Храм Христа Спасителя

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Храм Христа Спасителя — это большой Кафедральный собор (расположенный в центральной части Москвы на улице Волхонке), это одновременно и памятник павшим в Отечественной войне 1812 г. Сегодня храм находится в ведении РПЦ, здесь проводятся Архиерейские соборы и другие важные мероприятия. В комплекс храма входят также два малых храма: каменный храм Покрова Божией Матери и бревенчатый храм-часовня Державной иконы Божией Матери – предтеча современного храма Христа Спасителя.
Первые попытки строительства храма Христа Спасителя были предприняты еще при императоре Александре I в. честь победы России над армией Наполеона. Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма и издал указ о празднестве 25 декабря как дня избавления от врагов. Между тем, несмотря на то, что сам замысел возведения церкви принадлежал государю, его строительная идея была воплощена генералом русской армии Михаилом Ардилионовичом Кикиным. Архитектурная же задумка была представлена Александром (при рождении назван Карлом) Витбергом. Среди множества конкурсных работ именно его оказалась более подходящей для создания храма-памятника.
Большой вклад в создание храма внес и другой генерал Пётр Андреевич Кикин (меценат и статс-секретарь Александра I).
1683224324333.png
Генерал Петр Кикин
1683224361669.png
Художник и архитектор Александр Витберг (1787 – 1855 гг.). Автопортрет, начало XIX в.
1683224407706.png
Проект Храма Христа Спасителя
1683224437175.png
Закладка храма
Храм обладал высотой 240 м и был втрое больше современного. Он включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн, выполненных из трофейных пушек, а также памятники правителям и видным полководцам. Ради утверждения проекта Витберг перешёл в православие.
Проект начал реализовываться в 1817 г. Тогда и состоялась торжественная закладка храма. Проходила она на Воробьевых горах.
Император Николай I, сменивший Александра I на престоле, в 1832 г. пригласил для работ над храмом архитектора — Константина Тона.
1683224488415.png
Константин Тон
1683224519812.png
Алексеевский женский монастырь — памятник XVII в., впоследствии переведённый в Красное Село.
Храм решили поставить на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, откуда он был бы виден с любой точки Москвы, к тому же, соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь храма Христа Спасителя с русской историей и культурой. В апреле 1832 г. император утвердил новый проект храма. Закладка нового храма состоялась в сентябре 1839 г.
Итак, план нового храма был одобрен и утверждён 10 апреля 1832 г., и вскоре назначили новую «Комиссию для построения в Москве Храма во имя Христа Спасителя» под председательством московского генерал-губернатора, князя Дмитрия Голицына. В отличие от первого, второй храм строился практически полностью за казённый счёт.
Храм строился почти 40 лет: с 1839 по 1883 гг.
1683224568004.png
В 1841 г. с поверхностью цоколя были выровнены стены. В 1846 г. сведён свод большого купола. Через ещё три года была завершена работа по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. В 1849 г. закончен свод большого купола. В 1860 г. наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичами. Уже в 1862 г. на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствующую в первоначальном проекте. И к 1881 г. были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари. Работы по внутренней росписи храма к этому времени тоже подошли к концу.
После смерти Тона в 1881 г. стройку возглавил его ученик академик Александр Резанов. В том же году завершились работы по устройству набережной, площади вокруг храма, были установлены наружные фонари.
26 мая 1883 г. (в день Вознесения Господня) он был освящен (митрополитом Московским Иоанникием) в присутствии Александра III и императорской семьи.
Фасады храма были оформлены мраморными горельефами работы скульпторов Иванова, Логиновского и Рамазанова, входные двери собора выполнили из бронзы, интерьер собора украшали росписи и каменная отделка (лабрадор, порфир, мрамор). Над украшением храма работали известные русские художники: В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской и другие представители академической школы живописи.
Храм опоясывала галерея, ставшая первым музеем войны 1812 г.: на её стенах находились мраморные доски с летописями Отечественной войны.
В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 г., 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Престольных праздников в храме было несколько, но главный престольный праздник – Рождество Христово – до 1917 г. отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 г.
1683224623384.png
Храм в 1902 г.
1683224665111.png
Фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 г.
Храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет ...
Храм продолжал действовать после революции 1917 г. С января 1918 г. большевики прекратили финансирование церквей. С целью поддержания жизнедеятельности храма было организовано Братство храма Христа Спасителя. За короткое время на средства частных жертвователей было проведено временное электрическое освещение, организованы церковный хор, читальня, отремонтирована ризница. Одним из членов братства был издатель Иван Сытин, который на собственные средства опубликовал небольшую книгу об истории и архитектуре храма Христа Спасителя.
Клир и прихожане храма Христа Спасителя не поддержали сформированное в мае 1922 г., вскоре после помещения патриарха Тихона под домашний арест, Высшее церковное управление (обновленцев).
1683224708261.png
Разрушение храма, 1931 г.
Решением советской власти в 1931 г. (5 декабря) стало уничтожение храма и расширение близлежащей территории для нужд государства. Вместо храма Христа Спасителя планировалось возведение Дворца Советов — самого высокого в мире здания с вращающимся памятником В.И. Ленину на крыше.
Однако сделать это оказалось не так просто ...
Поборов грунтовые воды, строители завершили фундамент Дворца Советов и начали возведение каркаса, однако дефицит стройматериалов во время Великой Отечественной войны скорректировал планы. Фундамент здания использовали для строительства круглогодичного плавательного бассейна «Москва», который стал одним из крупнейших в мире бассейнов под открытым небом; бассейн был уникален с точки зрения инженерной конструкции и просуществовал с 1960 по 1994 гг.
1683224748269.png
Проект Дворца Советов
1683224782783.png
1683224800026.png
Этапы разрушения и восстановления Храма Христа Спасителя

1683224843130.png
Бассейн «Москва»
Идея восстановления храма Христа Спасителя на его историческом месте возникла еще 1980-х гг.
31 мая 1994 г. Московской патриархией и мэрией города было принято постановление о начале строительных работ по восстановлению храма. Совет по воссозданию религиозного сооружения возглавили патриарх Алексий II и мэр Москвы Юрий Лужков.
Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и другими.
К работе над проектом были привлечены реставраторы, однако окончательный вариант внешнего декора храма принадлежит Зурабу Церетели, выполнившему бронзовые медальоны для кокошников.
Строительство и отделочные работы были символично завершены к 2000 г. — наступлению нового тысячелетия. Сегодня храм является крупнейшим в России, он вмещает в себя 10000 человек.
Храм очень значим для православных христиан и является объектом паломничества. Время от времени в храме Христа Спасителя выставляются православные реликвии из различных святых мест (Пояс Пресвятой, Богородицы, крест апостола Андрея, Дары волхвов, мощи святителя Николая).
1683224904635.png
1683224926839.png
1683224944689.png
1683224968154.png
Постоянно в храме находятся:
Мощи святителя Филарета Московского. Святой, прославившийся благодаря деятельности пастыря и богословским трудам. Митрополит Филарет, стоявший во главе Русской Православной церкви в течение 46 лет, был одним из наиболее образованных иерархов. Благодаря ему Ветхий и Новый завет были переведены на русский язык, а при Московской епархии появилось несколько новых женских монастырей.
Частица ризы Иисуса Христа. Небольшой фрагмент хитона, полученного одним из воинов — свидетелей распятия Сына Божьего, является главной святыней обители. Он хранится в особом аналое, расположенном отдельно от других реликвий. 23 июля, во время Праздника положения Ризы Господней, его выносят к прихожанам.
Частица ризы Богородицы. Хитон Девы Марии, завещанный ею перед Успением ее прислужницам-вдовицам, долгое время хранился на Святой земле. В V в. реликвия была похищена и перевезена в Константинополь, где не раз творила чудеса. Фрагмент, ставший одной из наиболее значимых святынь Храма Христа Спасителя, был подарен РПЦ Кремлевским музеем в 2008 г. Для ризы также создан отдельный аналой.
Гвоздь Христа-Спасителя. Подлинный кусок железа, пригвоздивший Иисуса к кресту, попал в Россию в XVII в. Его длина составляет 14,5 см, а вес — чуть больше 80 граммов.
Частицы святых мощей: святого апостола Андрея Первозванного, святая глава святителя Иоанна Златоуста, святого благоверного князя Александра Невского, преподобной Марии Египетской.
Чудотворный образ Владимирской Божией Матери.
Икона Рождества Христова привезенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема.
Шесть подлинных отреставрированных полотен художника Василия Петровича Верещагина и подлинный трон Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре.
Список с чудотворной иконы Богоматери «Святого евангелиста Луки» («Мадонна ди сан Лука»), привезенный из города Болоньи (Италия).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх