Тезаурус (история Османской империи) II часть

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Вакуф (вакф, на арабском وقف‎‎, аукаф; на турецком vakıf: остановка, приостановление, удержание) — в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги).

Вахдат ал-вуджуд (на арабском وحدة الوجود‎‎) — единство бытия. «Вахдат аль-вуджуд» — философская категория, характеризующая учение Ибн Араби. Термин самим Ибн Араби не употреблялся и введён, вероятно, его критиком Ибн Таймиййа. Основой вахдат аль-вуджуд послужила суфийская метафизика. В соответствии с концепцией вахдат аль-вуджуд, причина творения — в стремлении Абсолюта к самолицезрению и самопознанию. Учение вахдат аль-вуджуд характеризуется недосказанностью и двусмысленностью. Комментаторы учения вахдат аль-вуджуд по-разному толковали его и в какой-то мере изменили сущность учения. Учение оказало значительное влияние на развитие мусульманского богословия и «философского» суфизма.

Визирь (вазир, везер, везир, визир) — титул первых (главных) «министров» и высших сановников во многих восточных государствах, глава всей администрации, как военной, так и гражданской. Слово «визирь» происходит от пехлевийского — vih’r (арбитр / тот, кто решает). По традиции термин «визирь» применяется для обозначения аналогичных должностей, для которых в некоторых восточных странах имелись (или имеются до сих пор) собственные оригинальные названия, например, «чати» в Древнем Египте. В Хазарском каганате звание везира (вазир) носил командующий хорезмийской наёмной гвардией Ал-ларисия. В Османской империи великий, или верховный, везир (везир-и азам, садр-азам) возглавлял «правительство» (Порту) и государственный совет (диван); обнародовал указы султана (ферманы), издавал от имени султана указы (ираде), подписывал мирные договоры; с ликвидацией султаната в Турции (1922 г. г.) эта должность упразднена.

Вилайет или вилаят или вилайя (на турецком vilâyet, на арабском ولاية‎‎ — wilāyah) — основная административно-территориальная единица в некоторых странах Северной Африке, Ближнего и Среднего Востока. В Османской империи — вилайет или эялет; обычно эта турецкая административная единица неофициально называлась пашалык, от общеупотребительного наименования губернаторов — паши. Вилайет – самая крупная военно-административная единица в Османской империи во главе с бейлербеем, имевшим обычно звание везира и титул паши. Число эйялетов в XVII в. достигало 34. Употреблялись оба термина — «эйялет» и «вилайет».

Девширме – набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из наиболее тяжелых повинностей немусульманского населения империи, поскольку позволял властям отобрать на службу наиболее физически и интеллектуально развитых юношей, тем самым, ослабив покоренные народы. В янычары набирали исключительно христианских детей; иудеи были освобождены от девширме. Позднее исповедующие ислам бошняки (босняки) и албанцы-мусульмане добились от султана права также посылать детей в янычары. От девширме были освобождены жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые мужчины. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.

Джебели (буквально «латники») — категория конного войска в Османской империи, войны, выставляемы держателем лена — тимариотом, заимом или бейем. Каждый джебели полностью обеспечивался своим хозяином, будучи, по сути, его рабом.

Диван (на персидском دیوان) — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти в ряде исламских государств, а также титул руководителя данного органа. Современный персидский вариант«دیوان» ‎ (diwān) через пехлевийское «dpywоn» (diβi-vān) или «dywоn» (di-vān) восходит к древнеперсидскому «dipi-vān-» — надпись, документ, который через эламский язык восходит к аккадскому «ṭuppu», которое, в свою очередь, заимствовано от шумерского «dub» — «глиняная табличка с надписью». От данного корня также происходит древнеперсидское «dipī-var» — «писец», ставшее в пехлевийском dibīr и в персидском «دبیر»‎ (debīr). Слово впервые встречается в текстах IX в., описывающих халифат времён халифа Омара (634 — 644 гг.), и означает списки распределения государственных доходов, а также место хранения данных списков. При создании административной системы халиф ориентировался на образец державы Сасанидов, а потому и дал совету персидское название. Позднее термин распространился на различные органы государственной власти.

Зеамет — военный лен, получаемый сипахом за несение военной службы. Установлен при султане Мураде I. Представлял собой условное феодальное земельное держание, существовавшее в Османской империи вплоть до отмены военно-ленной системы (1839 г.), годовой доход с которого составлял от 20 до 100 тысяч акче. Держатель зеамета — заим (зеам). Заимы проживали в своих ленах и были обязаны лично выступать в поход по первому требованию правительства, имея с собой на каждые 5000 акче дохода одного конного война — джебели.

Ираде (на турецком irade – воля, желание) — в средневековой Турции указ султана, обнародуемый через визиря. Он передавался сначала великому визирю, а тот уже от своего имени его обнародовал.

Каза – уезд – административно-территориальная единица в Османской империи. Несколько уездов составляли санджак.

Кей-Кубад I или Ала ад-Дин Кей-Кубад I (другие транскрипции имениАладдин Кейкубад, Алаадин Кейкубад; на арабском и персидском 'Alā al-Dīn Kayqubād bin Kaykā'ūs; на турецком Alâeddin Keykubad) — сельджукский правитель Конийского султаната (1219 / 1220 — 1236 / 1237 гг.), при котором государство достигло своего расцвета. Он оспаривал власть у своего старшего брата Кей-Кавуса I, ставшего султаном в 1211 г., но был им побеждён к 1213 г. и заключён в замок Гузер-пирт близ Малатьи. После смерти брата он был освобождён эмирами и возведён на престол. Уже в первые годы правления Кей-Кубад I показал себя дальновидным правителем и удачливым военачальником. В то время как монголы вели завоевания в Средней Азии, он предусмотрительно укрепил Конью, Кайсери и Сивас, окружив их новыми стенами и башнями. В 1221 г. султан отбил у армянского Киликийского царства крепость Калонорос на средиземноморском побережье. В год вступления Кей-Кубада на престол был подтверждён торговый договор с Венецией.

Миллет (на османском ملت – millet, на турецком millet, от арабского ملة‎‎ – миллях) — в мусульманских державах — группа людей одной веры, имеющие автономные административные учреждения (суды, школы, больницы), расположенные в специально отведённом для этого месте/квартале города. В XV—XX вв. термин получил широко распространение в Османской империи для классификации её пародов по религиозному признаку.

Огузы (на арабском и персидском – гуз, гузз; на древнетюркском – огуз) – тюркоязычные племена в Центральной и Средней Азии. В начале VII в. в составе Тюркского каганата возник племенной союз токуз-огуз (буквально – девять огузов); преобладающее положение в союзе, вероятно, занимали уйгуры. В IX в. огузы, теснимые киргизами, переселяются на территорию современного Синьцзяна и современную провинцию КНР Ганьсу. Здесь название «токуз-огуз» постепенно вытесняется этнонимом уйгур. В конце IX – середине X вв. сложился союз огузов и в Приаралье и в Прикаспии. В X в. в низовьях Сырдарьи создаётся государство огузов (с центром в Янгикенте). В середине XI в. это государство было разгромлено пришедшими с востока кипчаками. Часть огузских племён ушла на запад и заселила южнорусские степи. Другая часть, возглавленная сельджуками, завоевала страны Передней Азии. Позднее возникли многочисленные государства (государство сельджуков, Конийский султанат и другие). Огузы сыграли важную роль в этногенезе туркмен, азербайджанцев, турок, а также гагаузов и каракалпаков.

Османы (также назывались оттоманы) — основное население Османской империи. Название происходит от имени первого султана стоявшего у истоков Османской империи. В XI в. огромные территории Азии, включая земли нынешних Турции и Туркмении, оказались под властью государства сельджуков. При султане Мелеке (1072 — 1092 гг.) могущество царства турок-сельджуков достигло своего апогея; при наследниках Мелека оно распалось на множество небольших государств, так называемых бейликов. В XIII в. одно из турецких племён — кайы — под предводительством Эртогрул-бея, выгнанное с кочевий в туркменских степях, двинулось на запад и остановилось в Малой Азии, где они оказали содействие султану крупнейшего из турецких государств — Румского (Конийского) султаната — Алаэддину Кей-Кубаду в его борьбе с Византией. За это Алаэддин отдал Эртогрулу в ленное владение пространство земли в области Вифиния между Ангорой и Бурсой (но без этих городов). Осман I, сын и наследник Эртогрула (1288 — 1326 гг.), в борьбе с ослабленной Византией присоединял к своим владениям ряд областей, но, несмотря на растущее могущество, признавал свою зависимость от Коньи. В 1229 г., после смерти Алаэддина, он принял титул «султан» и отказался от подчинения румским султанам. По имени Османа его подданные стали называться османскими турками, или османами. К 1487 г. османы подчинили своей власти все мусульманские владения Малоазиатского полуострова. Название «османы» стало более престижным, чем просто «турки», и постепенно все мусульмане Османской империи (причём не только туркоязычные), а также принявшие ислам христиане Османской империи стали именовать себя османами. Позднее, к XVII в. под властью османов оказался весь Балканский полуостров, земли Валахии, Молдовы, Венгрии, Хорватии, южные районы Украины, Египта, Туниса, Киренаики, Алжира, Месопотамии, Кавказа, Крыма и значительная часть Аравийского полуострова.

Паша (от адыгейского па(пэ) – впереди, ша(ше) – вести, то есть предводитель на турецком paşa, на османском پاشا — paşa, от персидского پادشاه‎, восходяшего к древнеперсидскому pāti-xšāya- — правитель) — высокий титул в политической системе Османской империи. Восходит к титулу пеха, применявшемуся к наместникам провинций ещё в Ассирийской и Древнеперсидской империях и упоминаемому в Библии. Пашами именовались, как правило, «губернаторы» или «генералы». В качестве почётного титула «паша» примерно равен «сэру» или «господину». Только османский султан и (делегированием) хедив Египта могли жаловать титулом паши. Изначально титул использовался исключительно для военачальников, но впоследствии девальвировался и мог применяться по отношению к любому высокопоставленному официальному лицу или вообще лицу постороннему, удостоенному подобной чести. Выше пашей стояли хедивы и визири, ниже — беи. Существовали паши трёх степеней — бейлербей-паша, мирмиран-паша и мирлива-паша, что отмечалось числом конских хвостов (бунчуг / бунчук), павлиньих хвостов или хвостов яков, четыре хвоста носил только сам султан как верховный военачальник.

Порта (также Оттоманская Порта, Блистательная Порта, Высокая Порта) — принятое в истории дипломатии и международных отношений наименование правительства (канцелярии великого визиря и дивана) Османской империи. Термин происходит от французского porte, или итальянского Porta — «дверь», «врата», а на османском باب عالی‎ — Bâb-ı Âli — «высокие ворота». Высокая Порта именовалась так по названию ворот в центре Стамбула, ведущих во двор великого визиря (на турецком Bâb-ı Âli, Баб-ы Али), который находился на другой стороне улицы от резиденции самого султана — дворцового комплекса Топкапы. Название применимо с XV в. (начала величия Османской империи). Высокая Порта — на языке турецких чиновников означала резиденцию турецкого султана, а также местопребывание турецкого правительства, и наконец, самой турецкой монархии. В последнем смысле название Великая Порта принято и европейцами.

Райяты (райя – множественное число, также искажённое «рейя», «раая», на турецком râya или reaya; на османском رعايا) — арабизм, который турки-османы переняли из фарси после их миграции из Средней Азии через территорию Ирана, где они сильно исламизировались. В буквальном переводе слово означает «стадо», «скот», выражая, таким образом, презрительное отношение завоевателей к покорённым христианским народам, особенно бывшей Византийской империи, хотя, как установили историки, в райю входили и некоторые мусульмане, особенно крестьяне, ремесленники и прочие малоимущие и уязвимые слои средневекового населения империи. Более точный термин для покорённых христиан, живших в пределах империи — зимми. Слово «райя» до сих пор используется в арабском языке арабов-христиан Ближнего Востока для обозначения прихожан в целом без каких бы то ни было негативных оценок.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх