(ТЕОРИЯ) Шестидневная война (часть III)

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Можно констатировать, что общей, триумфальной и скоротечной победой в Шестидневной войне 1967 г. вооруженные силы Израиля во многом обязаны успешным и эффективным действиям своей немногочисленной боевой авиации.
Первый кирпичик в фундамент будущей громкой и безоговорочной победы был заложен ещё в середине 1962 г., когда командующий военно-воздушными силами Израиля – генерал-майор Эзер Вейцман поручил полковнику Рафи Себрону – начальнику оперативного отдела штаба ВВС разработать план атаки военных аэродромов арабских стран.
1686825650163.png
Эзер Вейцман
После длительных споров, дискуссий и обсуждений офицеры штаба ВВС Израиля пришли к выводу, что наиболее эффективной будет атака взлетных полос аэродромов потенциальных противников, поскольку она лишит уцелевшие вражеские самолеты возможности взлететь, а уже находящиеся в полёте крылатые машины лишит возможности посадки. Данная концепция шла вразрез с тогдашней официальной доктриной многих передовых в военном отношении стран.
Первой проблемой, которую пришлось решать израильским боевым лётчикам и инженерам, специализирующимся в области авиационного вооружения, стал выбор, а точнее создание нового типа бомб, предназначенных для максимально эффективного нанесения ущерба вражеским взлётным полосам и аэродромам. Второй проблемой стало составление графика нанесения ударов, учитывая недостаточное количество самолётов, имевшихся в распоряжении ВВС Израиля.
Как были решены эти проблемы подробно рассказывает писатель Давид Шварц: «Ракетное вооружение оставляло небольшие пробоины, которые было нетрудно залатать, авиационные пушки слегка царапают полосу, а авиационные осколочно-фугасные снаряды подпрыгивают на бетоне или скатываются с него и вероятность промаха высока. Поэтому пришлось разработать и начать выпускать специальные авиационные бомбы, которые могли наносить большой ущерб взлетно-посадочным полосам, оставляя огромные выбоины в них. Военной разведкой была собрана информация о всех типах взлетно-посадочных полос в арабских странах, местонахождении РЛС, способе передачи информации с РЛС в штабы, графиках дежурств, способности советских самолетов действовать в разных погодных условиях и прочее. После окончания сбора информации были составлены подробные таблицы для каждого арабского аэродрома, с точными указаниями сколько самолетов и какая бомбовая нагрузка требуется, какую полосу требуется атаковать, маршрут и угол подлета и вылета после атаки и т.д. и т.п. Для большинства взлетно-посадочных полос было отмечено два места, где следует нанести удар, в основном на трети расстояния с каждого конца».
Небезынтересной будет и дополнительная информация от советского обозревателя Александра Соцкого: «В пустыне Негев была построена специальная тестовая ВПП, на которой евреи тренировались в бомбометании и нанесении ударов по аэродромам. Была изобретена специальная бомба для уничтожения бетонных ВПП. Евреи отказались от создания отдельной бомбардировочной авиации и сконцентрировались на многоцелевых истребителях-бомбардировщиках, ибо маленькой стране было не потянуть узкоспециализированную технику. Израильская разведка сконцентрировалась на получении достоверной и актуальной информации о египетских ВВС и аэродромах».
Окончательный вариант плана атаки военных аэродромов арабских стран (он получил кодовое наименование «Мокед», что означает «фокус») был утверждён в 1965 г. Новая концепция превентивного удара израильских ВВС помимо очевидных выгод, плюсов, краткосрочных и долгосрочных дивидендов имел две очевидные уязвимости.
Во-первых, для достижения успеха требовалась полная неожиданность атаки, причём такая, чтобы арабские самолеты в подавляющем большинстве своём не успели подняться в воздух. Во-вторых (и это было главной проблемой) для воплощения в жизнь «Фокуса» требовалось 530 полностью исправных и боеготовых самолётов, а ВВС Израиля на тот момент располагал лишь двумя сотнями крылатых боевых машин. Выход был один – производить налёты на арабские аэродромы в несколько волн, пилотам предстояло совершить по два-три боевых вылета при высокой степени вероятности параллельно ведения воздушных боёв.
За три недели до начала боевых действий – в середине мая 1967 г. начальник Генерального штаба АОИ генерал-лейтенант Ицхак Рабин справедливо заметил, что если о предстоящей операции «Мокед» станет известно противнику, то израильские самолеты, отягощенные повышенной бомбовой нагрузкой, станут легко добычей вражеских истребителей и перехватчиков. Таким образом, израильские ВВС лишаться большей части самолётов, а воздушное пространство небольшой по площади страны останется без авиационного прикрытия. Риск был слишком велик, но иной альтернативы на успешное начало войны и победное её завершение, у израильского командования не было.
1686825737611.png
1686825747732.png
1686825758912.png
Ицхак Рабин. В Войне за Независимость 1948 г. Ицхак Рабин командовал частями, действовавшими против египтян в пустыне Негев и вскоре возглавил Генштаб ЦАХАЛа. Под его командованием Армия Израиля одержала блестящую победу в Шестидневной войне и вошла в Старый город Иерусалима, где Рабин произнес пламенную речь триумфатора
Моше Даян. 14 мая 1948 г. началась так называемая война за независимость Израиля – борьба еврейского государства, против Лиги арабских стран (Сирия, Египет, Ирак, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия, Йемен). В чине майора Даян возглавил батальон и отличился 14-19 мая при обороне родной Дгании. В дальнейшем Даян умело руководил защитой еврейских поселений в Иорданской долине, затем командовал штурмом Лод, участвовал в боях против египтян на Южном фронте, за что получил звание полковника. В августе 1948 г. он в чине бригадного генерала был назначен командующим Иерусалимским фронтом. В 1950 г. Даян, ставший по итогам предыдущей войны генерал-майором, возглавил войска Южного, а затем и Северного военного округа. В 1953 г. Даян занял пост начальника Генерального штаба ИСО. В июле 1956 г. разразился Суэцкий кризис, в ходе которого Франция и Англия осуществили военную операцию по возвращению себе всех прав на эксплуатацию Суэцкого канала, национализированного правительством Египта. 6 ноября войска Израиля блестяще осуществили операцию, разработанную Даяном, фактически полностью взяв под свой контроль Синайский полуостров. Очередной ближневосточный кризис разразился в мае 1967 г. Даян вошел в правительство национального единства в качестве министра обороны с последующим присвоением ему чина генерал-лейтенанта – высшего воинского звания армии обороны Израиля
Мордехай Ход (1926 — 2003 гг.) — командующий ВВС Израиля с 1966 по 1973 гг., прославился в период Шестидневной войны 1967 г.
Ицхак Рабин, генерал-лейтенант Моше Даян – новый министр обороны Израиля и генерал-майор Мордехай Ход – один из главных разработчиков плана «Мокед», с апреля 1966 г. возглавлявший израильские ВВС, за 48 часов до начала боевых действий приняли два важнейших решения. Первое: в связи с нехваткой самолётов, первый и главный удар наносился по Египту. Второе: с целью сохранения секретности информации и недопущения утечки хотя бы части её, израильское правительство было проинформировано о плане «Фокус» лишь в самых общих чертах. Кабинет министров Израиля утвердил день нападения, но никто, кроме высших военных чинов, не знал точный час начала операции «Мокед».
В то же время, за три месяца до начал Шестидневной войны командующий египетскими ВВС генерал-лейтенант Мохаммед Сидки Махмуд докладывал президенту, что имеющаяся система раннего оповещения и ПВО способна своевременно обнаружить воздушную атаку противника и уничтожить атакующие израильские самолеты, даже если их будет слишком много.
Президент Насер 2 июня 1967 года располагал информацией, не до конца подтвержденной, о том, что вероятно уже 5 июня (меньше, чем через 72 часа) Египет подвергнется мощному удару ВВС и сухопутных сил Израиля. Высшее руководство египетских вооружённых сил скептически отнеслось к словам Насера.
1686825786951.png
Гамаль Абдель Насер
В тот же день – 2 июня состоялось ещё одно во многом судьбоносное для предстоящей кампании военное совещание высшего командования Египта. Вот, как основную полемику между собравшимися высокопоставленными участниками излагает израильский обозреватель Дов Конторер: «Генералы требовали, чтобы Египет ударил первым, но Насер считал необходимым уступить Израилю инициативу первого удара и статус агрессора. Выступавший после него начальник военной разведки Мухаммед Ахмед Садек предложил отвести египетские самолеты с передовых авиабаз на Синае вглубь египетской территории. Ему возразил командующий ВВС Сидки Махмуд, опасавшийся, что отвод самолетов с Синая негативно скажется на боевом духе египетских пилотов. Насер спросил, каких потерь ожидает Махмуд, если Израиль ударит первым. Командующий ВВС полагал, что в этом случае Египет потеряет 15-20 процентов своих самолетов. Насер поинтересовался, какие потери Египет сможет причинить Израилю с оставшимися у него самолетами. Махмуд выразил уверенность в том, что оставшихся сил египтянам хватит для уничтожения 60-70 процентов израильской авиации. Было решено, что такой результат устраивает Каир». В изложении Алексея Смирнова – автора книги «Арабо-израильские войны» события выглядели несколько иначе: «2 июня Насер созвал совещание своих командиров, чтобы лично сказать им: Египет не может ударить по Израилю первым, потому что Москва не одобрит этого. Это означает, что в будущей войне они сначала должны абсорбировать первый израильский удар. Взволнованный Сидки Махмуд, командующий военно-воздушными силами, вскочил с места и заявил: «Но он нанесет нам огромный ущерб. Наши ВВС превратятся в инвалида... и вооруженные силы тоже». Амер (фельдмаршал Абдель Хаким Амер; на тот момент он занимал пост военного министра Египта) ответил: «Сидки, ты что, хочешь воевать с Соединенными Штатами? Если мы атакуем первыми, то США несомненно вмешаются, и что ты будешь делать после этого? Ты хочешь воевать с США, или лучше принять первый удар?» Сидки сел на место со словами примирения: «Хорошо, хорошо ...» Насер затем спросил генерала Сидки Махмуда: «Если бы Израиль ударил первым, как бы ты оценил наши потери?» Махмуд: «От 15 до 20 процентов»».
Тут важен тот неоспоримый факт, что высшее военное руководство Египта знало за три дня до начала войны о готовящемся ударе ВВС Израиля по территории и военным объектам своей страны. Знало, но ничего не предприняло для нейтрализации готовящейся угрозы или хотя бы для смягчения последствий массированного налёта вражеской авиации.
Попытаемся максимально точно определить, каким количеством самолётов располагали главные участники конфликта. В израильских современных источниках, в частности в книге памяти, посвященной Шестидневной войне, и авиационных справочниках приводятся данные о том, что на утро 5 июня 1967 г. в составе ВВС Израиля числилось 412 военных летательных аппаратов – 203 истребителя и истребителя-бомбардировщика, 167 военно-транспортных самолётов и вертолётов, 42 учебно-боевых самолета, часть которых использовалась в качестве машин тактической поддержки сухопутных войск.
Военно-воздушные силы Египта были более многочисленными. В их состав (по различным оценкам) входили от 430 до 500 боевых и военно-транспортных самолётов, а также свыше 35 вертолётов. Перед началом войны основные силы египетских ВВС, включая 200 новейших реактивных истребителей-бомбардировщиков МиГ-19С и МиГ-21Ф, базировались на Синайском полуострове и в районе Каира. Там же находилась и транспортная авиация – 90 самолётов (из них 70 Ил-14 и 12 АН-12) и 25 вертолётов (Ми-4, Ми-6 и Ми-8). В Йемен были переправлены 60 самолётов (главным образом, МиГ-15, МиГ-17 и Ил-28). Три эскадрильи реактивных истребителей (МиГ-17 и МиГ-19) Насер отправил на авиабазы Сирии. Собственно сирийские ВВС были представлены исключительно советскими машинами – 36 МиГ-21Ф, 100 МиГ-15 бис и МиГ-17Ф, а также 10 Ил-28. Ирак привлёк к предстоящей войне реактивные истребители МиГ-17, МиГ-21 и бомбардировщики Ту-16.
Операция «Мокед» началась 5 июня 1967 г. в 06:30 по местному времени, когда с аэродрома взлетели два специальных израильских самолета, имевшие задачу заблокировать и дезорганизовать работу вражеских радаров, находящихся в Эль-Арише и Румане. После них в 06:45 в воздух поднялись четыре учебных самолета «Фуга Магистер», которым предстояло заполнить радиоэфир разговорами и приказами, имитирующими обычные, штатные и привычно рутинные утренние учения израильских ВВС, что проводились по нескольку раз в неделю. В 07:14 в воздух начали подниматься израильские ударные самолёты первой волны – Dassault Mirage III, Dassault MD-454 Mystre IV, Dassault Super Mystère, Sud Aviation SO-4050 Vautour II и Dassault MD-450 Ouragan. В первой ударной волне всего были задействованы 173 истребителя-бомбардировщика. Взлетев с 12 разных аэродромов, «Миражи», «Мистэры», «Вотуры» и «Ураганы» сформировали 46 звеньев, которые в дальнейшем соединились в условленных точках в ударные группы, направившись к конечным целям.
Для защиты воздушного пространства Израиля были выделены 12 «Миражей». Три из них были подняты в воздух для патрулирования, а два совместно с парой Sud Aviation SO-4050 Vautour II в течение двух часов барражировали на высоте близ Синая, заглушая установленными на борту средствами РЭБ египетские РЛС.
1686825842887.png
Схема операции «Мокед»
Израильским истребителям-бомбардировщикам предстояло лететь на сверхмалой высоте – всего 30 м., соблюдая полнейшую тишину в эфире. Никто из пилотов (даже командиры эскадрилий) до начала бомбардировки не имел право произносить ни слова.
1686825875899.png
[ВМ1] Синай – 1967 г.
Несмотря на все меры предосторожности, израильская авиация была обнаружена иорданским радаром, установленном на одной из горных вершин в Аджалуне. Как и положено, иорданский офицер ПВО срочно передал египетским коллегам информацию о том, что в воздушном пространстве южной части Израиля находятся сразу две сотни боевых самолётов.
Неизвестно, как в дальнейшем сложился бы дальнейший ход Шестидневной войны, если бы египетская сторона проявила требуемую оперативность и расторопность. Однако дешифровка полученного сообщения из Аджалуна заняла слишком много времени, поскольку буквально накануне в Каире коды к шифрам поменялись, а известить об этом своих иорданских союзников египтяне своевременно не успели. Более того, египетские ВВС и части ПВО, расположенные на Синайском полуострове, получили приказ не стрелять по военным самолетам из-за опасения, что могут быть случайно сбиты самолет с высокопоставленными египетскими военными и иностранными представителями. Ибо 5 июня в воздух поднялись два египетских военно-транспортных самолёта Ил-14. На борту одного из них находились фельдмаршал Амер и генерал Сидки Махмуд. Они следовали с инспекцией на синайскую авиабазу Бир-Тамада. На борту второго Ил-14 находились Абдель-Рахман Ареф – премьер-министр Ирака и советский военный советник, которые летели на один из аэродромов Каира. Опасения сбить эти самолеты окончательно лишили инициативы и самостоятельности в принятии решения об открытии огня египетских зенитчиков, что, безусловно, сыграло на руку израильским пилотам.
В 08:45 по каирскому времени первая волна, состоявшая из 80 израильских истребителей-бомбардировщиков, обрушилась сразу на 11 военных египетских аэродромов – Эль-Ариш, Джебель-Либни, Бир-Гифгафа, Бир-Тамада, Абу-Суэйр, Кабрит, Инкас, Аль-Маза, Бени-Суэйр и Фаид. Налет вражеской авиации оказался настолько внезапным и неожиданным для египтян, что большая часть самолётов была уничтожена прямо на земле. В воздух смогли подняться только два звена МиГ-21. Им удалось сбить два «Миража», но и сами они были уничтожены израильскими пилотами.
Изначально удар планировался лишь по девяти египетским аэродромам. Однако пилоты и успешно взаимодействующие между собой эскадрильи израильских ВВС сумели дополнительно подвергнуть атаке еще две авиабазы противника. Из числа атакованных египетских аэродромов четыре находились на Синайском полуострове, три – в зоне Суэцкого канала, ещё три – в дельте Нила, а один – на юге страны.
Результаты атаки первой волны превзошли самые смелые ожидания. Практически все (95 – 97 %) взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки были уничтожены или надолго выведены из строя. Из 11 атакованных аэродромов 6 были полностью выведены из строя. 197 египетских самолетов были уничтожены (из них лишь 8 в воздухе, а остальные – на земле). ВВС Египта за считанные минуты лишились своего главного козыря – 30 советских бомбардировщиков дальнего радиуса действия Ту-16. Советские ЗРК С-75, к тому моменту отлично зарекомендовавшие себя во Вьетнаме, сбив сотни американских самолетов, не причинили никакого вреда израильским самолетам. В воздушных боях над атакованными авиабазами египетскими лётчиками и силами ПВО Египта были сбиты 8 израильских самолетов. При этом 7 пилотов погибли, 3 получили ранения, а ещё 2 после катапультирования попали в плен.
Не подозревая о размерах постигшей ВВС Египта катастрофы, начиная с 9 часов утра, все местные радиостанции по распоряжению правительства начали передавать сводки о «масштабном и удачном наступлении египетской авиации, которая беспощадно поражает цели на территории Израиля». Каирское радио передало сообщение, что всего через несколько часов Тель-Авив падёт.
Тем временем, после возвращения, быстрой заправки, технического обслуживания, пополнения боекомплекта и дополнительного инструктажа, уже в 09:34 израильские самолёты во второй раз взяли курс на Синайский полуостров и египетские аэродромы.
Во второй ударной волне участие приняли 164 истребителя-бомбардировщика. Повторной атаке подверглись восемь повреждённых ранее авиабаз, а также еще шесть нетронутых египетских аэродромов. Отдельным ударам подверглись радарные установки и средства РЭБ. На этот раз израильские ВВС уничтожили ещё 107 египетских самолётов, потеряв лишь один самолет, пилот которого погиб.
1686826032194.png
1686826016434.png
1686826043739.png
Египетские самолёты, уничтоженные на аэродромах 5 июня 1967 г.
Пилоты израильских ВВС
Египетские самолёты, уничтоженные на аэродромах 5 июня 1967 г.
После разгрома и фактического уничтожения ВВС Египта, высшее военное египетское руководство впало в состояние полной прострации, не удосужившись информировать своих союзников о произошедшем. Ничего не подозревая о полном крахе египетской авиации около 12.00 по местному времени сирийские, иракские и иорданские боевые самолеты начали атаки на заранее намеченные цели, расположенные на севере Израиля.
Сирийские ВВС атаковали ряд военных и хозяйственных объектов, расположенных вдоль побережья озера Кинерета и в Изреэльской долине. Сирийские самолёты атаковали аэродром Мегиддо и нефтеочистительные сооружения в Хайфском заливе. Ущерб от этих атак оказался минимальным, при этом сирийская сторона лишилась двух своих самолётов. В это же время ВВС Иордании подвергли налёту город Нетания (бомбы попали в местный фармацевтический завод), сельскохозяйственную общину (мошав) Кфар-Яабец и аэродром Кфар-Сыркин. Иорданским пилотам удалось разрушить несколько жилых и административных строений, а также уничтожить один транспортный самолет.
Пока авиация Иордании, Сирии и Ирака совершала попытки атаковать объекты на территории Израиля, в 12:45 стартовала третья и заключительная ударная волна ВВС Израиля. В ходе этой атаки был осуществлен 201 боевой вылет: 85 с целью бомбардировки египетских объектов, 67 вылетов в Сирию, 48 вылетов в Иорданию, а также нанесён воздушный удар по иракскому аэродрому Н-3.
В 13:15 восьмёрка иракских самолётов Hunter F.Mk 59 атаковала израильскую авиабазу, расположенную в Кфар-Сиркин. Иракские пилоты доложили об уничтожении, либо повреждении семи израильских самолётов, без собственных потерь. При этом имелись убитые и раненые среди персонала аэродрома. Израильская сторона заявила, что уничтоженных самолётов в ходе данной атаки не было, а три машины, получившие незначительные повреждения вскоре были починены и возвращены в строй. Около 13:22 иорданские «Хантеры» атаковали израильский аэродром, расположенный в районе Мегиддо. Иорданские пилоты по возвращении докладывали об уничтожении на земле четырёх израильских истребителей. Израиль позже заявил, что после налёта были списаны три крылатые машины – два лёгких двухместных американских самолёта Piper PA-18 «Super Cub», а также военно-транспортный самолёт Nord Noratlas, французского производства. При этом, защищая свою авиабазу, израильские истребители Mirage III сбили иорданский Hunter F.Mk 59. В 14:00 иракский бомбардировщик Ту-16 сбросил бомбы на мошав Нахалаль. Поднятые по тревоге израильские истребители сбили «тушку». Горящий бомбардировщик упал прямо на территорию военной базы Махан-Амос, в результате чего погибли 16 израильских военнослужащих. Данный инцидент фактически ознаменовал завершение активной фазы воздушных боев первого дня Шестидневной войны.
Итоги операции «Мокед» и её последствия подробно изложены в комментариях и выводах Дова Конторера: «Воздушные удары по авиабазам противника наносились до захода солнца, но уже в 10.35 командующий израильскими ВВС Мордехай Ход доложил Ицхаку Рабину: «Египетских ВВС больше не существует». Потеряв в первый день войны 26 своих самолетов (19 при налетах на авиабазы противника и 7 при оказании тактической поддержки наземным войскам), Израиль обеспечил себе абсолютное господство в воздухе. Последующие подсчеты показали, что в результате операции «Мокед» Египет потерял 347 самолетов и вертолетов, Сирия – 61 самолет и вертолет, Иордания – 21 самолет, Ирак – 21 самолет, Ливан – 1 самолет, так что в общей сложности арабскими государствами было потеряно свыше 450 летательных аппаратов. Египетские ВВС были уничтожены на 80 %, сирийские – на 60 %, иорданские – почти полностью. В числе уничтоженных самолетов противника было 289 истребителей, 41 истребитель-бомбардировщик, 61 бомбардировщик, 44 военно-транспортных самолета и 16 вертолетов. Многие атакованные Израилем аэродромы были полностью выведены из строя, другие могли использоваться с очень большими сложностями. Забегая вперед, отметим, что всего в Шестидневную войну израильскими ВВС было потеряно 46 самолетов – пятая часть их боевого состава, с учетом учебно-боевых самолетов. Арабские потери были на порядок больше – 469 самолетов, включая полсотни сбитых в воздушных боях ...».
Наглядно итоги работы ВВС Израиля озвучивает Давид Шварц: «В течение первого дня войны была уничтожена египетская и иорданская авиация, а также половина сирийской, часть сирийских самолетов успели ретироваться на удаленные аэродромы. В течение первого дня войны было уничтожено 70 %, боевых самолетов вражеских сил, а именно 451 самолет, в то время как Израиль потерял – 19. Результатом операции стало полное израильское господство в воздухе, что сыграло важнейшую роль в полном поражении арабских стран в результате Шестидневной войны».
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх