Формирование познавательного интереса к истории в процессе личностно-ориентированного обучения

М. Ю. Гапешина

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одному из наиболее актуальных направлений исследований в отечественной педагогике. Это обусловлено комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации отечественного образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Концепция модернизации российского образования также предусматривает усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Одной из таких дисциплин, очевидно, является история, позволяющая школьнику успешно пройти процесс социализации и составить программу будущего поведения. В примерной программе среднего (полного) общего образования по истории говорится, что «историческое образование играет важную роль в формировании у школьников умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию» [2]. Следовательно, роль истории в современном школьном образовании возрастает. Именно потому одной из важнейших задач учителя должно стать формирование познавательного интереса к исторической науке [2, с. 337]. Однако наблюдение (как вид диагностики) показывает, что интерес к истории падает, в особенности в старших классах.

Исследование выявило, что история как учебный предмет интересна лишь 15% учащихся. Главными критериями при выборе ответа на этот вопрос среди учащихся стали «не понимание» (31%) предмета и наличие «проблем по изучению» (26%). При выборе варианта ответа «другое» – ученики отметили: «сложный предмет», «не хочется учить». Результаты исследования позволяют согласиться со многими другими авторами в том, что «познавательный интерес … как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне, к самому процессу овладения знаниями» [4, с. 35] занимает различное положение в структуре мотивов учения в зависимости от характера образовательной системы; организации педагогического процесса в образовательном учреждении; от особенностей самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками); личностных особенностей учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности; специфики учебного предмета.

Во многих исследованиях познавательный интерес как мотив учения рассматривается во взаимной связи с другими мотивами. С. Я. Рубинштейн, Г. И. Щукина, Ф. К. Савина и другие рассматривают познавательный интерес как самый сильный мотив учения. По данным Г. И. Щукиной познавательный интерес фигурирует среди других мотивов как центральный. «На высоком уровне развития, повторяясь, укрепляясь во многих ситуациях, интерес играет роль ведущего мотива учения, другие же мотивы (долг, ответственность, профессиональные намерения), совпадая с целью предстоящей деятельности, определяя ее смысл, выводят саму деятельность на интерес», – утверждает Ф. К. Савина [3]. Проблема активизации познавательного интереса учащихся по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» (М. М. Поташник) – ключ к учению, познанию, на наш взгляд.

Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот «огонёк» постепенно угасает. Подростковый возраст педагоги-практики считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист С. Соловейчик выразил свое отношение к нему очень четко: «В 6-7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет» [1]. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только «от случая к случаю» провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход. С нашей точки зрения, решающее значение здесь имеет содержание учебного материала, и как следствие – особые требования к организации и способам подачи исторической информации.

Информации на уроке должны быть присущи следующие качества:
• занимательность, новизна, яркость, парадоксальность. В учебном процессе занимательность является первоначальным толчком познавательного интереса, опорой эмоциональной памяти и условием запоминания трудных разделов, средством разрядки напряжения учебного труда, активизации и переключения внимания, мыслей, эмоций. Как правило, непроизвольное внимание учащихся вызывают: сюжетный рассказ, построенный по законам детективного жанра; исторический сюжет, связанный с темой урока; использование в речи учителя поэтических цитат, шуток и афоризмов; опора на наглядные образы, особенно на произведения искусства.
• нравственная значимость информации, порождающая эмоциональное сопереживание, чувство моральной солидарности, наоборот, резкое неприятие. Это качество обычно придается рассуждениям, активизирующим нравственные чувства и размышления, патриотизм. Для возбуждения дискуссии нужно, чтобы оценки были нарочито категоричными и вызывали неприятие у тех, кто с ними не согласен; необходим доверительный тон общения с классом, который достигается долгой, порой многолетней работой. Эффективными приемами являются включение в характеристику исторических деятелей элементов психоанализа, изложение с использованием диалога, прямой речи или рассуждений с позиций персонажа. Это повышает психологическую достоверность и эмоциональность сюжета;
• научность, доказывающая ученику достоверность информации, открывающая её мировоззренческое значение или практическую значимость, способы её анализа и оценки.

Научность изучаемому материалу придают историографические справки по важным дискуссионным вопросам; объяснение или наглядное подтверждение ошибочности некоторых устоявшихся выводов и оценок путём сопоставления их с историческими документами или авторитетными научными изданиями; специальный подбор фактов, показывающий тенденции и закономерности исторических процессов; доказательное раскрытие их исторического значения; сравнение сходных явлений отечественной и мировой истории; объяснение происхождения терминов, устойчивых словосочетаний и крылатых выражений [4, с. 37]. Рассмотренные аспекты содержания вызывают ситуативный интерес учащихся. Для придания ему относительной устойчивости необходимо развитие учебных и познавательных умений. Этому способствуют различные методы организации познавательной деятельности, позволяющие сделать процесс формирования умений незаметным и привлекательным, в частности задания версионного типа; на исправление текстов с историческими ошибками; текстовая проверка знаний, задания по анализу и систематизации учебного материала в виде текстовых таблиц. В средних классах эффективны игровые формы закрепления знаний и опроса [5].

Возвращаясь к нашему исследованию, приведем данные ответов на вопрос «Какие формы проведения уроков истории в вашем классе чаще всего применяются?». Среди часто повторяющихся форм проведения уроков истории ученики назвали:
• традиционный урок (опрос, новый материал, закрепление и домашнее задание) – 48 %;
• уроки в форме соревнований, игр – 17 %. При этом ученики отметили, что для них являются наиболее интересными уроки в форме соревнований и игр (конкурс, КВН, деловая игра, ролевая игра) – 44%.

Таким образом, главная задача преподавателя в классе – заинтересовать учеников своим предметом, развить самодеятельность учеников, научить их работать, читать серьёзные книги, хорошо излагать свои мысли. Преподаватель должен дать своим ученикам известную сумму знаний и должен убедиться в том, что они эти знания хорошо усвоили. Для этого необходимо применять различные приёмы преподавания изо дня в день. Учитель, влюбленный в свой предмет – натура ищущая, целеустремленная. Он должен совершенствовать свое мастерство через новейшие педагогические технологии, изучать передовой опыт своих коллег и создавать свою методику преподавания истории, мотивированную на потребности и запросы времени. В этом случае он будет способен эффективно решать задачи модернизации исторического образования и положительно влиять на процесс становления личности своих учеников.

Библиографический список

1. Нидерман, И. А. Различные формы урока и их влияние на развитие познавательной активности учащихся / И. А. Нидерман // Социально-гуманитарные науки: поиски, проблемы, решения. - М.: МПГУ, 2006. - C. 334-339.
2. Пантелеева, А. А. Формирование интереса к истории как к науке посредством индивидуализации обучения в профильных классах [Электронный ресурс] / А. А. Пантелеева // Фестиваль педагогических идей «открытый урок». -http://festival.1september.ru/articles/578938/.
3. Савина, Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы : учебное пособие к спецкурсу / Ф. К. Савина. – Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1989, - C. 61-72.
4. Шаповал, В. В. Задания, мотивирующие познавательную деятельность / В. В. Шаповал // Преподавание истории в школе, 2006, № 3. - C. 34-38.
5. Шаронова, Н. Формирование интереса у учащихся к истории [Электронный ресурс] / Н. Шаронова // Образование. Наука. - http: //fb.ru/article/4255/formirovanie-interesa-u-uchaschihsya-k-istorii.
 

Комментарии

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх