежит фраза: «Русские не производят впечатление людей, склонных к войне, но не надо наступать им на ноги».
Правление легендарного французского генерала закончилось в 1969 г., когда Францию охватили беспорядки, начавшиеся со студенческих волнений («железный Шарль» (так впоследствии назовут де Голля) столкнулся с врагом, о которым и не подозревал – французская молодежь с упоением впитывала сказки об «американской мечте»). Есть версии, что они были спровоцированы. Однако генерал умел те только выигрывать, но проигрывать с достоинством. Решив, что нация отвернулась от него он досрочно ушел в отставку. А через год скончался.
Но и спустя десятилетия французы считают его самым великим историческим деятелем Франции.
1691060797378.png
Памятник де Голлю в Париже
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх